Учитель начальных классов Валерий Станчик: Детям нужно внимание обоих родителей
03.12.2015 20:43:27
Звонок на перемену, учитель интересуется: «Вопросы есть?» — «Да!» — поднимаю руку. И пока первоклашки отдыхают, мы беседуем.
— Учителем мечтал стать с детства, правда, вести хотел немецкий. Но после школы так сложилось, что подал документы на младшие классы, — рассказывает собеседник. — Потом окончил еще и геофак. В 1988-м с женой переехали в Жодино. Пришел в отдел образования, предъявил два диплома, мне говорят: «О географии и не мечтайте, у нас 15 человек на очереди». Отвечаю: «Ладно, подожду». Мне: «Ну хорошо, заходите тогда лет через 30». Так я и стал учителем начальных классов. И вот веришь, ни разу не пожалел.
Сейчас Валерию Тадеушевичу чуть за 50, в Жодино он уже выпустил семь классов. Чтобы описать его, достаточно двух слов — улыбчивый добряк. «Вообще, я строгий и прикрикнуть могу, — не соглашается. — Но с детьми стараюсь быть на равных. Специально много мультиков смотрю. Хотя современные не люблю и малышам об этом открыто говорю. Ну что интересного, объясни, в «Симпсонах»?! А вот как-то принес своим выпускникам «Серую шейку», три раза на одном дыхании пересмотрели. До сих пор не понимаю, как они дожили до 4-го класса и эту сказку не видели».
Перемены у первоклашек большие — 30 минут. Раз за разом они подходят к учителю то обняться, то игрушку показать, то по голове просят погладить. В общем, преподаватель для них мама, папа, дедушка и бабушка — так они к нему, кстати, порой и обращаются. А случается, и директором зовут. «Мужчину на своих этажах они почему-то воспринимают как главного, — смеется Валерий Тадеушевич. — Поэтому я нашего Сергея Михайловича (директора. — Прим. авт.) прошу чаще на уроки заходить, чтобы дети не путали».
Больше всего возле учителя, конечно, крутятся мальчишки. И сейчас они не отстают от него с вопросами. Станчик говорит, что этот факт легко объясним. Разводов стало больше, ребятам не хватает отцовского внимания, вот они и тянутся к учителю-мужчине. «Всегда повторяю: детям нужно внимание обоих родителей, — подчеркивает он. — Хотя последние лет пять чувствуется, семьи крепнут. У половины детей на собрания теперь приходят и папа, и мама».
Пока Валерий Тадеушевич рассказывает, рассматриваю его кабинет. На доске — цифры, на подоконнике — цветы. И тут вопрос: «А чем урок у мужчины — учителя начальных классов отличается от занятия у учительницы?» — «Если честно, особой разницы нет, главное — детей любить», — отвечает.
Ребята это чувствуют. Может, поэтому и обращаются к преподавателю с необычными вопросами. Вот что, например, спрашивает Саша, делать, если ему нравится Маша. Но в столовую Маша ходит с Дашей?..
— Валерий Тадеушевич, у меня вопрос, — в дверях появляется молодой человек с журналом под мышкой. Замечает, что Станчик занят, собирается уходить.
У меня легкий шок. Слово за Павлом Васильевичем: «Вот примерно так же смотрели родители, когда им представили меня на собрании. Хотя сначала такое выражение лица было у меня, когда в отделе образования сообщили: будете у нас вторым в начальной школе мужчиной».
Станчик признается, к нему тоже не сразу привыкли. Года через два. Причем для родителей такой вот педагог оказался большим нонсенсом, чем для детей. Зато теперь желающих отдать своего ребенка к нему — очередь.
— За 15 последних лет ни одного мужчину в своей группе на курсах по переподготовке не встретил, — продолжает Валерий Тадеушевич. — Обычно, только появляюсь на первом занятии, женщины с порога: «Вам не сюда, физики и историки в другой аудитории». А пару лет назад пришел в Институт развития защищаться, а мне: «Работа хорошая, читали. Лучше расскажите, как вас в начальную школу-то занесло».
Этот же вопрос адресую Ильинскому. Ответ следующий: мама, папа, сестра — учителя. «Заметил, кстати, дети мужчин больше слушаются», — подчеркивает Павел Васильевич.
— А как найти общий язык с такими учениками?
— Понятия не имею, — пожимает плечами молодой наставник. — Но я с детства с малышами ладил. И после отработки в школе собираюсь остаться. Хотя знаете, 1 сентября на первом уроке у меня мальчик встал и чуть не плачет: «Я так надеялся, что нас женщина учить будет». Мы с родителями переглянулись. А назавтра слышал, как он девочке из параллельного класса хвастался: «А у нас вообще-то учитель — мужчина».
— У меня момент поинтереснее был, — дополняет коллегу более опытный преподаватель. — Есть у нас тест, когда детям нужно нарисовать себя, семью и учителя, так отношение малыша к этим людям проявляется. И вот однажды девять детей изобразили меня в короне. Я испугался, бегом к психологу: объясни, говорю, это же, наверное, плохо. Она спокойно: «Ты что? Это просто дети тебя любят».
Цифры
По данным Белстата, в 2014/15 учебном году в начальной школе работало 22 029 учителей, в том числе руководителей. Мужчин среди них всего 0,5%, а это 110 человек.
Несколько одинаковых вопросов, которые мы задали Валерию Тадеушевичу (В.Т.) и Павлу Васильевичу (П.В.) по отдельности
— Представьте, вам дали класс — одни девочки. Приходите на первый урок — ваша реакция?
В.Т.: Я же двух дочек вырастил, справлюсь. Даже косички умею плести и бантики завязывать.
П.В.: Ну и хорошо, девочки же спокойнее мальчишек.
— Если ребенок в 25-й раз подойдет с вопросом: почему небо голубое, — как отреагируете?
В.Т.: Любознательность — качество хорошее. У меня девочка училась, думаю, будущий биолог. За жучками-червяками все время наблюдала. Собирала их, разводила, кормила. Так к зиме, когда ее живность засыпала, у нее всегда вопросы: «А почему они умерли?» Они спят, говорю. «А почему они спят, если они у меня живут, а не на улице?» И так бесконечно.
П.В.: В 25-й раз отвечу. Это не так сложно, как, например, объяснять теорию относительности Эйнштейна, которая моих первоклашек почему-то тоже очень интересует.
panteleeva_katya@mail.ru