На контроле Президента. Мелиорация
20.05.2020 23:18:23
Сегодня на столах белорусов в достатке самых разных продуктов питания, выращенных на наших землях. Во многом это стало возможно за счет трех миллионов гектаров мелиорированных почв, которые в 1970‑е годы прошлого века были вызволены из болотного плена. Но со временем природа забирает свое и некоторые угодья вновь зарастают. Требование Главы государства неизменно: каждый гектар, пригодный для использования, нужно ввести в оборот. Как сегодня выполняются поручения Президента по поддержанию высокого уровня плодородия на мелиорированных землях? Этому посвящен очередной выпуск специального проекта Агентства теленовостей, вышедший в эфире канала «Беларусь 1».
Пинский район. Фактически самый центр Полесья. Александр Андриевич, руководитель хозяйства «Валище», вспоминает, как еще мальчишкой даже и представить не мог, что на этих землях вдоль Огинского канала сможет ранней весной проехать не то что на тракторе — на легковой машине:
— Хозяйство расположено 100 процентов на мелиорированных землях. И у нас если хотя бы один год что-то не делать по мелиорации, то в определенный момент наступит крах.
Впрочем, все к тому самому краху конкретно на этом участке и шло, рассказывает директор сельхозпредприятия. Дело в том, что вода по каналу попросту уходила в Ясельду. И получить хоть какую-то отдачу от 2 тысяч гектаров пашни было практически нереально. Восстановить почвенный гидробаланс помог шлюз. Его построили в прошлом году. Сооружение держит воду в сети мелиоративных каналов. Возведение конструкции обошлось в 300 тысяч рублей. Аграрии подчеркивают: инвестиции пусть и немалые, но отдача от них в ближайшее время будет в разы серьезнее.
— Мы находимся в пойме трех рек: Ясельда, Припять и Бобрик. Из Бобрика берем основную массу воды и насыщаем влагой поля, которые раскинулись на площади 18 с половиной тысяч гектаров. Более 80 процентов из них мелиорированные, — так свой рассказ про хозяйство «Парохонское» начинает его руководитель. Свыше 20 лет Владимир Хроленко стоит у руля предприятия, расположенного на сложной экосистеме — торфяниках. Еще в 1975 году здесь прошла мелиорация. Полешуки как никто другой знают, чего на самом деле стоит вырастить и убрать каждую тонну зерна на некогда заболоченных почвах. К слову, средняя урожайность зерновых здесь — 40 — 45 центнеров с гектара. Конечно, это не показатели Слуцкого или Несвижского районов. Но там и почвы другие.
Главный инженер Пинского ПМС Вадим Сачковский и экскаваторщик Андрей Хлебус у мелиоративного канала.
— На этих землях содержим 25 тысяч голов КРС, из них 5 тысяч дойного стада. И каждый год продаем около 40 тысяч тонн молока и 6 тысяч тонн мяса, — рассказал Владимир Хроленко.
В успехах хозяйства далеко не последнюю роль играет и собственный мелиоративный отряд. А это 20 единиц спецтехники, начиная от бульдозеров и заканчивая мульчерами. Команда ежегодно ухаживает за сетью каналов общей протяженностью 400 километров.
Сегодня в Беларуси насчитывается 2,9 млн гектаров мелиорированных земель. Это треть всех сельскохозяйственных угодий страны. Весомый довесок к продовольственной корзине страны.
А брось эти освободившиеся от болотного плена земли один на один с природой — отдача была бы нулевая. То, что осталось в наследство еще от Советского Союза, требовало внимания и ухода. Именно поэтому Глава государства в ходе рабочей поездки в Гродненскую область в 2014 году потребовал восстановить все мелиоративные работы:
— Надо искать земельные ресурсы. А земельные ресурсы — в мелиорации… Мы немало сделали для машинных дворов, зернотоков — там, где хозяева есть, они в порядке. Мы построили немало МТК и реанимировали животноводческие комплексы. Немало сделали для социальных условий. Теперь надо взяться за землю, за инфраструктуру. И мелиорация — прежде всего. Негоже нам вести мелиорацию теми темпами, которые сегодня у нас есть.
В Беларуси критическая ситуация из-за нехватки финансирования сложилась к концу 1990-х. Каналы зарастали кустарниками, из севооборота выпадали тысячи гектаров пахотных земель. Да и сами мелиораторы опускали руки и искали возможность заработать на хлеб в других сферах. Ветер перемен подул в начале нулевых. Принятая Государственная программа «Сохранение и использование мелиорированных земель» вдохнула новую жизнь в отрасль. Подключились ученые, начались закупки техники, специалисты вновь почувствовали себя нужными. Закипела работа. И отдача от земли не заставила себя долго ждать.
Сегодня мелиоративная сеть страны представляет собой сложный комплекс гидротехнических сооружений. Протяженность одних только каналов и водоприемников составляет более 165 тысяч километров. А длина закрытой дренажной системы и вовсе приближается к миллиону километров. Это расстояние превышает путь до Луны и обратно. А еще свыше 3,5 тысячи мостов, почти 2,5 тысячи шлюзов-регуляторов, пруды и водохранилища, около 5 тысяч километров защитных и ограждающих дамб. И за всем этим хозяйством требуется постоянный уход, подчеркнул завсектором кормопроизводства и мелиорации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Иван Лазовский:
— В этом году на выполнение работ выделено 180 миллионов рублей, это 114 процентов к уровню прошлого года. Мелиоративными организациями планируется выполнить 33 тысячи гектаров реконструкции мелиоративных систем. Кроме этого, еще 400 гектаров новой мелиорации и комплекс неотложных ремонтно-эксплуатационных работ.
Очередной пример будущей реконструкции мелиоративной системы — на участке Днепровско-Бугского канала. Кобринский район. Река Мухавец. Здесь планируют очистить русло водной артерии протяженностью более 17 километров. По проекту для выполнения всех работ необходимо по обе стороны берегов отвести земельные участки шириной 20 метров. При этом предполагается сплошная вырубка не только кустарников, но и взрослых деревьев. Вложения — почти 850 тысяч рублей. В целесообразности такого подхода усомнились контролеры.
— Согласно научно-исследовательской работе Брестского технического университета ни углубление реки, ни снижение шероховатости не решит проблему возникновения подтопления данных прилегающих территорий, — пояснил начальник отдела КГК Брестской области Виталий Печко. — Считаем целесообразным действовать точечно: убрать проблемные участки реки, почистить павшие деревья, таким образом спасти ту часть реки, которая еще не канализирована, так как там присутствуют краснокнижники — животные, птицы, растения. Поэтому в проекте все должно быть предусмотрено с учетом этих биотопов.
Бороться за каждый плодородный клочок земли и дружить с природой. А за это получать от земли весомые дивиденды. И это неизменная стратегия, которой придерживается наш Президент.
Александр Лукашенко в апреле этого года в Наровлянском районе заявил:
— У нас проблема удержать эти посевные площади, эти земли, поскольку природа отвоевывает. И там, где мы прозевали-проворонили, там я направляю мелиораторов, чтобы они восстановили эти площади. Дополнительно осушать какие-то болота мы не планируем.
Экскаваторы, бульдозеры, тракторы с культиваторами, косилками и мощными плугами — кипит работа мелиораторов в Столинском районе. Почти полтысячи гектаров долгое время простаивали без дела. Да и пытаться что-либо вырастить на этих почвах было бесполезно, говорят аграрии. Исход кропотливого труда всегда один: всходы либо тонули в воде, либо выгорали на солнце. Сейчас ситуация меняется буквально на глазах.
Экскаваторщик ПМК-62 ОАО «Пинскводстрой» Иван Вабищевич к мелиораторским трудностям уже привык. За 11 лет работы в ПМК до мелочей освоил всю технологию. Может едва ли не с закрытыми глазам профессионально управлять как трактором, так и бульдозером и экскаватором. Любимым делом увлек и младшего брата.
Семейный подряд оперативно чистит каналы и разравнивает грунт. А буквально в 300 метрах уже практически на подготовленной почве другая бригада занимается дренажем. После себя на сельхозугодьях мелиораторы оставляют огромные валы — остатки выкорчеванного кустарника. Но это ни в коем случае не мусор, а в будущем реальное удобрение. Буквально через три года вся эта масса превратится в компост. И ее равномерно разровняют по полям.
И все же стремительно меняющиеся климатические условия бросают полесским мелиораторам новый вызов. Если в предыдущие десятилетия главной задачей было убрать лишнюю воду с полей, то теперь иная обстановка — удержать влагу. Понимает это и глава фермерского хозяйства Алексей Копец из Столинского района. 20 лет назад амбициозный парень первым в районе организовал фермерское хозяйство. Начинал с небольшого надела в 20 гектаров, которые были полностью затоплены после серьезного наводнения в 1999 году. Сегодня фермерские площади раскинулись на 270 гектарах. Небольшая команда Алексея Копца умудряется на них не только выращивать колоссальные урожаи зерновых, овощей и фруктов, но и успешно содержать 3 тысячи голов скота. При этом не забывают здесь и о бережном отношении к результатам труда мелиораторов.
— Обмануть мы можем один одного, но землю мы не обманем. С ней надо на «вы» обращаться, — рассуждает фермер.
Вот такая житейская мудрость, которая в очередной раз подчеркивает: принцип «Разделяй и властвуй» в отношениях с природой не действует. А знаки препинания в мелиоративном вопросе — осушать нельзя орошать — настоящий хозяин расставит на своей земле так, чтобы каждый ее клочок с каждым годом приносил все больше пользы.
Пинский район. Фактически самый центр Полесья. Александр Андриевич, руководитель хозяйства «Валище», вспоминает, как еще мальчишкой даже и представить не мог, что на этих землях вдоль Огинского канала сможет ранней весной проехать не то что на тракторе — на легковой машине:
— Хозяйство расположено 100 процентов на мелиорированных землях. И у нас если хотя бы один год что-то не делать по мелиорации, то в определенный момент наступит крах.
Впрочем, все к тому самому краху конкретно на этом участке и шло, рассказывает директор сельхозпредприятия. Дело в том, что вода по каналу попросту уходила в Ясельду. И получить хоть какую-то отдачу от 2 тысяч гектаров пашни было практически нереально. Восстановить почвенный гидробаланс помог шлюз. Его построили в прошлом году. Сооружение держит воду в сети мелиоративных каналов. Возведение конструкции обошлось в 300 тысяч рублей. Аграрии подчеркивают: инвестиции пусть и немалые, но отдача от них в ближайшее время будет в разы серьезнее.
— Мы находимся в пойме трех рек: Ясельда, Припять и Бобрик. Из Бобрика берем основную массу воды и насыщаем влагой поля, которые раскинулись на площади 18 с половиной тысяч гектаров. Более 80 процентов из них мелиорированные, — так свой рассказ про хозяйство «Парохонское» начинает его руководитель. Свыше 20 лет Владимир Хроленко стоит у руля предприятия, расположенного на сложной экосистеме — торфяниках. Еще в 1975 году здесь прошла мелиорация. Полешуки как никто другой знают, чего на самом деле стоит вырастить и убрать каждую тонну зерна на некогда заболоченных почвах. К слову, средняя урожайность зерновых здесь — 40 — 45 центнеров с гектара. Конечно, это не показатели Слуцкого или Несвижского районов. Но там и почвы другие.
Главный инженер Пинского ПМС Вадим Сачковский и экскаваторщик Андрей Хлебус у мелиоративного канала.
— На этих землях содержим 25 тысяч голов КРС, из них 5 тысяч дойного стада. И каждый год продаем около 40 тысяч тонн молока и 6 тысяч тонн мяса, — рассказал Владимир Хроленко.
В успехах хозяйства далеко не последнюю роль играет и собственный мелиоративный отряд. А это 20 единиц спецтехники, начиная от бульдозеров и заканчивая мульчерами. Команда ежегодно ухаживает за сетью каналов общей протяженностью 400 километров.
Сегодня в Беларуси насчитывается 2,9 млн гектаров мелиорированных земель. Это треть всех сельскохозяйственных угодий страны. Весомый довесок к продовольственной корзине страны.
А брось эти освободившиеся от болотного плена земли один на один с природой — отдача была бы нулевая. То, что осталось в наследство еще от Советского Союза, требовало внимания и ухода. Именно поэтому Глава государства в ходе рабочей поездки в Гродненскую область в 2014 году потребовал восстановить все мелиоративные работы:
— Надо искать земельные ресурсы. А земельные ресурсы — в мелиорации… Мы немало сделали для машинных дворов, зернотоков — там, где хозяева есть, они в порядке. Мы построили немало МТК и реанимировали животноводческие комплексы. Немало сделали для социальных условий. Теперь надо взяться за землю, за инфраструктуру. И мелиорация — прежде всего. Негоже нам вести мелиорацию теми темпами, которые сегодня у нас есть.
В Беларуси критическая ситуация из-за нехватки финансирования сложилась к концу 1990-х. Каналы зарастали кустарниками, из севооборота выпадали тысячи гектаров пахотных земель. Да и сами мелиораторы опускали руки и искали возможность заработать на хлеб в других сферах. Ветер перемен подул в начале нулевых. Принятая Государственная программа «Сохранение и использование мелиорированных земель» вдохнула новую жизнь в отрасль. Подключились ученые, начались закупки техники, специалисты вновь почувствовали себя нужными. Закипела работа. И отдача от земли не заставила себя долго ждать.
Сегодня мелиоративная сеть страны представляет собой сложный комплекс гидротехнических сооружений. Протяженность одних только каналов и водоприемников составляет более 165 тысяч километров. А длина закрытой дренажной системы и вовсе приближается к миллиону километров. Это расстояние превышает путь до Луны и обратно. А еще свыше 3,5 тысячи мостов, почти 2,5 тысячи шлюзов-регуляторов, пруды и водохранилища, около 5 тысяч километров защитных и ограждающих дамб. И за всем этим хозяйством требуется постоянный уход, подчеркнул завсектором кормопроизводства и мелиорации Министерства сельского хозяйства и продовольствия Иван Лазовский:
— В этом году на выполнение работ выделено 180 миллионов рублей, это 114 процентов к уровню прошлого года. Мелиоративными организациями планируется выполнить 33 тысячи гектаров реконструкции мелиоративных систем. Кроме этого, еще 400 гектаров новой мелиорации и комплекс неотложных ремонтно-эксплуатационных работ.
Очередной пример будущей реконструкции мелиоративной системы — на участке Днепровско-Бугского канала. Кобринский район. Река Мухавец. Здесь планируют очистить русло водной артерии протяженностью более 17 километров. По проекту для выполнения всех работ необходимо по обе стороны берегов отвести земельные участки шириной 20 метров. При этом предполагается сплошная вырубка не только кустарников, но и взрослых деревьев. Вложения — почти 850 тысяч рублей. В целесообразности такого подхода усомнились контролеры.
— Согласно научно-исследовательской работе Брестского технического университета ни углубление реки, ни снижение шероховатости не решит проблему возникновения подтопления данных прилегающих территорий, — пояснил начальник отдела КГК Брестской области Виталий Печко. — Считаем целесообразным действовать точечно: убрать проблемные участки реки, почистить павшие деревья, таким образом спасти ту часть реки, которая еще не канализирована, так как там присутствуют краснокнижники — животные, птицы, растения. Поэтому в проекте все должно быть предусмотрено с учетом этих биотопов.
Бороться за каждый плодородный клочок земли и дружить с природой. А за это получать от земли весомые дивиденды. И это неизменная стратегия, которой придерживается наш Президент.
Александр Лукашенко в апреле этого года в Наровлянском районе заявил:
— У нас проблема удержать эти посевные площади, эти земли, поскольку природа отвоевывает. И там, где мы прозевали-проворонили, там я направляю мелиораторов, чтобы они восстановили эти площади. Дополнительно осушать какие-то болота мы не планируем.
Экскаваторы, бульдозеры, тракторы с культиваторами, косилками и мощными плугами — кипит работа мелиораторов в Столинском районе. Почти полтысячи гектаров долгое время простаивали без дела. Да и пытаться что-либо вырастить на этих почвах было бесполезно, говорят аграрии. Исход кропотливого труда всегда один: всходы либо тонули в воде, либо выгорали на солнце. Сейчас ситуация меняется буквально на глазах.
Экскаваторщик ПМК-62 ОАО «Пинскводстрой» Иван Вабищевич к мелиораторским трудностям уже привык. За 11 лет работы в ПМК до мелочей освоил всю технологию. Может едва ли не с закрытыми глазам профессионально управлять как трактором, так и бульдозером и экскаватором. Любимым делом увлек и младшего брата.
Семейный подряд оперативно чистит каналы и разравнивает грунт. А буквально в 300 метрах уже практически на подготовленной почве другая бригада занимается дренажем. После себя на сельхозугодьях мелиораторы оставляют огромные валы — остатки выкорчеванного кустарника. Но это ни в коем случае не мусор, а в будущем реальное удобрение. Буквально через три года вся эта масса превратится в компост. И ее равномерно разровняют по полям.
И все же стремительно меняющиеся климатические условия бросают полесским мелиораторам новый вызов. Если в предыдущие десятилетия главной задачей было убрать лишнюю воду с полей, то теперь иная обстановка — удержать влагу. Понимает это и глава фермерского хозяйства Алексей Копец из Столинского района. 20 лет назад амбициозный парень первым в районе организовал фермерское хозяйство. Начинал с небольшого надела в 20 гектаров, которые были полностью затоплены после серьезного наводнения в 1999 году. Сегодня фермерские площади раскинулись на 270 гектарах. Небольшая команда Алексея Копца умудряется на них не только выращивать колоссальные урожаи зерновых, овощей и фруктов, но и успешно содержать 3 тысячи голов скота. При этом не забывают здесь и о бережном отношении к результатам труда мелиораторов.
— Обмануть мы можем один одного, но землю мы не обманем. С ней надо на «вы» обращаться, — рассуждает фермер.
Вот такая житейская мудрость, которая в очередной раз подчеркивает: принцип «Разделяй и властвуй» в отношениях с природой не действует. А знаки препинания в мелиоративном вопросе — осушать нельзя орошать — настоящий хозяин расставит на своей земле так, чтобы каждый ее клочок с каждым годом приносил все больше пользы.