История одной фотографии cкульптора Андрея Бембеля
10.03.2017 23:53:33
Да, это он — скульптор Андрей Бембель — бросил в ответ генералу, который хотел его поучить, фразу, ставшую крылатой: «Вы, несомненно, генерал, но я в своей профессии — генералиссимус!» Ясно, веско, коротко. Фамилию того генерала сегодня никто не помнит — Бембеля знают многие.
Удивительно, кажется, что еще совсем недавно, буквально вчера, я видел скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905 — 1986 гг.).
Встречал в коридорах театрально–художественного института, во Дворце искусства, в музее... Он вел себя как настоящий художник, чувствующий свою силу. Хоть и был невысок, но смотрел так, словно на голову выше окружающих. Быстро, пристально, с пониманием... Он был похож на свои монументальные скульптуры.
Уже тридцать лет как мастера нет. Но каждый раз, почти ежедневно, проезжая или проходя по площади Победы, вижу его работу — один из четырех горельефов на обелиске.
Андрей Бембель успел сделать довольно много. Он один из тех творцов, о котором можно сказать так: заложник времени, в котором довелось родиться и жить. Делать приходилось то, что требовало время. Оформлял только что построенный Дом Правительства, работал над огромным памятником Сталину, над павильоном нашей республики на ВДНХ в Москве, участвовал в создании Кургана Славы, Брестской крепости и еще много и много всего и разного.
В 44–м году создал памятник летчику Герою Советского Союза Николаю Гастелло. Удивительная работа! Она резко выбивается из скучного и однообразного потока портретов и памятников героям войны.
Монумент сегодня стоит на въезде в небольшой населенный пункт Радошковичи, находящийся в 45 километрах от Минска. Холм, наклоненная бетонная стрела, кажется, вот–вот упадет, а сверху летчик со вскинутой правой рукой. Последний взмах руки, последний вздох...
Сегодня известно, что Николай Гастелло направил свой горящий самолет в колонну вражеской техники тоже под Радошковичами, но в ином месте, а здесь, где стоит монумент, геройски погиб другой экипаж. Но из песни слова не выкинешь.
Романтический образ летчика–героя в последние мгновения жизни стал каноничным и хрестоматийным и непревзойденным.
Долгие годы Андрей Бембель руководил кафедрой скульптуры в театрально–художественном институте (ныне академия искусств). Это у него учились Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Валентин Занкович, Иван Миско, Светлана Горбунова и многие сегодня известные мастера. Он, можно сказать, один из создателей школы белорусской монументальной скульптуры.
Удивительный черно–белый снимок Евгения Коктыша. Властный, своенравный Андрей Бембель, а рядом его ученица Светлана Горбунова. Учитель мог ничего не говорить, а быстро идти по выставке. Иногда останавливаясь, глядя на картины и скульптуры. Ученику оставалось лишь следить за взглядом мастера, прислушиваться к его дыханию.
Удивительно, кажется, что еще совсем недавно, буквально вчера, я видел скульптора Андрея Онуфриевича Бембеля (1905 — 1986 гг.).
Встречал в коридорах театрально–художественного института, во Дворце искусства, в музее... Он вел себя как настоящий художник, чувствующий свою силу. Хоть и был невысок, но смотрел так, словно на голову выше окружающих. Быстро, пристально, с пониманием... Он был похож на свои монументальные скульптуры.
Уже тридцать лет как мастера нет. Но каждый раз, почти ежедневно, проезжая или проходя по площади Победы, вижу его работу — один из четырех горельефов на обелиске.
Андрей Бембель успел сделать довольно много. Он один из тех творцов, о котором можно сказать так: заложник времени, в котором довелось родиться и жить. Делать приходилось то, что требовало время. Оформлял только что построенный Дом Правительства, работал над огромным памятником Сталину, над павильоном нашей республики на ВДНХ в Москве, участвовал в создании Кургана Славы, Брестской крепости и еще много и много всего и разного.
В 44–м году создал памятник летчику Герою Советского Союза Николаю Гастелло. Удивительная работа! Она резко выбивается из скучного и однообразного потока портретов и памятников героям войны.
Монумент сегодня стоит на въезде в небольшой населенный пункт Радошковичи, находящийся в 45 километрах от Минска. Холм, наклоненная бетонная стрела, кажется, вот–вот упадет, а сверху летчик со вскинутой правой рукой. Последний взмах руки, последний вздох...
Сегодня известно, что Николай Гастелло направил свой горящий самолет в колонну вражеской техники тоже под Радошковичами, но в ином месте, а здесь, где стоит монумент, геройски погиб другой экипаж. Но из песни слова не выкинешь.
Романтический образ летчика–героя в последние мгновения жизни стал каноничным и хрестоматийным и непревзойденным.
Долгие годы Андрей Бембель руководил кафедрой скульптуры в театрально–художественном институте (ныне академия искусств). Это у него учились Анатолий Аникейчик, Лев Гумилевский, Валентин Занкович, Иван Миско, Светлана Горбунова и многие сегодня известные мастера. Он, можно сказать, один из создателей школы белорусской монументальной скульптуры.
Удивительный черно–белый снимок Евгения Коктыша. Властный, своенравный Андрей Бембель, а рядом его ученица Светлана Горбунова. Учитель мог ничего не говорить, а быстро идти по выставке. Иногда останавливаясь, глядя на картины и скульптуры. Ученику оставалось лишь следить за взглядом мастера, прислушиваться к его дыханию.
ladzimir@tut.by