«Наверное, меня загипнотизировали». Почему люди покупают товары на презентациях втридорога
27.02.2020 13:14:00
ДУБРОВСКАЯ Ольга
Неделю назад пенсионерка из Солигорска обрадовала своего сына Александра Романова: принесла домой с презентации массажную накидку, пылесос, одеяло и подушку, отдав за все 3200 рублей. Подсчитав, что в интернете это добро стоит втрое меньше, молодой человек решил вернуть товар. Он потратил уйму нервных клеток, прежде чем стал одним из немногих счастливчиков, которым это удалось.
Александр не скрывает: мама и до этого ходила на разные встречи, где нахваливали то чудо-технику, то посуду, но всегда возвращалась с пустыми руками:
– Это был способ развлечься. Не знаю, что на нее нашло в этот раз. Мама живет на пенсию в 300 рублей, половина из которых уходит на оплату кредита. Не понимаю, как ей могли продать товар в рассрочку почти на два года с ежемесячным платежом 150 рублей, если у нее вообще не останется средств к существованию. Получается, кредитную историю никто не проверял.
Как вышло, что экономная пенсионерка оформила рассрочку на товары, которые ей не особо-то нужны, не понимает и она сама.
– Может, гипноз? – задается вопросом покупательница.
Психолог Павел Зыгмантович уверен, что никакого гипноза на таких встречах нет:
– Никто не может убедить человека сделать ненужную покупку, кроме него самого. Когда мне, например, предлагают купить кастрюли за 4000 рублей, я начинаю думать, могут ли они действительно столько стоить, принесут ли они мне какую-то пользу. Если я буду располагать достаточным количеством времени для принятия решения, то, скорее всего, осмыслю информацию и откажусь от покупки.
Но организаторы подобных ивентов создают условия, чтобы мне некогда было подумать. Например, говорят, что предоставят скидку только первому покупателю, не дают нам поразмыслить, отвлекая попутными вопросами: а вы уже решили, что приготовите в новой посуде первым делом? себе оставите или подарите детям?
Не последнее значение, по мнению специалиста, на подобных демонстрациях имеют клакеры – так раньше называли профессиональных хлопальщиков в театрах. На презентациях подсадные утки первыми бегут подписывать кредитные договоры.
Причем мало кто будет разбираться, что конкретно налито.
Александру повезло – товар удалось вернуть. Правда, вначале представители фирмы отказывались строить диалог и, как нашкодившие школьники, бросали трубку. Поговорить удалось, лишь когда сын покупательницы пригрозил обращением в суд:
– Я изучил опыт людей, которые оказывались в похожих ситуациях, и понял, что вправе вернуть товар только в одном случае, если его использование может навредить здоровью. После сеанса массажа у моей бабушки, для которой мама и покупала накидку, подскочило давление. Это стало моим главным аргументом.
Продавец, до которого пытался достучаться Александр, согласился принять возврат и аннулировать рассрочку в банке, но потребовал привезти покупки в Брест – это больше 300 километров от Солигорска. Выбора у молодого человека не было – загрузил все добро в машину и отправился в путь:
– В современном офисе в центре города меня встретила сотрудница. Стоило мне поинтересоваться, не стыдно ли ей обирать пенсионеров, она начала повышать голос. В ответ я включил камеру телефона и попытался снять происходящее, но один из коренастых работников фирмы пригласил меня выйти поговорить «по-мужски». К счастью, до рукоприкладства не дошло.
Найти способ вернуть ненужные покупки жителю Солигорска помог юрист Иван Райкевич, который ведет группу по защите прав потребителей «ВКонтакте». Подобные истории для него не редкость:
– Как правило, основная масса обращений приходится на выходные. Дети приезжают навестить пожилых родителей и обнаруживают у них массажное кресло, новый пылесос или кастрюли.
Аннулировать договор продажи практически нереально, ведь все, что предлагают на презентациях, входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Соответственно, статья 28 Закона «О защите прав потребителей» в данном случае не работает. Как показывает практика, назад товар принимают только после того, как люди начинают жаловаться в различные инстанции и пишут гневные отзывы в сети. Продавцам невыгодна вся эта шумиха вокруг их деятельности, поэтому иногда они стараются «замять» проблему.
Юрист подмечает, что требование фирмы привезти покупки в офис не противоречит закону, ведь компания не обязана нести транспортные и иные расходы, связанные с возвратом доброкачественного товара.
Советует психолог Павел Зыгмантович
♦ Не ходите на подобные встречи.
♦ Если уж очень хочется пойти, то «забудьте» дома паспорт и кошелек.
♦ Позовите с собой скептика, который остановит вас при попытке совершить незапланированную покупку. Правда, есть риск, что он тоже поддастся ажиотажу, и вы вдвоем вернетесь домой с полной сумкой обновок.
♦ Перед тем как приобрести товар, возьмите время на раздумье. Возможно, завтра идея совершить покупку не покажется вам такой привлекательной.
♦ Не верьте увещеваниям менеджеров о том, что специальная цена действует только сегодня и только сейчас.
♦ Если вы все же решили, что домой без одеяла не уйдете, сходите в уборную и вымойте руки под холодной водой. Обычно это отрезвляет.
odubrovsk@sb.by
Александр не скрывает: мама и до этого ходила на разные встречи, где нахваливали то чудо-технику, то посуду, но всегда возвращалась с пустыми руками:
– Это был способ развлечься. Не знаю, что на нее нашло в этот раз. Мама живет на пенсию в 300 рублей, половина из которых уходит на оплату кредита. Не понимаю, как ей могли продать товар в рассрочку почти на два года с ежемесячным платежом 150 рублей, если у нее вообще не останется средств к существованию. Получается, кредитную историю никто не проверял.
Как вышло, что экономная пенсионерка оформила рассрочку на товары, которые ей не особо-то нужны, не понимает и она сама.
– Может, гипноз? – задается вопросом покупательница.
Психолог Павел Зыгмантович уверен, что никакого гипноза на таких встречах нет:
– Никто не может убедить человека сделать ненужную покупку, кроме него самого. Когда мне, например, предлагают купить кастрюли за 4000 рублей, я начинаю думать, могут ли они действительно столько стоить, принесут ли они мне какую-то пользу. Если я буду располагать достаточным количеством времени для принятия решения, то, скорее всего, осмыслю информацию и откажусь от покупки.
Но организаторы подобных ивентов создают условия, чтобы мне некогда было подумать. Например, говорят, что предоставят скидку только первому покупателю, не дают нам поразмыслить, отвлекая попутными вопросами: а вы уже решили, что приготовите в новой посуде первым делом? себе оставите или подарите детям?
Не последнее значение, по мнению специалиста, на подобных демонстрациях имеют клакеры – так раньше называли профессиональных хлопальщиков в театрах. На презентациях подсадные утки первыми бегут подписывать кредитные договоры.
Чем настойчивее действуют эти люди, тем охотнее подтягиваются остальные. Уверен, если провести эксперимент: налить в прозрачные стаканы какую-нибудь странную жидкость и попросить пять человек сделать вид, что они ее пьют, моментально выстроится очередь из желающих попробовать напиток.
Причем мало кто будет разбираться, что конкретно налито.
Александру повезло – товар удалось вернуть. Правда, вначале представители фирмы отказывались строить диалог и, как нашкодившие школьники, бросали трубку. Поговорить удалось, лишь когда сын покупательницы пригрозил обращением в суд:
– Я изучил опыт людей, которые оказывались в похожих ситуациях, и понял, что вправе вернуть товар только в одном случае, если его использование может навредить здоровью. После сеанса массажа у моей бабушки, для которой мама и покупала накидку, подскочило давление. Это стало моим главным аргументом.
Продавец, до которого пытался достучаться Александр, согласился принять возврат и аннулировать рассрочку в банке, но потребовал привезти покупки в Брест – это больше 300 километров от Солигорска. Выбора у молодого человека не было – загрузил все добро в машину и отправился в путь:
– В современном офисе в центре города меня встретила сотрудница. Стоило мне поинтересоваться, не стыдно ли ей обирать пенсионеров, она начала повышать голос. В ответ я включил камеру телефона и попытался снять происходящее, но один из коренастых работников фирмы пригласил меня выйти поговорить «по-мужски». К счастью, до рукоприкладства не дошло.
Найти способ вернуть ненужные покупки жителю Солигорска помог юрист Иван Райкевич, который ведет группу по защите прав потребителей «ВКонтакте». Подобные истории для него не редкость:
– Как правило, основная масса обращений приходится на выходные. Дети приезжают навестить пожилых родителей и обнаруживают у них массажное кресло, новый пылесос или кастрюли.
Аннулировать договор продажи практически нереально, ведь все, что предлагают на презентациях, входит в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Соответственно, статья 28 Закона «О защите прав потребителей» в данном случае не работает. Как показывает практика, назад товар принимают только после того, как люди начинают жаловаться в различные инстанции и пишут гневные отзывы в сети. Продавцам невыгодна вся эта шумиха вокруг их деятельности, поэтому иногда они стараются «замять» проблему.
Юрист подмечает, что требование фирмы привезти покупки в офис не противоречит закону, ведь компания не обязана нести транспортные и иные расходы, связанные с возвратом доброкачественного товара.
«Это не просто одеяло, а чудо научной мысли». Как мы сходили на презентацию постельных принадлежностей за 3700 рублейКАК НЕ НАКУПИТЬ НЕНУЖНОГО?
Советует психолог Павел Зыгмантович
♦ Не ходите на подобные встречи.
♦ Если уж очень хочется пойти, то «забудьте» дома паспорт и кошелек.
♦ Позовите с собой скептика, который остановит вас при попытке совершить незапланированную покупку. Правда, есть риск, что он тоже поддастся ажиотажу, и вы вдвоем вернетесь домой с полной сумкой обновок.
♦ Перед тем как приобрести товар, возьмите время на раздумье. Возможно, завтра идея совершить покупку не покажется вам такой привлекательной.
♦ Не верьте увещеваниям менеджеров о том, что специальная цена действует только сегодня и только сейчас.
♦ Если вы все же решили, что домой без одеяла не уйдете, сходите в уборную и вымойте руки под холодной водой. Обычно это отрезвляет.
odubrovsk@sb.by