85 лет фильму «Подкидыш»
23.05.2024 09:52:00
Ирина ОВСЕПЬЯН
Этой киноленте, в которой снялись два титана актерского ремесла — Фаина Раневская и Ростислав Плятт, не досталось громких наград, зато досталось нечто большее: народное признание на долгие‑долгие десятилетия. И несмотря на кажущуюся скоротечность искусства кинематографа, вышедший на экраны в 1939‑м «Подкидыш» по‑прежнему любим, а фразы из кинофильма мы не задумываясь вворачиваем к случаю.
![](https://storage01.sb.by/iblock/0e3/0e3792267e5968455ce24ec032369084/44ba6013da0aa4dbb5ee8c586b5a0807.jpg)
«Подкидыш» — фильм, рождению которого мы обязаны детскому поэту Агнии Барто и актрисе Рине Зеленой, которая тогда еще и не помышляла о будущей славе черепахи Тортилы из «Буратино». История о маленькой девочке‑потеряшке, бродящей по городу, которую незнакомые люди хотят то доставить к родителям, то удочерить, покорила сердца советских граждан. И было чем! Итак, все началось с того, что две подруги, актриса и поэтесса, в конце 1930‑х решили попробовать свои силы в сценарном деле и принесли придуманную ими историю на «Мосфильм». На киностудии настолько прониклись идеей, что приняли сценарий в производство (причем даже не успев подписать с Зеленой и Барто авторские договоры), не внеся ни единой правки. Снимать доверили Татьяне Лукашевич, которая в 1937‑м с успехом закончила работу над фильмом «Гаврош».
Роль Мули, Лялиного мужа‑подкаблучника, досталась актеру Петру Репнину. Раневская славилась язвительным характером, Репнин также слыл человеком неудобным. Они не сошлись сразу и навсегда, постоянно споря и ругаясь. И знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» была произнесена актрисой в кадре совершенно не по сценарию — Фаину Георгиевну просто в очередной раз привел в раздражение коллега по съемкам. Если бы она знала, во что выльется ее злоязычие, наверняка предпочла бы наступить себе на горло и промолчать. А так… Реплику сочли удачной, дубль пошел в монтаж, а слова — в народ.
![](https://storage01.sb.by/iblock/502/502a4e0433e2d478beed9b75ce86f87a/796241b421476e5fe76a8c8c45a51116.jpg)
Да что там дети, сам генсек Леонид Брежнев в 1976 году встретил актрису в Кремле этой уже коробящей ее фразой, за что та не преминула его отчитать, невзирая на лица: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или уличные мальчишки, или хулиганы!» На эти обиды Раневская жаловалась Анне Ахматовой, с которой была дружна и которой могла признаться, как ее все это тяготит. Впрочем, любить сам фильм это не мешало: роль в «Подкидыше» актриса считала одной из самых удачных своих работ.
Рина Зеленая взялась за стихийно придуманную во время съемок роль домработницы Ариши: режиссер Татьяна Лукашевич посчитала, что для полноты картины фильму требуется еще один комический персонаж. Зеленая, бывшая великолепной клоунессой, с радостью согласилась. Правда, критики Аришу не оценили, считая одной из неудач картины, но простой зритель в этом вопросе с ними вовсе не солидарен.
Однако где было взять главную героиню — девочку Наташу? Искали долго, все было не то. Четырехлетнюю Веронику Лебедеву режиссер увидела случайно в кинотеатре вместе с родителями и сочла, что именно эта девочка с внешностью ангелочка и будет самой лучшей Наташей. Чего будет стоить это решение, и Татьяне Лукашевич, и всей съемочной группе предстояло узнать чуть позже. Рина Зеленая вспоминала с комическим ужасом: «Только потом выяснилось, кого мы нашли! Внешность этого ангела ничего общего не имела с ее характером. Все другие дети, приглашенные в картину, весело и охотно снимались, слушались режиссера. Но этот чертенок Наташка приводила всех в отчаянье. Я‑то хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Драгоценное время уходит. Весь съемочный коллектив ждет час за часом. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься! Топает ногами и начинает реветь!»
![](https://storage01.sb.by/iblock/cd5/cd5d0332f4e7f8682b5dc2abfbe38f9f/8fbcd0769e70636c5889db5da284ba1b.jpg)
Чтобы заставить маленькую актрису работать, Татьяне Лукашевич, уже имевшей опыт работы с детьми, приходилось идти на разные хитрости. Так, она жаловалась девочке, что суровая Раневская не дает своему экранному мужу Муле пить газировку, и проникшаяся жалостью Вероника в кадре с готовностью протягивала Репнину стакан, чтобы он напился от души. И такие истории Лукашевич придумывала буквально про всех участников съемок, так или иначе подводя юную артистку к тому, чтобы она выполнила нужную задачу. К счастью всех существовавших тогда и будущих режиссеров, Вероника Лебедева свою детскую актерскую карьеру решила не продолжать, впоследствии выучившись на переводчика. Однако искренность, с которой она сыграла в «Подкидыше», покоряет и годы спустя. «В нашем фильме в сценах с ней нет ни одного механически снятого холодного куска, — говорила и режиссер Лукашевич. — Все это сделано методом вызова в ребенке‑актере так называемого родственного чувства… Этот метод ограждает малыша‑актера от кривляний…»
К слову, в фильме засветились самые разные люди: совсем молодой и совершенно на тот момент неизвестный Анатолий Папанов, Олег Басилашвили в роли мальчика на велосипеде, еще одного ребенка сыграл будущий знаменитый литературный критик Лев Аннинский. А еще в съемках заняли известных футболистов «Спартака» — капитана команды Андрея Старостина и полузащитника Станислава Леуту, которые по сценарию выходят из поезда на Белорусском вокзале, когда героиня Раневской везет девочку на дачу. Поклонники футбола ловили эти кадры, а сами спортсмены на долгие годы сдружились с актерами.
![](https://storage01.sb.by/iblock/a02/a02ef3ed276f156e64a4e1eedd0148a4/7449b6e43de7c2952a21adea957c83cb.jpg)
Увы, эти кадры были впоследствии утрачены: началась Великая Отечественная война и негатив кинопленки «Подкидыша» погиб. Восстановили картину благодаря наличию позитивной копии, исключив некоторые эпизоды, а годы спустя колоризировали.
Только за первый год проката «Подкидыша» посмотрели 16 миллионов человек. Своей работой Татьяна Лукашевич запустила новый жанр в советском кино — фильм, основанный на прогулках по Москве. Следом за ней в этом направлении поработали (уже после войны) Марлен Хуциев, снявший «Заставу Ильича», Георгий Данелия в фильме «Я шагаю по Москве», Михаил Козаков в «Покровских воротах» и многие другие.
КСТАТИ
Ляля в исполнении Фаины Раневской стала одним из любимейших персонажей советской киноклассики. Памятник актрисе в этой роли установлен в Таганроге — возле дома, в котором Фаина Георгиевна провела детство.
ФАКТ
В картине «Подкидыш» впервые показан в кино памятник «Рабочий и колхозница», созданный мастером Верой Мухиной. С 1947 года изображение этой скульптуры стало эмблемой киностудии «Мосфильм».
ovsepyan@sb.by
![](https://storage01.sb.by/iblock/0e3/0e3792267e5968455ce24ec032369084/44ba6013da0aa4dbb5ee8c586b5a0807.jpg)
«Подкидыш» — фильм, рождению которого мы обязаны детскому поэту Агнии Барто и актрисе Рине Зеленой, которая тогда еще и не помышляла о будущей славе черепахи Тортилы из «Буратино». История о маленькой девочке‑потеряшке, бродящей по городу, которую незнакомые люди хотят то доставить к родителям, то удочерить, покорила сердца советских граждан. И было чем! Итак, все началось с того, что две подруги, актриса и поэтесса, в конце 1930‑х решили попробовать свои силы в сценарном деле и принесли придуманную ими историю на «Мосфильм». На киностудии настолько прониклись идеей, что приняли сценарий в производство (причем даже не успев подписать с Зеленой и Барто авторские договоры), не внеся ни единой правки. Снимать доверили Татьяне Лукашевич, которая в 1937‑м с успехом закончила работу над фильмом «Гаврош».
Барто и Зеленая, придумывая персонажей, с которыми встречается потерявшаяся девочка Наташа, некоторые роли прописывали, имея в виду конкретных актеров. Мало того — звезд первой величины.Роль деликатного холостяка‑геолога, желающего удочерить девочку, с удовольствием согласился исполнить Ростислав Плятт, которому очень понравился этот образ. Бездетную Лялю, властную женщину с чувствительным сердцем, придумывали специально под Фаину Раневскую. Рина Зеленая вспоминала: «Конечно, с нашей стороны было наивно воображать, что они согласятся сниматься и что роли им непременно понравятся. Но произошло чудо! Ростислав Плятт немедленно и с радостью согласился играть роль трогательного холостяка, мечтавшего усыновить подкидыша». Глядя на это, и Фаина Раневская, которая на тот момент в киносъемках была совершенно разочарована, пошла на поводу у дружеских чувств к авторам сценария и к Плятту, который был ее товарищем всю жизнь, и дала согласие поработать.
Роль Мули, Лялиного мужа‑подкаблучника, досталась актеру Петру Репнину. Раневская славилась язвительным характером, Репнин также слыл человеком неудобным. Они не сошлись сразу и навсегда, постоянно споря и ругаясь. И знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!» была произнесена актрисой в кадре совершенно не по сценарию — Фаину Георгиевну просто в очередной раз привел в раздражение коллега по съемкам. Если бы она знала, во что выльется ее злоязычие, наверняка предпочла бы наступить себе на горло и промолчать. А так… Реплику сочли удачной, дубль пошел в монтаж, а слова — в народ.
После премьеры «Подкидыша» Раневскую доводили до белого каления даже дети, которые, узнав ее на улице, считали своим долгом прокричать вслед непременное «Муля, не нервируй меня!».
![](https://storage01.sb.by/iblock/502/502a4e0433e2d478beed9b75ce86f87a/796241b421476e5fe76a8c8c45a51116.jpg)
Да что там дети, сам генсек Леонид Брежнев в 1976 году встретил актрису в Кремле этой уже коробящей ее фразой, за что та не преминула его отчитать, невзирая на лица: «Леонид Ильич, ко мне так обращаются или уличные мальчишки, или хулиганы!» На эти обиды Раневская жаловалась Анне Ахматовой, с которой была дружна и которой могла признаться, как ее все это тяготит. Впрочем, любить сам фильм это не мешало: роль в «Подкидыше» актриса считала одной из самых удачных своих работ.
Рина Зеленая взялась за стихийно придуманную во время съемок роль домработницы Ариши: режиссер Татьяна Лукашевич посчитала, что для полноты картины фильму требуется еще один комический персонаж. Зеленая, бывшая великолепной клоунессой, с радостью согласилась. Правда, критики Аришу не оценили, считая одной из неудач картины, но простой зритель в этом вопросе с ними вовсе не солидарен.
Однако где было взять главную героиню — девочку Наташу? Искали долго, все было не то. Четырехлетнюю Веронику Лебедеву режиссер увидела случайно в кинотеатре вместе с родителями и сочла, что именно эта девочка с внешностью ангелочка и будет самой лучшей Наташей. Чего будет стоить это решение, и Татьяне Лукашевич, и всей съемочной группе предстояло узнать чуть позже. Рина Зеленая вспоминала с комическим ужасом: «Только потом выяснилось, кого мы нашли! Внешность этого ангела ничего общего не имела с ее характером. Все другие дети, приглашенные в картину, весело и охотно снимались, слушались режиссера. Но этот чертенок Наташка приводила всех в отчаянье. Я‑то хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Драгоценное время уходит. Весь съемочный коллектив ждет час за часом. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься! Топает ногами и начинает реветь!»
![](https://storage01.sb.by/iblock/cd5/cd5d0332f4e7f8682b5dc2abfbe38f9f/8fbcd0769e70636c5889db5da284ba1b.jpg)
Чтобы заставить маленькую актрису работать, Татьяне Лукашевич, уже имевшей опыт работы с детьми, приходилось идти на разные хитрости. Так, она жаловалась девочке, что суровая Раневская не дает своему экранному мужу Муле пить газировку, и проникшаяся жалостью Вероника в кадре с готовностью протягивала Репнину стакан, чтобы он напился от души. И такие истории Лукашевич придумывала буквально про всех участников съемок, так или иначе подводя юную артистку к тому, чтобы она выполнила нужную задачу. К счастью всех существовавших тогда и будущих режиссеров, Вероника Лебедева свою детскую актерскую карьеру решила не продолжать, впоследствии выучившись на переводчика. Однако искренность, с которой она сыграла в «Подкидыше», покоряет и годы спустя. «В нашем фильме в сценах с ней нет ни одного механически снятого холодного куска, — говорила и режиссер Лукашевич. — Все это сделано методом вызова в ребенке‑актере так называемого родственного чувства… Этот метод ограждает малыша‑актера от кривляний…»
К слову, в фильме засветились самые разные люди: совсем молодой и совершенно на тот момент неизвестный Анатолий Папанов, Олег Басилашвили в роли мальчика на велосипеде, еще одного ребенка сыграл будущий знаменитый литературный критик Лев Аннинский. А еще в съемках заняли известных футболистов «Спартака» — капитана команды Андрея Старостина и полузащитника Станислава Леуту, которые по сценарию выходят из поезда на Белорусском вокзале, когда героиня Раневской везет девочку на дачу. Поклонники футбола ловили эти кадры, а сами спортсмены на долгие годы сдружились с актерами.
«Надеюсь, этот небольшой эпизод был разыгран в мхатовских традициях, — вспоминал позже Андрей Старостин. — Даже мои друзья и критики Юрий Карлович Олеша и Александр Александрович Фадеев не нашли оснований для осуждения моих киноталантов. Сужу об этом потому, что Саша Фадеев не кричал возмущенно в телефонную трубку, как это обычно бывало после проигрыша «Спартака»: «Совесть у вас есть, бесстыжие ваши ноги?!»
![](https://storage01.sb.by/iblock/a02/a02ef3ed276f156e64a4e1eedd0148a4/7449b6e43de7c2952a21adea957c83cb.jpg)
Увы, эти кадры были впоследствии утрачены: началась Великая Отечественная война и негатив кинопленки «Подкидыша» погиб. Восстановили картину благодаря наличию позитивной копии, исключив некоторые эпизоды, а годы спустя колоризировали.
Только за первый год проката «Подкидыша» посмотрели 16 миллионов человек. Своей работой Татьяна Лукашевич запустила новый жанр в советском кино — фильм, основанный на прогулках по Москве. Следом за ней в этом направлении поработали (уже после войны) Марлен Хуциев, снявший «Заставу Ильича», Георгий Данелия в фильме «Я шагаю по Москве», Михаил Козаков в «Покровских воротах» и многие другие.
КСТАТИ
Ляля в исполнении Фаины Раневской стала одним из любимейших персонажей советской киноклассики. Памятник актрисе в этой роли установлен в Таганроге — возле дома, в котором Фаина Георгиевна провела детство.
ФАКТ
В картине «Подкидыш» впервые показан в кино памятник «Рабочий и колхозница», созданный мастером Верой Мухиной. С 1947 года изображение этой скульптуры стало эмблемой киностудии «Мосфильм».
ovsepyan@sb.by