Премьерный спектакль «Бясконцая гісторыя» в Купаловском театре убедительно говорит о простых истинах
25.10.2024 08:36:00
Недавно в Национальном академическом театре имени Янки Купалы состоялся премьерный показ мелодраматической комедии «Бясконцая гiсторыя» по пьесе Михаила Хейфеца «Rock‑n‑Roll на закате» с участием заслуженного артиста Беларуси Владимира Роговцова и заслуженной артистки БССР Тамары Николаевой‑Опиок. Режиссером‑постановщиком стал художественный руководитель столичного Нового драматического театра Сергей Куликовский. Динамичную хореографию для спектакля создала Диана Юрченко.
Спектакль уже был представлен на Камерной сцене театра в июле, но нынешний актерский состав зрители увидели впервые. На июльском показе главные роли исполняли актеры Александр Пашкевич и Светлана Гусарова.
Корифеи Купаловского театра Роговцов и Николаева‑Опиок расставили в истории свои акценты и внесли ноту аристократизма в спектакль, который, кажется, сразу задышал полной грудью и нашел большой зрительский отклик. Поклонники Владимира Роговцова спектакль тоже непременно посетят, зная, что в прошлом году актер отметил 80‑летие, а в 2024‑м — 60‑летие творческой деятельности на сцене Купаловского.
Главные герои спектакля — Он и Она — познакомились в танцевальном клубе, созданном, видимо, «для тех, кому за…». Оба с искусством танца, прямо скажем, в натянутых отношениях: овладеть хореографической стихией героям явно не удается, но от своей мечты они отказываться не готовы. Они верят, что проблемы с чувством ритма и отсутствие музыкального слуха не должны быть препятствием для того, чтобы стать звездами танцпола. Он поступает решительно и по‑своему: начинает индивидуальные занятия по приобретенному учебнику у себя дома. С этого, собственно, и начинается пьеса. В первой сцене Она приходит к нему в гости, чтобы выяснить, почему Он пропускает занятия. Герой предлагает начать заниматься по пособию совместно, чтобы потом, спустя некоторое время, ошеломить всех грациозными па. Эти домашние занятия оборачиваются ссорами и скандалами, выяснением отношений и при этом неизбежным движением друг к другу, взаимным интересом.
Герои пьесы — настоящие антиподы: у них разные взгляды на жизнь, юмор, танец. Из этого рождается множество комических диалогов, но есть и общее — желание найти в суетливом потоке жизни родственную душу. Владимир Роговцов и Тамара Николаева‑Опиок создали интересный дуэт, который достойно продолжает в репертуаре театра линию комедийных и мелодраматических спектаклей для двух харизматичных актеров. Вспомним такую классику, как «Старомодная комедия» Алексея Арбузова (в том спектакле Валерия Раевского блистал, кстати, все тот же Владимир Роговцов) или «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина. Герои спектакля «Бясконцая гiсторыя» из числа тех наших современников, кто продолжает жить активной жизнью, несмотря на элегантный возраст, кто двумя руками выступает за творчество, азарт, преодоление собственных слабостей. Они из числа именно тех оптимистов, кто, по выражению Новосельцева из «Служебного романа», «вертит земной шар» и призывает к этому всех желающих.
Добрый зритель в девятом ряду.
На сцене Тамара Николаева‑Опиок и Владимир Роговцов.
Спектакль уже был представлен на Камерной сцене театра в июле, но нынешний актерский состав зрители увидели впервые. На июльском показе главные роли исполняли актеры Александр Пашкевич и Светлана Гусарова.
Корифеи Купаловского театра Роговцов и Николаева‑Опиок расставили в истории свои акценты и внесли ноту аристократизма в спектакль, который, кажется, сразу задышал полной грудью и нашел большой зрительский отклик. Поклонники Владимира Роговцова спектакль тоже непременно посетят, зная, что в прошлом году актер отметил 80‑летие, а в 2024‑м — 60‑летие творческой деятельности на сцене Купаловского.
Главные герои спектакля — Он и Она — познакомились в танцевальном клубе, созданном, видимо, «для тех, кому за…». Оба с искусством танца, прямо скажем, в натянутых отношениях: овладеть хореографической стихией героям явно не удается, но от своей мечты они отказываться не готовы. Они верят, что проблемы с чувством ритма и отсутствие музыкального слуха не должны быть препятствием для того, чтобы стать звездами танцпола. Он поступает решительно и по‑своему: начинает индивидуальные занятия по приобретенному учебнику у себя дома. С этого, собственно, и начинается пьеса. В первой сцене Она приходит к нему в гости, чтобы выяснить, почему Он пропускает занятия. Герой предлагает начать заниматься по пособию совместно, чтобы потом, спустя некоторое время, ошеломить всех грациозными па. Эти домашние занятия оборачиваются ссорами и скандалами, выяснением отношений и при этом неизбежным движением друг к другу, взаимным интересом.
Время от времени на сцене появляются танцевальные пары, в которые блистательно перевоплотились молодые купаловские артисты. Они здесь воплощают и мечту о танце, и воспоминания о прошедшей молодости. В одной из сцен зрители увидят и скрипача, музыканта оркестра Геннадия Вишнякова с его пронзительным музыкальным номером.
Героев тяготит одиночество: близкие у них вроде бы есть (по крайней мере, о них говорится в тексте), но у героини живут они далеко, а у героя… В одной из сцен Владимир Роговцов так безнадежно заворачивается в пиджак с поднятым воротом, как будто на него подул ледяной вековой ветер, что возникает мысль: не разыграл ли он мистификацию перед героиней, утверждая, что отпраздновал свой день рождения вместе с шумной семьей?
Стоит отметить, что сама пьеса драматурга Михаила Хейфеца пользуется большой популярностью на белорусских подмостках: ее также поставили в театре имени Я. Коласа в Витебске и столичном Молодежном театре.В спектакле «Бясконцая гiсторыя» многое остается за пределами текста, в паузах, зрителю предлагается самому додумывать судьбы героев. Для режиссерского почерка Сергея Куликовского характерна такая насыщенная игра с подтекстом. Он дает актерам большую свободу, не довлеет над ними, а пытается выстроить общую партитуру спектакля как единой образной системы.
Герои пьесы — настоящие антиподы: у них разные взгляды на жизнь, юмор, танец. Из этого рождается множество комических диалогов, но есть и общее — желание найти в суетливом потоке жизни родственную душу. Владимир Роговцов и Тамара Николаева‑Опиок создали интересный дуэт, который достойно продолжает в репертуаре театра линию комедийных и мелодраматических спектаклей для двух харизматичных актеров. Вспомним такую классику, как «Старомодная комедия» Алексея Арбузова (в том спектакле Валерия Раевского блистал, кстати, все тот же Владимир Роговцов) или «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина. Герои спектакля «Бясконцая гiсторыя» из числа тех наших современников, кто продолжает жить активной жизнью, несмотря на элегантный возраст, кто двумя руками выступает за творчество, азарт, преодоление собственных слабостей. Они из числа именно тех оптимистов, кто, по выражению Новосельцева из «Служебного романа», «вертит земной шар» и призывает к этому всех желающих.
Добрый зритель в девятом ряду.