«Мы девочкам открыли Америку». Итоги бесплатного IT-обучения для девушек в Бресте
21.10.2019 17:36:02
Александра ЯНКОВИЧ
Сначала их было сто шестьдесят. После тестирования сотню отсеяли. Пять месяцев эти девушки усердно изучали языки программирования, пытались понять, чем отличается Product Owner от Frontend-разработчика, и старались влиться в мир IT в Бресте. Чего хотели и что получили? С какими подводными камнями столкнулись организаторы? Большой материал о самом крупном проекте Брестского местного фонда регионального развития для девушек «Women Tech Hub».
Вернемся на пять месяцев назад
Проект «Women Tech Hub» стартовал в конце апреля. Возможность попасть в программу получили девушки от 15 до 25 лет, студентки вузов (кроме тех, чья специальность связана с программированием) и девушки, у которых нет опыта работы в сфере IT.
– В фонд поступило сто шестьдесят заявок, – говорит руководитель проекта Виктория Радчук. – Звонили мамы, спрашивали: «А моя дочь зарегистрировалась? Нет? А давайте ее зарегистрируем». Отбор решили сделать в виде тестирования.
Виктория Радчук
Задача теста – выявить способность участниц к логическому мышлению. Жесткая дисциплина, телефоны и сумки сданы, перед девушками лишь ручка и чистый лист. Неосторожное движение - и на листе написано «-1» – так проходило тестирование. На каждое задание отведено определенное время. За десять секунд до конца выполнения задания куратор начинает обратный отсчет: «Десять, девять, восемь…три, два, один, листы вверх». Пока не заберут лист с ответом, надо держать руку на весу.
– Тест – специальная разработка брестской IT-компании. Они дают его людям, которые приходят устраиваться на работу. Поэтому нам запрещено разглашать содержание теста, а то будет слишком просто попасть в компанию, – смеется Виктория. – Но я могу описать примерно, как выглядели задания. Например, нарисована фигура, в каждом углу фигуры цифры. Задача - «разрезать» фигуру через определенные цифры так, чтобы получился квадрат. В одном задании были предложены картинки, и логически нужно было понять, в какой последовательности их расставлять.
Александра Елец проходила тестирование в резервные дни.
– Я бы не сказала, что все задания сложные, – вспоминает она. – Многие из них были даже легкими, но все в какой–то мере требовали внимательности, умения мыслить логически и с нескольких ракурсов. Пожалуй, последний блок, где нужно было распределить по времени картинки с разными событиями, был для меня самым сложным.
Максимальное количество баллов – 100, порог – 60. Если набрал меньше 60, то компания считает: в IT будет сложно.
– Честно говоря, на тестировании думала, что не пройду. Задания были интересными, на логику, но, признаюсь, на некоторые мне не хватало времени, – говорит второкурсница экономического факультета БрГТУ Влада Ярмоцык. – Часто слышала, что экономистов пруд пруди, поэтому решила обзавестись альтернативным вариантом, которым стала программа IT-обучения.
– Сначала мы выделили 40 мест, потом расширили до 60, так как понимали, что не все дойдут до конца. Три процента из прошедших неожиданно отказались участвовать, хотя у них были очень хорошие баллы. Для меня это до сих пор непонятно, – разводит руками Виктория Радчук. – Некоторые девочки, еще не зная результатов, звонили, просили пересдать. Их мы и позвали вместо тех 3% отказавшихся.
Кристина Карпович, одиннадцатиклассница пинской средней школы №3 оказалась в числе счастливиц, которым выпал второй шанс попасть в проект.
– Сначала мне пришло письмо, что я не прошла по баллам. Думаю, ладно, дорога из Пинска до Бреста все равно занимает много времени и сил, – вспоминает Кристина. – Но потом позвонила директор нашей школы Елена Николаевна и сказала, что нужно участвовать, раз такой шанс хороший. Она ездила каждое воскресенье с нами.
Окунемся в процесс обучения
Участниц по списку поделили на четыре группы. Первые недели преподаватели знакомились с девочками, выясняли способности групп, чтобы составить для них программу.
– На первом занятии все было интересно и понятно, а вот на втором возникла мысль: «Что я тут делаю?» Но потом я стала вникать в суть, понимать, что происходит. Думаю, что результат начал появляться уже после трех занятий. Пока разберешься, что к чему, соберешься с мыслями… Когда я написала самостоятельно самую простенькую программу, даже уже не помню какую, я была горда собой, – хвалится Влада Ярмоцык.
Двух подруг, Дашу Делендик и Катю Король, студенток Брестского технического университета, после нескольких занятий перевели в «продвинутую» группу.
– Мы надеялись, что сможем попасть к девочкам, которые изучают более сложный материал, так как то, что мы учили в нашей первой группе, было слишком легким, – говорит Даша.
Даша и Катя
Пока многие боролись лишь со сложностью материала, десятиклассница Высоковской средней школы Татьяна Калашникова сражалась и с материалом, и с километрами, и с нехваткой транспорта.
– Занятия длились по 3 часа каждое воскресенье. У нас также было домашнее задание. Для некоторых всего 3 часа в день, а у меня это забирало весь день, так как я живу в 40 километрах от Бреста, и единственный способ добираться на курсы, чтобы не слоняться весь день в ожидании, – это маршрутка в 12 утра. А назад – поезд в 20:30. Было тяжело просто из-за этого, - говорит школьница.
Татьяна Калашникова на бизнес-завтраке
Бизнес-завтрак
Кроме изучения азов программирования у участниц была возможность побывать на бизнес-завтраках в IT-компаниях и познакомиться с позициями разных сотрудников, чтобы понять, кто чем занимается.
– Перед нами выступали работники фирм, а девушки задавали вопросы. Кто-то задавал уже серьезные вопросы: «Какие есть программы для тестирования продуктов?», а кто-то спрашивал: «А мне физику надо учить? Может, не надо, а то мама заставляет?» Все потому, что каждая девочка пришла со своим уровнем: некоторые базы кодят и тестируют, а кто-то с физикой мучается, – смеется Виктория. – В одной компании спросили: «А какими языками программирования вы увлекаетесь?» И все начали умничать, дескать, вот этим и этим. Потом им говорят: «А самый главный язык программирования – английский». И тут я понимаю – приехали. Потому что английского ни у кого нет. И это была наша главная ошибка. Мы быстро перераспределили бюджет и наняли преподавателя по английскому.
Чтобы у девочек была мотивация пройти полный курс английского, фонд решил брать символическую плату – 2 рубля за занятие.
Пока некоторые и не подозревали о важности английского в IT, шестнадцатилетней Татьяне Калашниковой любовь к этому языку помогла преодолеть сомнения и решиться на участие в проекте.
– Я сомневалась, подавать ли мне заявку в проект, ведь с математикой не дружу. Но знакомые, которые работают в IT, сказали: «Зато ты знаешь английский, это тебе поможет». И действительно язык помог. Мне было сложно на занятиях. Очень сложно. Я не всегда понимала логику вещей, но английский был очень крутой "подсказкой" и я могла понять значение некоторых функций до их объяснения, – рассказывает девушка.
Александру Елец в программу привело желание попробовать себя в сфере IT.
– Давно хотела сменить сферу деятельности, а тут такая возможность подвернулась. Тем более программа бесплатная. Я подумала, что терять нечего, и подала заявку, – говорит она. – Было очень интересно, чему именно будут обучать и в какую группу определили. А дальше первые слайды презентации быстро захватили, и я уже думала о виртуальных машинах. Леонид хорошо объясняет, темы были выбраны в последовательности с нарастающей сложностью. Объекты, циклы, примитивные и ссылочные типы, методы, конструкторы и так далее – с каждым занятием мы узнавали все больше базовых в программировании вещей.
– Леонид Войцехович, преподаватель, очень хвалил Сашу, - рассказывает Виктория Радчук. – Как-то он сказал, что над Сашиными вопросами приходилось долго думать.
– Я начала читать книгу, которую Леонид посоветовал, сразу после первого занятия и довольно часто было так, что пройденное на уроке я уже знала и задавала вопросы посложнее в этой теме. А еще я очень люблю спрашивать о том, как реализованы какие-то вещи изнутри.
Пора сделать выбор и опробовать себя в деле
– Стажировки у нас была в формате Job Shadow Days. Это когда компания закрепляет стажера за опытным сотрудником, и тот ходит за ним «тенью». У нас такую стажировку прошли 30 человек за день, – рассказывает Виктория Радчук. – Было такое, что фирмы писали: «Боже, что нам с ними делать? Их так много!» Потому что они как начали бегать: «Я туда не хочу, я не в эту разработку…»
Бизнес-завтраки помогли многим девушкам определиться, какая специализация в IT им ближе и куда идти на стажировку. В их числе Анастасия Пешко и Дарья Делендик.
– Благодаря бизнес-завтракам я попала на стажировку в компанию на должность маркетолога, чему безмерно благодарна. Ведь я узнала очень многое о специфике работы маркетолога в IT-компании и многому научилась, что мне пригодится в будущем, – говорит Даша.
Анастасия решила, что будет HR-специалистом.
– Я ходила на стажировку в две компании на эту должность. Мне нравится работать в режиме многозадачности, к тому же есть возможность реализовывать свои идеи касательно тимбилдинга и корпоративной культуры, – поясняет свой выбор Настя.
Истории работников IT-компаний тоже в какой–то степени повлияли на выбор девушек. Так Татьяна Калашникова после рассказа одной из сотрудниц решила, что станет техническим писателем.
– Девушка рассказала о тонкостях работы, это меня зацепило. Нужно знать, как работает то или иное приложение. К тому же, важное место занимает английский. Поэтому, когда я окончу школу, поступлю на специальность, связанную с IT, и в будущем стану техническим писателем, – делится планами Татьяна.
Были, конечно, и колебания. Специализаций в IT много, а выбор делать надо. Елизавета Жур столкнулась с этим.
– Я пошла стажироваться в качестве разработчика, и тогда мне показалось, что это не мое. Решила, что не могу сидеть на месте и писать коды, что мне лучше будет тестировщиком или менеджером. Но сейчас поменяла мнение и думаю, что и разработчиком тоже неплохо быть. Способности к этому у меня есть, хорошо получается и приносит удовольствие, – делится девушка.
– Вы не поверите, но многим девушкам мы открыли Америку, – говорит Виктория Радчук. – Они поняли, что нет ничего невозможного, главное – пробовать и не бояться. И для себя я решила, что, если помогу хотя бы одной девушке устроиться на работу в сфере IT, то я не зря делала этот проект.
Вернемся на пять месяцев назад
Проект «Women Tech Hub» стартовал в конце апреля. Возможность попасть в программу получили девушки от 15 до 25 лет, студентки вузов (кроме тех, чья специальность связана с программированием) и девушки, у которых нет опыта работы в сфере IT.
– В фонд поступило сто шестьдесят заявок, – говорит руководитель проекта Виктория Радчук. – Звонили мамы, спрашивали: «А моя дочь зарегистрировалась? Нет? А давайте ее зарегистрируем». Отбор решили сделать в виде тестирования.
Виктория Радчук
Задача теста – выявить способность участниц к логическому мышлению. Жесткая дисциплина, телефоны и сумки сданы, перед девушками лишь ручка и чистый лист. Неосторожное движение - и на листе написано «-1» – так проходило тестирование. На каждое задание отведено определенное время. За десять секунд до конца выполнения задания куратор начинает обратный отсчет: «Десять, девять, восемь…три, два, один, листы вверх». Пока не заберут лист с ответом, надо держать руку на весу.
– Тест – специальная разработка брестской IT-компании. Они дают его людям, которые приходят устраиваться на работу. Поэтому нам запрещено разглашать содержание теста, а то будет слишком просто попасть в компанию, – смеется Виктория. – Но я могу описать примерно, как выглядели задания. Например, нарисована фигура, в каждом углу фигуры цифры. Задача - «разрезать» фигуру через определенные цифры так, чтобы получился квадрат. В одном задании были предложены картинки, и логически нужно было понять, в какой последовательности их расставлять.
Александра Елец проходила тестирование в резервные дни.
– Я бы не сказала, что все задания сложные, – вспоминает она. – Многие из них были даже легкими, но все в какой–то мере требовали внимательности, умения мыслить логически и с нескольких ракурсов. Пожалуй, последний блок, где нужно было распределить по времени картинки с разными событиями, был для меня самым сложным.
Максимальное количество баллов – 100, порог – 60. Если набрал меньше 60, то компания считает: в IT будет сложно.
– Честно говоря, на тестировании думала, что не пройду. Задания были интересными, на логику, но, признаюсь, на некоторые мне не хватало времени, – говорит второкурсница экономического факультета БрГТУ Влада Ярмоцык. – Часто слышала, что экономистов пруд пруди, поэтому решила обзавестись альтернативным вариантом, которым стала программа IT-обучения.
– Сначала мы выделили 40 мест, потом расширили до 60, так как понимали, что не все дойдут до конца. Три процента из прошедших неожиданно отказались участвовать, хотя у них были очень хорошие баллы. Для меня это до сих пор непонятно, – разводит руками Виктория Радчук. – Некоторые девочки, еще не зная результатов, звонили, просили пересдать. Их мы и позвали вместо тех 3% отказавшихся.
Кристина Карпович, одиннадцатиклассница пинской средней школы №3 оказалась в числе счастливиц, которым выпал второй шанс попасть в проект.
– Сначала мне пришло письмо, что я не прошла по баллам. Думаю, ладно, дорога из Пинска до Бреста все равно занимает много времени и сил, – вспоминает Кристина. – Но потом позвонила директор нашей школы Елена Николаевна и сказала, что нужно участвовать, раз такой шанс хороший. Она ездила каждое воскресенье с нами.
Окунемся в процесс обучения
Участниц по списку поделили на четыре группы. Первые недели преподаватели знакомились с девочками, выясняли способности групп, чтобы составить для них программу.
– На первом занятии все было интересно и понятно, а вот на втором возникла мысль: «Что я тут делаю?» Но потом я стала вникать в суть, понимать, что происходит. Думаю, что результат начал появляться уже после трех занятий. Пока разберешься, что к чему, соберешься с мыслями… Когда я написала самостоятельно самую простенькую программу, даже уже не помню какую, я была горда собой, – хвалится Влада Ярмоцык.
Двух подруг, Дашу Делендик и Катю Король, студенток Брестского технического университета, после нескольких занятий перевели в «продвинутую» группу.
– Мы надеялись, что сможем попасть к девочкам, которые изучают более сложный материал, так как то, что мы учили в нашей первой группе, было слишком легким, – говорит Даша.
Даша и Катя
Пока многие боролись лишь со сложностью материала, десятиклассница Высоковской средней школы Татьяна Калашникова сражалась и с материалом, и с километрами, и с нехваткой транспорта.
– Занятия длились по 3 часа каждое воскресенье. У нас также было домашнее задание. Для некоторых всего 3 часа в день, а у меня это забирало весь день, так как я живу в 40 километрах от Бреста, и единственный способ добираться на курсы, чтобы не слоняться весь день в ожидании, – это маршрутка в 12 утра. А назад – поезд в 20:30. Было тяжело просто из-за этого, - говорит школьница.
Татьяна Калашникова на бизнес-завтраке
Бизнес-завтрак
Кроме изучения азов программирования у участниц была возможность побывать на бизнес-завтраках в IT-компаниях и познакомиться с позициями разных сотрудников, чтобы понять, кто чем занимается.
– Перед нами выступали работники фирм, а девушки задавали вопросы. Кто-то задавал уже серьезные вопросы: «Какие есть программы для тестирования продуктов?», а кто-то спрашивал: «А мне физику надо учить? Может, не надо, а то мама заставляет?» Все потому, что каждая девочка пришла со своим уровнем: некоторые базы кодят и тестируют, а кто-то с физикой мучается, – смеется Виктория. – В одной компании спросили: «А какими языками программирования вы увлекаетесь?» И все начали умничать, дескать, вот этим и этим. Потом им говорят: «А самый главный язык программирования – английский». И тут я понимаю – приехали. Потому что английского ни у кого нет. И это была наша главная ошибка. Мы быстро перераспределили бюджет и наняли преподавателя по английскому.
Чтобы у девочек была мотивация пройти полный курс английского, фонд решил брать символическую плату – 2 рубля за занятие.
Пока некоторые и не подозревали о важности английского в IT, шестнадцатилетней Татьяне Калашниковой любовь к этому языку помогла преодолеть сомнения и решиться на участие в проекте.
– Я сомневалась, подавать ли мне заявку в проект, ведь с математикой не дружу. Но знакомые, которые работают в IT, сказали: «Зато ты знаешь английский, это тебе поможет». И действительно язык помог. Мне было сложно на занятиях. Очень сложно. Я не всегда понимала логику вещей, но английский был очень крутой "подсказкой" и я могла понять значение некоторых функций до их объяснения, – рассказывает девушка.
Александру Елец в программу привело желание попробовать себя в сфере IT.
– Давно хотела сменить сферу деятельности, а тут такая возможность подвернулась. Тем более программа бесплатная. Я подумала, что терять нечего, и подала заявку, – говорит она. – Было очень интересно, чему именно будут обучать и в какую группу определили. А дальше первые слайды презентации быстро захватили, и я уже думала о виртуальных машинах. Леонид хорошо объясняет, темы были выбраны в последовательности с нарастающей сложностью. Объекты, циклы, примитивные и ссылочные типы, методы, конструкторы и так далее – с каждым занятием мы узнавали все больше базовых в программировании вещей.
– Леонид Войцехович, преподаватель, очень хвалил Сашу, - рассказывает Виктория Радчук. – Как-то он сказал, что над Сашиными вопросами приходилось долго думать.
– Я начала читать книгу, которую Леонид посоветовал, сразу после первого занятия и довольно часто было так, что пройденное на уроке я уже знала и задавала вопросы посложнее в этой теме. А еще я очень люблю спрашивать о том, как реализованы какие-то вещи изнутри.
Пора сделать выбор и опробовать себя в деле
– Стажировки у нас была в формате Job Shadow Days. Это когда компания закрепляет стажера за опытным сотрудником, и тот ходит за ним «тенью». У нас такую стажировку прошли 30 человек за день, – рассказывает Виктория Радчук. – Было такое, что фирмы писали: «Боже, что нам с ними делать? Их так много!» Потому что они как начали бегать: «Я туда не хочу, я не в эту разработку…»
Бизнес-завтраки помогли многим девушкам определиться, какая специализация в IT им ближе и куда идти на стажировку. В их числе Анастасия Пешко и Дарья Делендик.
– Благодаря бизнес-завтракам я попала на стажировку в компанию на должность маркетолога, чему безмерно благодарна. Ведь я узнала очень многое о специфике работы маркетолога в IT-компании и многому научилась, что мне пригодится в будущем, – говорит Даша.
Анастасия решила, что будет HR-специалистом.
– Я ходила на стажировку в две компании на эту должность. Мне нравится работать в режиме многозадачности, к тому же есть возможность реализовывать свои идеи касательно тимбилдинга и корпоративной культуры, – поясняет свой выбор Настя.
Истории работников IT-компаний тоже в какой–то степени повлияли на выбор девушек. Так Татьяна Калашникова после рассказа одной из сотрудниц решила, что станет техническим писателем.
– Девушка рассказала о тонкостях работы, это меня зацепило. Нужно знать, как работает то или иное приложение. К тому же, важное место занимает английский. Поэтому, когда я окончу школу, поступлю на специальность, связанную с IT, и в будущем стану техническим писателем, – делится планами Татьяна.
Были, конечно, и колебания. Специализаций в IT много, а выбор делать надо. Елизавета Жур столкнулась с этим.
– Я пошла стажироваться в качестве разработчика, и тогда мне показалось, что это не мое. Решила, что не могу сидеть на месте и писать коды, что мне лучше будет тестировщиком или менеджером. Но сейчас поменяла мнение и думаю, что и разработчиком тоже неплохо быть. Способности к этому у меня есть, хорошо получается и приносит удовольствие, – делится девушка.
– Вы не поверите, но многим девушкам мы открыли Америку, – говорит Виктория Радчук. – Они поняли, что нет ничего невозможного, главное – пробовать и не бояться. И для себя я решила, что, если помогу хотя бы одной девушке устроиться на работу в сфере IT, то я не зря делала этот проект.