Государство поддержит fashion-бизнес, опираясь на Белорусскую неделю моды
24.10.2017 07:12:29
Белорусская Неделя моды сезона весна/лето–2018 стартует сегодня вечером и соберет как молодых, так и серьезных дизайнеров, а также ведущие отечественные бренды. Алена Горецкая, Светлана Тодорская, Ирина Бойтик, Наталия Корж, Lakbi, детские модельеры Лидия Баринова, Элла Кулиева, Александр Кашпей... Даже фабрика «Коминтерн» выведет на подиум свою новую коллекцию. Если каких–то десять лет назад словосочетание «белорусская мода» вызывало в лучшем случае снисходительную улыбку, то сегодня ситуация изменилась кардинально. Мы стали не просто носить свое — мы делаем это с гордостью. И Belarus Fashion Week — не только смотр достижений, но и институт поддержки модельеров. Причем коллекции, которые сегодня демонстрируются на показах BFW, жестко рассчитаны на запуск в производство.
Сегодня в стране 1.800 частных малых и средних предприятий занимаются изготовлением различной продукции из текстиля и кожи, приводит данные официальной статистики директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц:
— Более 1.200 из них занимаются пошивом одежды — те самые белорусские бренды. Это целая отрасль, серьезная индустрия. Причем более двух третей этих предприятий — региональные бизнесы. Сейчас подготовлен проект декрета о развитии предпринимательства, и один из видов деятельности, попадающий под либерализацию, это изготовление одежды. Таким образом, институциональные условия для развития данной сферы у нас уже сформированы. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы принять практические меры, дающие импульс развитию отрасли. Это и финансовая поддержка частного бизнеса, и информационная, и создание площадок, где предприниматели могут встречаться, обмениваться опытом за счет контактно–кооперационных бирж. Все эти меры практически воплощены в пределах Недели моды в Беларуси.
Красивое шоу — только внешняя сторона, в реальности любая Неделя моды нацелена именно на бизнес. Грядущий форум, по прикидкам организаторов, должен собрать около 15 тысяч человек, и речь не о зеваках, а о профессионалах на рынке моды: дизайнерах, производственниках, закупщиках, компаниях, занимающихся продвижением и рекламой. Не секрет, что большая часть белорусских предпринимателей — производителей одежды ориентирована на экспорт. На огромном российском рынке лейбл «Сделано в Беларуси» давно стал синонимом качества, есть дизайнеры, с успехом работающие и на западных рынках, как Алена Горецкая. Однако в Министерстве экономики видят необходимость переориентации предпринимателей на отечественного потребителя:
— Авторская одежда, соответствующая самым сложным европейским требованиям и вкусам, может быть предоставлена и белорусскому потребителю, — убежден Петр Арушаньянц. — Есть потенциал для увеличения производства. Мощности частных предприятий позволяют обеспечить продукцией не только Беларусь, но еще две страны размером с нашу.
Белорусские дизайнеры едва не упустили свой родной рынок, который начали занимать крупные европейские ретейлеры, подтверждает председатель Белорусской палаты моды, руководитель Belarus Fashion Week Янина Гончарова:
— 5 лет назад те, кто открывал свои монобрендовые магазины в Беларуси, говорили: «Янина, все бесполезно, ничего не получится, здесь никогда не будет моды, не будет дизайнеров, мы все сосредоточены на рынках за пределами страны». И уже спустя пару лет мне было приятно услышать от этих же людей, что наш потребитель готов покупать! Белорусская мода сегодня абсолютно конкурентоспособна по стилистическим характеристикам, она соответствует мировым трендам. В представлениях многих людей мода — это нечто непонятное, неносибельное. Но сегодня все, что показывают на нашем подиуме, — не авангард, не фантазия дизайнеров, а то, что реально будут носить в следующем году.
Если конкретнее — коллекции сезона весна/лето–2018 года, которые мы вот–вот увидим на BFW, в мастерских и дизайнерских бюро уже готовы: разработано по 50 — 70 полных образов, которые потом пустят в массовое производство, конечно, ориентируясь на запросы закупщиков и товароведов.
Разумеется, чаще всего на нехватку средств для увеличения объемов производства и недостаток поддержки жалуются молодые дизайнеры, и не все они могут позволить себе брать кредиты. Янина Гончарова напоминает:
— С первого сезона Недели моды мы проводим различные конкурсы, организуем грантовые программы, и главным призом всегда было трудоустройство на предприятия легкой промышленности для создания коллекции. Но, исходя из моего личного опыта, нужно очень избирательно подходить к выбору тех, кому оказываешь помощь. Работая с молодежью более 10 лет, я примерно понимаю, когда какой проект сдуется. Иногда продавать красивые платьишки — временное занятие, пока девушка не вышла удачно замуж и не пошла в декрет. Дизайнер, понимающий, что для него это дело жизни, идет в фонд поддержки малого предпринимательства, в международные компании, проекты, ищет стажировку, трудоустраивается на «Элему», нарабатывает опыт и трудится над тем, чтобы стать брендом. Потому что просто так вложить деньги в творческое самохваление ни у одного бизнесмена не будет желания.
Добавим, что мода, существующая отвлеченно как некий арт–объект, к серьезному бизнесу отношения не имеет.
ovsepyan@sb.by
Пошивом одежды у нас занято более 1.200 малых и средних предприятий.
Сегодня в стране 1.800 частных малых и средних предприятий занимаются изготовлением различной продукции из текстиля и кожи, приводит данные официальной статистики директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Петр Арушаньянц:
— Более 1.200 из них занимаются пошивом одежды — те самые белорусские бренды. Это целая отрасль, серьезная индустрия. Причем более двух третей этих предприятий — региональные бизнесы. Сейчас подготовлен проект декрета о развитии предпринимательства, и один из видов деятельности, попадающий под либерализацию, это изготовление одежды. Таким образом, институциональные условия для развития данной сферы у нас уже сформированы. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы принять практические меры, дающие импульс развитию отрасли. Это и финансовая поддержка частного бизнеса, и информационная, и создание площадок, где предприниматели могут встречаться, обмениваться опытом за счет контактно–кооперационных бирж. Все эти меры практически воплощены в пределах Недели моды в Беларуси.
Неделя моды — в первую очередь бизнес. И только потом — эффектное шоу.
Красивое шоу — только внешняя сторона, в реальности любая Неделя моды нацелена именно на бизнес. Грядущий форум, по прикидкам организаторов, должен собрать около 15 тысяч человек, и речь не о зеваках, а о профессионалах на рынке моды: дизайнерах, производственниках, закупщиках, компаниях, занимающихся продвижением и рекламой. Не секрет, что большая часть белорусских предпринимателей — производителей одежды ориентирована на экспорт. На огромном российском рынке лейбл «Сделано в Беларуси» давно стал синонимом качества, есть дизайнеры, с успехом работающие и на западных рынках, как Алена Горецкая. Однако в Министерстве экономики видят необходимость переориентации предпринимателей на отечественного потребителя:
— Авторская одежда, соответствующая самым сложным европейским требованиям и вкусам, может быть предоставлена и белорусскому потребителю, — убежден Петр Арушаньянц. — Есть потенциал для увеличения производства. Мощности частных предприятий позволяют обеспечить продукцией не только Беларусь, но еще две страны размером с нашу.
Белорусские дизайнеры едва не упустили свой родной рынок, который начали занимать крупные европейские ретейлеры, подтверждает председатель Белорусской палаты моды, руководитель Belarus Fashion Week Янина Гончарова:
— 5 лет назад те, кто открывал свои монобрендовые магазины в Беларуси, говорили: «Янина, все бесполезно, ничего не получится, здесь никогда не будет моды, не будет дизайнеров, мы все сосредоточены на рынках за пределами страны». И уже спустя пару лет мне было приятно услышать от этих же людей, что наш потребитель готов покупать! Белорусская мода сегодня абсолютно конкурентоспособна по стилистическим характеристикам, она соответствует мировым трендам. В представлениях многих людей мода — это нечто непонятное, неносибельное. Но сегодня все, что показывают на нашем подиуме, — не авангард, не фантазия дизайнеров, а то, что реально будут носить в следующем году.
Если конкретнее — коллекции сезона весна/лето–2018 года, которые мы вот–вот увидим на BFW, в мастерских и дизайнерских бюро уже готовы: разработано по 50 — 70 полных образов, которые потом пустят в массовое производство, конечно, ориентируясь на запросы закупщиков и товароведов.
— С первого сезона Недели моды мы проводим различные конкурсы, организуем грантовые программы, и главным призом всегда было трудоустройство на предприятия легкой промышленности для создания коллекции. Но, исходя из моего личного опыта, нужно очень избирательно подходить к выбору тех, кому оказываешь помощь. Работая с молодежью более 10 лет, я примерно понимаю, когда какой проект сдуется. Иногда продавать красивые платьишки — временное занятие, пока девушка не вышла удачно замуж и не пошла в декрет. Дизайнер, понимающий, что для него это дело жизни, идет в фонд поддержки малого предпринимательства, в международные компании, проекты, ищет стажировку, трудоустраивается на «Элему», нарабатывает опыт и трудится над тем, чтобы стать брендом. Потому что просто так вложить деньги в творческое самохваление ни у одного бизнесмена не будет желания.
Добавим, что мода, существующая отвлеченно как некий арт–объект, к серьезному бизнесу отношения не имеет.
ovsepyan@sb.by