Раритетные фото, грампластинки, сценические костюмы: что можно увидеть на юбилейной выставке «Песняры – 55»
07.05.2024 08:24:00
Ольга НЕВМЕРЖИЦКАЯ
В Национальном историческом музее проходит выставка, посвященная творчеству ВИА «Песняры»
Ансамбль совершил революцию в мире музыки, прославившись далеко за пределами нашей страны. Музыкальному коллективу рукоплескали в Москве и Ленинграде, в США и Каннах, во Вьетнаме, Гане и Буркина‑Фасо, считая уникальным. А ведь так оно и было: вдохновленные белорусским фольклором, любимые артисты то и дело обращались к народным мотивам, мастерски обрамляя их в современное звучание. Окунуться в ретроспективу их жизни предлагает Национальный исторический музей. Десятки экспонатов, связанных с ключевыми событиями творчества мэтров советской эстрады, представили на экспозиции «Песняры — 55», которая продлится до августа.
Куратор выставки научный сотрудник экспозиционного отдела Национального исторического музея Анна Доброгост отмечает высокий интерес к наследию «Песняров». Посетители стремятся узнать о любимых исполнителях как можно больше:
Анна Доброгост.
— Стараюсь ответить на все вопросы. Так, далеко не каждый знает, что первоначально ансамбль назывался «Лявоны». В «Песняры» же превратился волей случая. В 1970‑м музыканты попали на IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где их попросили изменить свое название. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич отправились в библиотеку, взяли в руки сборник Купалы — и нашли стихотворение про песняра. Руководитель ансамбля Владимир Мулявин одобрил идею, и артисты стали называться по‑новому.
Там артисты познакомились с американским продюсером Сидом Гаррисоном, который организовал им гастроли в США. «Песняры» записали на студии три композиции с фолк‑группой The New Christy Minstreals и вместе отправились на гастроли. А через год самостоятельно выступили на Бродвее. Для того времени — беспрецедентный успех!
Об особенном таланте артиста говорили все без исключения поклонники. В экспозиции даже представлена публикация конца 1980‑х из газеты «Знамя юности», где своими впечатлениями от образа певца и музыканта делится рабочий И. Степашко: «Когда Владимир Мулявин берет гитару, в его песнях столько знакомых интонаций, что и не замечаешь, как сам становишься участником действа. От некоторых молодых людей можно слышать, что «Песняры», дескать, устарели. Не согласен. Коллектив всегда будет прекрасным спутником в жизни, и конкурировать с группами‑скороспелками ему необязательно. Сколько их было, гремело, а потом исчезло. А на этот ансамбль я еле‑еле достал билеты».
Легендарная группа оставила богатое наследие, и дело Мулявина продолжается: преемником того, прежнего коллектива стал белорусский государственный ансамбль «Песняры». Однако важно и то, что имена знаменитых участников остаются в памяти народа. Прикоснуться к главным событиям их творческой жизни поможет выставка Национального художественного музея.
nev@sb.by
Ансамбль совершил революцию в мире музыки, прославившись далеко за пределами нашей страны. Музыкальному коллективу рукоплескали в Москве и Ленинграде, в США и Каннах, во Вьетнаме, Гане и Буркина‑Фасо, считая уникальным. А ведь так оно и было: вдохновленные белорусским фольклором, любимые артисты то и дело обращались к народным мотивам, мастерски обрамляя их в современное звучание. Окунуться в ретроспективу их жизни предлагает Национальный исторический музей. Десятки экспонатов, связанных с ключевыми событиями творчества мэтров советской эстрады, представили на экспозиции «Песняры — 55», которая продлится до августа.
Бесценная коллекция
Раритетные фото, грампластинки, сценические костюмы — чего только не увидишь на выставке‑посвящении. Редкие экспонаты приковывают взгляд и заставляют замереть у стендов. Дальше — больше. Вниманию посетителей — настенные планшеты, где представлены неизвестные факты из жизни легенд мира музыки. Там же — QR‑коды, считав которые можно увидеть эксклюзивные видео‑ и аудиозаписи, связанные с творчеством артистов.Куратор выставки научный сотрудник экспозиционного отдела Национального исторического музея Анна Доброгост отмечает высокий интерес к наследию «Песняров». Посетители стремятся узнать о любимых исполнителях как можно больше:
Анна Доброгост.
— Стараюсь ответить на все вопросы. Так, далеко не каждый знает, что первоначально ансамбль назывался «Лявоны». В «Песняры» же превратился волей случая. В 1970‑м музыканты попали на IV Всесоюзный конкурс артистов эстрады, где их попросили изменить свое название. Тогда Леонид Тышко и Владислав Мисевич отправились в библиотеку, взяли в руки сборник Купалы — и нашли стихотворение про песняра. Руководитель ансамбля Владимир Мулявин одобрил идею, и артисты стали называться по‑новому.
Через год коллектив выпустил первый виниловый диск, который разошелся тиражом 4 миллиона экземпляров. Популярность «Песняров» была мгновенной и ошеломляющей — пластинки сметали с прилавков. А всего за долгие годы творческой деятельности записи музыкантов разошлись суммарным тиражом более 12 миллионов экземпляров.
Рок‑звезды
Большую часть своего творческого пути артисты работали с произведениями белорусских поэтов. Используя их стихи в качестве текстов для песен, музыканты создавали мир, в котором возрождалась и оживала история нашего народа, его культура и традиции. Но были в их биографии и невероятно смелые эксперименты. «Песняры» создали первую белорусскую рок‑оперу «Песня пра долю» по мотивам поэмы Янки Купалы «Адвечная песня». Она имела оглушительный успех у зрителей Минска, Москвы и Ленинграда. Эффект зажигательных песен усилила мощная хореография авторства худрука ансамбля «Хорошки» Валентины Дудченко.Постепенно о ВИА из Беларуси узнали во всем мире. В 1976‑м ансамбль представил Советский Союз в Каннах на крупнейшей ярмарке‑фестивале Midem как коллектив, выпустивший наибольшее количество записей на родине.
Там артисты познакомились с американским продюсером Сидом Гаррисоном, который организовал им гастроли в США. «Песняры» записали на студии три композиции с фолк‑группой The New Christy Minstreals и вместе отправились на гастроли. А через год самостоятельно выступили на Бродвее. Для того времени — беспрецедентный успех!
Отдельное внимание авторы экспозиции уделили Владимиру Мулявину, который до последних дней жизни был идейным вдохновителем ансамбля и его главным творческим мотором.
Об особенном таланте артиста говорили все без исключения поклонники. В экспозиции даже представлена публикация конца 1980‑х из газеты «Знамя юности», где своими впечатлениями от образа певца и музыканта делится рабочий И. Степашко: «Когда Владимир Мулявин берет гитару, в его песнях столько знакомых интонаций, что и не замечаешь, как сам становишься участником действа. От некоторых молодых людей можно слышать, что «Песняры», дескать, устарели. Не согласен. Коллектив всегда будет прекрасным спутником в жизни, и конкурировать с группами‑скороспелками ему необязательно. Сколько их было, гремело, а потом исчезло. А на этот ансамбль я еле‑еле достал билеты».
Легендарная группа оставила богатое наследие, и дело Мулявина продолжается: преемником того, прежнего коллектива стал белорусский государственный ансамбль «Песняры». Однако важно и то, что имена знаменитых участников остаются в памяти народа. Прикоснуться к главным событиям их творческой жизни поможет выставка Национального художественного музея.
nev@sb.by