«Мне точно ничего не будет?» Репортаж с дорог о том, как работают новые правила для водителей
04.02.2018 10:48:19
31 января вступил в силу ряд изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Новшества коснулись и ответственности водителей. СМИ рассказывали о них не раз, но самой громкой и запоминающейся оказалась новость об отмене штрафов за забытые права. Но, во-первых, здесь все не так просто, во-вторых, это нововведение – далеко не самое главное. О том, что изменилось для водителей и на что следует обратить особое внимание на зимней дороге, мы выясняли в рейде с сотрудниками ГАИ.
Со старшим инспектором дорожно-патрульной службы Александром Трацевским мы встречаемся у здания ОГАИ Первомайского района Минска. Совсем скоро мы сядем в патрульную машину и отправимся в рейд. Но прежде Александр Геннадьевич вводит меня в курс дела:
-- Ситуация на дорогах сегодня в целом спокойная. Случаются ДТП, но они ограничиваются материальным ущербом, люди не пострадали. Однако хочу обратить внимание вот на что. В последнее время участились случаи наезда на пешеходов. Поэтому сейчас мы особое внимание уделяем соблюдению правил дорожного движения по пересечению проезжей части – это нужно делать только в установленных местах! Пешеходам в темное время суток нужно иметь при себе фликер. Особый контроль и за водителями, которые не предоставляют пешеходам преимущество на пешеходных переходах.
Красноречивый факт: последний случай произошел всего пару дней назад. На пересечении улиц Севастопольской и Кнорина водитель трактора, двигаясь на зеленый сигнал, поворачивал направо, и не увидел женщину, которая переходила на зеленый. В результате наезда она получила тяжелые травмы. Подобные случаи учащаются по мере сокращения светового дня. Поэтому и пешеходам, и водителям нужно быть крайне внимательными. И понимать, что помимо соблюдения правил дорожного движения, нужно всегда принимать в расчет реальную ситуацию на дороге и погодные условия.
-- Если на кольцевой разрешенная скорость 90-100 км/ч, это не значит, что она безопасна в снегопад или в такую погоду, как сейчас – когда ночью примораживает, к утру образуется наледь. Можно ехать по правилам, но, неверно выбрав скоростной режим, попасть в ДТП. К примеру, на днях авария случилась на проспекте Независимости, 195. Столкнулось три автомобиля, пострадала девочка.
Патрульная машина уже ждет, мы садимся в автомобиль. Переходим к главной теме – изменения в КоАП. Сотрудники ГАИ, да и водители, столкнулись с некоторыми из них уже в первый день вступления новшеств в силу. В частности, речь идет о штрафах. Александр Трацевский объясняет:
-- Раньше у нас было три варианта развития событий при остановке водителя, нарушившего правила дорожного движения. Во-первых, минимальный штраф сотрудник имел право выписать на месте. То есть деньги взимались сразу, а взамен выдавалась квитанция об оплате. Второй вариант – выносилось постановление с уплатой штрафа в течение 5 дней. Это изначально с человеком оговаривалось: если он согласен с нарушением и готов оплатить на месте, но с собой денег нет, можно сделать это в течение пяти дней. Если не укладывался в этот срок, его вызывали в ГАИ и в отношении него составляли административный протокол. Третий вариант – например, если человек не признавал вину, либо не мог заплатить штраф в течение 5 дней, изначально составлялся протокол.
Что изменилось? Только второй пункт. Теперь постановление выносится на период не 5, а 30 дней. Штраф выписывается минимальный. Просто расширяются сроки. Оплата через ЕРИП – так видно, что человек оплатил штраф. Если же он этого не сделал, автоматически вносится изменение – добавляется еще две базовые величины. Допустим, штраф был одна базовая, не внес деньги, на 31-й день – уже три базовые. К ГАИ это уже отношения не имеет – дальше в дело вступают судебные исполнители, объясняет старший инспектор:
-- На самом деле так значительно удобнее. Бывало, человек согласен оплатить и рад бы это сделать, но, допустим, зарплата не скоро, поэтому не успевал. 30 дней – вполне посильный срок.
Об изменении известно далеко не всем. Выходим из машины, милиционер останавливает автомобиль для проверки документов. Не пройден техосмотр, причем за это уже был штраф. Вердикт – 49 рублей, две базовые. Сотрудник ГАИ подробно объясняет водителю, как нужно оплачивать штраф. Отдельно – о том, что на 31-й день в случае неуплаты его размер увеличится. Правда, как мне показалось, парень слушал вполуха: слишком был расстроен. Напоследок желаем счастливого пути и просим не нарушать.
-- Ну да, как уж тут…
Впрочем, не все водители столь безучастны. Взять «распиаренную» норму об отмене штрафов за «забытые права». Встретить растерях во время рейда не удалось, зато многие интересуются – мол, а что за это будет? Правда, что ничего? Александр Трацевский рассказывает:
-- Новая норма не говорит о том, что граждане не обязаны возить документы с собой. Обязаны! Просто раньше люди привлекались по статье 18.18 КоАП, а сейчас ее убрали из Кодекса. Но вместо этого по забытым документам теперь статья 18.22 часть 5: санкции -- либо предупреждение, либо штраф до 0,5 базовых величин. Если с документами все хорошо, можно ограничиться устным замечанием. Речь идет не только о водительском удостоверении, это и талон, техпаспорт, сертификат о прохождении гостехосмотра, страховое свидетельство. Мы обладаем определенными базами данных, благодаря которым можем проверить наличие документов.
Но нужно понимать: это занимает время. Когда документы в наличии, проверить их проще и быстрее. Так что распоясываться не стоит. Удивительно, что этот пункт запомнился многим, в то время как есть важные нюансы, о которых водители и не слышали.
-- Далеко не все следят за изменениями. Кто-то, например, до сих пор не знает, хотя уже шесть с половиной лет прошло, что из-за двух царапин, поставленных во дворе, можно разобраться без вызова ГАИ. Показываешь бланки европротокола, а люди большими глазами смотрят: «Впервые вижу!». Здесь, мне кажется, активнее следовало бы вести разъяснительную работу страховым компаниям.
К слову, изменения в КоАП коснулись и тех самых европротоколов. Как и прежде, люди вправе оформлять ДТП без участия сотрудников ГАИ. Но теперь если при обращении в страховую компанию возникли проблемы – например, сумма ущерба оказалась выше максимальных для европротокола 400 евро, вызывать ГАИ бессмысленно. Оформлять ДТП в такой ситуации инспекторы не вправе: если водители уже договорились между собой, то привлекать к административной ответственности никого не будут.
Останавливаем для проверки документов очередного водителя. Все хорошо. Интересуюсь, слышал ли он об изменениях?
-- Да, но, если честно, особо не вникал. Про права запомнилось, а еще что-то о смягчении ответственности за ДТП без жертв.
Вообще, формулировка громковата. Прошу Александра Геннадьевича пояснить:
-- Раньше существовала такая практика. При ДТП в отношении виновника составлялся протокол. Потерпевший, если он являлся владельцем транспортного средства, в протоколе указывал – привлечь виновника по статье за ДТП или нет. Писал «привлечь» – привлекали за ДТП, если не привлекать – сопутствующая статья, например, нарушение дистанции, несоблюдение бокового интервала и так далее. Теперь, если нет пострадавших, будет так. Например, проехал на красный и не создал аварийную ситуацию -- оштрафуют за проезд на красный.
Короткий рейд в субботний вечер выдается на удивление спокойным. Тем не менее, так бывает не всегда. Взять, к примеру, новую норму касательно тех, кто садится за руль без прав – либо лишен их, либо никогда их не получал. Согласно нынешним правилам, за первое такое нарушение полагается привлечение к административной ответственности, за повторное – уже к уголовной.
-- Только у нас таких случаев было уже два. На днях в 7 утра экипаж задержал бесправника. Молодой парень, лишили прав за езду в нетрезвом состоянии. Потом он сел за руль – его оштрафовали, теперь снова. А это уже уголовная ответственность. Следующей ночью остановили еще одного – но тот без удостоверения задержан впервые.
С безопасностью на дорогах шутки плохи. Любое смягчение или ужесточение правил устанавливается не просто так. На сей раз скорее больше корректировок в сторону либерализации – в пользу водителей. Но как бы то ни было, знать стоит о любых изменениях – это ведь тоже вопрос ответственности.
Со старшим инспектором дорожно-патрульной службы Александром Трацевским мы встречаемся у здания ОГАИ Первомайского района Минска. Совсем скоро мы сядем в патрульную машину и отправимся в рейд. Но прежде Александр Геннадьевич вводит меня в курс дела:
-- Ситуация на дорогах сегодня в целом спокойная. Случаются ДТП, но они ограничиваются материальным ущербом, люди не пострадали. Однако хочу обратить внимание вот на что. В последнее время участились случаи наезда на пешеходов. Поэтому сейчас мы особое внимание уделяем соблюдению правил дорожного движения по пересечению проезжей части – это нужно делать только в установленных местах! Пешеходам в темное время суток нужно иметь при себе фликер. Особый контроль и за водителями, которые не предоставляют пешеходам преимущество на пешеходных переходах.
Красноречивый факт: последний случай произошел всего пару дней назад. На пересечении улиц Севастопольской и Кнорина водитель трактора, двигаясь на зеленый сигнал, поворачивал направо, и не увидел женщину, которая переходила на зеленый. В результате наезда она получила тяжелые травмы. Подобные случаи учащаются по мере сокращения светового дня. Поэтому и пешеходам, и водителям нужно быть крайне внимательными. И понимать, что помимо соблюдения правил дорожного движения, нужно всегда принимать в расчет реальную ситуацию на дороге и погодные условия.
-- Если на кольцевой разрешенная скорость 90-100 км/ч, это не значит, что она безопасна в снегопад или в такую погоду, как сейчас – когда ночью примораживает, к утру образуется наледь. Можно ехать по правилам, но, неверно выбрав скоростной режим, попасть в ДТП. К примеру, на днях авария случилась на проспекте Независимости, 195. Столкнулось три автомобиля, пострадала девочка.
Патрульная машина уже ждет, мы садимся в автомобиль. Переходим к главной теме – изменения в КоАП. Сотрудники ГАИ, да и водители, столкнулись с некоторыми из них уже в первый день вступления новшеств в силу. В частности, речь идет о штрафах. Александр Трацевский объясняет:
-- Раньше у нас было три варианта развития событий при остановке водителя, нарушившего правила дорожного движения. Во-первых, минимальный штраф сотрудник имел право выписать на месте. То есть деньги взимались сразу, а взамен выдавалась квитанция об оплате. Второй вариант – выносилось постановление с уплатой штрафа в течение 5 дней. Это изначально с человеком оговаривалось: если он согласен с нарушением и готов оплатить на месте, но с собой денег нет, можно сделать это в течение пяти дней. Если не укладывался в этот срок, его вызывали в ГАИ и в отношении него составляли административный протокол. Третий вариант – например, если человек не признавал вину, либо не мог заплатить штраф в течение 5 дней, изначально составлялся протокол.
Что изменилось? Только второй пункт. Теперь постановление выносится на период не 5, а 30 дней. Штраф выписывается минимальный. Просто расширяются сроки. Оплата через ЕРИП – так видно, что человек оплатил штраф. Если же он этого не сделал, автоматически вносится изменение – добавляется еще две базовые величины. Допустим, штраф был одна базовая, не внес деньги, на 31-й день – уже три базовые. К ГАИ это уже отношения не имеет – дальше в дело вступают судебные исполнители, объясняет старший инспектор:
-- На самом деле так значительно удобнее. Бывало, человек согласен оплатить и рад бы это сделать, но, допустим, зарплата не скоро, поэтому не успевал. 30 дней – вполне посильный срок.
-- Ну да, как уж тут…
Впрочем, не все водители столь безучастны. Взять «распиаренную» норму об отмене штрафов за «забытые права». Встретить растерях во время рейда не удалось, зато многие интересуются – мол, а что за это будет? Правда, что ничего? Александр Трацевский рассказывает:
-- Новая норма не говорит о том, что граждане не обязаны возить документы с собой. Обязаны! Просто раньше люди привлекались по статье 18.18 КоАП, а сейчас ее убрали из Кодекса. Но вместо этого по забытым документам теперь статья 18.22 часть 5: санкции -- либо предупреждение, либо штраф до 0,5 базовых величин. Если с документами все хорошо, можно ограничиться устным замечанием. Речь идет не только о водительском удостоверении, это и талон, техпаспорт, сертификат о прохождении гостехосмотра, страховое свидетельство. Мы обладаем определенными базами данных, благодаря которым можем проверить наличие документов.
Но нужно понимать: это занимает время. Когда документы в наличии, проверить их проще и быстрее. Так что распоясываться не стоит. Удивительно, что этот пункт запомнился многим, в то время как есть важные нюансы, о которых водители и не слышали.
-- Далеко не все следят за изменениями. Кто-то, например, до сих пор не знает, хотя уже шесть с половиной лет прошло, что из-за двух царапин, поставленных во дворе, можно разобраться без вызова ГАИ. Показываешь бланки европротокола, а люди большими глазами смотрят: «Впервые вижу!». Здесь, мне кажется, активнее следовало бы вести разъяснительную работу страховым компаниям.
Останавливаем для проверки документов очередного водителя. Все хорошо. Интересуюсь, слышал ли он об изменениях?
-- Да, но, если честно, особо не вникал. Про права запомнилось, а еще что-то о смягчении ответственности за ДТП без жертв.
Вообще, формулировка громковата. Прошу Александра Геннадьевича пояснить:
-- Раньше существовала такая практика. При ДТП в отношении виновника составлялся протокол. Потерпевший, если он являлся владельцем транспортного средства, в протоколе указывал – привлечь виновника по статье за ДТП или нет. Писал «привлечь» – привлекали за ДТП, если не привлекать – сопутствующая статья, например, нарушение дистанции, несоблюдение бокового интервала и так далее. Теперь, если нет пострадавших, будет так. Например, проехал на красный и не создал аварийную ситуацию -- оштрафуют за проезд на красный.
Короткий рейд в субботний вечер выдается на удивление спокойным. Тем не менее, так бывает не всегда. Взять, к примеру, новую норму касательно тех, кто садится за руль без прав – либо лишен их, либо никогда их не получал. Согласно нынешним правилам, за первое такое нарушение полагается привлечение к административной ответственности, за повторное – уже к уголовной.
-- Только у нас таких случаев было уже два. На днях в 7 утра экипаж задержал бесправника. Молодой парень, лишили прав за езду в нетрезвом состоянии. Потом он сел за руль – его оштрафовали, теперь снова. А это уже уголовная ответственность. Следующей ночью остановили еще одного – но тот без удостоверения задержан впервые.
С безопасностью на дорогах шутки плохи. Любое смягчение или ужесточение правил устанавливается не просто так. На сей раз скорее больше корректировок в сторону либерализации – в пользу водителей. Но как бы то ни было, знать стоит о любых изменениях – это ведь тоже вопрос ответственности.