Бизнес-образование и его продвижение в массы топ-менеджмента прописаны в системных документах. Другой вопрос, что зачастую в этой сфере под тем или иным соусом используются в значительной степени наработки зарубежных экспертов. До определенного момента в большей мере мы ориентировались на Европейский регион, сейчас переключились на российское направление по известным причинам. Собственно говоря, необходимо изучать практики и на Западе, и на Востоке. Особенно для руководителей крупных компаний. Мир-то фрагментируется, но значительная его часть занимает в экономике более-менее нейтральную позицию. И если Европа для наших компаний надежно законопачена санкционной ветошью, то на рынках стран дальней дуги приходится конкурировать с транснациональными корпорациями. И чтобы выигрывать, совершенно логично и полезно понимать стратегическое мышление конкурентов. Впрочем, этот же тезис справедлив и для российского рынка. Ориентир на равные условия хозяйствования для компаний из Беларуси и России предполагает соревновательную среду, в которой будет лучше себя чувствовать наиболее эффективный.
Но это о работе на внешнем контуре. А множество проблем (повышение отдачи от инвестиций, производительности труда и других показателей) — исключительно дело внутренней корпоративной политики, культуры, системы управления. И в этом разрезе чужой опыт может быть полезен. Но, как мне видится, сугубо в факультативном разрезе. Калькирование успешных зарубежных практик (неважно, с Запада или Востока, Юга или Севера), не говоря уже о внедрении их в чистом виде, — не самая продуктивная стратегия. Даже российские конструкции на территории Беларуси, прямо скажем, работают не так, как в соседней стране. Совершенно по разным причинам: другая нормативно-правовая база, деловая среда, культурный код и ментальность граждан, наконец. Даже «дочки» транснациональных корпораций, которые функционируют вроде бы по единым управленческим стандартам по всему миру, через несколько лет своего существования приобретают яркий местный колорит. Де-юре там могут действовать американские, немецкие или еще какие-то стандарты компании-метрополии, но де-факто система выстроена абсолютно по-другому.
Несомненно, белорусы очень космополитичны. И чем уникальна наша страна — в ней можно найти и сформировать команду под любую, самую экзотическую идею. В том числе и в части управленческих механизмов и корпоративного устройства. Поэтому на уровне отдельных субъектов хозяйствования встречаются самые разнообразные примеры организации производства. Кто-то из учредителей-руководителей был вдохновлен принципами «Тойоты» — и ему элементы японского менталитета и философии удалось внедрить в отдельно взятых цехах. В каких-то компаниях прижились немецкие, скандинавские или какие-то другие технологии. Но очевидно: масштабировать эти фрагментарные успехи вряд ли удастся.
Как кажется, для повышения эффективности управления необходимо формировать не только систему бизнес-образования — она у нас постепенно развивается, но и собственные компетенции в этой области. Они, безусловно, имеются. Но пока, скорее, на практическом уровне. И вполне логично консолидировать их на каком-то национальном уровне. Менеджмент — это не только искусство, но и наука. Поэтому требует своего исследовательского и аналитического обеспечения.
volchkov@sb.by