Представляем номинантов на союзную премию
22.04.2022 09:55:15
Скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин названы номинантами на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2021—2022 годы за проект «Ржевский мемориал Советскому солдату». 27 апреля Андрею исполнится 35 лет. «СОЮЗ» напросился в гости к молодому мастеру, чтобы расспросить его, как шла работа над проектом, каковы творческие планы у талантливого дуэта.
Андрей Коробцов — из плеяды молодых талантливых российских скульпторов. Он автор более 40 памятников.
— Андрей, как вы и Константин относитесь к тому, что стали номинантами престижной премии Союзного государства? Ваша работа получила всенародное признание. Не случайно на открытии мемориала летом прошлого года присутствовали президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин. Были ли вы на Ржевском мемориале после его открытия?
— Я горжусь тем, что наша с Костей идея была замечена Экспертным советом по премиям Союзного государства. 2 октября прошлого года я провел здесь не совсем обычную экскурсию. Приехали ребята из театра «Два крыла» в сопровождении легенды русского балета Ульяны Лопаткиной. Я рассказал, как создавался памятник в честь тех, кто участвовал в Ржевской битве. Всех имен, видимо, уже никогда не назвать. После открытия памятника было много мнений о нем, люди говорили, что им нравится победивший в конкурсе наш эскиз, вдохновленный стихотворением Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».
— Какой жизнью сейчас живет мемориал?
— Я очень рад, что к нему едут не только родственники тех, кто сражался или пал в Ржевской битве, но и люди, у которых родные пропали без вести.
Хотел бы еще раз поблагодарить всех, кто принимал участие в создании мемориала. Большое видится на расстоянии. Спустя год мне кажется, что мы сделали большое дело!
— А что еще предстоит сделать?
— Идет обсуждение строительства второй очереди мемориала — в проекте создание парковой зоны, возведение церкви, мечети, синагоги, гостиницы и кафе.
— Над чем сейчас работаете?
— Со школьной скамьи я запомнил страшное число 27 000 000 — столько людей потерял Советский Союз в ходе Великой Отечественной войны. Но сравнительно недавно узнал, что 18 миллионов из них были мирными жителями. В конкурсе проектов мемориала «Мирным жителям Советского Союза, погибшим в ходе Великой Отечественной войны» победил наш проект с архитектором Константином Фоминым.
— Что это будет за памятник?
— Стела, на вершине которой установят фигуру матери с двумя детьми. На пилонах вокруг стелы изобразят обреченных на смерть мирных жителей и силуэты уже казненных людей, а также сожженные дома. Центральная стела опоясана двумя пилонами, символизирующими вихри войны, которые закружили людей. На пилонах образы стариков, женщин и детей, обреченных нацистами на смерть. На пилонах сделаем окошки для поминальных свечей. Рядом со стелой будет гореть Вечный огонь. Памятник будет масштабнее Ржевского мемориала Советскому солдату на 15 метров.
Ржевский мемориал — совместная работа скульптора Андрея Коробцова и талантливого архитектора Константина Фомина.
— Где будет стоять памятник?
— В Гатчинском районе Ленинградской области, поблизости от федеральной трассы Р-23, которая идет от Санкт-Петербурга — через Псков до границы с Беларусью. В Великой Отечественной войне в Беларуси погиб каждый третий, около 400 тысяч человек были вывезены на принудительные работы в Германию, сожжено более девяти тысяч сел.
— Чем обусловлен выбор места?
— В годы войны здесь располагались многочисленные лагеря для военнопленных и донорские концлагеря для советских детей, у которых брали кровь для офицеров вермахта. В гатчинских лагерях погибли около 80 тысяч пленных. Этим преступлениям нет прощения и нет забвения. Есть идея разбить рядом с мемориалом парк с 80 тысячами деревьев.
— Как идет процесс от появления образа до его воплощения?
— По-разному. Евпатий Коловрат долго у меня не получался. А вот балерина в прыжке — сразу. Моя первая работа на балетную тему. До знакомства с Евгенией (жена скульптора Евгения Образцова — прима-балерина Большого театра. — Прим. ред.) я балетом не интересовался.
— Как вы познакомились с женой?
— Ее мама посоветовала познакомиться с моим творчеством, как создателем памятника Евгению Родионову. Это была моя дипломная работа. 26 лет назад, в день своего рождения (ему исполнилось 19 лет), он был казнен боевиками за то, что отказался снять с шеи крест.
— У вас девиз есть?
— Делай что должно, и пусть будет что будет.
— А как зрителю заставить скульптуру «заговорить»?
— Встать перед ней, замереть, и тогда покажется, что она начинает дышать, раскрывать свою энергию через пластику.
— Вы часто участвуете в конкурсах?
— Конкурсов немало, но во всех невозможно поучаствовать. Большинство конкурсов — честные. У нас с Константином от первого проекта до первого выигранного конкурса было около 20 проигранных.
— Как ковид поменял ваши планы?
— Из-за ковида один из моих проектов не реализовался. Мы планировали в Марселе поставить памятник Мариусу Петипа, отцу мирового балета. Мариус Иванович Петипа в 1847 году по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. В 1894 году получил российское подданство. Петипа создал такие шедевры как «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Пахита», «Дочь фараона», «Корсар», «Дон Кихот».
— Как вы познакомились со своим соавтором архитектором Константином Фоминым?
— В общежитии Академии ваяния и зодчества. Мы жили в соседних комнатах. На гитарах играли, а потом поняли, что наш тандем может создавать большее. Впервые участвовали в совместном проекте во Всероссийском конкурсе архитектуры и скульптуры «Наше Отечество». Мы стали лауреатами. Но затем были и поражения, и творческий поиск, и много тяжелой работы. Нас это не сломило, а стало фундаментом будущего союза.
— Именно академия сделала вас скульптором?
— Когда я переступил порог академии, то попал в другое измерение. Стены аудиторий пропитаны любовью к Родине. На них висели исторические картины. Я понял, что буду учиться здесь или нигде. Но с первого раза не поступил. Год ходил на курсы.
— Когда вы поняли, что хотите стать художником?
— Несмотря на то что мои родители — Коробцов Сергей Петрович и Коробцова Людмила Алексеевна — люди не творческих профессий, именно благодаря им я стал художником. Первые детские воспоминания связаны с пластилином, папа со мной лепил героев мультфильмов. Потом родители увидели во мне способности и отдали в художественную школу. Но после ее окончания я не представлял, что это может стать профессией.
Ржевский монумент был создан также при помощи краудфандинга. Средства на него собирали всем миром, многие на пожертвованиях писали не свои имена, а имена погибших своих близких. Чтобы помнили. Белорусы пожертвовали 200 миллионов рублей. Таким образом средства предлагается привлекать и на монумент под Гатчиной.
— Где вы творите с Константином? Ведь ему пришлось отказаться от офиса на «Флаконе» в пандемию.
— У меня есть мастерская.
— На «Славянском базаре в Витебске» будут объявлены лауреаты премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2021—2022 годы. На церемонию приглашают всех номинантов. А вы были в Беларуси?
— Нет. Никак не дождусь открыть для себя Синеокую.
— А ваши родные во Ржеве уже побывали?
— Мы ездили во Ржев с женой и дочерьми, и я им попытался объяснить, что такое война. Они до сих пор вспоминают советского солдата и жалеют его.
— А сколько им лет?
— По шесть.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru
Андрей Коробцов — из плеяды молодых талантливых российских скульпторов. Он автор более 40 памятников.
— Андрей, как вы и Константин относитесь к тому, что стали номинантами престижной премии Союзного государства? Ваша работа получила всенародное признание. Не случайно на открытии мемориала летом прошлого года присутствовали президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин. Были ли вы на Ржевском мемориале после его открытия?
— Я горжусь тем, что наша с Костей идея была замечена Экспертным советом по премиям Союзного государства. 2 октября прошлого года я провел здесь не совсем обычную экскурсию. Приехали ребята из театра «Два крыла» в сопровождении легенды русского балета Ульяны Лопаткиной. Я рассказал, как создавался памятник в честь тех, кто участвовал в Ржевской битве. Всех имен, видимо, уже никогда не назвать. После открытия памятника было много мнений о нем, люди говорили, что им нравится победивший в конкурсе наш эскиз, вдохновленный стихотворением Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом».
— Какой жизнью сейчас живет мемориал?
— Я очень рад, что к нему едут не только родственники тех, кто сражался или пал в Ржевской битве, но и люди, у которых родные пропали без вести.
Хотел бы еще раз поблагодарить всех, кто принимал участие в создании мемориала. Большое видится на расстоянии. Спустя год мне кажется, что мы сделали большое дело!
— А что еще предстоит сделать?
— Идет обсуждение строительства второй очереди мемориала — в проекте создание парковой зоны, возведение церкви, мечети, синагоги, гостиницы и кафе.
— Над чем сейчас работаете?
— Со школьной скамьи я запомнил страшное число 27 000 000 — столько людей потерял Советский Союз в ходе Великой Отечественной войны. Но сравнительно недавно узнал, что 18 миллионов из них были мирными жителями. В конкурсе проектов мемориала «Мирным жителям Советского Союза, погибшим в ходе Великой Отечественной войны» победил наш проект с архитектором Константином Фоминым.
— Что это будет за памятник?
— Стела, на вершине которой установят фигуру матери с двумя детьми. На пилонах вокруг стелы изобразят обреченных на смерть мирных жителей и силуэты уже казненных людей, а также сожженные дома. Центральная стела опоясана двумя пилонами, символизирующими вихри войны, которые закружили людей. На пилонах образы стариков, женщин и детей, обреченных нацистами на смерть. На пилонах сделаем окошки для поминальных свечей. Рядом со стелой будет гореть Вечный огонь. Памятник будет масштабнее Ржевского мемориала Советскому солдату на 15 метров.
Ржевский мемориал — совместная работа скульптора Андрея Коробцова и талантливого архитектора Константина Фомина.
— Где будет стоять памятник?
— В Гатчинском районе Ленинградской области, поблизости от федеральной трассы Р-23, которая идет от Санкт-Петербурга — через Псков до границы с Беларусью. В Великой Отечественной войне в Беларуси погиб каждый третий, около 400 тысяч человек были вывезены на принудительные работы в Германию, сожжено более девяти тысяч сел.
— Чем обусловлен выбор места?
— В годы войны здесь располагались многочисленные лагеря для военнопленных и донорские концлагеря для советских детей, у которых брали кровь для офицеров вермахта. В гатчинских лагерях погибли около 80 тысяч пленных. Этим преступлениям нет прощения и нет забвения. Есть идея разбить рядом с мемориалом парк с 80 тысячами деревьев.
— Как идет процесс от появления образа до его воплощения?
— По-разному. Евпатий Коловрат долго у меня не получался. А вот балерина в прыжке — сразу. Моя первая работа на балетную тему. До знакомства с Евгенией (жена скульптора Евгения Образцова — прима-балерина Большого театра. — Прим. ред.) я балетом не интересовался.
— Как вы познакомились с женой?
— Ее мама посоветовала познакомиться с моим творчеством, как создателем памятника Евгению Родионову. Это была моя дипломная работа. 26 лет назад, в день своего рождения (ему исполнилось 19 лет), он был казнен боевиками за то, что отказался снять с шеи крест.
— У вас девиз есть?
— Делай что должно, и пусть будет что будет.
— А как зрителю заставить скульптуру «заговорить»?
— Встать перед ней, замереть, и тогда покажется, что она начинает дышать, раскрывать свою энергию через пластику.
— Вы часто участвуете в конкурсах?
— Конкурсов немало, но во всех невозможно поучаствовать. Большинство конкурсов — честные. У нас с Константином от первого проекта до первого выигранного конкурса было около 20 проигранных.
— Как ковид поменял ваши планы?
— Из-за ковида один из моих проектов не реализовался. Мы планировали в Марселе поставить памятник Мариусу Петипа, отцу мирового балета. Мариус Иванович Петипа в 1847 году по приглашению российских властей приехал в Санкт-Петербург. В 1894 году получил российское подданство. Петипа создал такие шедевры как «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Пахита», «Дочь фараона», «Корсар», «Дон Кихот».
— Как вы познакомились со своим соавтором архитектором Константином Фоминым?
— В общежитии Академии ваяния и зодчества. Мы жили в соседних комнатах. На гитарах играли, а потом поняли, что наш тандем может создавать большее. Впервые участвовали в совместном проекте во Всероссийском конкурсе архитектуры и скульптуры «Наше Отечество». Мы стали лауреатами. Но затем были и поражения, и творческий поиск, и много тяжелой работы. Нас это не сломило, а стало фундаментом будущего союза.
— Именно академия сделала вас скульптором?
— Когда я переступил порог академии, то попал в другое измерение. Стены аудиторий пропитаны любовью к Родине. На них висели исторические картины. Я понял, что буду учиться здесь или нигде. Но с первого раза не поступил. Год ходил на курсы.
— Когда вы поняли, что хотите стать художником?
— Несмотря на то что мои родители — Коробцов Сергей Петрович и Коробцова Людмила Алексеевна — люди не творческих профессий, именно благодаря им я стал художником. Первые детские воспоминания связаны с пластилином, папа со мной лепил героев мультфильмов. Потом родители увидели во мне способности и отдали в художественную школу. Но после ее окончания я не представлял, что это может стать профессией.
Ржевский монумент был создан также при помощи краудфандинга. Средства на него собирали всем миром, многие на пожертвованиях писали не свои имена, а имена погибших своих близких. Чтобы помнили. Белорусы пожертвовали 200 миллионов рублей. Таким образом средства предлагается привлекать и на монумент под Гатчиной.
— Где вы творите с Константином? Ведь ему пришлось отказаться от офиса на «Флаконе» в пандемию.
— У меня есть мастерская.
— На «Славянском базаре в Витебске» будут объявлены лауреаты премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2021—2022 годы. На церемонию приглашают всех номинантов. А вы были в Беларуси?
— Нет. Никак не дождусь открыть для себя Синеокую.
— А ваши родные во Ржеве уже побывали?
— Мы ездили во Ржев с женой и дочерьми, и я им попытался объяснить, что такое война. Они до сих пор вспоминают советского солдата и жалеют его.
— А сколько им лет?
— По шесть.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru