Многолетний командир СОБРа рассказал о становлении отряда
04.06.2019 14:59:34
Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ
- В тогда только созданный специальный отряд быстрого реагирования меня пригласили на должность командира группы, - вспоминает Владимир Владимирович. - Произошло это вскоре после моего выпуска с факультета внутренних войск Военной академии. До СОБРа по распределению служил в 1-й роте специального назначения (будущая рота разведки) в/ч 3214. В первые месяцы существования нового спецподразделения сразу возникла проблема: де-юре отряд есть, а де-факто нужны люди, которых необходимо где-то разместить и, самое главное, готовить. Около года мы потратили только на отбор сотрудников. Набрав три группы (одна состояла из контрактников, две - из срочников), начали формировать систему подготовки, боевую подготовку, исходя из специфики выполнения задач.
Когда в октябре 1999 года в Орше во время патрулирования ранили офицера бригады спецназа и сотрудника милиции, нас отправили на место тревожных событий для проведения мероприятий по задержанию бандитов. Шла адресная проверка с участием большой группы оперативных работников и СОБРа. Задерживая затем вооруженного преступника, мы на себе испытали, что нет в спецназовской работе никакого романтизма. И дабы четко выполнять подобные задачи, необходимо очень много тренироваться, особое внимание уделяя работе в команде. Ведь важна уверенность в каждом сотруднике. Осознание этой истины и послужило отправной точкой формирования определенных принципов, духа подразделения. СОБР - коллектив единомышленников, здесь нет строгого разграничения на командный состав и подчиненных. В любой момент командир и молодой боец могут встать в один боевой порядок, и каждый должен оказывать поддержку друг другу, чтобы решить возникающую задачу. Исходя из этого, в молодом отряде строились все взаимоотношения. Братские, как в семье. Есть отец, есть дети, есть старшие, есть младшие. Между всеми существует уважение, причем не наигранное - искреннее.
В 2002 году меня назначили на должность командира СОБРа. В тот период мы начали работать с органами внутренних дел Минска, оказывая оперативному составу силовую поддержку при задержании лиц, подозреваемых, в частности, в совершении разбойных нападений, работали с операми в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. В ходе такого взаимодействия выявляли ошибки, совершенствовали работу. Изучали профессиональные издания, пособия, а в 2003 году наладили тесный контакт с "Алмазом". Хочется выразить большую благодарность собратьям по оружию: алмазовцы поделились всеми наработками, которыми располагали на тот момент. Показали, рассказали о своем опыте, а мы взяли у "Алмаза" очень много полезной информации, которая очень помогла в дальнейшем.
Как командир СОБРа при отборе кадров (а это важнейшее направление работы) столкнулся с тем, что многие люди приходили в спецподразделение за... романтикой. Еще были среди кандидатов спортсмены. В том числе чемпионы мира, мастера спорта. Но я им объяснял: здесь рутина, романтизм быстро уходит. Здесь и ночные занятия, и полигоны. Так что человек четко должен понимать, куда он идет, с чем столкнется. К тому же он должен быть порядочным, воспитанным, скромным, даже обладая громкими спортивными титулами. Поэтому, бывало, расставались, только пообщавшись с кандидатом, который пусть и титулованный боец, но явно не сможет работать в команде.
Тот же, кто попадал в отряд, часто сразу же слышал от командира: "Завтра едешь на соревнования". Результат был не важен, главное, чтобы новый сотрудник ответил "есть", за небольшое время подготовился морально, вышел на огневой рубеж либо в ринг, отработал, получил опыт. Мы же для себя давали ему оценку.
Таким образом, нам удалось собрать команду единомышленников. И в отряде в целом, и в каждой группе СОБРа сформировался костяк людей, думающих одинаково. Авторитет, уважение не купишь, поэтому каждый командир - профессионал, который без высокомерия делает все наряду с другими. Начиная от зачетов, где нужно бегать и прыгать, заканчивая работой с оружием, проведением тактических занятий с четкой постановкой задач и всего процесса обучения.
Вооружение, техника - это хорошо, но без человеческого потенциала, единой команды коллектив будет построен только наполовину, а то и меньше. Помню годы становления СОБРа: автомобили из конфиската, на выполнение боевых задач выезжали на "буханках". Все через это проходили. Но тем не менее справлялись. О "Глоках", МР-5 тогда только мечтали, но справлялись и с пистолетами Макарова - задерживали преступников, использовали оружие для остановки транспортных средств.
Ордена, медали, врученные военнослужащим СОБРа, - показатель сложности и опасности спецопераций. После выполнения каждой задачи мы проводили подробный анализ. Действия бойцов оценивал командир, группа инструкторов. Оценка, анализ необходимы, чтобы донести людям опыт, спланировать, смоделировать возникшую ситуацию, обсудить еще какие-то варианты ее решения. И в дальнейшем другие группы могут использовать опыт коллег - порой ведь ситуации повторяются.
Идут годы, стиль и методы работы, техника, вооружение спецподразделения совершенствуются. Сейчас отряд находится на очередном этапе развития - теперь это отдельная воинская часть 3032. Это очень важный статус. Работа СОБРа в одном строю с другими элитными формированиями силовых структур на практике подтверждает мысль, высказанную недавно Президентом, - будущее за мобильными подразделениями.