100 лет Булату Окуджаве: вспоминаем самые знаменитые песни из кинофильмов
10.05.2024 08:05:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
9 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Булата Окуджавы: вековой юбилей, надежно переводящий культурный вклад, сделанный поэтом, в разряд классики — литературной, музыкальной, кинематографической. Нередко одно было связано с другим напрямую: Окуджава очень много писал для кино — и текстов, на которые сочиняли музыку профессиональные композиторы, и бардовских песен, которые режиссеры нередко использовали в качестве саундтреков в исполнении самого автора. «Друг мой, Колька!», «Застава Ильича», «Кортик» и «Бронзовая птица», «Нас венчали не в церкви», «Аты‑баты, шли солдаты...», «Соломенная шляпка», «Романс о влюбленных», «Приключения Буратино», «Покровские ворота» — в общей сложности на его счету больше 80 кинолент. Вспомним же любимые фильмы, где звучат песни на стихи барда.
Исаак Шварц признавался, что от перспективы работать с Окуджавой испытывал сильное волнение: он боялся сфальшивить — не нотами, а сердцем. Но волновался композитор напрасно — музыка так понравилась Булату Шалвовичу, что тот решил сам исполнить песню вместе со звонкоголосым Александром Кавалеровым, который был к тому моменту одним из самых знаменитых детей актеров советского кино.
Первоначально «Белое солнце пустыни» запретили к показу, однако создатели смогли показать картину Леониду Брежневу. Генсек пришел в восторг, особенно от песни, и фильм отправился в кинотеатры. В прокате 1970 года советский истерн занял 2‑е место: «Белое солнце пустыни» посмотрело 50 миллионов зрителей. Картина стала культовой, а «Ваше благородие...» — самым известным кинохитом Шварца и Окуджавы.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым…
И, значит, нам нужна одна Победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим!
К слову, Нина Ургант хотела спеть «Синий платочек». Однако, когда она исполняла песню Окуджавы, то заметила на глазах коллег‑актеров слезы. Неудивительно: ведь Анатолий Папанов ушел на фронт в 1941‑м и был тяжело ранен, Алексей Глазырин всю войну проработал в составе театральной бригады, играя то на передовой, то в госпиталях, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов были моложе, но и они подростками рвались бить фашистов. А сама актриса в военные годы жила в оккупированном Даугавпилсе, скрываясь от облав и полицаев, чтобы ее, дочь офицера НКВД, не угнали в Германию. Так что каждая слеза в кадре — настоящая...
Фильм не снискал большого успеха в прокате, на что сетовал актер Борис Химичев — муж Татьяны Дорониной: «Единственный наш общий с Дорониной фильм «На ясный огонь», снятый в годы совместной жизни, прошел незамеченным. А картина была неплохая…» Кроме Дорониной и Химичева, в этой незаслуженно забытой киноленте снялись Ролан Быков, Лев Дуров, Елена Санаева, Евгений Евстигнеев, Алексей Смирнов, Станислав Чекан, Михаил Кокшенов и многие другие прекрасные артисты. А песни Окуджавы в исполнении Дорониной вышли на фирме «Мелодия» отдельной пластинкой в 1976 году.
Через несколько лет с композитором Левашовым связался актер и режиссер Леонид Быков: он был в восторге от песни и попросил разрешения использовать ее в своем фильме «Аты‑баты, шли солдаты…» (картина стала для Быкова последней). «Как выяснилось, он по радио услышал мою песню, — вспоминал Левашов. — Она ему очень понравилась, он под нее уже отснял сотни метров пленки на натуре. Его звонок был не чем иным, как предложением мне стать композитором фильма. Когда я ему сказал, что песня «Бери шинель» из другого кинофильма — «От зари до зари», — он просто лишился дара речи». И тем не менее упрямый Быков, пусть в сокращенном варианте, но взял «Бери шинель, пошли домой» в финал своей картины.
из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты…
Бери шинель —
пошли домой.
ovsepyan@sb.by
«Женя, Женечка и «катюша»» (1967)
С этой кинокартины белоруса Владимира Мотыля началось многолетнее сотрудничество Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Центральной музыкальной темой, обрамляющей повествование о любви гвардии рядового Жени Колышкина и связистки полка «катюш» Женечки Земляникиной, стала песня «Капли датского короля». Главные роли сыграли Олег Даль и Галина Фигловская, в фильме также снимались Михаил Кокшенов, Георгий Штиль, певец Марк Бернес, в эпизодах засветились сам Владимир Мотыль и Булат Окуджава. К слову, последний выступил и соавтором сценария — о фронтовой жизни Окуджава, воевавший на Закавказском фронте, знал не понаслышке.Исаак Шварц признавался, что от перспективы работать с Окуджавой испытывал сильное волнение: он боялся сфальшивить — не нотами, а сердцем. Но волновался композитор напрасно — музыка так понравилась Булату Шалвовичу, что тот решил сам исполнить песню вместе со звонкоголосым Александром Кавалеровым, который был к тому моменту одним из самых знаменитых детей актеров советского кино.
«Белое солнце пустыни» (1969)
«Ваше благородие, госпожа разлука…» — кто хоть раз не пел в компании или не мурлыкал себе под нос песню героического таможенника Верещагина? Для работы над этим фильмом режиссер Владимир Мотыль вновь собрал тандем Окуджавы и Шварца, показавшийся ему по‑настоящему удачным (позднее они будут работать втроем еще над одной картиной — «Звезда пленительного счастья»). Окуджава стилизовал текст под дореволюционный канон — все‑таки герой был бывшим царским таможенником. Гитарную партию исполнил Алексей Якушев, а спел куплеты Павел Луспекаев, игравший Верещагина. Как и в фильме «Женя, Женечка и «катюша»», Шварц создал множество вариаций мелодии, ставших музыкальным оформлением картины.Первоначально «Белое солнце пустыни» запретили к показу, однако создатели смогли показать картину Леониду Брежневу. Генсек пришел в восторг, особенно от песни, и фильм отправился в кинотеатры. В прокате 1970 года советский истерн занял 2‑е место: «Белое солнце пустыни» посмотрело 50 миллионов зрителей. Картина стала культовой, а «Ваше благородие...» — самым известным кинохитом Шварца и Окуджавы.
«Белорусский вокзал» (1970)
Когда режиссер Андрей Смирнов собрался снимать свой фильм, посвященный встрече фронтовых друзей после войны, он обратился к композитору Альфреду Шнитке. Позже сценарист Вадим Трунин предложил привлечь Булата Окуджаву. Именно эта задача — написать текст настоящей окопной, фронтовой песни, которую могли бы петь на передовой, — стала ключевой в согласии знаменитого барда. Но за сочинение стихов он взялся лишь после того, как просмотрел уже отснятые фрагменты будущей картины. По замыслу режиссера и сценариста, песня должна была быть кульминацией эпилога, ставя точку в трагической истории Великой Отечественной войны и вместе с тем неся в себе уверенность в грядущей победе. Петь ее предстояло героине Нине Ургант — бывшей фронтовой медсестре Рае.Но, начав сочинять текст на музыку Шнитке, Окуджава очень быстро вышел за рамки изначальной мелодии, воспринимая ее как нечто вспомогательное, и в итоге сочинил заодно и стихи, и собственную музыку. Что характерно, самому Шнитке эта музыка пришлась по душе — он взялся за ее оркестровую обработку, однако настоял, чтобы везде, и в титрах, и на последующих пластинках, автором музыки был указан именно Окуджава.При этом аранжировку, сделанную Шнитке в виде военного марша для духового оркестра, искусствоведы считают шедевром музыкальной драматургии. Так она и звучит на всех парадах Победы:
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым…
И, значит, нам нужна одна Победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим!
К слову, Нина Ургант хотела спеть «Синий платочек». Однако, когда она исполняла песню Окуджавы, то заметила на глазах коллег‑актеров слезы. Неудивительно: ведь Анатолий Папанов ушел на фронт в 1941‑м и был тяжело ранен, Алексей Глазырин всю войну проработал в составе театральной бригады, играя то на передовой, то в госпиталях, Всеволод Сафонов и Евгений Леонов были моложе, но и они подростками рвались бить фашистов. А сама актриса в военные годы жила в оккупированном Даугавпилсе, скрываясь от облав и полицаев, чтобы ее, дочь офицера НКВД, не угнали в Германию. Так что каждая слеза в кадре — настоящая...
«На ясный огонь» (1975)
Фильм режиссера Виталия Кольцова снят по повести Михаила Зощенко «Возмездие». Одну из первых своих главных ролей в этой киноленте сыграла блистательная Татьяна Доронина. А поскольку актриса имела вкус к исполнению песен под гитару и нередко в кинофильмах она поет, то и тут мы слышим песни, написанные Булатом Окуджавой, — «Мой конь» (одна из строк этой песни в итоге дала название всему фильму), «Гори, огонь, гори», «Господа юнкера», «Сентиментальный марш» и знаменитый «Надежды маленький оркестрик».Фильм не снискал большого успеха в прокате, на что сетовал актер Борис Химичев — муж Татьяны Дорониной: «Единственный наш общий с Дорониной фильм «На ясный огонь», снятый в годы совместной жизни, прошел незамеченным. А картина была неплохая…» Кроме Дорониной и Химичева, в этой незаслуженно забытой киноленте снялись Ролан Быков, Лев Дуров, Елена Санаева, Евгений Евстигнеев, Алексей Смирнов, Станислав Чекан, Михаил Кокшенов и многие другие прекрасные артисты. А песни Окуджавы в исполнении Дорониной вышли на фирме «Мелодия» отдельной пластинкой в 1976 году.
«Аты‑баты, шли солдаты…» (1977)
Знаменитую песню «Бери шинель, пошли домой» на музыку композитора Валентина Левашова Окуджава написал для фильма Гавриила Егиазарова «От зари до зари», который описывает мирную жизнь бывшего фронтовика: бригадир Рожнов — уважаемый человек в родной деревне, однако память о войне не отпускает его и годы спустя. Главную роль в картине сыграл актер Николай Пастухов. На всесоюзном кинофестивале в 1976 году фильм получил первую премию за сценарий, а Николай Пастухов — вторую премию за лучшую мужскую роль, однако прокатная судьба киноленты была менее успешной. Песня же пошла в ротацию на радио.Через несколько лет с композитором Левашовым связался актер и режиссер Леонид Быков: он был в восторге от песни и попросил разрешения использовать ее в своем фильме «Аты‑баты, шли солдаты…» (картина стала для Быкова последней). «Как выяснилось, он по радио услышал мою песню, — вспоминал Левашов. — Она ему очень понравилась, он под нее уже отснял сотни метров пленки на натуре. Его звонок был не чем иным, как предложением мне стать композитором фильма. Когда я ему сказал, что песня «Бери шинель» из другого кинофильма — «От зари до зари», — он просто лишился дара речи». И тем не менее упрямый Быков, пусть в сокращенном варианте, но взял «Бери шинель, пошли домой» в финал своей картины.
«Аты‑баты, шли солдаты…» ждал успех — фильм посмотрело почти 36 миллионов человек. А песня внезапно зазвучала везде и всюду — в телепередачах, на парадах, в концертах. Охотно исполняли ее такие звезды эпохи, как Алексей Покровский, Иосиф Кобзон и Эдуард Хиль.А мы с тобой, брат,
из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты…
Бери шинель —
пошли домой.
ovsepyan@sb.by