Одним из партнеров Евгении Симоновой в фильме «Обыкновенное чудо» стал Александр Абдулов.
На «Славянском базаре в Витебске» прославленная актриса сыграла в самом титулованном спектакле московского театра имени Маяковского — «Русском романе» Миндаугаса Карбаускиса. Евгения Павловна исполнила роль Софьи Толстой. Перед спектаклем мы встретились в зрительном зале драмтеатра имени Якуба Коласа, где традиционно проходят «Театральные встречи» во время «Славянского базара в Витебске». Евгения Павловна начала с того, что рассказала, как еще в детстве прочла дневники Софьи Толстой:
— Дневники были в домашней библиотеке дедушки, известного историка Сергея Вяземского, я прониклась судьбой этой женщины. Это было раритетное издание. Дедушка разрешал читать только у себя в комнате, за его столом и всякий раз проверял, вымыла ли я руки. Я и подумать не могла, что когда-нибудь буду воплощать на сцене образ этой уникальной женщины.
— Так вы на стороне Льва Николаевича или Софьи Андреевны?
— Бытовало мнение, что Софья Толстая — мещанка, которая испортила судьбу великому человеку. Мне было больно это слышать, словно обидели меня. Первые 19 лет их семейной жизни — самые счастливые годы. Именно в это время написаны романы «Анна Каренина», «Война и мир». Софья Андреевна прожила с писателем долгих 48 лет, родила девять сыновей и четырех дочерей, опубликовала прижизненное собрание сочинений писателя и посмертное издание его писем.
— Вы полагаете, трудно жить с гением?
— Мой муж — Андрей Эшпай — потрясающий режиссер. Жить с ним непросто. Лучше сложно, но интересно — в этом году мы вместе уже 40 лет.
— Почему не поступили с первого раза в театральный?
— Моим первым режиссером был брат Юра (известный писатель и телеведущий Юрий Вяземский, автор передачи «Умницы и умники», взял псевдонимом фамилию деда Сергея Михайловича Вяземского, который был известным историком Ленинграда. — Прим. авт.). Мы учились в музыкальной школе, он ставил дома оперы, балеты, где у меня были сольные номера. Несколько классических опер мы знали наизусть. Юра научил меня играть на гитаре. Так что я ни в какой самодеятельности не участвовала. А профессия возникла случайно — я собиралась в педагогический, но папа — ученый — интересно рассказывал о своих лекциях в школе-студии МХАТ. С поэзией Игоря Северянина, которого любила бабушка, я неоднократно пробовала поступать в театральные вузы, но там, как только слышали его строки, не пропускали меня. Но я не сдавалась.
— Дочь от первого брака Зоя Кайдановская служит с вами в одном театре. Трудно ли играть вместе?
— Она очень талантливая. Я люблю с ней играть — у нас много совместных спектаклей. Выбор стать актрисой был ее личным. А дочь Мария унаследовала музыкальный талант своего деда — композитора-фронтовика Андрея Эшпая (воевал на Белорусском фронте. — Прим. авт.) — и стала известной пианисткой. Публике известны симфонии Андрея Яковлевича, популярные песни «Два берега», «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной». Внук тоже выбрал актерский путь, хотя я его отговаривала, — он хорошо учился.
— Для родных вы звезда?
— Я — мать, жена, бабуля, которая печет вкусные блинчики. Звезда — это Мерил Стрип. Меня хотя и знала вся страна, но мы были нищие.
За фильм «Афоня» я получила всего 240 рублей, потратила их на подарки для близких, сапоги и проигрыватель.— Вы снялись в последнем фильме Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» (премьера состоялась в сентябре в России и Беларуси). Фильм основан на биографии режиссера. Идею Грамматиков вынашивал давно, а непосредственная работа над ним велась семь лет. Сценарий написал Андрей Кончаловский в соавторстве с Еленой Киселевой. Вы сыграли беглую политкаторжанку. Почему согласились сниматься?
— Подобная история случилась в моей семье. Это больная тема для меня. Я родилась в Ленинграде. Мой дед Станислав Венедиктович Станкевич работал в Генштабе, был репрессирован в 1937 году. Бабушку сослали в Каргополь в 1938-м. Она прошла лагеря. После ареста деда многие от нашей семьи отвернулись, а сосед, известный скульптор Василий Львович Симонов, помогал бабушке. Он и предложил усыновить моего папу. Вот так папа стал Павлом Симоновым.
— У Андрея Эшпая есть несколько фильмов на эту тему.
— Люблю фильмы Эшпая «Дети Арбата», «Многоточие». Самое золотое время от 30 до 40 лет я не снималась, и Андрей мне сделал шикарный подарок, пригласив в «Многоточие».
— 37‑й год в «Многоточии» — это исторический фон?
— «Многоточие» — психологическая драма, созданная по мотивам произведения Виктора Некрасова «Кира Георгиевна». Главная героиня — скульптор. У нее любящий муж, поклонники. Но однажды в ее мастерской появился первый муж, прошедший сквозь лагеря.
— Вы покоряете зрителей не только великолепной актерской игрой, но и внешним видом.
— Я не сторонник жестких способов омоложения. Никаких пластических операций не делала. Пытаюсь поддерживать себя более мягкими средствами. У меня нет задачи стать моложе. Может быть, удается чуть-чуть притормозить момент старения, чтобы моим внукам было не так противно на меня смотреть.
— Вы счастливый человек?
— Да, у меня есть театр и семья.
— Каким вы увидели Витебск?
— На «Беларусьфильме» я снималась в «Контрольной по специальности». Витебск в ленте хорошо узнаваем — Замковая улица, сквер Героев 1812 года, мост в честь 1000‑летия Витебска. С него открывается незабываемый вид на городскую ратушу, речку Витьбу, на Альгердову гору, на которой стоит драмтеатр имени Якуба Коласа, где вот-вот раздастся первый звонок...
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru