Почему новые скульптуры не всегда получают высокую оценку профессионалов
16.05.2019 09:25:00
Ирина СВИРКО
Завершился конкурс эскизных проектов памятника народному поэту Беларуси Якубу Коласу, который в 2020 году появится на Столбцовщине, его малой родине. Среди 15 претендентов наиболее выразительным по итогам конкурса признан образ классика национальной литературы, предложенный авторским коллективом скульпторов Владимира Пипина и Сергея Логвина во главе с народным художником Беларуси Иваном Миско.
— Сидящий поэт, фигура — больше трех метров высотой, бронза. Тема композиции — «Новая земля». Сначала изобразил Коласа с книгой. Но в последнюю ночь перед конкурсом все переделал, заменил книгу на летящие листки рукописи — как посыл произведения в мир к читателям и как имитация волн Немана. В скульптуре Колас в возрасте лет 40—50. Не хотелось показывать его стариком, уходящим в мир иной. За портретным сходством пока не гнался. Главным сейчас был поиск идеи, образа, композиционного решения скульптурной пластики. Памятник будет стоять в Столбцах на улице Центральной, рядом со школой в сквере.
— Дела с этим проектом меня очень беспокоят. Что-то медлят земляки. Памятник должен быть установлен к началу сентября: в Слониме в этом году пройдет День белорусской письменности. А движения никакого нет. Договор с авторами до сих пор не заключен. На уровне республики утверждено все: и место, и размеры, и макет. А в районном руководстве вроде задумали памятник куда-то перенести, передвинуть от запланированного места. Я просто возмущен. Что значит — перенести? Кто дал право отменить принятое решение республиканского монументального совета?
— Для тех, кто не в курсе, поясните: что за совет такой, решений которого нельзя ослушаться?
— Республиканский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству существует при Министерстве культуры. Его возглавляет ректор нашей академии искусств, художник и искусствовед Михаил Борозна. В состав совета входят известные скульпторы, архитекторы, искусствоведы, представители органов государственного управления. По закону заключение совета необходимо для создания произведений монументальной скульптуры. Действует соответствующее положение Совета министров, где изложен порядок создания, проектирования, утверждения и отбора эскизов, установки (реконструкции) и приемки произведений монументального и монументально-декоративного искусства. Республиканский совет рассматривает знаковые проекты, на создание которых дал добро наш Президент. Чтобы на улицах городов не появлялись произведения низкого художественного уровня, советы, аналогичные республиканскому, созданы во всех областях страны и в городе Минске.
Но, если разобраться, в целом по стране сегодня у нас нет плана развития монументального искусства с перспективой на 4—5 лет. А это трагедия. Памятники, пластика разрабатываются стихийно. А когда стихийно — руководство города или района старается уйти от утверждения на совете, ухитряется всячески, чтобы проект там не показать и решить все на местном уровне.
Во многих районах на сегодняшний день нет районных архитекторов, эскизами монументальных произведений занимаются люди, не имеющие специального образования и никакого отношения к культуре. В итоге — распространение в городском пространстве низкопрофессиональных скульптур становится угрожающим.
— Вот поехал в Борисовский район. Там давно создан исторический мемориал «Брилевское поле», памятники в честь героев Отечественной войны 1812 года. Работы, отлитые в бронзе, чугуне, покрыты серой масляной краской. Кто дал на это право? Оказывается, сегодня большинство памятников переданы в ведение ЖКХ. Так что, выходит, ЖКХ руководит культурой?
По Минску посмотрите. К 9 Мая подкрасили в темный цвет мемориальные доски из бронзы. Кто дал право? ЖКХ. Хорошо, пусть руководят, раз так. Но тогда пусть возьмут в штат специалистов, которые будут заниматься вопросами культуры. Есть же профессионалы, есть разработки, как правильно эту бронзу чистить.
Впрочем, и с реставраторами дело не лучше. Недавно был в Жодино, где установлен один из самых значимых и величественных памятников в городе — монумент в честь советской матери-патриотки Куприяновой, ставшей прообразом скульптуры. Пятеро сыновей ее погибли на войне за свободу Родины. Шестифигурный памятник открыт в 1975 году. За оригинальность и высокохудожественное исполнение композиции коллектив авторов монумента, в том числе и я, был удостоен Госпремии СССР. Памятник занесен в реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь, находится под охраной государства.
Но влага, мороз делают свое дело. Отвалились кое-где плиты. Бронза лопнула в местах сварки. Пропал куда-то текст. Среди прочего был сломан штык в скульптуре одного из солдат. И что сделали профессионалы-реставраторы? Чтобы не восстанавливать, остальные штыки вровень сломанному подрезали, укоротили. Я потребовал, чтобы восстановили. Не знаю, сделали или нет, надо поехать посмотреть.
Как такое возможно на памятнике, который охраняется законом? Я один из трех авторов. Заспицкий умер, Рыженков тоже. Но почему меня никто не спросил, как лучше сделать реставрацию, не посоветовались, чем помочь? И имеют ли право называться реставраторами такие горе-профессионалы?
Словом, много безобразия творится в нашем монументальном искусстве. Конечно, экспертные советы пытаются с проблемами бороться, но не всегда и не все, что происходит на местах, мы видим и знаем.
— Но, например, популярные нынче в городах росписи на торцовых стенах зданий хорошо видны...
— Видны. Лепят, рисуют что хотят, эти произведения никем по правилам не утверждаются. Все — самодеятельность.
Что такое стена? Это идеология. Что несет в себе изображение на этой стене? Оно отталкивает или сближает? Оно нас вдохновляет или расстраивает? И вообще, зачем тогда нужен союз художников или кафедра монументальная?
У нас же в академии искусств великолепная монументальная кафедра. Чем занимаются там художники? Куда они уходят из вуза? Я, кстати, на этот год опять утвержден председателем ГЭК по защите дипломов. Снова буду поднимать вопрос о том, чтобы лучшие дипломные работы студентов выполнялись не на склад, а были реализованы в конкретных местах. Вот почему бы художникам не контактировать с Минстройархитектуры? Например, возводится новый микрорайон. Ведь можно заранее рассмотреть и сделать предложения по этим же росписям. Не тогда, когда уже покрашены стены здания, а до того: вот на этом торце будет роспись на такую-то тему. Может, дипломная работа, может — нет, но это должно быть профессиональное произведение, заранее продуманное, утвержденное экспертами.
— Подлежат, но ни разу не было случая, чтобы демонтировали. Вот возьмите в Минске на Комаровке: знаменитая уже торговка семечками, фотограф, лошадка. Установлены давно, и никакого совета по этим скульптурам не было. Они все незаконны. И что?
Посвежее примеры. В Минске появилась бронзовая фигура Лесничего. Городской монументальный совет не утвердил ни эскиз, ни работу в мягком материале, но ее установили. Советом принято решение о демонтаже, но скульптура стоит по сей день. В том же Жодино в 2018-м, в честь 55-летия города, решили на въезде возвести монументальную композицию Божьей Матери. Подключилась к ее созданию и заинтересованная местная церковь. На монументальный совет области много раз приносили проект, но его не утвердили. Тогда тайно скульптор и литейщики под руководством районного начальства изготовили в размере и отлили статую в бронзе. Сейчас еще раз объявлен конкурс, сделан новый макет — все придется начинать сначала. Они говорят: как же быть, уже все в бронзе, фигура больше 6 метров в высоту, денег немалых стоит, на нее всем народом собирали. Я отвечаю: ваши проблемы, зачем незаконно отлили памятник, если он еще не утвержден? К слову, и в Солигорске похожая ситуация.
Отслеживать, смотреть надо, когда работа выполняется в мягком материале. Когда она уже в бронзе — поохали, поахали, погладили ее, но поздно. Это уже ошибка, увековеченная в истории. А ведь такие скульптуры не просто знак, а еще и символ, визитная карточка, своеобразный оберег города и его жителей. Они должны быть безукоризненны. Они остаются для будущего. И экспертиза совета в ходе их создания — преграда непрофессионализму. Скульптуры много не бывает, если она хорошего качества.
— А каких скульптур, на ваш взгляд, сегодня не хватает в городах?
— Очень многих. Могут поставить памятник Бобру, Огурцу, Воробью или еще что придумают. А где памятник Владимиру Короткевичу или Максиму Танку? Почему до сих пор нет памятника Василю Быкову? Это же символы нации. Вот смотрите: ушел из жизни Игорь Лученок. Народный артист СССР и Беларуси, выдающийся мелодист, композитор, почетный гражданин Минска, области, района, обладатель множества званий и наград. А по сегодняшний день — никакого решения по увековечиванию его памяти и никакого движения в этом направлении ни от города, ни от района, ни от союза композиторов. Они должны представить свои предложения в Минкульт, он выходит на Совмин — как и что можно сделать: где назвать его именем школу, улицу, где мемориальную доску установить, по надгробию, по памятнику определиться… Все эти вопросы надо рассмотреть.Но ничего пока. Говорят, рано. А потом, как и про других, забудут. Больно… За отношение к искусству, к культуре, к творцам.
КОМПЕТЕНТНО
Мария НЕЦВЕТАЕВА, заместитель начальника главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры:
— Создание и установка произведений монументального и монументально-декоративного искусства осуществляются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2008 г. № 1372. Все начинается с того, что местный орган власти инициирует создание произведения или поддерживает инициативу физического или юридического лица. А дальше все зависит от того, что планируется к установке, а также от источников финансирования.
Понятнее это будет на примерах. Попробуем условно прогуляться возле минской Ратуши. Стоит повозка с запряженными лошадьми — это монументально-декоративная скульптура, и сидят Монюшко и Дунин-Марцинкевич — это уже памятник и, соответственно, монументальная скульптура. Если монументально-декоративная скульптура создается за счет средств бюджета, ее создание и установку надо согласовывать с Министерством культуры, если за счет спонсорских средств, то все согласования проходят на уровне исполкома. Если планируется к установке памятный знак или мемориальная доска, то вне зависимости от источников финансирования необходимо согласование с Министерством культуры. А если речь идет о памятнике или мемориальном комплексе, то необходимо будет получить согласование и Президента Беларуси.
Все документы на согласование с Главой государства готовит местный исполком. В каждой области и городе Минске есть советы по монументальному и монументально-декоративному искусству.
После получения всех согласований работа ведется по этапам, и каждый этап смотрит совет. Если произведение создается по согласованию с Президентом, то монументальное произведение рассматривается на всех этапах республиканским советом.
Вначале смотрится эскиз, потом автор приступает к изготовлению рабочей модели 1:5, далее — работа в размере в мягком материале и только потом изготовление. Процесс достаточно длительный и кропотливый. После отливки уже ничего поправить нельзя, поэтому все этапы создания находятся на рассмотрении совета.
Конкурс проводится в случаях создания наиболее значимых произведений, и решение принимает исполком. Для небольшого города даже монументально-декоративная скульптура на центральной площади — это значимое произведение, как и любой памятник, где бы он ни устанавливался.
Общий механизм, сформированный постановлением для монументальной и монументально-декоративной скульптуры, не имеет исключений. Но, безусловно, речь идет об общественных местах и не затрагивает вопросы частной собственности.
Сейчас нельзя сказать, что установка монументальной скульптуры носит массовый характер, но, к сожалению, случаи неисполнения законодательства на местах есть. В основном если инициатором создания выступает организация, которая монументальной доской или каким-нибудь монументально-декоративным знаком хочет увековечить дату, и, когда уже выполнено и установлено данное произведение, оказывается, что есть законодательство, определяющее порядок создания монументальных произведений. В таких случаях собственнику исполком, часто на основании заключения местного совета по монументальному или монументально-декоративному искусству, делает предписание о демонтаже. В других случаях для украшения местности преподносится в дар готовое произведение и, соответственно, нарушается порядок создания, что является нарушением постановления.
Местные исполнительные органы власти должны приписывать собственнику снос и демонтаж за нарушение законодательства, и выполнить его он должен за счет собственных средств. Так недавно, например, была демонтирована деревянная статуя туриста в Гродно.
svirko@sb.by
Эскизный проект — победитель конкурса на памятник Якубу КОЛАСУ в Столбцах.
Каким увидим Якуба Коласа? Кто в ближайшем будущем может быть установлен на постамент истории? И почему появление новых памятников не всегда радует профессионалов монументального искусства? Об этом и не только — в беседе с известным скульптором.Знаковые проекты
— Иван Якимович, так каким будет памятник?— Сидящий поэт, фигура — больше трех метров высотой, бронза. Тема композиции — «Новая земля». Сначала изобразил Коласа с книгой. Но в последнюю ночь перед конкурсом все переделал, заменил книгу на летящие листки рукописи — как посыл произведения в мир к читателям и как имитация волн Немана. В скульптуре Колас в возрасте лет 40—50. Не хотелось показывать его стариком, уходящим в мир иной. За портретным сходством пока не гнался. Главным сейчас был поиск идеи, образа, композиционного решения скульптурной пластики. Памятник будет стоять в Столбцах на улице Центральной, рядом со школой в сквере.
Народный художник Беларуси скульптор Иван МИСКО принципиален: произведение монументального искусства не терпит непрофессионализма.
— У вас же утвержден и еще один интересный и знаковый проект — памятник видному политическому, общественному и военному деятелю времен ВКЛ Льву Сапеге в Слониме. К слову, на вашей малой родине, в городе, где вы почетный гражданин. — Дела с этим проектом меня очень беспокоят. Что-то медлят земляки. Памятник должен быть установлен к началу сентября: в Слониме в этом году пройдет День белорусской письменности. А движения никакого нет. Договор с авторами до сих пор не заключен. На уровне республики утверждено все: и место, и размеры, и макет. А в районном руководстве вроде задумали памятник куда-то перенести, передвинуть от запланированного места. Я просто возмущен. Что значит — перенести? Кто дал право отменить принятое решение республиканского монументального совета?
— Для тех, кто не в курсе, поясните: что за совет такой, решений которого нельзя ослушаться?
— Республиканский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству существует при Министерстве культуры. Его возглавляет ректор нашей академии искусств, художник и искусствовед Михаил Борозна. В состав совета входят известные скульпторы, архитекторы, искусствоведы, представители органов государственного управления. По закону заключение совета необходимо для создания произведений монументальной скульптуры. Действует соответствующее положение Совета министров, где изложен порядок создания, проектирования, утверждения и отбора эскизов, установки (реконструкции) и приемки произведений монументального и монументально-декоративного искусства. Республиканский совет рассматривает знаковые проекты, на создание которых дал добро наш Президент. Чтобы на улицах городов не появлялись произведения низкого художественного уровня, советы, аналогичные республиканскому, созданы во всех областях страны и в городе Минске.
Но, если разобраться, в целом по стране сегодня у нас нет плана развития монументального искусства с перспективой на 4—5 лет. А это трагедия. Памятники, пластика разрабатываются стихийно. А когда стихийно — руководство города или района старается уйти от утверждения на совете, ухитряется всячески, чтобы проект там не показать и решить все на местном уровне.
Во многих районах на сегодняшний день нет районных архитекторов, эскизами монументальных произведений занимаются люди, не имеющие специального образования и никакого отношения к культуре. В итоге — распространение в городском пространстве низкопрофессиональных скульптур становится угрожающим.
Бронза в краске
— Вы 12 лет возглавляли республиканский совет, сейчас заместитель его председателя и руководитель экспертного совета Минской области. Проблему знаете не понаслышке?— Вот поехал в Борисовский район. Там давно создан исторический мемориал «Брилевское поле», памятники в честь героев Отечественной войны 1812 года. Работы, отлитые в бронзе, чугуне, покрыты серой масляной краской. Кто дал на это право? Оказывается, сегодня большинство памятников переданы в ведение ЖКХ. Так что, выходит, ЖКХ руководит культурой?
По Минску посмотрите. К 9 Мая подкрасили в темный цвет мемориальные доски из бронзы. Кто дал право? ЖКХ. Хорошо, пусть руководят, раз так. Но тогда пусть возьмут в штат специалистов, которые будут заниматься вопросами культуры. Есть же профессионалы, есть разработки, как правильно эту бронзу чистить.
Впрочем, и с реставраторами дело не лучше. Недавно был в Жодино, где установлен один из самых значимых и величественных памятников в городе — монумент в честь советской матери-патриотки Куприяновой, ставшей прообразом скульптуры. Пятеро сыновей ее погибли на войне за свободу Родины. Шестифигурный памятник открыт в 1975 году. За оригинальность и высокохудожественное исполнение композиции коллектив авторов монумента, в том числе и я, был удостоен Госпремии СССР. Памятник занесен в реестр историко-культурных ценностей Республики Беларусь, находится под охраной государства.
Но влага, мороз делают свое дело. Отвалились кое-где плиты. Бронза лопнула в местах сварки. Пропал куда-то текст. Среди прочего был сломан штык в скульптуре одного из солдат. И что сделали профессионалы-реставраторы? Чтобы не восстанавливать, остальные штыки вровень сломанному подрезали, укоротили. Я потребовал, чтобы восстановили. Не знаю, сделали или нет, надо поехать посмотреть.
Как такое возможно на памятнике, который охраняется законом? Я один из трех авторов. Заспицкий умер, Рыженков тоже. Но почему меня никто не спросил, как лучше сделать реставрацию, не посоветовались, чем помочь? И имеют ли право называться реставраторами такие горе-профессионалы?
Словом, много безобразия творится в нашем монументальном искусстве. Конечно, экспертные советы пытаются с проблемами бороться, но не всегда и не все, что происходит на местах, мы видим и знаем.
|
|
За право воплотить Якуба КОЛАСА в бронзе соперничали 15 конкурсных работ. |
— Видны. Лепят, рисуют что хотят, эти произведения никем по правилам не утверждаются. Все — самодеятельность.
Что такое стена? Это идеология. Что несет в себе изображение на этой стене? Оно отталкивает или сближает? Оно нас вдохновляет или расстраивает? И вообще, зачем тогда нужен союз художников или кафедра монументальная?
У нас же в академии искусств великолепная монументальная кафедра. Чем занимаются там художники? Куда они уходят из вуза? Я, кстати, на этот год опять утвержден председателем ГЭК по защите дипломов. Снова буду поднимать вопрос о том, чтобы лучшие дипломные работы студентов выполнялись не на склад, а были реализованы в конкретных местах. Вот почему бы художникам не контактировать с Минстройархитектуры? Например, возводится новый микрорайон. Ведь можно заранее рассмотреть и сделать предложения по этим же росписям. Не тогда, когда уже покрашены стены здания, а до того: вот на этом торце будет роспись на такую-то тему. Может, дипломная работа, может — нет, но это должно быть профессиональное произведение, заранее продуманное, утвержденное экспертами.
Скульптура «Экипаж», расположенная около минской Ратуши.
Преграда непрофессионализму
— Серьезными проблемами, связанными с несоблюдением местными органами власти требований законодательства о создании и установке монументальных произведений, обеспокоены и в Министерстве культуры. Там намерены вести решительную борьбу с подобными фактами, прежде всего ужесточением требований законодательства. К слову, и в существующем сейчас Положении о порядке создания и реконструкции произведений монументальной скульптуры есть пункт о том, что сносу подлежат произведения, незаконно возведенные.— Подлежат, но ни разу не было случая, чтобы демонтировали. Вот возьмите в Минске на Комаровке: знаменитая уже торговка семечками, фотограф, лошадка. Установлены давно, и никакого совета по этим скульптурам не было. Они все незаконны. И что?
Посвежее примеры. В Минске появилась бронзовая фигура Лесничего. Городской монументальный совет не утвердил ни эскиз, ни работу в мягком материале, но ее установили. Советом принято решение о демонтаже, но скульптура стоит по сей день. В том же Жодино в 2018-м, в честь 55-летия города, решили на въезде возвести монументальную композицию Божьей Матери. Подключилась к ее созданию и заинтересованная местная церковь. На монументальный совет области много раз приносили проект, но его не утвердили. Тогда тайно скульптор и литейщики под руководством районного начальства изготовили в размере и отлили статую в бронзе. Сейчас еще раз объявлен конкурс, сделан новый макет — все придется начинать сначала. Они говорят: как же быть, уже все в бронзе, фигура больше 6 метров в высоту, денег немалых стоит, на нее всем народом собирали. Я отвечаю: ваши проблемы, зачем незаконно отлили памятник, если он еще не утвержден? К слову, и в Солигорске похожая ситуация.
Отслеживать, смотреть надо, когда работа выполняется в мягком материале. Когда она уже в бронзе — поохали, поахали, погладили ее, но поздно. Это уже ошибка, увековеченная в истории. А ведь такие скульптуры не просто знак, а еще и символ, визитная карточка, своеобразный оберег города и его жителей. Они должны быть безукоризненны. Они остаются для будущего. И экспертиза совета в ходе их создания — преграда непрофессионализму. Скульптуры много не бывает, если она хорошего качества.
— А каких скульптур, на ваш взгляд, сегодня не хватает в городах?
— Очень многих. Могут поставить памятник Бобру, Огурцу, Воробью или еще что придумают. А где памятник Владимиру Короткевичу или Максиму Танку? Почему до сих пор нет памятника Василю Быкову? Это же символы нации. Вот смотрите: ушел из жизни Игорь Лученок. Народный артист СССР и Беларуси, выдающийся мелодист, композитор, почетный гражданин Минска, области, района, обладатель множества званий и наград. А по сегодняшний день — никакого решения по увековечиванию его памяти и никакого движения в этом направлении ни от города, ни от района, ни от союза композиторов. Они должны представить свои предложения в Минкульт, он выходит на Совмин — как и что можно сделать: где назвать его именем школу, улицу, где мемориальную доску установить, по надгробию, по памятнику определиться… Все эти вопросы надо рассмотреть.Но ничего пока. Говорят, рано. А потом, как и про других, забудут. Больно… За отношение к искусству, к культуре, к творцам.
КОМПЕТЕНТНО
Мария НЕЦВЕТАЕВА, заместитель начальника главного управления государственных специальных культурных мероприятий и профессионального искусства, начальник управления профессионального искусства Министерства культуры:
— Создание и установка произведений монументального и монументально-декоративного искусства осуществляются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 сентября 2008 г. № 1372. Все начинается с того, что местный орган власти инициирует создание произведения или поддерживает инициативу физического или юридического лица. А дальше все зависит от того, что планируется к установке, а также от источников финансирования.
Понятнее это будет на примерах. Попробуем условно прогуляться возле минской Ратуши. Стоит повозка с запряженными лошадьми — это монументально-декоративная скульптура, и сидят Монюшко и Дунин-Марцинкевич — это уже памятник и, соответственно, монументальная скульптура. Если монументально-декоративная скульптура создается за счет средств бюджета, ее создание и установку надо согласовывать с Министерством культуры, если за счет спонсорских средств, то все согласования проходят на уровне исполкома. Если планируется к установке памятный знак или мемориальная доска, то вне зависимости от источников финансирования необходимо согласование с Министерством культуры. А если речь идет о памятнике или мемориальном комплексе, то необходимо будет получить согласование и Президента Беларуси.
Все документы на согласование с Главой государства готовит местный исполком. В каждой области и городе Минске есть советы по монументальному и монументально-декоративному искусству.
После получения всех согласований работа ведется по этапам, и каждый этап смотрит совет. Если произведение создается по согласованию с Президентом, то монументальное произведение рассматривается на всех этапах республиканским советом.
Вначале смотрится эскиз, потом автор приступает к изготовлению рабочей модели 1:5, далее — работа в размере в мягком материале и только потом изготовление. Процесс достаточно длительный и кропотливый. После отливки уже ничего поправить нельзя, поэтому все этапы создания находятся на рассмотрении совета.
Конкурс проводится в случаях создания наиболее значимых произведений, и решение принимает исполком. Для небольшого города даже монументально-декоративная скульптура на центральной площади — это значимое произведение, как и любой памятник, где бы он ни устанавливался.
Общий механизм, сформированный постановлением для монументальной и монументально-декоративной скульптуры, не имеет исключений. Но, безусловно, речь идет об общественных местах и не затрагивает вопросы частной собственности.
Сейчас нельзя сказать, что установка монументальной скульптуры носит массовый характер, но, к сожалению, случаи неисполнения законодательства на местах есть. В основном если инициатором создания выступает организация, которая монументальной доской или каким-нибудь монументально-декоративным знаком хочет увековечить дату, и, когда уже выполнено и установлено данное произведение, оказывается, что есть законодательство, определяющее порядок создания монументальных произведений. В таких случаях собственнику исполком, часто на основании заключения местного совета по монументальному или монументально-декоративному искусству, делает предписание о демонтаже. В других случаях для украшения местности преподносится в дар готовое произведение и, соответственно, нарушается порядок создания, что является нарушением постановления.
Местные исполнительные органы власти должны приписывать собственнику снос и демонтаж за нарушение законодательства, и выполнить его он должен за счет собственных средств. Так недавно, например, была демонтирована деревянная статуя туриста в Гродно.
svirko@sb.by