Мир и безопасность в нашей стране зависят от каждого из нас – народный учитель Беларуси Валерий Барашков
20.05.2023 13:46:00
Наталья ТЫШКЕВИЧ
Народная мудрость гласит: «Если думаешь на год вперед, сей семя. Если на десятилетие, посади дерево. Если на век, воспитай человека». И как раз в этом — высокая миссия педагога. Учитель физики Могилевского государственного областного лицея № 1, почетный гражданин Чаусского района Валерий Барашков — первый и единственный в истории страны педагог, удостоенный звания «Народный учитель Беларуси». Летом ему исполнится 73, а он по-прежнему у доски — 50‑й год преподает физику. И умеет так «вкусно» подать сложнейший предмет, что влюбляются в него на всю жизнь.
Поздравляя Валерия Васильевича с 70‑летием, Александр Лукашенко назвал его вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения бесценным, а профессиональный путь и многолетний плодотворный труд — ярким примером служения белорусскому народу.
— Ваше школьное поколение и нынешнее — есть различия?
— Еще какие! Сегодняшние школьники как минимум на 2 — 3 года взрослее: не по метрикам — по восприятию мира. Мое послевоенное детство было голодным и босым. Родился я в деревне Петуховка Чаусского района. Зимой в школе сидели в тулупах и валенках, а чтобы стереть с доски, тряпку грели в печурке.
— Свою первую учительницу помните?
— Конечно. Как большинство деревенских детей, сначала я был немного закомплексован. Мария Кирилловна Шубадерова как-то маме сказала, что такого тихони у нее еще не было. После Нового года я реабилитировался. И даже в конце первого класса закурил, но очень быстро расстался с этой забавой навсегда. До 4‑го класса учился хорошо, одна-две четверки. Потом пошли спорт, музыка, компании… Учебу забросил: что на уроке схватил — то мое. Если бы учителя знали, что я пошел работать в школу, они бы очень удивились.
— А страсть к физике откуда?
— Вначале страсть была к математике. Спасибо Дине Константиновне Алейниковой, заслуженному учителю СССР и кандидату педагогических наук, с которой мы, к слову, до сих пор поддерживаем отношения. Уже как коллеги. Пришла она к нам, когда я был в 8‑м классе. И вместо пятерок пошли тройки: требования-то повысились. Вот и пришлось доказывать, что могу больше.
— Захотелось походить на нее?
— Да! Благодаря Дине Константиновне я и высшее образование получил. И сегодня сверяю свое отношение к работе с ее постулатами.
— Но документы-то подали не в педагогический.
— Вместе с одноклассником Валерием Шалотониным мы поехали поступать в Минское высшее инженерное радиотехническое училище. План был такой: получить хорошее высшее техническое образование и работать на гражданке. Для этого необходимо было позже комиссоваться. Но, узнав, что такое вряд ли возможно, мы решили завалить экзамен. О том, чтобы на него вообще не пойти, как-то не подумали. Меня выгнали за подсказки, а другу (серебряному медалисту!) — поставили «пару» за «незнание». Счастливые, мы подали документы в другие вузы: Валера — в Минский радиотехнический, а я — в Могилевский пединститут.
— А мечтали кем стать?
— Летчиком, чтобы бабушке Кате с самолета посылки сбрасывать. (Смеется.)
— Вас как перспективного выпускника распределили в филиал Института физики при Академии наук БССР в Могилеве.
— Тянуло в науку. Поначалу привлекла математика, а со второго курса закадрила физика. Институт тогда только начинался, создавалась база, было много неопределенности, а мне хотелось стабильности и семьи. Аспирантуру окончил по педагогическому направлению, а кандидатскую так и не написал…
Отработав два года в НИИ, окрыленный и воодушевленный, я уехал в Осиновскую среднюю школу Чаусского района, где и задержался на 17 лет. Первые годы, конечно, тосковал по науке, а потом понял, что в педагогике ее не меньше. Чтобы разобраться в себе и учениках, засел за учебники по психологии и педагогике. В год конспектировал до 20 книг и статей. Хорошую литературу в то время найти было очень трудно…
— В лицее вы с 1990 года — с момента его основания.
— В Могилев меня приглашали не единожды. Но лицей подкупал широтою охвата. И надо признать, что он мне дал даже не только второе, но и третье дыхание. В сельской школе детей становилось все меньше, приходилось вести другие предметы. А мозгу требовался прорыв.
— В 2016 году вы получили высокое звание «Народный учитель Беларуси». А кто в ваших глазах по-настоящему народный учитель?
— Дина Константиновна Алейникова. Она — образец фанатичного отношения и к детям, и к своей работе. И сегодня в свои 86 лет она по-прежнему верна и математике, и педагогике.
— Счет олимпиадных медалей ведете?
— Республиканских больше сотни, международных — 11. Должен сказать, что в Беларуси уровень республиканского олимпиадного движения по физике высочайший. Во многих странах по нашим сборникам готовятся к международным соревнованиям. А между тем составить оригинальную задачу не так-то и просто.Не менее значимы для меня и благодарственные письма из Московского физико-технического и Московского инженерно-физического институтов, подтверждающие высокие знания наших лицеистов. Такое признание дорогого стоит!
— Может ли троечник стать отличником?
— Может! Главное — найти к нему подход. Все дети талантливые, только в разных областях. Научить (правильнее даже — вдохновить) ребенка чему-то может только тот учитель, которого он любит. А любовь — это прежде всего поступки. У меня учился Александр Ермолицкий (золотой призер-международник), который как-то за день решил 60 олимпиадных задач по физике! Нереально? Сам не понимаю, как он смог. А 10‑классница Алина Полонская. Девочка своими физико-математическими достижениями и работоспособностью бьет все рекорды. В прошлом и в этом году она — абсолютный победитель областной и республиканской олимпиад. На открытой белорусской международной олимпиаде 2022 года взяла серебро.
— Почему, поступив в вузы, победители олимпиад уходят в тень?
— Попав в общий поток, они теряют интерес к учебе. Таких ребят нужно серьезно нагружать и вовлекать в научный процесс, занимаясь с ними индивидуально.
Наглядный тому пример — генеральный директор ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований — Сосны» Андрей Кузьмин. Мой ученик. За 5 лет учебы в БГУ под кураторством В. И. Кувшинова он написал почти два десятка научных работ.
Поэтому не устаю повторять: ищите себе хороших людей, заводите друзей, преодолевайте трудности и развивайтесь. Учеба — это большой и длительный труд. И упрощать ее нельзя. Мозг надо все время напрягать. Недумающий мозг — потерянный мозг.— Как проходят ваши уроки?
— У меня три принципа обучения — повторение, наглядность и… стресс. А еще учеников надо любить, хвалить и удивлять. Я своих оцениваю даже не только и не столько за знания, сколько за отношение к делу. Учитель должен дать ученику право что-то не понять и не выучить. Конечно, в разумных пределах обязательны и требовательность, и справедливость. Ведь вначале зарождается любовь к учителю, а уже потом к предмету.
— Физика — сложный предмет?
— Нелегкий, но очень практический. Это наука, которую можно и нужно трогать руками. Без нее не было бы ни костюма, ни смартфона, ни видеокамеры… Она нас лечит, кормит, возит, одевает… Она как мама, даже больше. Разве только не ласкает. У нас даже девиз свой есть: любите физику — мать вашу.
— А правда, что во время контрольных вы ставите стул на стол, взбираетесь на него и так следите за классом?
— Бывало и такое.
— К шпаргалкам как относитесь?
— Великолепно! И сам писал, и ребят заставляю. Удивлены? А между тем, если они напишут их сами, то на экзамене и не воспользуются. Знания и так усвоены. Без шпаргалки (а лучше трех) к зачету или контрольной не допускаю. Первая — краткий ответ на каждый вопрос. Вторая — то, что непонятно. Третья — «наглая» шпаргалка: тема зашифрована в рисунке. Ее разрешаю даже оставить на столе.
— Онлайн-обучение — плюс или минус?
— Это как сахар через стекло лизать. Доказано, что самостоятельно работать могут лишь 20 процентов школьников. Поэтому очное обучение все же лучше. И контроль строже, и мотивация выше. Детям важно, какие они вызывают эмоции у педагога и одноклассников. Их стимулируют и похвала, и порицание, и желание быть лучше.
— Система образования постоянно меняется.
— Причем, к лучшему: укрепляется материальная база, появляются новые разработки, методики.
— Вы бы сами что выбрали: тест или экзамен?
— Физика и математика — однозначно тесты.
— Что самое трудное в профессии учителя?
— За 1 — 2 месяца дифференцировать детей, понять, кто есть кто, и, определив их потенциал, индивидуально или по группам развивать их. Особенно это (как ни странно) важно для профильных классов!
— А как ускорить этот процесс?
— Пойти в поход! Не хватает внеурочного и неформального обучения. Прав Президент: надо жить жизнью ученика. Давно уяснил, что детей надо любить, быть с ними на одной волне. И действительно, за неделю похода мы узнаем друг друга лучше, чем за месяцы обучения.
— Что бы вы пожелали тем, кто еще не стал педагогом с большой буквы, но стремится к этому?
— Уважительно относиться к детям и критически к себе, постоянно самосовершенствуясь.
— Педагог — это призвание или профессия?
— И то и другое. Одного призвания мало: надо еще в совершенстве владеть материалом. Но и энциклопедических знаний без любви к детям недостаточно, чтобы считать себя педагогом. Учитель (даже самый лучший) в одиночку никого ничему не научит, если не будет желания учиться у самого ученика.
— С Президентом встречались?
— И не раз. На последней встрече обсуждали Кодекс об образовании. Александр Григорьевич поинтересовался и моим мнением. Поговорив о школьных делах, я не удержался и спросил: как до выборов могли дойти такие люди, как Тихановская? 2020 год нас многому научил. Человек, предающий и продающий страну, — катастрофа и для государства, и для народа. Надо сделать все, чтобы подобного никогда больше не случалось.
Альтернативы Лукашенко нет! Нам повезло: страну возглавила сильная личность. Одно только выдворение из Беларуси Джорджа Сороса чего стоит. Состояние послевоенной разрухи через мои гены прошло капитально. И смуту 2020 года воспринял как нечто из ряда вон выходящее. Чего нам, белорусам, не хватало или не хватает? Никто, кроме нас, не сделает нашу жизнь добротнее и лучше.— Можно ли воспитать патриота?
— Если говорить о каких-то тяжелых моментах в судьбе страны, то всегда, во все времена были и будут и герои, и предатели. Но чтобы последних было меньше, надо воспитывать патриотов на собственных примерах. Прав Президент: патриота может воспитать только патриот. Мой отец, разведчик-артиллерист Василий Азарович, любил и СССР, и родную Беларусь! И эта любовь корнями вросла и в меня, и в моих детей. Вот тут патриотизм не надо воспитывать. Он уже течет в наших жилах.
— Гитлеровцы своими сапожищами прошлись и по вашей семье.
— Войну я воспринимаю глазами и чувствами папы. Только от одного упоминания о фашистах у него начинали ходить скулы и скрежетали зубы. Мать чуть не угнали в Германию. Теща, спасаясь от погрома, две недели просидела с новорожденным в болоте. Тесть прошел через концлагерь. И вспоминая о тех временах, всегда содрогался: страшнее украинцев-бандеровцев и поляков там никого не было. Даже немцы порой были «не так жестоки». И всегда приговаривал: украинцы нам еще покажут… В общем-то так и получилось.
— Что бы отец сказал, глядя на Украину?
— Он часто повторял одну фразу, смысл которой я понял намного позже: «Если бы дурак знал, что он дурак, он бы никогда не был дураком». Глядя на Зеленского, именно эти отцовские слова приходят на ум. Только глупец может думать, что он умнее всех. Украина — глобальный эксперимент: политический, био- и бактериологический, военный, психотропный… Разменная монета в чужой игре. Кем был Зеленский на заре своего президентства? Паяц и шут. Затем начал всем и все обещать. А сегодня — убийца собственного народа. Давайте вспомним не самые легкие 1990‑е годы — разруха, голод, пустые полки… К власти пришел Лукашенко. И что мы имеем сейчас? Все, чего душе угодно! Лучше, чем последние 25 лет, я никогда не жил. Вот они — разные пути развития.
— Если есть скорость света, то какова скорость тьмы?
— А что такое тьма? Это отсутствие света. Значит, и скорость у нее нулевая. Поэтому все плохие мировые задумки обречены на провал. К сожалению, для некоторых тьма — аналог света. Завистливый, жадный и злобный никогда не будет любить свою Родину. Он и маму родную продаст. Отсюда и моя формула сатанизма: ОПОУ — обещай, подкупай, обманывай и угрожай.
— Учеников, если они что-то забудут в классе, просите написать четверостишие. А сами чем увлекаетесь?
— Шахматы, рыбалка, баян, гитара… Да и стихи — это не наказание, а воспитание. Через эмоции.
Вообще, я заметил, что дети, увлеченные творчеством, учатся значительно лучше. У них образуется больше нейронных связей. Их мозг работает более подвижно, и они все быстрее схватывают.— Вы почти полвека в браке.
— У нас хорошая, дружная семья. Жена Лидия Ивановна Козакова — учитель математики. И в сельской школе, и в лицее мы вместе работали, помогая друг другу. Половина моих успехов — это ее успехи. Сыновья Михаил и Андрей — инженеры: окончили физфак БГУ, занимались наукой.
— Что было самым ценным для вас в Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию?
— Откровенность, понимание ситуации в мире и забота о народе — о каждом из нас. Курс, направленный на дружбу и сотрудничество с Россией, — верный и правильный. Только объединившись, можно противостоять сатанизму и фашизму.
Наша Беларусь (несмотря на тот хаос, который происходит вокруг) — одна из самых стабильных и безопасных стран в мире. И это надо ценить! Многие, уж поверьте, нам завидуют.В то время как у наших границ со всех сторон бряцают оружием, объявить 2023‑й Годом мира и созидания — смелое и дальновидное решение! Мир и безопасность в нашей стране зависят от каждого из нас.