Пять самых ярких минских легенд
13.09.2019 23:59:44
Людмила РУБЛЕВСКАЯ
Есть такое понятие — genius loci, дух места. То, что делает каждый город уникальным, создает особую атмосферу. Это старые храмы и таинственные скверы, городская скульптура и узкие улочки, а главное — легенды и предания, связанные с ними. В Минске существует множество удивительных историй, давайте вспомним самые яркие из них.
Было это 26 августа 1500 года. Минчане, жившие в районе Троицкого предместья, увидели дивный свет над рекой. Когда сбежались, обнаружили у берега Свислочи икону, от которой и исходил неземной свет. Это оказалась чудотворная икона Божией Матери авторства апостола Луки. Из Византии она когда-то попала в Корсунь, затем — в Киев. Во время нашествия татарского хана Менгли-Гирея один из захватчиков сорвал с нее драгоценный оклад и бросил реликвию в Днепр. Случилось чудо: икона против течения приплыла в Свислочь. И по сей день святыню можно видеть в Минском кафедральном соборе Святого Духа, а на месте ее обретения стоит мемориальный знак.
Минская Ратуша — свидетельство того, что городу даровано Магдебургское право, — была возведена в начале XVI века, а в середине XVIII в ней появилось свое привидение. Шляхтич Михал Володкович, близкий друг легендарного Радзивилла Пане Коханку, отличался буйным характером и необычайной физической силой. Его шутки были часто весьма жестокими — мог приказать всыпать прохожему сто и одну плеть. А когда таким образом избитый бедный шляхтич Яцына призвал самодура в суд, состоявшийся в той же минской Ратуше, Володкович явился пьяный, выстрелил в потолок, ранил саблей одного из депутатов и… удалился. Однажды, увидев похоронную процессию, он забрал музыкантов и повел на гауптвахту, где отсиживал приятель. Особенно негодовали минчане, когда Володкович сорвал мессу уважаемого ксендза Облачинского в кафедральном костеле, который и теперь стоит напротив Ратуши. Чтобы отомстить критиковавшему его ксендзу, шляхтич привел на площадь музыкантов, цыган с медведями, даже верблюдов, прикатил бочки дармовой выпивки… На страшный шум все и высыпали из костела.
Кстати, Володкович как-то был избран в правление города, это удалось, когда Пане Коханку прислал на заседание магистрата своих солдат. В конце концов горожане сговорились, схватили Володковича и осудили на смерть. Михал отказывался бежать, хотя его предупреждали о заговоре. Известно, что когда его выволакивали из зала суда, это удалось сделать только вместе с дверным косяком, за который шляхтич ухватился. Володковича расстреляли тут же, в подвале Ратуши, и стал его призрак выглядывать из окон здания.
Когда-то в Беларуси согласно легендам росли камни и жили волоты—богатыри, не зря курганы наши прадеды называли волотовками, то есть могилами тех исполинов. Один из таких волотов, Менеск, жил на берегу Свислочи. Построил здесь водяную мельницу о семи колесах, а молол на ней не зерна, а камни. Была у Менеска красавица дочь Менка, многие воины влюблялись в нее и шли служить к ее отцу. Менеск — не просто мельник, была у него своя дружина, ездил он по ночам и охранял свою землю. Приезжали люди под его охрану, селились. Так и возник город Менск, а в белорусском фольклоре осталась поговорка: «Не пайду я да Менска ад шляху Вiленска, а пайду па шляху Вiленскiм, спаткаюся з Мянескам».
Драконы, «цмокi», в Минске жили двух видов. Один — классический, огнедышащий, требующий в жертву прекрасных девушек. Была его пещера на Высокой горе, в районе сегодняшней Юбилейной площади. Однако жених одной из обреченных красавиц дракона убил, а сам был смертельно ранен. Говорят, на дне Свислочи, напротив гостиницы «Юбилейная», долго можно было видеть хрустальный гроб с останками рыцаря и ребра побежденного дракона.
Не так давно городскую реку чистили, останков дракона не нашли… Но не исключено, что где-то, может, в заключенной в трубах летописной реке Немиге, живут другие драконы. Точнее, дракончики. Путешественник XVI века барон Сигизмунд Герберштейн по дороге из Рима в Москву проезжал через Минск и оставил запись, что горожане держат в своих домах вместо кошек и собак больших черных жирных ящериц с плотной чешуей, которых вылавливают в местной реке. Подобные сведения не единичны. Более того, в кабинете директора Минского реального училища Ивана Ивановича Самойло в начале прошлого века стояло чучело такой ящерицы. Директор рассказывал, что ящерица была не одна — их принесли ему татарские дети, выловив в Немиге.
Красивая и печальная легенда связана с одним из самых примечательных архитектурных памятников столицы — Красным костелом. Его официальное название — костел св. Симеона и св. Елены. Храм возведен в начале прошлого века меценатом и общественным деятелем Эдвардом Войниловичем в память о его умерших детях. Первым умер четырнадцатилетний Симеон. А спустя несколько лет смертельно заболела надежда родителей — талантливая, красивая и добрая Елена. По легенде, перед смертью ей явилась Богородица, держа в руках макет храма. Елена нарисовала его по памяти и сказала отцу: когда построит этот храм, сможет приходить туда, чтобы успокоить горе. Строительство шло тяжело — денег не хватало, но Войнилович не хотел идти на компромиссы. 21 ноября 1910 года храм из особого красного кирпича был освящен. Сквер за зданием костела сегодня носит имя Эдварда Войниловича.
1. Минская икона Божией Матери
Было это 26 августа 1500 года. Минчане, жившие в районе Троицкого предместья, увидели дивный свет над рекой. Когда сбежались, обнаружили у берега Свислочи икону, от которой и исходил неземной свет. Это оказалась чудотворная икона Божией Матери авторства апостола Луки. Из Византии она когда-то попала в Корсунь, затем — в Киев. Во время нашествия татарского хана Менгли-Гирея один из захватчиков сорвал с нее драгоценный оклад и бросил реликвию в Днепр. Случилось чудо: икона против течения приплыла в Свислочь. И по сей день святыню можно видеть в Минском кафедральном соборе Святого Духа, а на месте ее обретения стоит мемориальный знак.
2. Призрак минской Ратуши
Минская Ратуша — свидетельство того, что городу даровано Магдебургское право, — была возведена в начале XVI века, а в середине XVIII в ней появилось свое привидение. Шляхтич Михал Володкович, близкий друг легендарного Радзивилла Пане Коханку, отличался буйным характером и необычайной физической силой. Его шутки были часто весьма жестокими — мог приказать всыпать прохожему сто и одну плеть. А когда таким образом избитый бедный шляхтич Яцына призвал самодура в суд, состоявшийся в той же минской Ратуше, Володкович явился пьяный, выстрелил в потолок, ранил саблей одного из депутатов и… удалился. Однажды, увидев похоронную процессию, он забрал музыкантов и повел на гауптвахту, где отсиживал приятель. Особенно негодовали минчане, когда Володкович сорвал мессу уважаемого ксендза Облачинского в кафедральном костеле, который и теперь стоит напротив Ратуши. Чтобы отомстить критиковавшему его ксендзу, шляхтич привел на площадь музыкантов, цыган с медведями, даже верблюдов, прикатил бочки дармовой выпивки… На страшный шум все и высыпали из костела.
Кстати, Володкович как-то был избран в правление города, это удалось, когда Пане Коханку прислал на заседание магистрата своих солдат. В конце концов горожане сговорились, схватили Володковича и осудили на смерть. Михал отказывался бежать, хотя его предупреждали о заговоре. Известно, что когда его выволакивали из зала суда, это удалось сделать только вместе с дверным косяком, за который шляхтич ухватился. Володковича расстреляли тут же, в подвале Ратуши, и стал его призрак выглядывать из окон здания.
3. Дух исполинов
Когда-то в Беларуси согласно легендам росли камни и жили волоты—богатыри, не зря курганы наши прадеды называли волотовками, то есть могилами тех исполинов. Один из таких волотов, Менеск, жил на берегу Свислочи. Построил здесь водяную мельницу о семи колесах, а молол на ней не зерна, а камни. Была у Менеска красавица дочь Менка, многие воины влюблялись в нее и шли служить к ее отцу. Менеск — не просто мельник, была у него своя дружина, ездил он по ночам и охранял свою землю. Приезжали люди под его охрану, селились. Так и возник город Менск, а в белорусском фольклоре осталась поговорка: «Не пайду я да Менска ад шляху Вiленска, а пайду па шляху Вiленскiм, спаткаюся з Мянескам».
4. Свислочские драконы
Драконы, «цмокi», в Минске жили двух видов. Один — классический, огнедышащий, требующий в жертву прекрасных девушек. Была его пещера на Высокой горе, в районе сегодняшней Юбилейной площади. Однако жених одной из обреченных красавиц дракона убил, а сам был смертельно ранен. Говорят, на дне Свислочи, напротив гостиницы «Юбилейная», долго можно было видеть хрустальный гроб с останками рыцаря и ребра побежденного дракона.
Не так давно городскую реку чистили, останков дракона не нашли… Но не исключено, что где-то, может, в заключенной в трубах летописной реке Немиге, живут другие драконы. Точнее, дракончики. Путешественник XVI века барон Сигизмунд Герберштейн по дороге из Рима в Москву проезжал через Минск и оставил запись, что горожане держат в своих домах вместо кошек и собак больших черных жирных ящериц с плотной чешуей, которых вылавливают в местной реке. Подобные сведения не единичны. Более того, в кабинете директора Минского реального училища Ивана Ивановича Самойло в начале прошлого века стояло чучело такой ящерицы. Директор рассказывал, что ящерица была не одна — их принесли ему татарские дети, выловив в Немиге.
5. Красный костел
Красивая и печальная легенда связана с одним из самых примечательных архитектурных памятников столицы — Красным костелом. Его официальное название — костел св. Симеона и св. Елены. Храм возведен в начале прошлого века меценатом и общественным деятелем Эдвардом Войниловичем в память о его умерших детях. Первым умер четырнадцатилетний Симеон. А спустя несколько лет смертельно заболела надежда родителей — талантливая, красивая и добрая Елена. По легенде, перед смертью ей явилась Богородица, держа в руках макет храма. Елена нарисовала его по памяти и сказала отцу: когда построит этот храм, сможет приходить туда, чтобы успокоить горе. Строительство шло тяжело — денег не хватало, но Войнилович не хотел идти на компромиссы. 21 ноября 1910 года храм из особого красного кирпича был освящен. Сквер за зданием костела сегодня носит имя Эдварда Войниловича.
День города минчане отмечают во вторую субботу сентября. В этом году праздник выпал на 14 сентября.cultura@sb.by