Никас Сафронов приезжает в Беларусь с восторгом и ожиданием чуда
08.02.2020 09:27:00
Павел МИНЧЕНКО
В Могилевском музее им. П.В.Масленикова открылась персональная выставка знаменитого российского художника Никаса Сафронова «Меняя реальности». В экспозиции более 70 живописных и графических работ мастера, охватывающих почти 30-летний период, они созданы с 1990 по 2019 год. Причем различных жанров: пейзажи, натюрморты, портреты. Зрители смогут увидеть произведения из созданного им направления Dream Vision, опирающегося на классическую живопись с добавлением современных технологий. Накануне открытия выставки Никас Сафронов дал интервью, в котором рассказал о своем творчестве и месте художника в современном мире.
— Учитывая, что выставка охватывает достаточно большой временной период, можно ли сказать, что это своего рода некое подведение итогов?
— Отчасти. Здесь на выставке представлены произведения на любой вкус. Ведь кто-то любит натюрморты, кто-то — пейзажи. Чтобы удовлетворить все запросы, сделал экспозицию разноплановой. Но самое важное — хочется, чтобы мои картины увидело как можно больше людей. Чтобы они радовались. Интересная штука: неискушенному зрителю мои картины порой нравятся больше, чем критикам.
И приятно, когда человек, выходя с выставки, говорит: мне понравилось. Здорово это. И вот такая оценка стоит гораздо больше любых гонораров. Я достаточно часто устраиваю выставки. Денег они не приносят вообще. Приятно, когда твои работы видят. А потом обсуждают их, восхищаются.
— Вы привезли подарки учащимся Могилевского областного колледжа искусств. Зачем это вам?
— А как иначе? Поддерживать талантливых людей у меня в крови. Сам я вырос в семье священника. И мама меня учила: «Заработал три копейки — как минимум одну отдай». Поэтому много средств трачу на благотворительность. Однажды по контракту с одной итало-турецкой фирмой, занимающейся производством белья, получил 40 миллионов российских рублей. Половину сразу отдал посреднику. А 20 миллионов — на благотворительность. Мне дарят иногда дорогие шикарные часы. Я их легко передариваю. Есть у меня часы, подаренные Кучмой. Они мне нравятся, таких вообще 5 в мире. Но придет момент, когда я их кому-нибудь отдам. Делаю это от души.
— Вы построили церковь, пишете иконы. Сами воцерковлены?
— Конечно. Вера есть: молюсь перед сном, перед началом работы. Правда, все каноны, тот же пост, не соблюдаю. Но не один раз убеждался, что молитва помогает.
— С каким настроением приезжаете в Беларусь?
— С огромным уважением, любовью, восторгом, ожиданием какого-то чуда. Приятно, когда звонят помощники вашего Президента и говорят: Александр Григорьевич благодарен, что вы приезжаете в Беларусь. У меня много высоких уровней общения. Но вот этот для меня один из самых ценных. Я очень уважаю этого человека. Есть результат. Если бы не было Александра Лукашенко, не было бы того государства, что мы видим. Он рачительный хозяин. Как бы ни упрекали, считаю его одним из лучших лидеров на планете.
В Беларуси нет таких ресурсов, как у нас, а живет она достойно. Здесь сердце бьется ровно.
— Художник — это просто художник либо должен быть чем-то большим?
— Безусловно, должен. И в первую очередь, наверное, дипломатом. Мне, к примеру, приходилось достаточно часто разговаривать с главами различных государств. И говорить, что в народе отношение к той или иной стране гораздо лучше, чем это преподносят различные эксперты. Софи Лорен как-то попросила Франко, чтобы он восстановил королевскую власть в Испании. И он это сделал.
— А что вы хотели бы или могли бы сделать во взаимоотношениях Беларуси и России?
— Чтобы не было границ, чтобы были одни и те же ценности. Чтобы была общая цель. Не хочу вдаваться в политику. Но ваша страна — искренний друг, соратник. У нас одна история, одна война, одна Брестская крепость. Это надо учитывать. И вообще, мне кажется, что для того, чтобы сохранить Россию, надо беречь Беларусь.
— Раз уж заговорили про политику... Это нормально, когда в нее идут музыканты, актеры, спортсмены?
— Нет, конечно. Каждый должен заниматься своим делом. Сапожник делает сапоги. Летчик летает. Политик должен родиться политиком. Недавно в губернаторы Санкт-Петербурга хотел баллотироваться кинорежиссер Владимир Бортко. У него спросили: зачем это вам? Ведь за должностью проблемы с уборкой снега, сосулек, строительством домов и ремонтом дорог. Надо разбираться во всем этом, чтобы быть полезным городу. Такой довод оказался веским: Бортко отказался от своей задумки.
— Как-то вы говорили, что планируете приобрести домик в белорусской деревне. Купили?
— Да нет. Все собираюсь. Надо определиться с местом для начала.
Но, знаете, как только приезжаю в Беларусь, желание стать владельцем местной недвижимости усиливается. Подумываю и о том, чтобы открыть здесь свою галерею. В которой можно было бы выставлять свои новые работы, картины других художников. А весной, если ничего не изменится, хочу приехать к вам порисовать.
— Куда?
— Пока не знаю. Может быть, под Витебск, где когда-то жил Репин. А еще хочу писать простых белорусов — это очень красивые люди.
— Никогда не появляется желания кончики усов завернуть резко вверх, по образу Сальвадора Дали?
— Ни в коем разе. Я не сторонник эпатажа, хотя меня постоянно к нему подтягивают. Да и художники сейчас становятся знаменитыми за счет каких-то неожиданных поступков. Но я этого сторонюсь.
— Вы светский человек?
— Отчасти вынужден им быть. Мне надо выходить в свет — там клиенты. Раньше ходил много. Потом перестал. Увидел, как это выглядит со стороны. Представьте: есть 25 приглашений в день. Ты вынужден появиться хотя бы на 3 мероприятиях. И на каждом видишь одного и того же человека. Думаешь: может, он ходит по всем приглашениям? И понимаешь: не хочется, чтобы так говорили обо мне. Потому сейчас от многого отказываюсь. Обычно хожу либо к близким, либо туда, куда не могу не пойти. Или выхожу на сцену, чтобы поддержать, например, детей, вручить им подарки.
— В вашей программе есть посещение Буйничского поля. Что за ним стоит?
— Почему-то есть у меня уверенность, что, когда побываю на этом святом месте, где был дан жесткий отпор фашистам, у меня родится идея картины, посвященной 75-летию Победы. Эта работа будет важной в моем патриотическом творчестве.
minchenko@sb.by
— Учитывая, что выставка охватывает достаточно большой временной период, можно ли сказать, что это своего рода некое подведение итогов?
— Отчасти. Здесь на выставке представлены произведения на любой вкус. Ведь кто-то любит натюрморты, кто-то — пейзажи. Чтобы удовлетворить все запросы, сделал экспозицию разноплановой. Но самое важное — хочется, чтобы мои картины увидело как можно больше людей. Чтобы они радовались. Интересная штука: неискушенному зрителю мои картины порой нравятся больше, чем критикам.
И приятно, когда человек, выходя с выставки, говорит: мне понравилось. Здорово это. И вот такая оценка стоит гораздо больше любых гонораров. Я достаточно часто устраиваю выставки. Денег они не приносят вообще. Приятно, когда твои работы видят. А потом обсуждают их, восхищаются.
— Вы привезли подарки учащимся Могилевского областного колледжа искусств. Зачем это вам?
— А как иначе? Поддерживать талантливых людей у меня в крови. Сам я вырос в семье священника. И мама меня учила: «Заработал три копейки — как минимум одну отдай». Поэтому много средств трачу на благотворительность. Однажды по контракту с одной итало-турецкой фирмой, занимающейся производством белья, получил 40 миллионов российских рублей. Половину сразу отдал посреднику. А 20 миллионов — на благотворительность. Мне дарят иногда дорогие шикарные часы. Я их легко передариваю. Есть у меня часы, подаренные Кучмой. Они мне нравятся, таких вообще 5 в мире. Но придет момент, когда я их кому-нибудь отдам. Делаю это от души.
То, что зарабатываю, делю пополам. А пришедшее как бы ниоткуда вообще заработком не считаю.Благотворительность — это из детства. Я вырос в семье священника, мама была глубоко верующим человеком, работала в больнице. И помню, когда приводила к нам больных детей, поила их, кормила, отдавала нашу одежду, я очень переживал. А потом по жизни понял, что это — мое. И сам стал так делать. Кто попросит, даю. Даже если знаю, что меня обманывают. Мой сын Лука нашел девочку, которая жила в деревне под Псковом на 400 рублей в месяц. Мы привезли ее в Москву, показали Кремль, МГУ, храм Христа Спасителя. А теперь я каждый месяц отправляю ей 10 тысяч рублей — это для нее очень большие деньги.
— Вы построили церковь, пишете иконы. Сами воцерковлены?
— Конечно. Вера есть: молюсь перед сном, перед началом работы. Правда, все каноны, тот же пост, не соблюдаю. Но не один раз убеждался, что молитва помогает.
— С каким настроением приезжаете в Беларусь?
— С огромным уважением, любовью, восторгом, ожиданием какого-то чуда. Приятно, когда звонят помощники вашего Президента и говорят: Александр Григорьевич благодарен, что вы приезжаете в Беларусь. У меня много высоких уровней общения. Но вот этот для меня один из самых ценных. Я очень уважаю этого человека. Есть результат. Если бы не было Александра Лукашенко, не было бы того государства, что мы видим. Он рачительный хозяин. Как бы ни упрекали, считаю его одним из лучших лидеров на планете.
В Беларуси нет таких ресурсов, как у нас, а живет она достойно. Здесь сердце бьется ровно.
— Художник — это просто художник либо должен быть чем-то большим?
— Безусловно, должен. И в первую очередь, наверное, дипломатом. Мне, к примеру, приходилось достаточно часто разговаривать с главами различных государств. И говорить, что в народе отношение к той или иной стране гораздо лучше, чем это преподносят различные эксперты. Софи Лорен как-то попросила Франко, чтобы он восстановил королевскую власть в Испании. И он это сделал.
— А что вы хотели бы или могли бы сделать во взаимоотношениях Беларуси и России?
— Чтобы не было границ, чтобы были одни и те же ценности. Чтобы была общая цель. Не хочу вдаваться в политику. Но ваша страна — искренний друг, соратник. У нас одна история, одна война, одна Брестская крепость. Это надо учитывать. И вообще, мне кажется, что для того, чтобы сохранить Россию, надо беречь Беларусь.
— Раз уж заговорили про политику... Это нормально, когда в нее идут музыканты, актеры, спортсмены?
— Нет, конечно. Каждый должен заниматься своим делом. Сапожник делает сапоги. Летчик летает. Политик должен родиться политиком. Недавно в губернаторы Санкт-Петербурга хотел баллотироваться кинорежиссер Владимир Бортко. У него спросили: зачем это вам? Ведь за должностью проблемы с уборкой снега, сосулек, строительством домов и ремонтом дорог. Надо разбираться во всем этом, чтобы быть полезным городу. Такой довод оказался веским: Бортко отказался от своей задумки.
— Как-то вы говорили, что планируете приобрести домик в белорусской деревне. Купили?
— Да нет. Все собираюсь. Надо определиться с местом для начала.
Но, знаете, как только приезжаю в Беларусь, желание стать владельцем местной недвижимости усиливается. Подумываю и о том, чтобы открыть здесь свою галерею. В которой можно было бы выставлять свои новые работы, картины других художников. А весной, если ничего не изменится, хочу приехать к вам порисовать.
— Куда?
— Пока не знаю. Может быть, под Витебск, где когда-то жил Репин. А еще хочу писать простых белорусов — это очень красивые люди.
— Никогда не появляется желания кончики усов завернуть резко вверх, по образу Сальвадора Дали?
— Ни в коем разе. Я не сторонник эпатажа, хотя меня постоянно к нему подтягивают. Да и художники сейчас становятся знаменитыми за счет каких-то неожиданных поступков. Но я этого сторонюсь.
— Вы светский человек?
— Отчасти вынужден им быть. Мне надо выходить в свет — там клиенты. Раньше ходил много. Потом перестал. Увидел, как это выглядит со стороны. Представьте: есть 25 приглашений в день. Ты вынужден появиться хотя бы на 3 мероприятиях. И на каждом видишь одного и того же человека. Думаешь: может, он ходит по всем приглашениям? И понимаешь: не хочется, чтобы так говорили обо мне. Потому сейчас от многого отказываюсь. Обычно хожу либо к близким, либо туда, куда не могу не пойти. Или выхожу на сцену, чтобы поддержать, например, детей, вручить им подарки.
— В вашей программе есть посещение Буйничского поля. Что за ним стоит?
— Почему-то есть у меня уверенность, что, когда побываю на этом святом месте, где был дан жесткий отпор фашистам, у меня родится идея картины, посвященной 75-летию Победы. Эта работа будет важной в моем патриотическом творчестве.
minchenko@sb.by