Во сколько обходится подготовка к ЦТ
22.01.2021 14:46:15
Людмила МИНКЕВИЧ
Александра ЯНКОВИЧ
Будущие абитуриенты уже усиленно готовятся к ЦТ. И не все полагаются только на собственные силы. Некоторые уверены: без помощи репетиторов заветные баллы не получить. Но всегда ли оправдываются ожидания тех, кто вкладывает немалые суммы в подобные дополнительные занятия?
Будет уроком
Пинчанка Екатерина Вишневецкая готовилась стать медиком. По плану девушки и ее родителей сейчас Катя должна была грызть гранит науки в БГМУ. Для этого с начала учебного 2019/20 года она стала ходить к репетиторам по химии и русскому языку. У каждого занималась раз в неделю, за час платила сумму, эквивалентную 10 долларам. Биологию учила сама. По итогам ЦТ стало понятно, что в лучшем случае ей светит платное обучение. Но такое «удовольствие» многодетная семья не могла себе позволить — и так последние деньги отдавали на репетитора в надежде, что дочь поступит на бюджет и в будущем эти траты окупятся. Пришлось идти в медицинский колледж.Родители Кати не скрывают разочарования. Они были уверены: если у дочки в школе по предметам 8—9 баллов и к тому же она занимается у репетиторов, то и переживать нечего. Но уже первое репетиционное тестирование показало весьма плачевные результаты: по русскому — 50 баллов, по химии — 30, по биологии — 45. С каждым новым РТ результаты росли лишь на 10—15 баллов.
— На ЦТ Катя набрала больше всего баллов по русскому — 70, по остальным предметам — до 50, — вспоминает мама Наталья. — Больше всего мы расстроились за химию. Репетитора нашли через интернет. Молодая школьная преподавательница после химфака БГУ сразу засыпала нас обещаниями, что все будет хорошо — сдаст Катя ЦТ на высокие баллы. Хотя даже знания ее не проверила. Обидно, платили много, а получили вот такой результат. Когда репетитор спросила об итогах ЦТ, честно говоря, было желание потребовать деньги назад. Хотя вряд ли бы из этого что-то вышло...
А вот история 11-классницы Анны Титович. Девушка идет на медаль. Но к ЦТ готовится с репетиторами. Ее мама сетует:
— Деньги вылетают немаленькие: по русскому — 10 долларов в час, по английскому — 15. Два занятия в неделю обходятся в 25 долларов. И это еще сравнительно недорого!
— Но, может, эти уроки в частном порядке не нужны? — спрашиваем.
— В классе у дочки только одна девочка готовится самостоятельно. Школьная проверка знаний — одно, а тесты — совершенно другое.
Выйти из тени
Сегодня репетитор — маст-хэв для выпускника. Но сказать, что это нечто новое, нельзя. Еще в XIX веке на этом поприще трудились профессора, студенты и гимназисты, предлагавшие дворянам свои услуги. В первые десятилетия СССР ситуация изменилась — считалось, что советские школы способны дать все необходимые знания в нужном объеме. В 60-е годы прошлого века репетиторство стало потихоньку возрождаться. Правда, занимались им нелегально. Чтобы сдать школьные экзамены или, например, подтянуть какой-то предмет, частных педагогов нанимали редко. Чаще их услугами пользовались те, кто готовился к поступлению в престижный вуз или на факультет с огромным конкурсом. Чудо-педагогов искали через знакомых либо в институтах, в которые планировали поступать. Бытовало мнение, что доценты и профессора точно помогут успешно сдать экзамены. К слову, «помощь» таких преподавателей порой заканчивалась уголовными делами.В 90-х годах прошлого века «бизнес на знаниях» получил официальный статус. И если первое время занимались у частников в основном отстающие ученики, то с введением централизованного тестирования к ним стали обращаться в первую очередь для подготовки к сдаче этого вступительного испытания.
Сегодня репетиторством в нашей стране могут заниматься школьные учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений и даже студенты — требований к образованию нет. При этом даже не обязательно открывать ИП — достаточно уплачивать единый налог. Начальник главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Сергей Шкут уточняет:
— Для физических лиц, оказывающих репетиторские услуги, ставки единого налога установлены за месяц в следующих размерах: в Минске — 40 рублей, в областных центрах и Минском районе — 35, в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Жодино, Лиде, Мозыре, Молодечно, Новополоцке, Орше, Пинске, Полоцке, Речице, Светлогорске, Слуцке, Солигорске — 32, в других населенных пунктах — 25.
При этом для пенсионеров, инвалидов, родителей в многодетных семьях, лиц, воспитывающих детей-инвалидов, предусмотрено снижение ставки. Суммы небольшие. Но некоторые педагоги и сегодня продолжают работать нелегально. Сергей Шкут предупреждает:
— Осуществление деятельности без уплаты единого налога влечет за собой негативные финансовые последствия для физического лица, особенно если оно не один раз попадет в поле зрения налоговых органов. Так, при повторном выявлении такого нарушения придется заплатить пять ставок. А если физическое лицо не оплачивает налог в установленный извещением срок, оно подлежит привлечению к административной ответственности.
Подобные образовательные услуги могут оказывать как очно, так и дистанционно, в группах и индивидуально.
К ЦТ за 4,5 часа
На специализированном сайте «Ваш репетитор» только по Минску зарегистрированы 2113 преподавателей. Хотя почти год назад их было меньше — 1293. Наиболее востребованы учителя по английскому языку (794), на втором месте — по математике (343), на третьем — по русскому языку (220).Другой ресурс манит названием «Недорогие репетиторы на одном сайте». Минимальная цена — 9 долларов (23 рубля) за 90 минут. Средняя — от 25 до 30 рублей. Помощь абитуриентам готовы предложить преподаватели вузов, авторы пособий. Их услуги самые дорогие — 40 рублей за полтора часа. Действующих школьных учителей среди репетиторов немного, но встречаются те, кто «вышел из учебного класса».
Наталья Сорокоумова рассказывает, что работала в школе учителем английского, но позже открыла ИП и вот уже 15 лет развивает авторские курсы. Занятия делятся на индивидуальные очные (40 рублей за 60 минут), онлайн-курс (120 рублей в месяц), мини-группы на 3—6 человек (180 рублей за восемь занятий по 80 минут) и малые группы на 7—9 человек (140 рублей).
— Занятия в группах порой более продуктивны, чем индивидуальные, которые нужны, когда необходимо, например, разобраться в запутанных вопросах, — говорит Наталья. — Ученику со средним уровнем знаний по английскому языку при условии выполнения всех домашних заданий и следования всем советам, чтобы подготовиться к ЦТ, вполне хватает одного учебного года. Результат — плюс 30—40 баллов. Если многое пропущено, то готовиться нужно 2—3 года. Тем, у кого уровень языка уже достаточно высокий, бывает вполне достаточно заниматься 1 раз в неделю в течение года или даже 3—4 месяца до ЦТ.
Алексей Мендель, четверокурсник МГЭУ им. Сахарова, подрабатывает частными уроками уже несколько лет. Преподает биологию. Сейчас он ведет одновременно двух человек:
— За одно занятие, которое длится полтора часа, беру 8 рублей. За четыре года я не поднимал цену. Одна из моих учениц набрала на тестировании 89 баллов. Остальные — от 79. Я считаю, лучше найти себе толкового педагога за небольшую сумму, чем потратить бешеные деньги на вузовского преподавателя. Абитуриенты лучше вникают в образовательный процесс со студентами. Да и между мной и учеником нет сильной преграды — мы практически из одного поколения.
Чем ближе централизованное тестирование, тем больше объявлений типа «однодневный курс подготовки к ЦТ за 4,5 часа». Занятие вживую стоит 39 рублей, онлайн — 29. Конечно, надеяться, что абитуриент за день наверстает полный школьный курс, не стоит. Но если нужно прояснить некоторые вопросы, экспресс-уроки вполне подходят, особенно за пару дней до ЦТ. Преподаватель курсов Федор Адерейко объясняет:
— Что такое однодневный курс? Это разбор примерного варианта теста с объяснением заданий, отсылками к темам, объяснением способов решения конкретных заданий. Я готовлю каждого выжать максимум из себя в день ЦТ.
У будущих абитуриентов есть возможность подтянуть знания по предметам и в самих школах. Например, в гимназии № 1 в Горках Могилевской области дополнительно позаниматься можно как на бесплатных факультативах, так и на специальных платных курсах по подготовке к ЦТ для учащихся 11-х классов. Стоят они копейки по сравнению с уроками у частников. Так, индивидуальные занятия длительностью 45 минут обходятся гимназистам в 7,6 рубля, а в группах по 5—7 человек — 2,2 рубля. Платные услуги оказывают даже в сельских школах. Но здесь, следует понимать, ученикам не приходится выбирать педагогов. Однако, как показывает практика, и у дорогих столичных репетиторов результат не всегда оправдывает ожидания.
В вуз — по-новому
В стране активно обсуждаются изменения формата итоговой аттестации в школах и вступительных испытаний в учреждения высшего и среднего специального образования. В частности, рассматривается возможность совмещения экзаменов в школе с централизованным тестированием, а также проведение при поступлении в вузы внутреннего экзамена либо внутреннего собеседования. Но абитуриентам нынешнего года волноваться не стоит — вопрос пока находится в стадии анализа и серьезной проработки. Как не раз подчеркивал министр образования Игорь Карпенко, на подготовку соответствующей методической базы и программной документации уйдет примерно 2 года.В чем успех стобалльников
Выпускница Городиловской средней школы Молодечненского района Анна Бернацкая набрала в прошлом году по белорусскому языку 100 баллов:— Занималась только с учителем. Плюс самостоятельно готовилась дома. Чтобы показать такой высокий результат, пришлось перерешать много тестов. Все говорят, что часть Б сложная, но для меня она всегда была легче, чем А. На втором этапе репетиционного тестирования набрала 90 баллов, на первом и третьем — по 87.
Слутчанка Валерия Барановская также набрала «сотку» по белорусскому языку. Однако здесь, признается Валерия, заслуга и ее, и школьного преподавателя, и репетитора:
— Я всегда хорошо училась, школу окончила со средним баллом 9,7. Белорусским занималась с четвертого класса, когда начала участвовать в олимпиадах. Учителя развивали мои способности.
Выпускница барановичской гимназии № 2 Елизавета Травкина получила высший балл по обществоведению. Девушка отмечает, что готовилась к ЦТ без репетиторов, в 10-м и 11-м классах участвовала в олимпиадах по обществоведению:
— Много времени тратила на подготовку, изучала массу дополнительной информации по этому предмету. Я наизусть знала школьные учебники и думаю, этого было достаточно, чтобы сдать ЦТ на высший балл. Честно, удивилась бы, если бы увидела другую цифру.
Влад Ярмошук из Малориты этим летом сдал математику на 100 баллов. В ЦТ по белорусскому языку и физике допустил по одной ошибке. В сумме у Влада 391 балл. Парень окончил лицей БГУ с золотой медалью:
— Подготовку к тестам я все время откладывал на потом. На первом этапе РТ получил 77 баллов, на втором — столько же, а на третьем — вообще 75! Тогда и понял, что пора взяться за ум. Два месяца до ЦТ я решал тесты прошлых лет, да и на уроках готовили. Больше помощи мне не понадобилось.
МНЕНИЕ
Лилия Кирьяк, заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию Палаты представителей Национального собрания:
— Иногда молодые люди слишком поздно делают свой профессиональный выбор. И чтобы нагнать предмет, ранее не рассматриваемый для сдачи ЦТ, нанимают учителя в частном порядке. При этом, замечу, своевременно не были использованы все возможности, которые предлагает школа. Родители, нанимая репетитора, пытаются переложить свою ответственность на него. В то же время практика показывает: ученик с высокой мотивацией и трудолюбием получает блестящие результаты ЦТ без репетиторов. И это подтверждает тенденция последних лет.
Большинство преподавателей заинтересованы в успехе своего ученика. И порой не меньше, чем родители. Это показатель профессиональной состоятельности учителя. Это и вопрос его самоуважения. Результаты учеников формируют имидж и авторитет педагога. Высокие оценки — общая победа. Хотя на своеобразном пьедестале стоит ученик, за его плечами всегда фигура преподавателя.
В ТЕМУ
Сложность тестов в 2021 году не изменится
В январе стартовал второй этап репетиционного тестирования. В интернете поспешили заметить: тесты стали сложнее! Директор Республиканского института контроля знаний Юрий Миксюк уверяет, что слегка изменилась спецификация заданий, но не их сложность:
— Мы завершаем определенную работу, она уже проводится несколько лет, чтобы меньше было случайного угадывания ответов недобросовестными абитуриентами. Но это возможно только в части А. Поэтому часть А в тестах по всем предметам уменьшается и увеличивается часть В.
При этом в части А сохраняется количество возможностей для исправления ошибок — их было и остается шесть, а в части В их стало в два раза больше — четыре. Директор РИКЗ отметил: это делается для того, чтобы не ущемить интересы абитуриентов. А также добавил, что задания тестов не отходят от школьной программы.
infong@sb.by
Рисунок Олега Попова
Сегодня репетиторством в нашей стране могут заниматься школьные учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений и даже студенты — требований к образованию нет. При этом даже не обязательно открывать ИП — достаточно уплачивать единый налог.
Худший ученик — незамотивированный
О том, как не потратить деньги напрасно, от чего зависит эффективность занятий и возможно ли хорошо подготовиться к тестам самостоятельно, мы поговорили с опытным репетитором, преподавателем русского языка и литературы, специалистом по деловой коммуникации Софьей Луцевич.
— Софья Геннадьевна, почему, по вашему мнению, сегодня популярны репетиторские услуги?
— На мой взгляд, здесь можно выделить несколько причин. Например, на русский язык в 10-м и 11-м классах в обычных школах отводится по одному учебному часу (45 минут) в неделю. А у репетитора или на курсах по подготовке к ЦТ выпускники в среднем занимаются два раза в неделю по 90 минут. Получаем 180 минут против 45. Также нужно учитывать перегруженность классов. Работая с группой 10—12 человек, еще можно выстроить индивидуальную траекторию подготовки, проконтролировать каждого ученика. Сделать это в классе из 25—30 человек очень сложно.
— Можно ли сказать, что спрос на частных педагогов возрос в первую очередь из-за введения ЦТ?
— Репетиторы существовали и 20, и 30 лет назад. Просто они были менее популярны, а занимались у них в первую очередь слабые ученики. Сегодня же репетиторов нанимают не только по острой необходимости, но и из-за своеобразной престижности. Популярны они не только в Беларуси. Обращаются к их услугам и в России, ЕС, США… Даже в Южной Корее, Сингапуре, Китае, которые входят в топ рейтинга PISA по эффективности систем образования, репетиторство совершенно не воспринимается как феномен. Практически все школьники там занимаются с частными учителями.
— Как родителям и абитуриентам не выкинуть деньги на ветер?
— Первый совет — обращайте внимание на опыт педагога в этой сфере. Причем опыт — это далеко не количество лет, проведенных в профессии, а количество учеников, которым репетитор реально помог. Второй совет — изучайте отзывы. Но следите, чтобы это были отзывы от реальных людей, а не фейки. Третий — правильно интерпретируйте результаты учеников. Есть репетиторы, которые очень гордятся тем, что в каком-то году их подопечный набрал 100 баллов. Но если такой ребенок был один, возможно, дело не в профессионализме учителя, а в том, что первоначально уровень знаний ученика был очень высокий. Повысить баллы с 85 до 100 не так сложно. А вот вытянуть с 30—40 баллов на первом репетиционном тестировании до 85 и выше на ЦТ — это под силу действительно профессионалу. И еще один совет: обязательно уточните, как преподаватель контролирует выполнение заданий и адаптирует программу обучения под изменения в заданиях ЦТ, которые происходят каждый год.
— Бывали ли у вас безнадежные ученики?
— Самый безнадежный ученик — незамотивированный. Была у меня девочка, занималась слабо, без интереса и желания. Стала выяснять у нее, кем она видит себя в будущем, зачем ей высшее образование. Оказалось, она не видит в нем смысла. Университет планирует окончить только ради мамы, а потом собирается уйти работать в бьюти-сферу. Конечно, такой ученик не будет понимать, зачем ему столько усилий вкладывать в 11-м классе, чтобы поступить в вуз. Пытаюсь замотивировать детей, вывести на беседу. Если же не получается найти связь, разговариваю с родителями, редко могу посоветовать поискать другого учителя. На мой взгляд, неправильно продолжать заниматься с ребенком и брать за это деньги, если ты первоначально видишь, что из этого ничего не выйдет. А вот если у парня или девушки есть желание и настрой на серьезную работу, то вытянуть можно с самых низов.
— Можно ли, на ваш взгляд, хорошо подготовиться к ЦТ без чьей-либо помощи?
— Можно. Сегодня нет проблемы с доступом к информации — есть печатные пособия, интернет-ресурсы. Но, как правило, проблема возникает в систематизации этой информации, а также старшеклассникам не хватает самоорганизации. Им сложно самостоятельно упорно работать в течение года. Нужно, чтобы их кто-то подталкивал. Репетитор отлично справляется с этой задачей. Еще в процессе подготовки очень важен контроль. Как ученик, занимающийся самостоятельно, себя проконтролирует беспристрастно? Как поймет, что эту тему он выучил безупречно, а вот другую нужно еще подтянуть? И важно понимать, что у ученика 11-го класса просто не хватает компетенции составить программу подготовки к ЦТ: чтобы сформировать целостную систему знаний по предмету, важно даже то, в каком порядке мы проходим темы. Опытный репетитор также знает, на чем в учебном материале обязательно заострить внимание, а что можно опустить.
— За какое время до начала вступительной кампании вы рекомендуете начинать подготовку?
— 90 % моих учеников — 11-классники. Как правило, года на подготовку к тестированию хватает. У меня есть и экспресс-программы, где мы за 6 или даже 3 месяца делаем рывок в знаниях. Но такие программы подходят самым замотивированным. Порой занимаются и 10-классники, и иногда это бывает оправданно. Если пробелов в знаниях много — лучше начинать раньше. Сейчас ЦТ требует усиленной подготовки, и многих это возмущает. Но это и есть маркер эффективности данного испытания. Ведь его цель — отобрать лучших ребят, которые потом поступят в вузы. А у тех, кто претендует на высшее образование, должны быть именно первоклассные знания.