Безопасность, экологичность, инновационность – на какие еще аспекты делает акцент БЕЛАЗ в Год качества
04.03.2024 21:00:00
Вера АРТЕАГА
Дорога в автопроме этого технологичного и мощного автовеликана, которого можно сравнить с символом Беларуси — зубром, была не такой уж гладкой. Предприятие переживало взлеты и падения. Но в непростые 1990-е благодаря поддержке Президента и таланту руководства БЕЛАЗ не только не канул в Лету, но и вышел на новый виток. Развиваясь, совершенствуясь, ответственно делая свое дело. И эта работа не останавливается и сейчас, в год, который проходит под знаком качества. О том, на какие аспекты делает упор предприятие, как здесь работают над импортонезависимым продуктом, и о многом другом узнавали у заместителя гендиректора по управлению системой качества ОАО «БЕЛАЗ» Виталия Былицкого.
Залог успешной конкуренции
— Виталий Валерьевич, нынешний год объявлен в Беларуси Годом качества. Какая работа проводится на БЕЛАЗе в этом направлении?
— Качество выпускаемой продукции — залог успешной конкуренции любого предприятия. Тем более если речь идет о БЕЛАЗе — мировом производителе карьерной техники, качество которой подвергается проверке каждый день в десятках стран по всему миру. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным, наше предприятие выстраивает систему менеджмента качества разработки, производства и обслуживания карьерных самосвалов, специальных транспортных средств, автомобильной, строительно-дорожной техники на основе рискориентированного проектно-процессного подхода с применением техник и инструментов менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015 и идентичного ему национального стандарта СТБ ISO 9001—2015, методик менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ 16949—2018/ IATF 16949:2016. На БЕЛАЗе внедрен и активно применяется анализ причин и последствий отказов конструкции и процессов, внедрен процесс одобрения производства части (PPAP), вводится процедура анализа и решения проблем качества продукции по методике 8D.
Сергей РЫМКЕВИЧ, слесарь механосборочных работ.
Чтобы создавать хороший продукт, нужен проверенный партнер-поставщик, который не подведет ни в сроках, ни в качестве поставляемых комплектующих изделий, ни в оборудовании для основного производства, заготовках, готовых изделиях. Поэтому мы развиваем сеть поставщиков на основе взаимовыгодного долговременного сотрудничества, тем самым обеспечивая надежное управление цепями поставок.
Не забываем и о повышении профессионального уровня своих работников. Это позволяет использовать новейшие информационные системы при проектировании продукции, организации производства, сбыта, гарантийном и постгарантийном обслуживании.
В нынешнем году, как и вся страна, предприятие делает особый акцент на качество.
Поэтому в ОАО «БЕЛАЗ» разработана и реализуется программа качества на 2024 год, предусматривающая целый ряд мероприятий по 11 разделам. Согласно этому документу в нынешнем году мы особо отслеживаем результативность внедряемых мероприятий в процессе эксплуатации продукции.
Кроме того, предприятие примет активное участие в реализации республиканского плана мероприятий по проведению в 2024-м Года качества.
— Президент Беларуси 5 января 2024 года на совещании об основных направлениях работы по совершенствованию качества и Знаке качества говорил о том, что такие флагманы машиностроения, как МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ и другие, не могут не иметь Знак качества на свой товар. Этот товар должен быть уникальным, конкурентоспособным на международных рынках, безукоризненным. Как вы оцениваете сегодняшнюю продукцию БЕЛАЗа? И как видите работу по соответствию Знаку качества?
— Будучи одним из мировых лидеров-производителей карьерных самосвалов, БЕЛАЗ не может не принять участие в республиканском конкурсе на присвоение Знака качества. Кроме того, если вспомнить историю, то ведь именно наш автомобиль БЕЛАЗ-540 в далеком 1967 году стал первым автомобилем, удостоенным Государственного знака качества СССР. И не случайно, ведь в новой машине конструкторы постарались воплотить все самые передовые на тот момент решения: гидромеханическую трансмиссию, первую в СССР пневмогидравлическую подвеску, гидрообъемный руль. Целый ряд принципиальных новшеств был закреплен несколькими десятками авторских свидетельств.
На сегодняшний день мы планируем участие в конкурсе с карьерным самосвалом семейства БЕЛАЗ-7513 грузоподъемностью 130—136 тонн, который выпускается с 1996 года и, на наш взгляд, является достойным преемником инновационных традиций и результатом самоотверженного труда многотысячного коллектива — конкурентоспособным, надежным, простым в эксплуатации, и самое главное, эффективным.
Всего с 1996 года по настоящий момент выпущено более 5200 единиц самосвалов семейства БЕЛАЗ-7513 в 12 модификациях и более чем в 140 исполнениях с долей почти 70 процентов мирового рынка в этом классе грузоподъемности. Полагаю, что соответствие Знаку качества будет оцениваться количественно при проведении анализа продукта по определенным критериям, характеризующим пять утвержденных групп показателей: безопасность, экологичность, инновационность, технологичность и эстетичность.
Уникальные подходы и решения
— Перед всеми предприятиями страны, в том числе большого машиностроения, стоит задача импортозамещения, а также активизации сотрудничества в рамках Союзного государства.
— Объективно складывающиеся внешние факторы служат хорошей проверкой наших способностей подстраиваться под непростые обстоятельства. Стремление к технологическому суверенитету позволяет БЕЛАЗу сохранять целостность выстроенной системы производства и применяемых технологий. Это, с одной стороны, способствует снижению рисков в изготовлении нашей техники, а с другой — качественно ее выделяет среди конкурентов за счет уникальных подходов и решений, применяемых при создании.
Российская Федерация для БЕЛАЗа была, есть и будет ключевым стратегическим партнером, доля комплектующих изделий и материалов которого в среднем составляет две трети в себестоимости продукции нашей компании. С коллегами из России непрерывно проводятся опытно-конструкторские работы по подбору и адаптации различных узлов и систем для карьерных самосвалов БЕЛАЗ.
— Какую роль союзное взаимодействие играет в части создания совместного, еще более конкурентоспособного на рынках третьих стран продукта?
— Основной задачей ОАО «БЕЛАЗ» на сегодняшний день является обеспечение горнодобывающей отрасли нашего ключевого рынка — Российской Федерации — импортонезависимым продуктом. Нашими техническими специалистами в короткий срок был разработан и собран практически полностью импортонезависимый 220-тонный самосвал, который состоит более чем на 90 процентов из комплектующих производства предприятий Союзного государства.
Другой не менее значимый продукт совместной работы с российскими коллегами — 130-тонный БЕЛАЗ-7513М, который заметно выделяется не только высоким уровнем импортонезависимости, но и принципиально иной схемой работы — гибридной, при которой используется двигатель малой мощности в сочетании с аккумуляторными батареями. Подобное техническое решение позволяет не только значительно сократить выбросы вредных веществ, но также снизить расходы на топливо, что сделает продукт горнодобывающих компаний еще более конкурентоспособным за счет снижения издержек на производство.
Отдельного упоминания также достоин БЕЛАЗ-7555А грузоподъемностью 55—60 тонн. Это один из самых популярных и распространенных карьерных самосвалов с оптимальным соотношением грузоподъемности и стоимости эксплуатации. Модель оснащается российским двигателем и имеет высокую степень независимости от импортных компонентов. Искренне полагаю, что наличие у страны востребованного продукта, производство которого не зависит от мировых потрясений, говорит о верности намеченного вектора развития.
Линейка «эко» ширится
— Над какими качественно новыми машинами БЕЛАЗ работает в нынешнем году?
— БЕЛАЗ не просто техника, это воплощение надежности, инноваций и, безусловно, качества, которые нацелены не только на удовлетворение запросов наших потребителей, но и на то, чтобы превзойти ожидания ведущих отраслевых стандартов, обеспечивая непрерывную эффективность и безопасность в самых тяжелых условиях работы.
Мы продолжаем последовательно расширять линейку техники, принадлежащей к семейству «эко-БЕЛАЗов». В этом направлении сегодня сосредоточены усилия лучшего инженерного потенциала нашего предприятия. В прошлом году мы уже представили 130-тонный карьерный самосвал с гибридной схемой работы, в котором применяются водородные топливные ячейки вместо дизеля. Данный прототип собран с целью проверки надежности всех систем и отладки их бесперебойной работы. Несмотря на то что технологии использования водорода, в принципе, известны, на карьерных самосвалах используются нами впервые.
В 2023 году мы также презентовали 90-тонный самосвал БЕЛАЗ-7558H, работающий на сжиженном природном газе. Данный 90-тонник с газопоршневым двигателем показал экономию топлива до 35 процентов по сравнению с классической версией самосвала. Реальные условия эксплуатации позволяют нам утверждать, что сжиженный газ является достойной альтернативой дизельному топливу.
Отдельно следует упомянуть БЕЛАЗ-7558Е грузоподъемностью 90 тонн на аккумуляторных батареях с системой рекуперации. Применяемая технология обеспечивает снижение эксплуатационных затрат и улучшение экологической ситуации в местах работы техники из-за отсутствия вредных выбросов в атмосферу.
В 2024 году мы намерены продолжить развивать линейку самосвалов на альтернативных видах топлива, но с акцентом на повышение ее грузоподъемности, что во многом продиктовано потребностями наших потребителей.
— На БЕЛАЗе идет активное переоснащение станочного парка в рамках инвестпрограммы. Что изменится и станет ли это еще одним шагом в сторону повышения качества продукции?
— В 2024 году предприятие продолжает реализацию инвестиционного проекта «Модернизация производства ОАО «БЕЛАЗ» на 2020—2025 годы». Это самый весомый наш инвестпроект — его общая стоимость ориентировочно составит 527,3 миллиона рублей. В рамках его реализации проводятся мероприятия по модернизации и техническому переоснащению практически всех технологических переделов на БЕЛАЗе и в филиале в Могилеве. Строится ряд объектов на этих площадках, приобретается 173 и модернизируется 43 единицы оборудования. Проект по модернизации производства затрагивает все цеха: основные и относящиеся к вспомогательному производству. Один из главных акцентов — модернизация цеха сборки, испытаний автомобилей и тягачей, где будет проделан широчайший спектр работ — от запуска нового автоматизированного и роботизированного окрасочного комплекса до замены всех грузоподъемных кранов, модернизации конвейерной ленты и многого другого.
Совсем недавно в термогальваническом цехе была введена новая автоматическая линия меднения с комплексом очистки воздуха. Это позволило не только улучшить производительность работ, но и повысить качество выпускаемой продукции. В ближайшее время пройдет обновление производственных мощностей цеха программных станков, где будет осуществлен монтаж новых токарных обрабатывающих центров и горизонтально-расточных станков. Инвестпрограмма также затронет экспериментальную базу научно-технического центра имени А. Н. Егорова управления главного конструктора, которая получит стенды для испытаний гидромеханических трансмиссий, гидравлических узлов, тормозных систем, ведущих мостов, зубчатых колес.