Почему недооценивать местные выборы глупо и недальновидно?
02.12.2017 08:03:00
Почему недооценивать местные выборы глупо и недальновидно?Восемнадцатого февраля мы, жители больших городов и маленьких деревушек, выберем тех, кто будет представлять наши интересы в органах власти, делегируем им свои полномочия для принятия решений по насущным жизненным вопросам. Депутаты местных Советов и органы самоуправления страны в будущем будут определять и развитие государства, и то, как сложится политический пазл на «основных выборах» – в Палату представителей и президентских.
Кто разбудит «спящих» избирателей?
Почему радикальная оппозиция в серьезном кадровом застое?
На каких четырех китах стоит и будет развиваться экономика?
Будет ли нынешняя избирательная кампания в местные Советы отличаться от предыдущих? На чем в большей степени следует сконцентрироваться системной оппозиции? Кто и почему не блеснул массовостью на старте? На эти и другие темы дискутируют гости «СГ»: заместитель председателя Либерально-демократической партии Беларуси Олег ГАЙДУКЕВИЧ, второй секретарь ЦК Компартии Беларуси Георгий АТАМАНОВ и директор информационно-просветительского центра «Актуальная концепция» Александр ШПАКОВСКИЙ.
Заместитель председателя Либерально-демократической партии Беларуси Олег ГАЙДУКЕВИЧ | Директор информационно-просветительского центра «Актуальная концепция» Александр ШПАКОВСКИЙ | Второй секретарь ЦК Компартии Беларуси Георгий АТАМАНОВ |
О. Гайдукевич: — Убежден, любая партия обязана участвовать в выборах. Она для этого и создана. Если не принимает участия в выборных кампаниях – выпадает из политического процесса, не развивается, лишается притока новых членов, не отрабатывает какие-то выборные технологии. Получается, нет смысла в самом ее существовании. Поэтому, безусловно, Либерально-демократическая партия примет самое активное участие в выборах на всех этапах. В этом году, по предварительному подсчету, мы выставили в два раза больше кандидатов, чем на прошлых выборах: около 300 против 124.
Особенность местной кампании в этом году – изменение экономической и геополитической ситуации. В регионах есть определенные проблемы, во многом связанные с известными событиями 2014 года: в России начался экономический спад, отразившийся на нашей стране. Это раз. Далее: на днях Глава государства подписал судьбоносный Декрет «О развитии предпринимательства» — ключевой из пакета правовых актов по улучшению бизнес-климата в стране, — и в связи с ним в регионах, как мне кажется, людям будет интересна местная кампания. Если они увидят реальных активных кандидатов — захочется при их помощи решить экономические проблемы районов. Ведь нельзя сказать, что все решается сверху. Возьмем, например, этот Декрет. Его приняли, но теперь важно, чтобы документ заработал, чтобы на местах власть начала его исполнять. Ведь иногда бывает как: Президент документ подписывает, а на местах он исполняется ни шатко ни валко, или, что еще хуже, выхолащивается вся его суть.
Г. Атаманов: — Для нашей партии выборы очень важны. В этом году мы отпраздновали 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Наступающий — также памятный и юбилейный. Назову несколько дат, и вы поймете, почему мы будем активно участвовать в выборах. В феврале отмечаем 100-летие Вооруженных Сил Республики Беларусь. 5 мая – 200 лет со дня рождения Карла Маркса, а поскольку мы все-таки марксисты, хотим, чтобы на эту дату также обратили внимание избиратели. В октябре — 100 лет комсомолу, в декабре – белорусской национальной государственности.
«СГ»: — Как это связано конкретно с выборами?
«СГ»: — По сравнению с парламентскими или тем более президентскими, местные выборы проходят тихо, если не сказать вяло. Избиратели и некоторые партии недооценивают их важность?
О. Гайдукевич: — Я бы не переживал за то, что местные выборы не имеют такого интереса и, возможно, веса, как парламентские, не говоря уже о президентских. Это свойственно всем странам и в этом ничего плохого нет. Люди считают выборы Главы государства наиболее важными, потому что у нас президентская республика. Но я бы не сказал, что людям неинтересны и местные выборы. Избиратель понимает: роль депутата местных Советов отличается от роли парламентария высшего органа законодательной власти. Если последний, скажем так, больше политик, то депутат местных Советов плотно и активно живет проблемами регионов, он больше практик. И людей волнует, как он решает насущные экономические, бытовые и хозяйственные проблемы поселка, района, города — того региона, где он избран. Вот на что делается упор. Думаю, на этих выборах явка будет хорошая, в том числе и благодаря участвующим политическим партиям, одна из задач которых – активизация избирателей.
Недооценивать выборы в местные Советы глупо и недальновидно. Для политических партий это крайне важная кампания. Начинается новый предвыборный цикл, и открывается он именно местными выборами. Если партия не проявит себя на этом этапе, шансы на нормальное и благоприятное участие в следующих выборных кампаниях сводятся к нулю. Если пропустил местные выборы, как потом? Сразу придешь на парламентские или президентские? А где ты был раньше? Местные выборы – это возможность работать с избирателем в рамках законодательства и готовиться к следующим кампаниям. Для нашей партии это важно, тем более мы уже заявили, что будем участвовать и в парламентских выборах, и в президентских.
Чтобы не говорить слишком много и больше всех, подчеркну: нужны сильные Советы депутатов с альтернативной точкой зрения. Уверен, не должно быть ситуации, когда в каждом Совете все мыслят одинаково. Молчаливое единомыслие ведет к застою и деградации. Я говорю о нормальной дискуссии коллег. Мы с Георгием Петровичем можем в чем-то не соглашаться друг с другом, но это не мешает нам разговаривать и находить общие точки соприкосновения. То же самое должно происходить и в местных Советах. Поэтому наша партия позиционируется как конструктивно оппозиционная, имеющая свое мнение, программу, и активно идет на выборы. А что будет в итоге – рассудит народ.
«СГ»: — Георгий Петрович, как коммунисты сегодня относятся к отличной от своей точке зрения? Вы разделяете позицию либеральных демократов?
Г. Атаманов: — С позицией, высказанной Олегом Гайдукевичем, трудно не согласиться. Любой управленец, принимая наиболее оптимальное, в интересах абсолютного большинства решение, должен выслушать несколько мнений, пусть и отличающихся друг от друга. В местные Советы люди чаще идут с бытовыми проблемами, и в основном они знают своих депутатов. Потому что он действительно их представитель. Кто принимает бюджет района или города? Депутаты. Кто утверждает после назначения в должности главу местной власти, рассматривает инвестиционные программы и так далее? Ну как без депутатов! И конечно, если в этой избирательной кампании мы сможем чуть поднять политическую культуру избирателей, то не будет пессимистов, утверждающих, что нечего ходить на местные выборы. Хочу, воспользовавшись случаем, призвать людей готовиться к кампании, посмотреть, кто выдвигается и какова программа. Кто будет отстаивать их интересы в образовании, здравоохранении, по проблемам ЖКХ, банковским вкладам. Например, ко мне до сих пор обращаются люди, особенно пожилые, которые не могут понять, почему отменили накопительные вклады, почему банки в одностороннем порядке меняют проценты по кредитам и депозитам. Много проблем. И то, что задевает, цепляет людей, депутат должен знать.
Г. Атаманов: — Наш лозунг забит в программе – народовластие, справедливость, социализм. Менять мы ничего не будем. Что касается технологий, они у нас наработаны, не первый раз на выборы ходим. Своих кандидатов выдвинули во все территориальные комиссии. Это те, кто владеет нормами избирательного права, пользуется авторитетом у людей.
А. Шпаковский: — Важно понимать, контекст в Беларуси уже другой, нежели в предыдущих кампаниях. Сейчас будет повышенное внимание со стороны наших соседей из Европейского союза, потому что сняты те позорные санкции, существовавшие более 20 лет в отношении нашей страны. Естественно, Евросоюз будет настаивать, чтобы Беларусь проводила выборы по лекалам и стандартам, рекомендованным ЕС.
«СГ»: — Но в основном особо пристальное и горячее внимание обычно уделялось именно президентским и парламентским выборам.
А. Шпаковский: — Уверен, такое же внимание будет и к местным. Европейские наблюдатели будут настаивать, чтобы в местные Советы каким-то образом были проведены представители политических сил, которые пользуются их поддержкой. Также абсолютно убежден, что этого не произойдет по одной простой причине. Несмотря на бытующее в некоторых столицах мнение, что административным путем можно провести свою клиентуру в законодательные органы нашей страны, – это невозможно. У нас есть выборы, и на самом деле народ решает, кто будет представлять его интересы. Если люди решат делегировать это право, условно говоря, прозападным политическим силам, то они там будут. Но я вижу очень немного их здравых инициатив, в том числе на местном уровне, направленных на практическое улучшение жизни людей, и вижу очень мало, скажем так, локальных, местных лидеров, популярных в своем районе, городе, регионе. Это кадровая проблема этих сил, которым уже давно следовало бы перестраиваться и уходить от излишней политизации.
О. Гайдукевич: — Посмотрите, в России, какие бы ни были разные взгляды у политических партий, они спорят внутри страны, но, выезжая за рубеж, вместе отстаивают национальные интересы государства. Вы слышали хоть раз, чтобы в Совете Европы лидеры разных фракций Госдумы спорили между собой и имели различную позицию? Убежден, и мы все должны работать на национальные интересы Беларуси.
А. Шпаковский: — Что касается прогноза по явке избирателей. Во всех странах на местных выборах она невысокая. Немного внимания им уделяет пресса, телевидение, которым малоинтересно, что в таком-то доме на улице N не горит свет. К тому же меньше политическая конкуренция, борьба, соответственно, и явка ниже.
И еще один важный аспект. Вот Георгий Петрович, на мой взгляд, хороший депутат, известный в своем районе. Но нередко народные избранники, как мне представляется, недорабатывают. Победив при невысокой явке да на безальтернативной основе, человек почивает на лаврах, его не знают избиратели, и часто на вопрос, кто ваш депутат, ответа нет. Это, конечно, сказывается на явке и авторитете самих местных Советов как политического института.
«СГ»: — Не потому ли так востребованы и популярны среди людей прямые линии и встречи с представителями высшей законодательной и исполнительной власти? Да, на приемах людей становится все меньше. Да, мы знаем, что есть вечные ходоки и жалобщики или те, кому надо просто пообщаться. Но некое недоверие или неуверенность в способности местной власти решить проблему пока налицо.
О. Гайдукевич: — Проблема в том, что местная власть недорабатывает. Один из примеров, который у всех на слуху, мы прекрасно помним — Декрет по борьбе с тунеядством. Но когда в регионы выехали представители Администрации Президента, сколько проблем было решено в течение недели. Напрашивается нормальный вопрос: почему вообще пришлось ехать руководителю Администрации Президента, чиновникам из Минска?
И еще раз хочу сказать, если в Совете у депутатов одно мнение на всех и ничем не отличается от мнения председателя райисполкома, они не будут ничего активно делать. А когда есть разумные альтернативные мнения, этот местный Совет заставит руководителя района работать как ужаленного, не дожидаясь, что кто-то приедет из Минска и решит их проблемы.
«СГ»: — Честно говоря, не ожидала. Становится очевидным, кто развивается, а кто в застое.
А. Шпаковский: — Действительно, у радикальной оппозиции проблема серьезнейшего кадрового разрыва. Это верхушка политиков, которые начинали деятельность 25 лет назад, ушедших в глухой антагонизм, и зеленая молодежь, движимая ложным чувством патриотизма. И практически отсутствует звено людей среднего возраста. Это важный показатель. Люди, которым в среднем 40 лет, – в основном состоявшиеся, с самостоятельным мышлением, не рассматривают такие структуры как серьезные политические факторы и точки для социального роста.
Касательно местных Советов вы абсолютно правильно поставили вопрос. Их статус необходимо повышать. У нас иногда бывает, что они, образно говоря, как игрушка в руках исполнительной власти или некое дополнение. И простой человек, попадая в эти жернова, в рамках своего района нередко ходит, как по замкнутому кругу. И получается так, что Администрация Президента, центральные органы власти захлебываются от обращений граждан, которые не относятся к их компетенции. Поэтому, повышая роль местных Советов, политических партий, не выращенных в пробирках иностранных фондов, как посредников между гражданами и государством, мы могли бы эти вопросы решить.
«СГ»: — Многие депутаты местных Советов сетуют на нехватку денежных средств для решения той или иной проблемы.
Г. Атаманов: — Да, депутаты местных Советов не получают зарплату, это все общественная нагрузка.
«СГ»: — Речь не об этом. Понятно, финансы в руках исполнительной власти. Народные избранники, взаимодействуя с ней, должны конкретно и реально помогать людям. Но если депутаты не могут самостоятельно решить проблему человека, зачем там вообще заседать?
Г. Атаманов: — Местный Совет – представительный орган, определяющий бюджет, программу развития, в его компетенции заслушать отчет того или иного руководителя управления, председателя райисполкома. Это все есть. Но люди хотят, чтобы Совет исполнял функции, которые возложены на другие структуры местного управления. Кто будет ремонтировать дороги? Ремавтодор. Ставить забор? Служба ЖКХ. Вот депутат, получив эту информацию, как представитель своих избирателей обращается в эту структуру либо пишет письмо, и если на сессии ему придают статус запроса — попробуйте его не выполнить.
«СГ»: — Мы только что обсуждали неверие некоторых избирателей в реальные возможности местных депутатов…
Г. Атаманов: — Они доверяют. У них просто нет проблем. Моделирую ситуацию: человек утром встал, у него все нормально в семье, на работе. Зачем ему этот депутат? Но когда его коснулась проблема – неправильно насчитали зарплату или тарифы ЖКХ…
«СГ»: — Пойдет в исполком.
Г. Атаманов: — Нет, к депутату. Потекла крыша — сходил туда, там не решили, и он идет к депутату как к последней надежде.
О. Гайдукевич: — Денег никогда много не бывает, и всегда их будет не хватать. Но дело в том, что не всегда проблема в них, а в нежелании что-то делать. И я не раз сталкивался с ситуациями, когда выясняется, что можно было или без денег сделать или просто выполнять обязанности, которые на тебя возложены. Почему люди не идут к некоторым местным депутатам? Если они — одно неразделимое целое с исполнительной властью, целесообразнее обратиться сразу к председателю исполкома. Есть ведь и такие избранники, чего скрывать? Люди не знают, ни как его зовут, ни чем он занимается. Поэтому-то очень важно, кто попадет в местные Советы в 2018 году.
«СГ»: — Люди идут к депутатам не только с бытовыми вопросами, но и со своими социально-экономическими проблемами, в основном рабочие места и зарплаты. Радует, что, вопреки прогнозам Всемирного банка и других международных финансовых организаций, в этом году экономика страны набирает темп и пошла хоть и в небольшой, но все-таки рост. Однако она во многом зависит от внешних факторов. Какие производства, востребованные временем, создавать, чтобы могли зарабатывать не только внутри страны, в регионах, но и на внешних рынках? Кто это должен решать? Государство, предприниматели, местные органы власти?
Г. Атаманов: — И те, и другие, и третьи в одной связке.
«СГ»: — Но ведь известно, более 70 процентов собственности в руках государства. А оно зачастую не самый эффективный собственник.
Г. Атаманов: — Здесь я с вами, как коммунист, не соглашусь. У нас масса примеров, когда отдают предприятие в частные руки, и оно пропадает.
А. Шпаковский: — Зачем далеко ходить – Муравьев на «Мотовело».
Г. Атаманов: — В любом случае государство должно контролировать многие вещи с точки зрения законодательства. Нельзя отдавать в частные руки недра, леса, железную дорогу, связь. Кто мешает? Создавайте рабочие места, шейте одежду, обувь, ремонтируйте ее, оказывайте услуги. Но иногда инициативы нет, иногда пользуются криминальными схемами. Вот почему государственно-частное партнерство тоже должно быть отрегулировано.
О. Гайдукевич: — В целом да, отмечается небольшой рост. Надо сказать и о Декрете Президента «О развитии предпринимательства», принятие которого говорит о том, что государство понимает: сегодня надо создать условия для того, чтобы люди могли зарабатывать сами. У нас появился базовый документ, который направлен именно на это. Надо еще, чтобы на местах проснулись чиновники. Не секрет, в некоторых регионах они боятся предпринимателей, частного бизнеса и не хотят ничего для них делать. Что касается приватизации, согласен с коллегой: ключевые экономические направления, от которых зависят национальная безопасность и суверенитет страны, должны остаться в руках государства. Но, конечно, есть что и приватизировать. Да, мы зависим от внешних факторов и будем зависеть. Но нельзя сказать, что мы сделали все возможное внутри страны. Поэтому, образно говоря, надо брать в руки вилы, чиновникам включать инициативу, а депутатам контролировать и требовать выполнение решений Президента. Политика – концентрированное выражение экономики.
Г. Атаманов: — Видите, даже либеральные демократы поддерживают ленинскую мысль…
А. Шпаковский: — Мы заканчиваем год с осторожным оптимизмом – рост 2 процента. Почему с «осторожным», можно долго объяснять. В целом считаю, диверсификация экспорта, Парк высоких технологий, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» и строительство АЭС – четыре кита, на которых в будущем должна стоять и развиваться экономика страны. В этом контексте немного запоздало, но очень важно принятие Декрета «О развитии предпринимательства», который я бы сравнил с судьбоносным в свое время решением советского правительства о введении НЭПа. Декрет – прорывной документ, нужный экономике и людям как воздух. Но в погоне за всем этим нам бы не потерять социальную ориентированность государства.
«СГ»: — Благодарю за интересный разговор, обмен мнениями, удачи на предстоящих выборах.
germanovich@sb.by