Эльвира Герман: с детства знаю, что пределов не бывает!
11.08.2018 09:52:06
Дмитрий КОМАШКО
Президент Беларуси, Президент Национального олимпийского комитета Александр Лукашенко поздравил члена национальной команды по легкой атлетике Эльвиру Герман с завоеванием золотой медали на чемпионате Европы 2018 года в Берлине.
Руководитель страны убежден, что благодаря трудолюбию, целеустремленности, великолепной технической подготовке Эльвира Герман продолжит успешное становление во взрослом спорте, покоряя высшие ступени пьедесталов крупнейших соревнований.
Александр Лукашенко пожелал всей белорусской команде крепкого здоровья и новых побед.
(По сообщению пресс–службы Президента)
Эльвира Герман — чемпионка Европы по легкой атлетике. Пролетев по дорожке «Олимпияштадиона» 100 метров с барьерами за 12,67 секунды, 21–летняя спортсменка золотыми буквами вписала свое имя в историю.
Финалы топ–турниров в спринте — событие нерядовое, а эмоции в преддверии состоявшегося накануне в Берлине женского забега на сто метров с барьерами и вовсе заставляли дрожать от предвкушения. Старт брали две белоруски. Обе — на лидирующих позициях в европейском рейтинге: Алина Талай и Эльвира Герман. Шесть лет назад в Хельсинки Талай уже была чемпионкой Европы. Два года назад, на таком же турнире, стояла на второй ступени пьедестала, в Берлин приехала лидером сезона. Мечтала о еще одной медали — но не сложилось... В микст–зоне после финиша расстроенная Алина не появилась, но едва ли кто–то мог ее упрекнуть. Досаднейшая травма, с которой она отчаянно сражалась на протяжении последних трех недель, не позволила не только побороться за медаль, но вообще завершить дистанцию. Но эта драма лишь оттенила триумф новой чемпионки. Эльвире 21 год. Талай на высшую ступень пьедестала чемпионата Европы поднялась в 23. Так рано и так мощно, как Герман, у нас еще никто не начинал, и потому от переизбытка эмоций Эля после оглашения результатов готова была прыгать выше победительницы соревнований шестовичек гречанки Екатерини Стефаниди.
Счастье Эльвиры Герман и ее тренера Виктора Мясникова
— Это просто невероятное чувство. Я не знаю, какими словами можно объяснить, но там, на стадионе, я даже расплакалась. Когда выходила на старт, хотела только золотую медаль. Так и сказала себе: или золотая, или можешь вообще не финишировать! Ко мне сюда на днях приехал мой молодой человек Максим Граборенко. Сам, на автобусе, 21 час в дороге, чтобы поддержать! Теперь ему обратно ехать 21 час. Как я могла не оправдать его ожиданий? Я сейчас, кажется, вся состою из эмоций!
— У тебя получился просто феерический сезон: с начала июня ты держишь высочайшую скорость, обойдясь практически без сбоев.
«Мы с тренером». Эту фразу Эльвира повторяет настолько часто, что рассматривать ее результат в отрыве от Виктора Мясникова невозможно. Сам в прошлом спринтер, он, похоже, сумел построить в Беларуси небольшой заводик по производству чемпионов. В свое время именно он разогнал Алину Талай. Сейчас до сотых распланировал, сложил и выстроил чемпионский титул Эльвиры Герман. Расцеловав победительницу, он, пряча в усы улыбку, смотрел на результат своей работы, заверяя: это лишь начало большого пути.
— В этом сезоне многие не верили в показанные Эльвирой секунды. Недоумевали, зачем нам было нужно через день после финала на «Динамо» стартовать в Лондоне. Нас тогда действительно забрали ночью из аэропорта, а на следующий день Эля, не выспавшаяся, пробежала 12,87 и 12,78. Это был ценный опыт и важный показатель. Я еще до чемпионата, когда Герман четвертый раз пробежала быстрее 12,70, понял, что она способна на многое, но старался на эту тему не распространяться. Кстати, думаю, она в Берлине еще не вышла на свой нынешний максимум. Дней через 10 смогла бы еще быстрее пробежать.
— Эльвира — ваша самая талантливая ученица?
— Алина Талай завоевала шесть медалей, три золотых... Талай ко мне пришла 1 сентября 2010 года, а в 2011–м уже выиграла молодежный чемпионат Европы. Потом были бронзовая медаль зимнего чемпионата мира, второе место на чемпионате Европы, которое после дисквалификации турчанки превратилось в золото. Герман тоже очень работоспособная, хотя сравнивать их я не буду: два совершенно разных человека. Однако в Герман тоже чувствуется внутренний стержень, благодаря которому спортсменка может подняться на высокий уровень. Правда, иногда они начинают думать, что переросли тренера, и решают идти своей дорогой. Я никого не держу...
— Вас разочаровало выступление Талай в Берлине?
— Много было сказано, что тренерам советской формации будет сложно адаптироваться к переменам в легкой атлетике, а вы год за годом выводите на международный уровень все новых бегунов...
— Я просто всегда работал по своей методике, не пытался совершать никаких противоправных действий, искать короткие пути. Кстати, в октябре ко мне пришли тренироваться Парахонько: Виталий и Светлана. Меньше чем за год Виталий сбросил со своего результата две десятые. Причем показывает этот результат стабильно. Думаю, на нынешнем чемпионате Европы он тоже может удивить, но поговорим об этом после финала. Хотя у Виталика серьезная компания, к тому же в отличие от Герман он пока приехал на чемпионат Европы не лидером. Но при этом я прекрасно знаю: обыгрывать можно и европейцев, и темнокожих. Я сам когда–то это делал. Сейчас учу ребят. Кроме Герман и Парахонько, у нас ведь, например, есть Станислав Дорогокупец — тоже очень талантливый парень. Есть Руслана Рашкован... К тому же Максим Лынша наконец–то пришел ко мне в качестве помощника — буду постепенно передавать ему опыт.
Саму Эльвиру, впрочем, подобные высокие материи пока интересовали мало. Тем не менее со свойственной ей рассудительностью и недостающей многим более опытным коллегам терпеливостью девушка говорила о настоящем и будущем, об эмоциях и методике, попутно успевая каждому подарить свою улыбку. Невероятный коктейль, приправленный так редко встречающимися у чемпионов скромностью и непосредственностью.
— Изменилась ли я за те два года, что прошли с момента моей первой победы на юниорском чемпионате мира? Я сильно изменилась в прошлом году. Он у меня сложился очень тяжело, было много проблем. Но этот период прошел, и сейчас я ощущаю себя точно такой же, какой была.
Соревнования в Берлине принесли Алине Талай одни разочарования
— Через год чемпионат мира. Чувствуешь, что готова ехать туда одной из лидеров?
— Выход на более серьезный уровень заставил внести в жизнь больше ограничений?
— Я считаю, что каждый человек должен уметь чувствовать свой организм и знать, что ему нужно в данный момент. Если захотелось пойти и съесть тортик — я пойду и его съем. Правда, есть и другие моменты. Тренер, например, говорит: не ходи на пляж, сгоришь. Но если мне хочется, я все равно пойду туда, потому что организм этого требует и лучше его не злить. Когда начинаешь себя постоянно во всем ограничивать, случается стресс, который может повлиять на результаты.
— Статус чемпионки Европы подразумевает, что тебя опять начнут куда–то звать, что–то требовать...
— Я, признаться, уже этого боюсь. За месяц до чемпионата Европы перестала снимать трубку, когда звонили с незнакомых номеров. Никому не отвечала на сообщения. Сейчас, после чемпионата, наверное, тоже так сделаю. Это не потому, что я не уважаю людей, которые меня поддерживают. Хочу каждому сказать огромное спасибо, но я хочу отдохнуть.
komashko@sb.by