Безработный, экономист и страховщик обсуждают планируемое нововведение — страхование от безработицы
29.06.2017 07:35:18
Размер пособия по безработице ныне составляет максимум две базовые величины. Сумма, откровенно говоря, небольшая. Первая мысль — пора бы ее повысить. Однако всеобщее обсуждение острой темы провоцирует еще больше дискуссий. Недавно в Правительстве заговорили о появлении нового инструмента, который может решить проблемы тех, кто потерял работу, — страхование от безработицы. Но и в этом направлении вопросов пока больше, чем ответов. В редакции «Р» собрались неравнодушные люди, с которыми мы обсудили эту острую тему.
Стоит ли вводить страхование от безработицы? Кто должен за это платить? Может ли новая система выйти на рельсы самоокупаемости без привлечения бюджетных средств? Готов ли наниматель делать отчисления? Эти и другие вопросы мы обсудили с директором и сопредседателем правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанной ТАРАСЕВИЧ, генеральным директором Белорусской ассоциации страховщиков Ириной МЕРЗЛЯКОВОЙ и безработным Сергеем КУЛАГИНЫМ.
Все уже было
«Р»: Мировая практика говорит о том, что пособие по безработице должно быть на уровне 60—70% заработка. Пока мы еще в процессе обсуждения нашей собственной модели страховки для безработных. Цель-то одна: чтобы человек, который оказался без работы, определенный период был защищен от резкого снижения дохода. Сергей Александрович, расскажите свою историю.
С. Кулагин: За время своей карьеры я поменял не менее пяти мест работы. У меня среднее специальное образование. В 1999 году закончил техникум. Профиль — экономика. Первое место — Минский часовой завод. Потом предложили вакансию кассира в обменнике. Там с повышением не сложилось, стал искать свою нишу дальше. Работал менеджером по продажам — где официально, где по договору подряда. А последние четыре года трудился водителем вилочного погрузчика. Последнее место трудоустройства — частный завод. Год проработал, совмещая две профессии — водителя погрузчика и кладовщика. Работать было сложно. Не столько физически, хотя и не без этого, сколько психологически. Из водителей погрузчика при мне уволилось человек шесть. На хлеб я зарабатывал, но выматывался сильно. Понимал, что если оставить, как есть, однажды просто заменят молодым сотрудником, нужно учиться чему-то перспективному уже сейчас. Мне часто вспоминается такое выражение: «Человек обучаем — и в этом его главный ресурс». Ушел, и вот без работы я уже пять месяцев.
Сразу искал новое место не так активно. Потом обратился в службу занятости. Там мне предложили пройти обучение оператора станков с числовым программным обеспечением. Объяснили, что это перспективная отрасль. Автоматизация, роботизация — новые реалии. Что касается пособия, то максимальная помощь от государства — до двух базовых величин в месяц. Это совсем немного. Я холост. И финансовый вопрос стоит не так остро. Если бы у меня была семья, я бы сто раз подумал, прежде чем увольняться. Ну, или искал бы работу, а потом только разрывал контракт.
«Р»: Да, а есть ситуации, когда человека незаконно увольняют, сокращают, предприятие становится банкротом. Например, отцу, которому надо кормить детей и обеспечивать супругу, находящуюся в декретном отпуске, не позавидуешь, если вдруг он остался без работы. Но в 70 странах мира уже используют опыт страхования от безработицы. Может, и нам настала пора осваивать такой механизм?
И. Мерзлякова: Следует понимать, что страхование есть как социальное, так и коммерческое. Коммерческие страховщики, которые страхуют машины, дома, жизнь, не имеют отношения к этому. Безработица во всех странах, даже в той, где покрыто все частным страхованием, как в Америке, является социальной программой государства. Слово «страхование» используется только потому, что обозначает механизм: когда есть общий фонд, куда от каждого откладывается небольшая сумма и затем выдается по потребности другому человеку. Надо понимать, что это социальное страхование. Принцип один: в фонд идут отчисления. Их может делать как работодатель, так и наниматель. Как вариант — введение дополнительного налога — от 1 до 6% от зарплаты. Часть стран, где уже реализованы подобные фонды, платят пособие только тем, кто лишился работы по не зависящей от работника объективной причине: сокращение, ликвидация предприятия, окончание контракта. Если человека уволили за нарушение трудовой дисциплины, то получать пособие он не будет. Но есть и другой подход, когда платят всем, кто делал отчисления в фонд.
В любом случае период выплаты таких пособий должен быть ограничен и длиться не больше полугода. Если проанализировать мировую практику, то где-то пособие достигает 50% от среднего заработка. Где-то используется регрессивная шкала — первые два месяца, предположим, безработный получает сумму больше, а потом — меньше. Таким образом человека стимулируют искать работу. Средства из фонда также используются на обучение этих людей.
Ж. Тарасевич: Не понимаю, почему мы только ищем модель страхования? Если посмотреть на 1990-е и начало 2000-х, у нас был прозрачный механизм. Был отдельный государственный Фонд содействия занятости, куда наниматели отчисляли 1%, который потом распределялся. Получателем также был Фонд социальной защиты населения. Этот процент шел на переобучение, на создание новых рабочих мест, на выплату пособия по безработице. Кроме того, существовали обязательные отчисления по пенсионному страхованию и страхованию от нетрудоспособности. У ФСЗН и Фонда содействия занятости была одинаковая база. Поэтому для того, чтобы уменьшить администрирование данных налогов, приняли решение объединить два платежа в один с последующим перераспределением. По сути, этот процент никуда и не исчез. Есть центры занятости, сегодня направляются средства на создание новых рабочих мест. Мы не можем сказать, что у нас безработный остается один на один со своей проблемой. Но другое дело, если мы говорим о дополнительном страховании.
Да, пособие по безработице меньше 30 долларов, конечно, очень низкое. Прожить на него невозможно. И если мы рассуждаем, что нам нужны дополнительные ресурсы, надо поискать источники. Кто ими станет? Работники, наниматели, государство? И никто не отменял этот 1% из ФСЗН. Хотя там уже есть дефицит. Не профицит, хочу отметить! Может, расходную часть фонда пересмотреть и найти ресурсы на увеличение пособия по безработице хотя бы на краткосрочный период? А может, обратиться к «Белгосстраху», у которого профицит по страхованию от несчастных случаев и никто не знает, сколько ресурсов и как они используются?
Плюс никто не снимает ответственности с работника, который тоже должен думать о себе. Если брать зарубежные истории о том, каким образом реализуется система страхования от безработицы, то там, как правило, присутствуют и работодатель, и работник. В качестве примера приведу пенсионные отчисления. У нас только один процент пенсионного фонда формирует работник, остальное (28% пенсионный фонд плюс 6% страхование по временной нетрудоспособности) — наниматель. Из-за этого мы становимся неконкурентоспособными, не можем продать свою продукцию, увольняем работников. Поэтому предприятия снижают свои затраты и делают труд работника более интенсивным. Вот, как рассказал Сергей Александрович, он совмещал работу и кладовщика, и водителя. К повышению тарифа или установлению нового предприятия экономически не готовы. Допустим, добавим процент. Вырастут цены, добавим издержки, уменьшим прибыль… Прибавьте сюда издержки на администрирование нового сбора и уменьшение отчислений налога на прибыль. Это я к чему веду? Возможно, никаких новых взносов вводить не нужно. Следует процент отчислений оставить прежним и просто разумно перераспределить имеющиеся страховые средства. В сложившихся условиях обременять дополнительной налоговой нагрузкой предприятия нецелесообразно.
И. Мерзлякова: Еще замечу, что большинство предприятий нашей страны — это государственная форма собственности.
Время подстелить соломку
«Р»: А если рассмотреть вариант персональных накоплений?
И. Мерзлякова: Это сложно для нашего менталитета. Я вижу, насколько медленно в нашей стране внедряется страхование дополнительной пенсии. По статистике, ситуаций, когда люди из своего кармана достали деньги и застраховали пенсию, не так много. В основном предприятия страхуют своих работников. Не буду голословной: по пенсиям застраховано всего 3% экономически активного населения. Из них 80% — это предприятия страховали своих работников.
Ж. Тарасевич: Добровольное страхование в данной области точно не сработает. В пример приведу ИП, которые освобождались от обязательной уплаты страховых взносов. Другими словами, для них это дело было добровольное. И что вы думаете? Практически никто не платил. Люди абсолютно не задумываются, что у них не идет пенсионный стаж и что завтра пенсию они не получат. Или получат, но только социальную. Психология срабатывает: я буду работать постоянно.
Опять-таки затрону тему ответственности работника. Многие рассуждают так: пришел на рабочее место, время отбыл — и зарплату мне заплатят. А поинтересоваться, как обстоят дела в организации? Нет, это не про нас. Прошли времена, когда было модно иметь одну запись в трудовой книжке. И не кусать локти, если наступит это завтра, а ты вдруг окажешься без работы. Надо учиться, развиваться, чтобы еще и завтра соответствовать своей специальности. Конкуренция сейчас жесткая. Выпасть из обоймы легко. Возвратиться в нее сложно.
«Р»: Сергей Александрович, а вы как будущий работник готовы «жертвовать» какой-то процент для таких целей?
С. Кулагин: Лично я теперь совсем не против. Если это один процент от зарплаты как пенсионный, может, такая сумма не сильно почувствуется. На мой взгляд, правильнее создавать систему бескризисного развития, нежели придумывать, как страховаться от безработицы. Все надо решать в системе. Может, даже объявить конкурс. Пусть люди выдвигают свои предложения.
Ж. Тарасевич: А не получится ли так, что человеку будет выгодно быть безработным? Особенно это актуально для творческих профессий. Я безработный — и вы мне платите.
«Р»: Слышала, что в Эстонии цель страхования по безработице — предоставление работнику альтернативного дохода на период, когда человек пребывает в статусе безработного.
С. Кулагин: У нас также предлагают оплачиваемые общественные работы, но заработок небольшой. Безработным, официально оформленным в отделе трудоустройства, оказывают содействие в поиске работы. Но часто предлагают работу с невысокой зарплатой. В некоторых случаях отправляют на переобучение. Например, я сейчас бесплатно учусь по направлению от службы занятости.
Ж. Тарасевич: Мое мнение такое: в любом случае должно быть комплексное решение. Возможно, и не понадобится никаких страховых выплат со стороны ни нанимателя, ни работника, ни государства, если начать решать проблему безработицы своевременно. И, подчеркну, на всех уровнях.
Работник всегда должен думать, что может потерять занятость. А поэтому в его компетенции повышать квалификацию и задаваться вопросом: а что завтра будет на рынке труда?
Или возьмем нанимателя. Предположим, он вступил в процесс реструктуризации. Это же решение не сиюсекундное. Есть в планах модернизироваться, оптимизироваться — начинайте работать с органами трудоустройства. Кого-то надо переобучить. Кого-то, как сказал Президент, перевести через дорогу и объяснить, где ему можно получить работу или стать ремесленником, заняться бизнесом. Это тоже создание новых мест. На мой взгляд, как раз таки предприятиям, которые проходят реструктуризацию или находятся в стадии банкротства (санации), надо выстроить модель.
Да и органам по труду, научно-исследовательским учреждениям и системе образования надо держать руку на пульсе — моделировать спрос и предложение в разрезе профессий и возраста. Тогда и должен получиться мультипликативный эффект.
МНЕНИЕ В ТЕМУ
Олег ТОКУН, начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты:
— Вопрос по системе обязательного страхования от безработицы находится сейчас на стадии обсуждения. Межведомственная рабочая группа, которую создали при Министерстве труда и соцзащиты, изучала вопросы необходимости и целесообразности внедрения такой системы. В эту группу также вошли представители Минэкономики, Министерства финансов, Федерации профсоюзов, предприниматели. В процессе обсуждения рассматривали несколько различных моделей. В итоге, с точки зрения самой лучшей защищенности работника, пока остановились на такой концепции: человек, который остался без работы по каким-либо уважительным причинам, получает пособие по безработице в размере от 50 до 70 процентов от своей средней заработной платы. Основной вопрос, который возникает в этом случае, — это источник финансирования. Как это страховать? Во-первых, оно должно быть обязательным. Касаться и тех, кто работает по найму, и тех, кто нанимает работников. Во-вторых, речь идет о выплате страховых взносов. Предварительно мы провели расчеты. Конечно, они прогнозные, основанные на математических моделях. Если исходить из предложения, когда пособие по безработице должно составлять 50—70 процентов, необходимо формировать страховой взнос из расчета 0,5 процента отчислений в этот страховой фонд от фонда оплаты труда. Кто должен делать взносы? Это вопрос серьезный, поэтому требовал особого обсуждения. Рабочая группа пришла к мнению, что в финансировании должны принимать участие и наниматель, и работник. Есть еще один вопрос: кто и в каких долях должен делать отчисления? Этот момент обсуждаем. Пока рассматриваем такой вариант: страховые взносы могут формироваться по принципу отчислений 0,5% от фонда оплаты труда (0,25% — платежи со стороны работодателя и 0,25% платит сам работник). Если разобраться, то такой незначительный размер тарифа становится практически безболезненным как для людей, так и для предприятий. Плюс надо понимать, что работник становится социально защищенным. До полугода он будет получать практически свой доход. А значит, сможет нормально, не спеша и вдумчиво искать себе новое рабочее место. Необязательно самостоятельно. Служба занятости готова посодействовать в вопросах занятости. И для нанимателя будет плюс. С него будет снят груз ответственности в случае увольнения сотрудника, а бывший подчиненный не перешагнет черту бедности.
КСТАТИ
В разное время специалисты Международной организации труда анализировали систему страхования по безработице, основываясь на опыте многих стран. Одно из таких исследований вылилось в отчет «Сравнительный анализ системы страхования по безработице и страхования занятых лиц в странах Азии и в мире» (авторы Джон Картер, Мишель Бедар, Селин Пейрон Биста). Специалисты рассматривали систему страхования в 14 странах как средство обеспечения частичного возмещения доходов для застрахованных работников в период, когда они находятся без работы в поисках новой занятости.
Один из пунктов отчета — занятость в период получения пособия по безработице. Так, во многих странах безработные могут продолжать получать пособие частично или полностью, даже когда они начали работать неполный рабочий день. Тем не менее к ним также применяются стандартные правила, они должны продолжать искать постоянную работу и принимать соответствующие предложения о работе на полный рабочий день, а также проходить обучение или участвовать в мероприятиях в сфере занятости, на которые их направляют. Если заработная плата на работе при неполном рабочем дне превышает определенный лимит, они перестают получать пособие или его размеры сокращаются.
Эти меры преследуют три цели: во-первых, они способствуют продолжению активности безработных на рынке труда и сохранению, а также расширению опыта работы. Возможно, внештатная работа даже станет «мостиком» к полной занятости. Во-вторых, эти меры позволяют работодателям найти людей, готовых работать неполный рабочий день. В-третьих, работники имеют возможность поддерживать необходимый уровень жизни в период, когда они ушли с одной работы и еще не нашли новую.
Подобные нормы приняты во Франции, Германии, Канаде, Японии и США. Во Франции пособие по безработице выплачивается работникам, имеющим неполную занятость, если их заработная плата не превышает 70% от средней заработной платы, которую они получали ранее, и если в месяц они работают не более 110 часов. В Германии бенефициарии, работающие менее 15 часов в неделю, могут продолжать получать пособие по безработице в полном объеме, но если они начинают работать 15 часов и более, то теряют право на получение пособия. В Канаде безработные могут получать до 75 канадских долларов в неделю, или 40% от их недельного пособия, без снижения размера пособия. Любые дополнительные доходы вычитаются из суммы их пособия. В Японии заработок при неполной занятости лица, официально признанного безработным, возможен, но пособие по безработице может быть сокращено до определенной суммы, о чем говорится в статье 19 закона о страховании занятости.
Такие же правила установлены в США, но в разных штатах применяются различные нормы относительно суммы дохода от неполной занятости, которую работник может получать без ущерба для пособия по безработице.
Стоит ли вводить страхование от безработицы? Кто должен за это платить? Может ли новая система выйти на рельсы самоокупаемости без привлечения бюджетных средств? Готов ли наниматель делать отчисления? Эти и другие вопросы мы обсудили с директором и сопредседателем правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского Жанной ТАРАСЕВИЧ, генеральным директором Белорусской ассоциации страховщиков Ириной МЕРЗЛЯКОВОЙ и безработным Сергеем КУЛАГИНЫМ.
Жанна ТАРАСЕВИЧ. |
Ирина МЕРЗЛЯКОВА. |
Сергей КУЛАГИН. |
«Р»: Мировая практика говорит о том, что пособие по безработице должно быть на уровне 60—70% заработка. Пока мы еще в процессе обсуждения нашей собственной модели страховки для безработных. Цель-то одна: чтобы человек, который оказался без работы, определенный период был защищен от резкого снижения дохода. Сергей Александрович, расскажите свою историю.
С. Кулагин: За время своей карьеры я поменял не менее пяти мест работы. У меня среднее специальное образование. В 1999 году закончил техникум. Профиль — экономика. Первое место — Минский часовой завод. Потом предложили вакансию кассира в обменнике. Там с повышением не сложилось, стал искать свою нишу дальше. Работал менеджером по продажам — где официально, где по договору подряда. А последние четыре года трудился водителем вилочного погрузчика. Последнее место трудоустройства — частный завод. Год проработал, совмещая две профессии — водителя погрузчика и кладовщика. Работать было сложно. Не столько физически, хотя и не без этого, сколько психологически. Из водителей погрузчика при мне уволилось человек шесть. На хлеб я зарабатывал, но выматывался сильно. Понимал, что если оставить, как есть, однажды просто заменят молодым сотрудником, нужно учиться чему-то перспективному уже сейчас. Мне часто вспоминается такое выражение: «Человек обучаем — и в этом его главный ресурс». Ушел, и вот без работы я уже пять месяцев.
Сразу искал новое место не так активно. Потом обратился в службу занятости. Там мне предложили пройти обучение оператора станков с числовым программным обеспечением. Объяснили, что это перспективная отрасль. Автоматизация, роботизация — новые реалии. Что касается пособия, то максимальная помощь от государства — до двух базовых величин в месяц. Это совсем немного. Я холост. И финансовый вопрос стоит не так остро. Если бы у меня была семья, я бы сто раз подумал, прежде чем увольняться. Ну, или искал бы работу, а потом только разрывал контракт.
«Р»: Да, а есть ситуации, когда человека незаконно увольняют, сокращают, предприятие становится банкротом. Например, отцу, которому надо кормить детей и обеспечивать супругу, находящуюся в декретном отпуске, не позавидуешь, если вдруг он остался без работы. Но в 70 странах мира уже используют опыт страхования от безработицы. Может, и нам настала пора осваивать такой механизм?
И. Мерзлякова: Следует понимать, что страхование есть как социальное, так и коммерческое. Коммерческие страховщики, которые страхуют машины, дома, жизнь, не имеют отношения к этому. Безработица во всех странах, даже в той, где покрыто все частным страхованием, как в Америке, является социальной программой государства. Слово «страхование» используется только потому, что обозначает механизм: когда есть общий фонд, куда от каждого откладывается небольшая сумма и затем выдается по потребности другому человеку. Надо понимать, что это социальное страхование. Принцип один: в фонд идут отчисления. Их может делать как работодатель, так и наниматель. Как вариант — введение дополнительного налога — от 1 до 6% от зарплаты. Часть стран, где уже реализованы подобные фонды, платят пособие только тем, кто лишился работы по не зависящей от работника объективной причине: сокращение, ликвидация предприятия, окончание контракта. Если человека уволили за нарушение трудовой дисциплины, то получать пособие он не будет. Но есть и другой подход, когда платят всем, кто делал отчисления в фонд.
В любом случае период выплаты таких пособий должен быть ограничен и длиться не больше полугода. Если проанализировать мировую практику, то где-то пособие достигает 50% от среднего заработка. Где-то используется регрессивная шкала — первые два месяца, предположим, безработный получает сумму больше, а потом — меньше. Таким образом человека стимулируют искать работу. Средства из фонда также используются на обучение этих людей.
Ж. Тарасевич: Не понимаю, почему мы только ищем модель страхования? Если посмотреть на 1990-е и начало 2000-х, у нас был прозрачный механизм. Был отдельный государственный Фонд содействия занятости, куда наниматели отчисляли 1%, который потом распределялся. Получателем также был Фонд социальной защиты населения. Этот процент шел на переобучение, на создание новых рабочих мест, на выплату пособия по безработице. Кроме того, существовали обязательные отчисления по пенсионному страхованию и страхованию от нетрудоспособности. У ФСЗН и Фонда содействия занятости была одинаковая база. Поэтому для того, чтобы уменьшить администрирование данных налогов, приняли решение объединить два платежа в один с последующим перераспределением. По сути, этот процент никуда и не исчез. Есть центры занятости, сегодня направляются средства на создание новых рабочих мест. Мы не можем сказать, что у нас безработный остается один на один со своей проблемой. Но другое дело, если мы говорим о дополнительном страховании.
Да, пособие по безработице меньше 30 долларов, конечно, очень низкое. Прожить на него невозможно. И если мы рассуждаем, что нам нужны дополнительные ресурсы, надо поискать источники. Кто ими станет? Работники, наниматели, государство? И никто не отменял этот 1% из ФСЗН. Хотя там уже есть дефицит. Не профицит, хочу отметить! Может, расходную часть фонда пересмотреть и найти ресурсы на увеличение пособия по безработице хотя бы на краткосрочный период? А может, обратиться к «Белгосстраху», у которого профицит по страхованию от несчастных случаев и никто не знает, сколько ресурсов и как они используются?
Плюс никто не снимает ответственности с работника, который тоже должен думать о себе. Если брать зарубежные истории о том, каким образом реализуется система страхования от безработицы, то там, как правило, присутствуют и работодатель, и работник. В качестве примера приведу пенсионные отчисления. У нас только один процент пенсионного фонда формирует работник, остальное (28% пенсионный фонд плюс 6% страхование по временной нетрудоспособности) — наниматель. Из-за этого мы становимся неконкурентоспособными, не можем продать свою продукцию, увольняем работников. Поэтому предприятия снижают свои затраты и делают труд работника более интенсивным. Вот, как рассказал Сергей Александрович, он совмещал работу и кладовщика, и водителя. К повышению тарифа или установлению нового предприятия экономически не готовы. Допустим, добавим процент. Вырастут цены, добавим издержки, уменьшим прибыль… Прибавьте сюда издержки на администрирование нового сбора и уменьшение отчислений налога на прибыль. Это я к чему веду? Возможно, никаких новых взносов вводить не нужно. Следует процент отчислений оставить прежним и просто разумно перераспределить имеющиеся страховые средства. В сложившихся условиях обременять дополнительной налоговой нагрузкой предприятия нецелесообразно.
И. Мерзлякова: Еще замечу, что большинство предприятий нашей страны — это государственная форма собственности.
Время подстелить соломку
«Р»: А если рассмотреть вариант персональных накоплений?
И. Мерзлякова: Это сложно для нашего менталитета. Я вижу, насколько медленно в нашей стране внедряется страхование дополнительной пенсии. По статистике, ситуаций, когда люди из своего кармана достали деньги и застраховали пенсию, не так много. В основном предприятия страхуют своих работников. Не буду голословной: по пенсиям застраховано всего 3% экономически активного населения. Из них 80% — это предприятия страховали своих работников.
Ж. Тарасевич: Добровольное страхование в данной области точно не сработает. В пример приведу ИП, которые освобождались от обязательной уплаты страховых взносов. Другими словами, для них это дело было добровольное. И что вы думаете? Практически никто не платил. Люди абсолютно не задумываются, что у них не идет пенсионный стаж и что завтра пенсию они не получат. Или получат, но только социальную. Психология срабатывает: я буду работать постоянно.
Опять-таки затрону тему ответственности работника. Многие рассуждают так: пришел на рабочее место, время отбыл — и зарплату мне заплатят. А поинтересоваться, как обстоят дела в организации? Нет, это не про нас. Прошли времена, когда было модно иметь одну запись в трудовой книжке. И не кусать локти, если наступит это завтра, а ты вдруг окажешься без работы. Надо учиться, развиваться, чтобы еще и завтра соответствовать своей специальности. Конкуренция сейчас жесткая. Выпасть из обоймы легко. Возвратиться в нее сложно.
«Р»: Сергей Александрович, а вы как будущий работник готовы «жертвовать» какой-то процент для таких целей?
С. Кулагин: Лично я теперь совсем не против. Если это один процент от зарплаты как пенсионный, может, такая сумма не сильно почувствуется. На мой взгляд, правильнее создавать систему бескризисного развития, нежели придумывать, как страховаться от безработицы. Все надо решать в системе. Может, даже объявить конкурс. Пусть люди выдвигают свои предложения.
Ж. Тарасевич: А не получится ли так, что человеку будет выгодно быть безработным? Особенно это актуально для творческих профессий. Я безработный — и вы мне платите.
Опыт соседей
«Р»: Слышала, что в Эстонии цель страхования по безработице — предоставление работнику альтернативного дохода на период, когда человек пребывает в статусе безработного.
С. Кулагин: У нас также предлагают оплачиваемые общественные работы, но заработок небольшой. Безработным, официально оформленным в отделе трудоустройства, оказывают содействие в поиске работы. Но часто предлагают работу с невысокой зарплатой. В некоторых случаях отправляют на переобучение. Например, я сейчас бесплатно учусь по направлению от службы занятости.
Ж. Тарасевич: Мое мнение такое: в любом случае должно быть комплексное решение. Возможно, и не понадобится никаких страховых выплат со стороны ни нанимателя, ни работника, ни государства, если начать решать проблему безработицы своевременно. И, подчеркну, на всех уровнях.
Работник всегда должен думать, что может потерять занятость. А поэтому в его компетенции повышать квалификацию и задаваться вопросом: а что завтра будет на рынке труда?
Или возьмем нанимателя. Предположим, он вступил в процесс реструктуризации. Это же решение не сиюсекундное. Есть в планах модернизироваться, оптимизироваться — начинайте работать с органами трудоустройства. Кого-то надо переобучить. Кого-то, как сказал Президент, перевести через дорогу и объяснить, где ему можно получить работу или стать ремесленником, заняться бизнесом. Это тоже создание новых мест. На мой взгляд, как раз таки предприятиям, которые проходят реструктуризацию или находятся в стадии банкротства (санации), надо выстроить модель.
Да и органам по труду, научно-исследовательским учреждениям и системе образования надо держать руку на пульсе — моделировать спрос и предложение в разрезе профессий и возраста. Тогда и должен получиться мультипликативный эффект.
МНЕНИЕ В ТЕМУ
Олег ТОКУН, начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты:
— Вопрос по системе обязательного страхования от безработицы находится сейчас на стадии обсуждения. Межведомственная рабочая группа, которую создали при Министерстве труда и соцзащиты, изучала вопросы необходимости и целесообразности внедрения такой системы. В эту группу также вошли представители Минэкономики, Министерства финансов, Федерации профсоюзов, предприниматели. В процессе обсуждения рассматривали несколько различных моделей. В итоге, с точки зрения самой лучшей защищенности работника, пока остановились на такой концепции: человек, который остался без работы по каким-либо уважительным причинам, получает пособие по безработице в размере от 50 до 70 процентов от своей средней заработной платы. Основной вопрос, который возникает в этом случае, — это источник финансирования. Как это страховать? Во-первых, оно должно быть обязательным. Касаться и тех, кто работает по найму, и тех, кто нанимает работников. Во-вторых, речь идет о выплате страховых взносов. Предварительно мы провели расчеты. Конечно, они прогнозные, основанные на математических моделях. Если исходить из предложения, когда пособие по безработице должно составлять 50—70 процентов, необходимо формировать страховой взнос из расчета 0,5 процента отчислений в этот страховой фонд от фонда оплаты труда. Кто должен делать взносы? Это вопрос серьезный, поэтому требовал особого обсуждения. Рабочая группа пришла к мнению, что в финансировании должны принимать участие и наниматель, и работник. Есть еще один вопрос: кто и в каких долях должен делать отчисления? Этот момент обсуждаем. Пока рассматриваем такой вариант: страховые взносы могут формироваться по принципу отчислений 0,5% от фонда оплаты труда (0,25% — платежи со стороны работодателя и 0,25% платит сам работник). Если разобраться, то такой незначительный размер тарифа становится практически безболезненным как для людей, так и для предприятий. Плюс надо понимать, что работник становится социально защищенным. До полугода он будет получать практически свой доход. А значит, сможет нормально, не спеша и вдумчиво искать себе новое рабочее место. Необязательно самостоятельно. Служба занятости готова посодействовать в вопросах занятости. И для нанимателя будет плюс. С него будет снят груз ответственности в случае увольнения сотрудника, а бывший подчиненный не перешагнет черту бедности.
КСТАТИ
В разное время специалисты Международной организации труда анализировали систему страхования по безработице, основываясь на опыте многих стран. Одно из таких исследований вылилось в отчет «Сравнительный анализ системы страхования по безработице и страхования занятых лиц в странах Азии и в мире» (авторы Джон Картер, Мишель Бедар, Селин Пейрон Биста). Специалисты рассматривали систему страхования в 14 странах как средство обеспечения частичного возмещения доходов для застрахованных работников в период, когда они находятся без работы в поисках новой занятости.
Один из пунктов отчета — занятость в период получения пособия по безработице. Так, во многих странах безработные могут продолжать получать пособие частично или полностью, даже когда они начали работать неполный рабочий день. Тем не менее к ним также применяются стандартные правила, они должны продолжать искать постоянную работу и принимать соответствующие предложения о работе на полный рабочий день, а также проходить обучение или участвовать в мероприятиях в сфере занятости, на которые их направляют. Если заработная плата на работе при неполном рабочем дне превышает определенный лимит, они перестают получать пособие или его размеры сокращаются.
Эти меры преследуют три цели: во-первых, они способствуют продолжению активности безработных на рынке труда и сохранению, а также расширению опыта работы. Возможно, внештатная работа даже станет «мостиком» к полной занятости. Во-вторых, эти меры позволяют работодателям найти людей, готовых работать неполный рабочий день. В-третьих, работники имеют возможность поддерживать необходимый уровень жизни в период, когда они ушли с одной работы и еще не нашли новую.
Подобные нормы приняты во Франции, Германии, Канаде, Японии и США. Во Франции пособие по безработице выплачивается работникам, имеющим неполную занятость, если их заработная плата не превышает 70% от средней заработной платы, которую они получали ранее, и если в месяц они работают не более 110 часов. В Германии бенефициарии, работающие менее 15 часов в неделю, могут продолжать получать пособие по безработице в полном объеме, но если они начинают работать 15 часов и более, то теряют право на получение пособия. В Канаде безработные могут получать до 75 канадских долларов в неделю, или 40% от их недельного пособия, без снижения размера пособия. Любые дополнительные доходы вычитаются из суммы их пособия. В Японии заработок при неполной занятости лица, официально признанного безработным, возможен, но пособие по безработице может быть сокращено до определенной суммы, о чем говорится в статье 19 закона о страховании занятости.
Такие же правила установлены в США, но в разных штатах применяются различные нормы относительно суммы дохода от неполной занятости, которую работник может получать без ущерба для пособия по безработице.