В поисках утраченного. Древние храмы-крепости Беларуси на старых почтовых открытках
02.11.2019 13:43:00
Галина УЛИТЕНОК
Владимир ЛИХОДЕДОВ
В конце XV — начале XVI столетия на территории Беларуси стали возводится так называемые цитадельные церковные здания. Причина тому была проста и очевидна: междоусобные войны и стычки магнатов превратились в дело обычное, к тому же и вполне реальная внешняя угроза давала о себе знать многочисленными завоевательскими набегами.
Камаи. Костел оборонительного типа. Нач. ХХ в.
Главное, они есть
Начало этому типу храмов положил Софийский собор в Полоцке, построенный в середине XI века. На рубеже XV и XVI столетий полоцкий храм перестроили в пятибашенную церковь-замок. Такого рода сооружения имели высокие и толстые стены, башни с бойницами, подземелья-склепы, где могли храниться военная амуниция, оружие, продукты питания, выкапывались колодцы с водой. Сегодня на наших почтовых открытках, выпущенных в начале прошлого века, мы представляем не просто исторические памятники Беларуси, но уникальное мировое историко-культурное наследие: Сынковичскую церковь (сейчас — Зельвенский район), храм Рождества Пресвятой Богородицы (известный также как Маломожейковский и как храм в Скрибовцах) в деревне Мурованка (Щучинский район) и костел Иоанна Крестителя в Камаях (Поставский район).
Точное время основания первых двух храмов до сих пор остается предметом научных споров историков. Классика белорусского оборонительного зодчества, памятник мирового значения — Сынковичская (Святого Михаила Архангела) церковь. Известный белорусский историк, автор популярной книги «Замки Беларуси» Михаил Ткачев определял время ее возведения серединой XVI века, периодом правления королевы и великой княгини литовской Боны Сфорца. Но теперь, после проведения определенных археологических исследований, высказывается мнение даже о начале XIII века. Похожая ситуация и с Маломожейковским храмом-крепостью. В своей книге Михаил Ткачев писал, что сначала звучало предположение о его основании в начале XV века. Но выяснилось, что эта дата — фальсификация… середины XVII века! Именно к такому выводу пришел в 1915 году гродненский историк начала ХХ века Юзеф Иодковский, проанализировав документальные источники. Сейчас придерживаются мнения, что время закладки храма — первая половина XVI века. Однако на одной из найденных там надгробных плит выбита дата «1469 год» и надпись «Христов раб иерей Авраамий», свидетельствует нынешняя церковная хроника. Так что Маломожейковский храм можно назвать близким родственником сынковичской святыни. А вот дата постройки костела Иоанна Крестителя в Камаях определяется более точно: 1603 — 1606 годы. Таким образом, в Камаях — один из наиболее поздних укрепленных храмов на территории Беларуси. Неудивительно, что он сочетает в себе архитектурные стили готики, ренессанса и барокко.
Ягайло, Кейстут, Витовт, Ольгерд… Имена легендарных князей ВКЛ звучат в истории Сынковичской церкви. Считается, что храм был освящен в присутствии великого князя литовского Витовта в 1407 году.
Сынковичи. Оборонительный храм XV в. (1920-е годы).
Отдельная история — узкие башенные лестницы. По ним поднимались защитники к башенным бойницам, чтобы отражать натиск врага: верхние ярусы башен позволяли вести огонь по нападавшим на дальнее расстояние. Бойницы имели практическое военное значение и служили целям обороны, но также являлись архитектурным украшением строений. Исторический документ под названием «Акт визитации Сынковичского храма за 1760 г.» свидетельствует о наличии посередине крыши еще башнеобразного купола с железным крестом, который в 1891 году в ходе ремонта и реконструкции был разрушен. Тогда же рядом с церковью построили отдельно стоящую колокольню, которая, правда, стилистически не сообразуется с древним храмом.
Надо сказать, войны в биографиях белорусских храмов-крепостей отмечены далеко не символической строкой: жестокие вражеские навалы обрушивались всей своей разрушительной реальностью. Например, в 1706 году во время Северной войны войска шведского короля Карла XII бомбардировали Маломожейковскую церковь из орудий — на внешних стенах долго оставались заметными следы от снарядов. Не обошла та война и Камайский костел. Как историческое свидетельство тому — вмурованные в середине XVII века в стены храма ядра от шведских пушек.
В XV — XVII веках на территории Беларуси церкви, костелы, кальвинистские соборы, монастыри и синагоги стали приобретать черты и элементы оборонительных сооружений.
Скрибовцы. Оборонительный (Маломожейковский) храм ХVI в. (1930-е годы).
Важная особенность этих уникальных исторических объектов и в том, что проектировали и строили их местные мастера, сумевшие не только талантливо поддержать общие европейские традиции оборонного и замкового зодчества, использовать русско-византийские элементы, но и творчески переосмыслить, соединить эти направления Запада и Востока, тем самым создав свой стиль белорусской готики, узнаваемый и по-настоящему высокохудожественный. Все три храма, которые вы сегодня видите на старинных почтовых открытках и фотографиях, яркое тому подтверждение: эти памятники, безусловно, связывает общий целевой замысел и архитектурно-художественное воплощение. В туристических проспектах, описывающих маршруты по Беларуси, древние храмы-воины отмечены грифом «Увидеть обязательно». И чем больше времени проходит, тем сильнее притягивают они своей неповторимой магией, круто замешанной на величии и романтическом очаровании одновременно, магией, за которой стоит правда жизни.
likchodedov@mail.ru
pisma@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Камаи. Костел оборонительного типа. Нач. ХХ в.
Главное, они есть
Точное время основания первых двух храмов до сих пор остается предметом научных споров историков. Классика белорусского оборонительного зодчества, памятник мирового значения — Сынковичская (Святого Михаила Архангела) церковь. Известный белорусский историк, автор популярной книги «Замки Беларуси» Михаил Ткачев определял время ее возведения серединой XVI века, периодом правления королевы и великой княгини литовской Боны Сфорца. Но теперь, после проведения определенных археологических исследований, высказывается мнение даже о начале XIII века. Похожая ситуация и с Маломожейковским храмом-крепостью. В своей книге Михаил Ткачев писал, что сначала звучало предположение о его основании в начале XV века. Но выяснилось, что эта дата — фальсификация… середины XVII века! Именно к такому выводу пришел в 1915 году гродненский историк начала ХХ века Юзеф Иодковский, проанализировав документальные источники. Сейчас придерживаются мнения, что время закладки храма — первая половина XVI века. Однако на одной из найденных там надгробных плит выбита дата «1469 год» и надпись «Христов раб иерей Авраамий», свидетельствует нынешняя церковная хроника. Так что Маломожейковский храм можно назвать близким родственником сынковичской святыни. А вот дата постройки костела Иоанна Крестителя в Камаях определяется более точно: 1603 — 1606 годы. Таким образом, в Камаях — один из наиболее поздних укрепленных храмов на территории Беларуси. Неудивительно, что он сочетает в себе архитектурные стили готики, ренессанса и барокко.
Ягайло, Кейстут, Витовт, Ольгерд… Имена легендарных князей ВКЛ звучат в истории Сынковичской церкви. Считается, что храм был освящен в присутствии великого князя литовского Витовта в 1407 году.
Сынковичи. Оборонительный храм XV в. (1920-е годы).
Ступени в вечность
Площадь помещений Сынковичского и Маломожейковского храмов небольшая: в первом случае — 17,5х13 метров, во втором — 15х13,5 метра. Камайский костел значительно больше. Поражает толщина стен Сынковичского храма — 1,5 метра, Маломожейковского — до 2 метров! Известно, что главный вход в Маломожейковский храм защищали тяжелые входные ворота и железная решетка, опускавшаяся на цепях из ниши в стене. Железную герсу (решетку) уничтожили в 1817 году. Высокие двускатные крыши придают обоим строениям стройность и легкость. Но главное — башни! Их ставили по углам основного строения. Четыре Сынковичские башни различаются архитектурной формой и размерами: две западные стоят на квадратных фундаментах, их верхняя часть — восьмигранник, две восточные — круглые. Башни Маломожейковского храма и Камайского костела все цилиндрические. Отдельная история — узкие башенные лестницы. По ним поднимались защитники к башенным бойницам, чтобы отражать натиск врага: верхние ярусы башен позволяли вести огонь по нападавшим на дальнее расстояние. Бойницы имели практическое военное значение и служили целям обороны, но также являлись архитектурным украшением строений. Исторический документ под названием «Акт визитации Сынковичского храма за 1760 г.» свидетельствует о наличии посередине крыши еще башнеобразного купола с железным крестом, который в 1891 году в ходе ремонта и реконструкции был разрушен. Тогда же рядом с церковью построили отдельно стоящую колокольню, которая, правда, стилистически не сообразуется с древним храмом.
Надо сказать, войны в биографиях белорусских храмов-крепостей отмечены далеко не символической строкой: жестокие вражеские навалы обрушивались всей своей разрушительной реальностью. Например, в 1706 году во время Северной войны войска шведского короля Карла XII бомбардировали Маломожейковскую церковь из орудий — на внешних стенах долго оставались заметными следы от снарядов. Не обошла та война и Камайский костел. Как историческое свидетельство тому — вмурованные в середине XVII века в стены храма ядра от шведских пушек.
В XV — XVII веках на территории Беларуси церкви, костелы, кальвинистские соборы, монастыри и синагоги стали приобретать черты и элементы оборонительных сооружений.
Скрибовцы. Оборонительный (Маломожейковский) храм ХVI в. (1930-е годы).
Живая магия прошлого
Завораживающе выглядят рисунки и старые фотографии древних храмов-крепостей, словно кадры из еще черно-белых кинофильмов, увлекательные сюжеты которых полны тайн, загадок и приключений. Сынковичский храм фотографировал Ян Булгак в 1930-х годах, рисовали белорусские краеведы и художники В.Грязнов, Наполеон Орда, Язеп Дроздович, изучали исследователи архитектуры А.Шишка-Богуш, М.Соколовский, Я.Зубржицкий. Важная особенность этих уникальных исторических объектов и в том, что проектировали и строили их местные мастера, сумевшие не только талантливо поддержать общие европейские традиции оборонного и замкового зодчества, использовать русско-византийские элементы, но и творчески переосмыслить, соединить эти направления Запада и Востока, тем самым создав свой стиль белорусской готики, узнаваемый и по-настоящему высокохудожественный. Все три храма, которые вы сегодня видите на старинных почтовых открытках и фотографиях, яркое тому подтверждение: эти памятники, безусловно, связывает общий целевой замысел и архитектурно-художественное воплощение. В туристических проспектах, описывающих маршруты по Беларуси, древние храмы-воины отмечены грифом «Увидеть обязательно». И чем больше времени проходит, тем сильнее притягивают они своей неповторимой магией, круто замешанной на величии и романтическом очаровании одновременно, магией, за которой стоит правда жизни.
likchodedov@mail.ru
pisma@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.