«Большая игра в Азии 2.0»: Индия — от балансирования между центрами силы к статусу мировой державы
19.11.2022 18:07:29
Прошедшее недавно в Нью-Дели 11-е заседание Белорусско-Индийской межправительственной комиссии (МПК) по сотрудничеству в области торговли, экономики, промышленности, науки, технологий и культуры дало повод снова поразмышлять о растущей роли Индии в меняющемся миропорядке.
В ходе своего председательства в «двадцатке» — с 1 декабря 2022-го по 30 ноября 2023 года — Индия планирует провести около 200 встреч по всей стране. Для демонстрации амбиций на роль «ведущей державы» такой статус и повод подходят оптимально.
Стремление стать ключевой «нацией полупроводников» позволит Индии в рамках G20 уделять внимание глобальной цифровой экономике. К слову, цифровые платежи в самой Индии могут достичь 10 трлн долларов к 2026 году, а цифровая экономика, как ожидается, превысит 800 млрд долларов к 2030 году.
Очевидно, Нью-Дели сыграет позитивную роль и во главе ШОС, нацеливая этот форум на обеспечение благосостояния всей Евразии.
Помимо инициатив в области связи, энергетики, экономики и торговли, в фокусе внимания будут вопросы региональной безопасности, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и так далее, в том числе в контексте ситуации в Афганистане. Нью-Дели может использовать Региональную антитеррористическую структуру ШОС для активизации сотрудничества и координации в борьбе с вызовами региональной безопасности, а также для сбора и обмена информацией. Кроме того, Нью-Дели через ШОС станет продвигать проекты Международного транспортного коридора Север — Юг и порта Чабахар, в том числе в рамках созданного в 2020 году с Ираном и Узбекистаном трехстороннего рабочего комитета.
В эпоху многосторонности ШОС — идеальный инструмент для обеспечения большего согласия между странами-членами в интересах решения общих задач. Возрастающий региональный и глобальный вес позволит Индии инвестировать свой дипломатический капитал в прогрессивную повестку ШОС, тем самым укрепить там собственные позиции и трансформировать ее в платформу соглашений, а не разногласий.
Таким образом, на глобальном уровне Индия продолжит курс на стратегическую автономию и балансирующую многовекторность, накапливая экономическую мощь и планомерно продвигаясь к статусу мировой державы.
Сегодня ВВП Индии находится на уровне ВВП Китая 2007 года. Однако численность трудоспособного населения продолжит расти, что позволяет обеспечить более длительную стадию роста по сравнению с Поднебесной. В ближайшее десятилетие реальный рост ВВП Индии ожидается в среднем на уровне 6,5 процента, а Китая — 3,6 процента.
Индия располагает самым большим в мире средним классом — примерно 300 млн человек, что сопоставимо с населением США, и его численность растет. Эта категория обладает высокой покупательной способностью и делает внутренний рынок основным драйвером развития.
По данным международной консалтинговой фирмы по инвестиционной миграции Henley & Partners, Индия занимает третье место по числу сантимиллионеров — людей с активами более 100 млн долларов. Из 25 490 таких людей в мире в Индии проживает 1132 человека — больше, чем в Великобритании, России или Швейцарии. К 2032 году она обгонит Китай (второе место) как самый быстрорастущий рынок, с ожидаемым 80-процентным ростом их количества.
Кроме того, Индия становится «тихой гаванью» для спекулятивных инвесторов, которые уходят из Китая из-за политики «нулевой терпимости» и связанного с ней торможения экономики, что подтверждается ростом биржевых котировок индийского Sensex на 6,1 процента.
Таким образом, Индия, по сути, превращается в экономически самодостаточное «государство-континент».
В самом МИД Индии предпочитают высказываться на эти темы предельно осторожно, подчеркивая, что говорить о посредничестве «слишком преждевременно». Однако уже сам факт присутствия такого дискурса и заявления министра Джайшанкара о готовности Индии поддержать любую инициативу по «снижению риска» ситуации в Украине (хотя и без конкретики) дают повод рассчитывать с осторожным оптимизмом на диалог и дипломатию. Оптимизм усилил призыв Премьер-министра Моди на Бали к странам G20 способствовать поиску мирного решения по Украине. Хотя общий позитив несколько был скомкан в связи с давлением на Индию по теме прав человека на недавней сессии Совета по правам человека ООН в Женеве со стороны Германии, Франции, Италии, Греции, Люксембурга и Бельгии.
Однако повестка и достигнутые договоренности с лихвой компенсировали все ожидания. По итогам состоявшихся встреч намечены конкретные шаги по расширению двустороннего торгово-экономического взаимодействия, взаимной поддержки на площадках международных организаций, актуализации договорно-правовой базы. Важной темой дискуссий стала международная продовольственная безопасность, в том числе с учетом роли Беларуси как одного из ведущих поставщиков калийных удобрений.
Потенциальные ниши для наращивания сотрудничества также имеются в контексте стремления Индии закрепиться на российском Дальнем Востоке, в том числе путем ускорения проекта транспортного коридора Ченнаи — Владивосток. После заключения соглашения о зоне свободной торговли Индия — ЕАЭС такой формат может стать для нас действительно стратегическим и прорывным.
Вместе с тем глубина экономического сотрудничества с Индией (как и с любой другой азиатской страной) прямо пропорциональна степени культурно-гуманитарного взаимопроникновения. Такого рода связи занимают особое место, сближая народы, укрепляя атмосферу доверия и упрочняя основу для межгосударственных отношений. Это значит, что нам следует изучать эту страну. И делать это не от случая к случаю, а на системной основе, повышая качество и уровень экспертизы. А заодно не менее интенсивно стимулировать живой и неподдельный интерес индийских партнеров к себе.
Растущий экономический потенциал и вес Индии в новом мировом порядке расширяет горизонт возможностей для наращивания двустороннего сотрудничества с Беларусью. Хотя этими возможностями надо уметь и захотеть грамотно воспользоваться. Такое положение дел лишь подчеркивает необходимость и важность обеспечения взаимодействия с Индией в масштабах, как минимум сопоставимых с китайским вектором.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.
Председательство в ШОС и G20
Эксперты полагают, что с учетом председательства в G20 и ШОС следующий год станет для Индии переломным с точки зрения реализации амбиций стать архитектором «формирования глобальной повестки» и лидером в «сообществе влиятельных наций». На это указывает и логотип председательства страны в G20, где переплелись политика и философия, с цветком лотоса в основе, символизирующим процветание и надежду. Эти идеи проистекают из индийской традиции достижения консенсуса посредством диалога. Нью-Дели давно настаивает на необходимости переосмыслить дискуссии о глобализации, включив в них социально-гуманитарные вопросы, такие как борьба с терроризмом, изменение климата.В ходе своего председательства в «двадцатке» — с 1 декабря 2022-го по 30 ноября 2023 года — Индия планирует провести около 200 встреч по всей стране. Для демонстрации амбиций на роль «ведущей державы» такой статус и повод подходят оптимально.
Стремление стать ключевой «нацией полупроводников» позволит Индии в рамках G20 уделять внимание глобальной цифровой экономике. К слову, цифровые платежи в самой Индии могут достичь 10 трлн долларов к 2026 году, а цифровая экономика, как ожидается, превысит 800 млрд долларов к 2030 году.
Очевидно, Нью-Дели сыграет позитивную роль и во главе ШОС, нацеливая этот форум на обеспечение благосостояния всей Евразии.
Помимо инициатив в области связи, энергетики, экономики и торговли, в фокусе внимания будут вопросы региональной безопасности, борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и так далее, в том числе в контексте ситуации в Афганистане. Нью-Дели может использовать Региональную антитеррористическую структуру ШОС для активизации сотрудничества и координации в борьбе с вызовами региональной безопасности, а также для сбора и обмена информацией. Кроме того, Нью-Дели через ШОС станет продвигать проекты Международного транспортного коридора Север — Юг и порта Чабахар, в том числе в рамках созданного в 2020 году с Ираном и Узбекистаном трехстороннего рабочего комитета.
В эпоху многосторонности ШОС — идеальный инструмент для обеспечения большего согласия между странами-членами в интересах решения общих задач. Возрастающий региональный и глобальный вес позволит Индии инвестировать свой дипломатический капитал в прогрессивную повестку ШОС, тем самым укрепить там собственные позиции и трансформировать ее в платформу соглашений, а не разногласий.
Таким образом, на глобальном уровне Индия продолжит курс на стратегическую автономию и балансирующую многовекторность, накапливая экономическую мощь и планомерно продвигаясь к статусу мировой державы.
Индия как экономический лидер
По прогнозам аналитиков, уже к 2027 году Индия станет третьей мировой экономикой, а ее ВВП за следующие 10 лет вырастет с нынешних 3,4 трлн до 8,5 трлн долларов. Кроме того, к этому времени у страны будет третий по величине фондовый рынок. Все эти факторы сигнализируют о новых возможностях для белорусских хозяйствующих субъектов.Сегодня ВВП Индии находится на уровне ВВП Китая 2007 года. Однако численность трудоспособного населения продолжит расти, что позволяет обеспечить более длительную стадию роста по сравнению с Поднебесной. В ближайшее десятилетие реальный рост ВВП Индии ожидается в среднем на уровне 6,5 процента, а Китая — 3,6 процента.
Индия располагает самым большим в мире средним классом — примерно 300 млн человек, что сопоставимо с населением США, и его численность растет. Эта категория обладает высокой покупательной способностью и делает внутренний рынок основным драйвером развития.
По данным международной консалтинговой фирмы по инвестиционной миграции Henley & Partners, Индия занимает третье место по числу сантимиллионеров — людей с активами более 100 млн долларов. Из 25 490 таких людей в мире в Индии проживает 1132 человека — больше, чем в Великобритании, России или Швейцарии. К 2032 году она обгонит Китай (второе место) как самый быстрорастущий рынок, с ожидаемым 80-процентным ростом их количества.
Кроме того, Индия становится «тихой гаванью» для спекулятивных инвесторов, которые уходят из Китая из-за политики «нулевой терпимости» и связанного с ней торможения экономики, что подтверждается ростом биржевых котировок индийского Sensex на 6,1 процента.
Таким образом, Индия, по сути, превращается в экономически самодостаточное «государство-континент».
Индия как миротворец
В экспертном сообществе активно циркулируют мнения о способности Индии сыграть роль миротворца в процессе деэскалации российско-украинского конфликта, о чем может свидетельствовать факт многократного тиражирования на разных уровнях посыла Премьер-министра Нарендры Моди Президенту Владимиру Путину о том, что «нынешняя эпоха — это не эпоха войны». Данные сентенции приобрели более акцентуированное звучание на фоне недавнего визита в Москву главы МИД Индии С. Джайшанкара, а также в преддверии ежегодного саммита Путин — Моди, который планируется провести в декабре в российской столице. Индийские эксперты проводят историческую аналогию, что возможный мирный процесс мог бы стать «Ташкентом 2.0» 1966 года, когда Россия и Украина в составе СССР способствовали нормализации отношений между Индией и Пакистаном.В самом МИД Индии предпочитают высказываться на эти темы предельно осторожно, подчеркивая, что говорить о посредничестве «слишком преждевременно». Однако уже сам факт присутствия такого дискурса и заявления министра Джайшанкара о готовности Индии поддержать любую инициативу по «снижению риска» ситуации в Украине (хотя и без конкретики) дают повод рассчитывать с осторожным оптимизмом на диалог и дипломатию. Оптимизм усилил призыв Премьер-министра Моди на Бали к странам G20 способствовать поиску мирного решения по Украине. Хотя общий позитив несколько был скомкан в связи с давлением на Индию по теме прав человека на недавней сессии Совета по правам человека ООН в Женеве со стороны Германии, Франции, Италии, Греции, Люксембурга и Бельгии.
Беларусь — Индия: новое качество отношений
Возвращаясь к заседанию двусторонней МПК в Нью-Дели, следует отметить, что оно стало заметным событием. Его ждали более двух лет — сначала пандемия, а потом февральские события поставили этот механизм на паузу…Однако повестка и достигнутые договоренности с лихвой компенсировали все ожидания. По итогам состоявшихся встреч намечены конкретные шаги по расширению двустороннего торгово-экономического взаимодействия, взаимной поддержки на площадках международных организаций, актуализации договорно-правовой базы. Важной темой дискуссий стала международная продовольственная безопасность, в том числе с учетом роли Беларуси как одного из ведущих поставщиков калийных удобрений.
Спектр сфер взаимного интереса (а именно: логистика, промышленная кооперация, сельское хозяйство, финансы, здравоохранение и фармацевтика, наука и образование, туризм и так далее) не позволяет сомневаться в обоснованности амбиций достичь в отношениях между нашими странами стратегического уровня. Кстати, если вынести за скобки сохраняющиеся торговые барьеры и ограничения, скоро Минск и Нью-Дели должны стать еще ближе друг к другу: завершается работа по запуску прямого рейса между столицами.Индийский бизнес также подтверждает свой интерес к Беларуси, что наглядно показали итоги форума, организованного под эгидой Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен и Конфедерации индийской промышленности, в котором приняло участие более 60 индийских компаний.
Потенциальные ниши для наращивания сотрудничества также имеются в контексте стремления Индии закрепиться на российском Дальнем Востоке, в том числе путем ускорения проекта транспортного коридора Ченнаи — Владивосток. После заключения соглашения о зоне свободной торговли Индия — ЕАЭС такой формат может стать для нас действительно стратегическим и прорывным.
Вместе с тем глубина экономического сотрудничества с Индией (как и с любой другой азиатской страной) прямо пропорциональна степени культурно-гуманитарного взаимопроникновения. Такого рода связи занимают особое место, сближая народы, укрепляя атмосферу доверия и упрочняя основу для межгосударственных отношений. Это значит, что нам следует изучать эту страну. И делать это не от случая к случаю, а на системной основе, повышая качество и уровень экспертизы. А заодно не менее интенсивно стимулировать живой и неподдельный интерес индийских партнеров к себе.
Растущий экономический потенциал и вес Индии в новом мировом порядке расширяет горизонт возможностей для наращивания двустороннего сотрудничества с Беларусью. Хотя этими возможностями надо уметь и захотеть грамотно воспользоваться. Такое положение дел лишь подчеркивает необходимость и важность обеспечения взаимодействия с Индией в масштабах, как минимум сопоставимых с китайским вектором.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.