Министр экономики Александр Червяков – о планах на пятилетку, точках роста и стимулах для создания многодетной семьи
28.10.2020 22:17:29
Владислав СЫЧЕВИЧ
Недавно в Правительстве рассмотрен разработанный Министерством экономики проект программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы. Отмечено, что главная цель программы должна быть направлена на безусловное создание условий для роста благосостояния граждан страны, а работа всего государственного аппарата — на интересы человека, его защищенное право на достойную жизнь, обеспечение соответствующего качества этой жизни. Как будет развиваться экономика в ближайшей пятилетке, какие определены точки роста и как Правительство собирается стимулировать создание многодетных семей — об этом в интервью «Р» рассказал министр экономики Александр Червяков.
— Если говорить о наших планах на пятилетний период, то, конечно, не все удалось сделать. Но ключевые задачи, которые ставил Глава государства по росту доходов населения, по макроэкономической стабильности, выполняются. Основная цель программы — повысить качество жизни. В этом направлении многое сделано. Результатом такой работы стало то, что белорусы стали жить дольше. В течение 20 лет постоянно растет продолжительность жизни. За этот период она увеличилась более чем на 6,5 года и составила 74,5 года. По обеспеченности жильем мы приближаемся к европейскому уровню. Образование и медицина сопоставимы с развитыми странами Европы. Это не наша оценка. Такая оценка вытекает из рейтинга индекса человеческого капитала Всемирного банка. В нем мы на 36-м месте среди 174 стран. А по достижению Целей устойчивого развития наша страна заняла 18-е место среди 166 стран мира.
Но многие показатели остались недостигнутыми. Причины известные, и они неоднократно обсуждались. Тем не менее три года пятилетки мы двигались в пределах заданных программой уровней. Но с 2019 года коррективы внесли неблагоприятные внешние факторы: сначала проблемы с поставками нефти, затем проседание на внешних рынках, резкое падение цен на черное золото. И естественно, все это значительно повлияло на наш экспорт. А от него напрямую зависит ВВП. Мы открытая экономика, и для того чтобы производить любую продукцию, нам надо закупать сырьевые ресурсы, газ, металлы, комплектующие и так далее. Необходима валютная выручка. С одной стороны, мы недополучили экспортную выручку, не смогли закупить соответствующие объемы сырья и произвести продукцию. А с другой — сжатие рынков ограничило наши экспортные поставки.
В 2020 году началась пандемия коронавируса, которая оказала значительное давление на нашу экономику. Но решение не закрываться помогло выстоять в этот период и не допустить того уровня падения, на который ушли наши соседи. Сейчас экономика восстанавливается. Хотя события, связанные с оттоком банковских депозитов населения, негативно повлияли на процесс восстановления экономики и снивелировали тот рост, который мог быть реализован в сентябре. Но даже при этом искусственно созданном шоке экономика удержала свою устойчивость и осталась с темпом роста на уровне восьми месяцев. Учитывая, что сейчас мы управляем рисками, которые возникли в финансовой сфере, тем не менее сохраняется определенный недостаток ресурсов. Даже в этих условиях производственные сектора экономики продолжают возобновляться. Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию через опережающие индикаторы: начиная с мая идет постоянный рост импорта черных металлов. Это говорит о том, что у наших производителей есть портфель заказов. Также ежемесячно увеличивается экспорт. По итогам восьми месяцев положительное сальдо внешней торговли составило 1 миллиард 180 миллионов долларов США. Достаточно хороший результат, который свидетельствует не только о сбалансированности экономики, но и о потенциале наращивания внутреннего спроса. И это дает основания полагать, что у нас дальше в наличии резерв для восстановления экономики. Правительство не снимает задачу максимально сократить падение ВВП и приблизиться к уровню прошлого года.
— Вы уже упомянули про влияние пандемии на экономику. А оцифровывался ли эффект, который оказала негативная эпидемиологическая ситуация?
— Чистый эффект пандемии отдельно выделить достаточно трудно. Если говорить о цифрах, то наиболее ощутимо он проявился во втором квартале. Если рассматривать этот квартал к соответствующему кварталу предыдущего года, то, по нашим расчетам, это падение в пределах трех процентов ВВП.
— А какой бы был эффект при худшем прогнозе, если бы страна все-таки пошла на введение жестких карантинных мер и закрытие границ, как это сделали многие страны?
— Вы знаете, это даже трудно представить, особенно последствия. Поскольку в условиях открытой экономики и отсутствия достаточно больших запасов золотовалютных резервов падение было бы в разы большим, чем мы имели. По сути, парализовало бы более 50 процентов промышленности.
Сегодня, если в целом говорить об экономике, более четверти отраслей находится в положительной зоне, то есть идет устойчивый рост строительства, сельского хозяйства, IT-сферы. Продолжает восстанавливаться промышленность. Однако ряд секторов никак не может оправиться от шока пандемии, хотя падение внутри них было остановлено уже к середине лета. Это транспортная деятельность, гостиничный и туристический бизнес, общественное питание, сфера спорта и развлечений. Складывающаяся ситуация в этих секторах для нас очень серьезный сигнал. И при второй волне пандемии нам предстоит достаточно существенно проработать меры поддержки в первую очередь этих отраслей. Они оказались наиболее уязвимыми по сравнению с другими.
— А можете поделиться планом Б на случай второй волны пандемии?
— Понимая, что вторая волна пандемии уже проявилась, мы готовим предложения по продлению срока действия Указа Президента № 143. В ближайшее время начнем активно взаимодействовать с бизнес-ассоциациями. Но хотел бы отметить, что мир уже не будет прежним. С пандемией нам придется жить. В этих условиях предприятия должны принимать решения по изменению своих стратегий и бизнес-моделей. Нельзя ждать, что все вернется в прежнее допандемийное состояние. И те компании, которые быстрее перестроятся, будут иметь больший шанс в устойчивости своего бизнеса. Здесь необходимо честно сказать, что в новых условиях часть бизнесов, если их не изменить, будут нежизнеспособны. Поэтому нужно перестраиваться.
— Действительно, документ дорабатывается. Сейчас дополняется конкретными мерами и проектами. Я хотел бы выделить три ключевых блока программы. Первый касается приоритетных 10 направлений развития, которые необходимо реализовать в предстоящей пятилетке. Они больше институционального и регуляторного характера. Второй посвящен развитию отраслей экономики. И третий касается развития регионов. Структурно программа выглядит именно так.
Очень важно определить, какой страну мы хотим видеть на пятилетнем горизонте, какие ее основные контуры. Здесь можно выделить два вектора.
Первый. Государство сохраняет социальную ориентацию, где главная цель — социальная стабильность, рост благосостояния людей и их безопасность. В основе этого — доходы, цены, занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.
И второй. Беларусь сохраняет статус индустриальной страны. Продолжаем развивать промышленность и сельское хозяйство, IT-сферу и цифровые технологии, высокотехнологичную медицину и индустрию внутреннего туризма.
Ключевое направление программы – вопросы повышения благосостояния населения, социальная стабильность и комфортные условия для жизни.
Ключевым направлением самой программы является социальный блок — это вопросы повышения благосостояния населения, социальная стабильность и комфортные условия для жизни и безопасности наших людей. Остановлюсь на ключевых задачах.
Первая и, пожалуй, самая важная — стабилизировать численность населения.
Здесь выделю несколько направлений. Во-первых, придерживаясь традиционных семейных ценностей, развивать институт семьи. Поощрять не только рождение вторых и последующих детей, но и стимулировать рождаемость первого ребенка. Основной инструмент — обеспечить доступность комфортного жилья. Во-вторых, Минэкономики внесло предложение: приравнять труд матери по воспитанию третьего и последующих детей к труду в сфере образования. Вопрос дискуссионный и требует всестороннего обоснования и наличия ресурсов. В-третьих, предстоит реализовать целый комплекс мер для обеспечения здорового долголетия. От решения ряда организационных вопросов по модернизации системы здравоохранения до мер, направленных непосредственно на человека, таких как всеобщая диспансеризация, персонифицированная медицина, внедрение дистанционного мониторинга здоровья и т.д.
Одно из ключевых направлений для развития страны — это образование, исходя из цели индустриальной страны. Система образования на всех уровнях должна отвечать потребностям такой экономики.
Для этого нам предстоит продолжить совершенствовать и активно внедрять механизмы выявления талантливых детей, предоставлять им индивидуальные образовательные программы.
В системе среднего образования — формировать у учащихся инновационные навыки. Это даст нам новое поколение и изобретателей, и предпринимателей.
В системе профессионального образования — акцент на практикоориентированность. Чтобы учащиеся смогли получить не только знания и компетенции, но и требуемые навыки работы. И здесь очень важно создать современную образовательную среду. В ее основе будут развиваться сетевые структуры для коллективного пользования учебным и научным оборудованием. Нам предстоит серьезно оснастить современным оборудованием ресурсные центры для производственного обучения и учебных практик.
Немаловажное направление — это непрерывное дополнительное образование взрослых, в том числе бизнес-образование. Минэкономики уже подготовило указ по развитию в стране этого направления.
Очень важная тема — молодежная политика. Текущая ситуация показывает, что главный акцент нужно ставить на патриотическом воспитании, привитии трудолюбия, бережного отношения к культурному наследию и традициям белорусского народа, формировании нравственных качеств и правовой культуры.
Это тот фундамент, на котором будет формироваться человеческий потенциал страны.
Достичь этого можно только при устойчивой экономике. Нам нужен ее рост, основанный на запуске нового инвестиционного цикла и росте производительности труда.
Почему важен запуск инвестиционного цикла? Это основа развития любой экономики. К сожалению, в этой пятилетке по инвестициям мы не достигнем планируемого результата.
Для того чтобы состоялся запуск, необходимо несколько условий.
Важно создать предсказуемые и комфортные условия для инвестора, который должен понимать, что, вкладывая в экономику Беларуси, у него будут минимальные риски и прогнозируемые издержки. Что он сможет просчитывать свои бизнес-планы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Естественно, запуск инвестиционного цикла потребует соответствующей работы госорганов. Государство должно дать импульсы инвестору, в каких направлениях и отраслях мы будем поддерживать инвестиции при создании новых производств и какие условия для этого будут создаваться.
Но ключевым является реальный сектор экономики, рост которого будет обеспечиваться за счет увеличения продаж на внешних рынках, основанного на повышении качества и снижении себестоимости выпускаемой продукции, улучшении системы менеджмента и мотивации труда. Все это повлияет на конкурентоспособность и рост производительности труда.
Кроме этого, цифровизация технологических процессов на предприятиях потребует оптимизации численности занятых. Этот процесс будет сопровождаться высвобождением работников. Наша задача — сделать его управляемым. Для этого планируется формирование новых производств. На них будут создаваться рабочие места для перетока рабочей силы. Именно этот подход позволяет получить дополнительный прирост ВВП без потери занятых в экономике.
Что касается инвестиций. Мы вырабатываем два направления для инвестиционных вложений. Первое связано с вложением в инфраструктуру. Для этого мы формируем национальный инфраструктурный план. Это новация в планировании на будущую пятилетку. План включает потребность страны по всем направлениям развития инфраструктуры — социальную, инженерную, транспортную. Перечень выстраивается по приоритетности для финансирования.
Вторая часть — это коммерческие проекты. В общей сложности за пятилетку намерены направить около 208 миллиардов рублей инвестиций. Из них 70 процентов — в реальный сектор экономики, а оставшиеся 30 процентов — в инфраструктурные проекты и жилье.
Что касается комфортного проживания, то здесь продуман ряд мер по стимулированию строительства арендного и индивидуального жилья в сельской местности. Это снизит нагрузку на крупные города и областные центры.
— Если говорить о росте зарплат. За счет чего можно добиться поставленной задачи?
— Рост зарплаты будет обеспечен в первую очередь ростом производительности труда и продажами на внутреннем и внешнем рынках.
Экспортное направление будет приоритетным. Оно является драйвером для нашей открытой экономики. Конечно, есть определенные риски, в частности новых ограничений в связи с пандемией. И мы это учитываем. Но существуют и возможности в рамках Союзного государства и ЕАЭС для развития, импортозамещения, и этот потенциал нужно использовать.
Второе направление связано со снижением затрат. Оно тоже будет влиять на рост добавленной стоимости и производительности труда.
Третий момент — оптимизация численности занятых на производстве и модернизация производств. Это позволит выпускать то же количество продукции, но с меньшим числом занятых.
В новой пятилетке будут поддерживаться проекты, которые имеют кумулятивный и мультипликативный эффект.
— Во-первых, речь идет о развитии и поддержке комплексных и межотраслевых проектов. В этой пятилетке будем содействовать проектам, которые имеют кумулятивный и мультипликативный эффект. Они тянут за собой не только одну отрасль, но и смежные. На примере производства электромобилей и развития электроиндустрии можно показать, что в этом проекте будут задействованы не только машиностроители, но и химики, создающие новые композиционные материалы, ученые, принимающие участие в создании этих материалов, программисты, разрабатывающие соответствующие программы управления узлами машины, и так далее.
Второе направление связано с развитием медицины и фарминдустрии. У нас есть серьезный задел в отношении производства препаратов. Есть компетенции и производственный потенциал. Будут формироваться два кластера в Минске и Витебске.
Следующее направление — биотехнологии. Сегодня в стране достаточно развита сельскохозяйственная индустрия. И задача этого направления — глубокая переработка сельхозсырья. Якорным проектом станет Белорусская национальная биотехнологическая корпорация. Там уже НАН создает научно-исследовательский центр. Плюс будут подключены институты Академии наук. И это станет импульсом для развития других направлений, связанных с углубленной переработкой сельскохозяйственного сырья.
Еще одно направление связано с развитием авиакосмической отрасли. Сегодня в стране разрабатываются спутники, материалы для космической отрасли. Есть база, чтобы формировать эту новую отрасль. И это направление в новой пятилетке также будет активно расширяться.
Общесистемное направление, которое охватывает все сферы деятельности и получит серьезный импульс, — это вопросы, связанные с цифровизацией экономики. Она будет пронизывать все сферы деятельности и даст базовый толчок всем отраслям с точки зрения роста производительности труда, упрощения и ускорения взаимодействия между госорганами, субъектами хозяйствования и населением.
А в целом экономическая модель следующей пятилетки выстроена на запуске нового инвестиционного цикла для восстановления экономики, росте производительности труда в традиционных отраслях в результате цифровизации и технологическом перевооружении и создании нового высокотехнологичного сектора.
— Что касается регионального развития. На том же заседании Правительства Премьер-министр отметил, что отстающих регионов к концу следующей пятилетки быть не должно. На чем будет сделан упор в развитии регионов?
— Если говорить о региональной политике, то ключевым здесь является равномерное распределение и размещение производительных сил. В первую очередь речь идет о размещении новых производств. Отрабатывая вопрос с регионами, мы внимательно смотрим, где эти производства лучше располагать. Сегодня стоит задача — разместить по одному крупному проекту в каждой области, по одному-двум проектам в городах с численностью населения от 80 000 человек и как минимум по одному-двум проектам в районах, отстающих по социально-экономическому развитию. Такое распределение позволит также снивелировать различия в развитии регионов.
Кроме того, мы формируем территориальные инновационно-промышленные кластеры. Их сегодня около 10. И кластерный подход позволяет вовлекать в производственные цепочки предприятия, которые находятся также в отстающих в социально-экономическом развитии районах.
Но ключевым здесь будет разрабатываемый Министерством экономики с госорганами проект указа по стимулированию развития регионов. Он аккумулирует в себе наиболее действенные меры. Это и оршанский указ, и указы по развитию юго-восточного региона Могилевской области, Припятского Полесья, а также Декрет № 6 по предпринимательству. Основной принцип: чем меньше потенциал у района, тем больший пакет стимулов.
sichevich@sb.by
Текущее положение дел
— Александр Викторович, прежде чем говорить о предстоящей пятилетке, хотелось бы у вас спросить, как выполняется Программа социально-экономического развития на 2016–2020 годы. Что удалось сделать за это время, а что еще нет?— Если говорить о наших планах на пятилетний период, то, конечно, не все удалось сделать. Но ключевые задачи, которые ставил Глава государства по росту доходов населения, по макроэкономической стабильности, выполняются. Основная цель программы — повысить качество жизни. В этом направлении многое сделано. Результатом такой работы стало то, что белорусы стали жить дольше. В течение 20 лет постоянно растет продолжительность жизни. За этот период она увеличилась более чем на 6,5 года и составила 74,5 года. По обеспеченности жильем мы приближаемся к европейскому уровню. Образование и медицина сопоставимы с развитыми странами Европы. Это не наша оценка. Такая оценка вытекает из рейтинга индекса человеческого капитала Всемирного банка. В нем мы на 36-м месте среди 174 стран. А по достижению Целей устойчивого развития наша страна заняла 18-е место среди 166 стран мира.
Но многие показатели остались недостигнутыми. Причины известные, и они неоднократно обсуждались. Тем не менее три года пятилетки мы двигались в пределах заданных программой уровней. Но с 2019 года коррективы внесли неблагоприятные внешние факторы: сначала проблемы с поставками нефти, затем проседание на внешних рынках, резкое падение цен на черное золото. И естественно, все это значительно повлияло на наш экспорт. А от него напрямую зависит ВВП. Мы открытая экономика, и для того чтобы производить любую продукцию, нам надо закупать сырьевые ресурсы, газ, металлы, комплектующие и так далее. Необходима валютная выручка. С одной стороны, мы недополучили экспортную выручку, не смогли закупить соответствующие объемы сырья и произвести продукцию. А с другой — сжатие рынков ограничило наши экспортные поставки.
В 2020 году началась пандемия коронавируса, которая оказала значительное давление на нашу экономику. Но решение не закрываться помогло выстоять в этот период и не допустить того уровня падения, на который ушли наши соседи. Сейчас экономика восстанавливается. Хотя события, связанные с оттоком банковских депозитов населения, негативно повлияли на процесс восстановления экономики и снивелировали тот рост, который мог быть реализован в сентябре. Но даже при этом искусственно созданном шоке экономика удержала свою устойчивость и осталась с темпом роста на уровне восьми месяцев. Учитывая, что сейчас мы управляем рисками, которые возникли в финансовой сфере, тем не менее сохраняется определенный недостаток ресурсов. Даже в этих условиях производственные сектора экономики продолжают возобновляться. Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию через опережающие индикаторы: начиная с мая идет постоянный рост импорта черных металлов. Это говорит о том, что у наших производителей есть портфель заказов. Также ежемесячно увеличивается экспорт. По итогам восьми месяцев положительное сальдо внешней торговли составило 1 миллиард 180 миллионов долларов США. Достаточно хороший результат, который свидетельствует не только о сбалансированности экономики, но и о потенциале наращивания внутреннего спроса. И это дает основания полагать, что у нас дальше в наличии резерв для восстановления экономики. Правительство не снимает задачу максимально сократить падение ВВП и приблизиться к уровню прошлого года.
— Вы уже упомянули про влияние пандемии на экономику. А оцифровывался ли эффект, который оказала негативная эпидемиологическая ситуация?
— Чистый эффект пандемии отдельно выделить достаточно трудно. Если говорить о цифрах, то наиболее ощутимо он проявился во втором квартале. Если рассматривать этот квартал к соответствующему кварталу предыдущего года, то, по нашим расчетам, это падение в пределах трех процентов ВВП.
— А какой бы был эффект при худшем прогнозе, если бы страна все-таки пошла на введение жестких карантинных мер и закрытие границ, как это сделали многие страны?
— Вы знаете, это даже трудно представить, особенно последствия. Поскольку в условиях открытой экономики и отсутствия достаточно больших запасов золотовалютных резервов падение было бы в разы большим, чем мы имели. По сути, парализовало бы более 50 процентов промышленности.
Сегодня, если в целом говорить об экономике, более четверти отраслей находится в положительной зоне, то есть идет устойчивый рост строительства, сельского хозяйства, IT-сферы. Продолжает восстанавливаться промышленность. Однако ряд секторов никак не может оправиться от шока пандемии, хотя падение внутри них было остановлено уже к середине лета. Это транспортная деятельность, гостиничный и туристический бизнес, общественное питание, сфера спорта и развлечений. Складывающаяся ситуация в этих секторах для нас очень серьезный сигнал. И при второй волне пандемии нам предстоит достаточно существенно проработать меры поддержки в первую очередь этих отраслей. Они оказались наиболее уязвимыми по сравнению с другими.
— А можете поделиться планом Б на случай второй волны пандемии?
— Понимая, что вторая волна пандемии уже проявилась, мы готовим предложения по продлению срока действия Указа Президента № 143. В ближайшее время начнем активно взаимодействовать с бизнес-ассоциациями. Но хотел бы отметить, что мир уже не будет прежним. С пандемией нам придется жить. В этих условиях предприятия должны принимать решения по изменению своих стратегий и бизнес-моделей. Нельзя ждать, что все вернется в прежнее допандемийное состояние. И те компании, которые быстрее перестроятся, будут иметь больший шанс в устойчивости своего бизнеса. Здесь необходимо честно сказать, что в новых условиях часть бизнесов, если их не изменить, будут нежизнеспособны. Поэтому нужно перестраиваться.
Задачи новой пятилетки
— Александр Викторович, вижу у вас на рабочем столе новый проект Программы социально-экономического развития на 2021–2025 годы. В прошлый раз мы с вами встречались в июне. Насколько с того момента документ претерпел изменения и какая концепция заложена в проекте?— Действительно, документ дорабатывается. Сейчас дополняется конкретными мерами и проектами. Я хотел бы выделить три ключевых блока программы. Первый касается приоритетных 10 направлений развития, которые необходимо реализовать в предстоящей пятилетке. Они больше институционального и регуляторного характера. Второй посвящен развитию отраслей экономики. И третий касается развития регионов. Структурно программа выглядит именно так.
Очень важно определить, какой страну мы хотим видеть на пятилетнем горизонте, какие ее основные контуры. Здесь можно выделить два вектора.
Первый. Государство сохраняет социальную ориентацию, где главная цель — социальная стабильность, рост благосостояния людей и их безопасность. В основе этого — доходы, цены, занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.
И второй. Беларусь сохраняет статус индустриальной страны. Продолжаем развивать промышленность и сельское хозяйство, IT-сферу и цифровые технологии, высокотехнологичную медицину и индустрию внутреннего туризма.
Ключевое направление программы – вопросы повышения благосостояния населения, социальная стабильность и комфортные условия для жизни.
Ключевым направлением самой программы является социальный блок — это вопросы повышения благосостояния населения, социальная стабильность и комфортные условия для жизни и безопасности наших людей. Остановлюсь на ключевых задачах.
Первая и, пожалуй, самая важная — стабилизировать численность населения.
Здесь выделю несколько направлений. Во-первых, придерживаясь традиционных семейных ценностей, развивать институт семьи. Поощрять не только рождение вторых и последующих детей, но и стимулировать рождаемость первого ребенка. Основной инструмент — обеспечить доступность комфортного жилья. Во-вторых, Минэкономики внесло предложение: приравнять труд матери по воспитанию третьего и последующих детей к труду в сфере образования. Вопрос дискуссионный и требует всестороннего обоснования и наличия ресурсов. В-третьих, предстоит реализовать целый комплекс мер для обеспечения здорового долголетия. От решения ряда организационных вопросов по модернизации системы здравоохранения до мер, направленных непосредственно на человека, таких как всеобщая диспансеризация, персонифицированная медицина, внедрение дистанционного мониторинга здоровья и т.д.
Одно из ключевых направлений для развития страны — это образование, исходя из цели индустриальной страны. Система образования на всех уровнях должна отвечать потребностям такой экономики.
Для этого нам предстоит продолжить совершенствовать и активно внедрять механизмы выявления талантливых детей, предоставлять им индивидуальные образовательные программы.
В системе среднего образования — формировать у учащихся инновационные навыки. Это даст нам новое поколение и изобретателей, и предпринимателей.
В системе профессионального образования — акцент на практикоориентированность. Чтобы учащиеся смогли получить не только знания и компетенции, но и требуемые навыки работы. И здесь очень важно создать современную образовательную среду. В ее основе будут развиваться сетевые структуры для коллективного пользования учебным и научным оборудованием. Нам предстоит серьезно оснастить современным оборудованием ресурсные центры для производственного обучения и учебных практик.
Немаловажное направление — это непрерывное дополнительное образование взрослых, в том числе бизнес-образование. Минэкономики уже подготовило указ по развитию в стране этого направления.
Очень важная тема — молодежная политика. Текущая ситуация показывает, что главный акцент нужно ставить на патриотическом воспитании, привитии трудолюбия, бережного отношения к культурному наследию и традициям белорусского народа, формировании нравственных качеств и правовой культуры.
Это тот фундамент, на котором будет формироваться человеческий потенциал страны.
Достичь этого можно только при устойчивой экономике. Нам нужен ее рост, основанный на запуске нового инвестиционного цикла и росте производительности труда.
Почему важен запуск инвестиционного цикла? Это основа развития любой экономики. К сожалению, в этой пятилетке по инвестициям мы не достигнем планируемого результата.
Для того чтобы состоялся запуск, необходимо несколько условий.
Важно создать предсказуемые и комфортные условия для инвестора, который должен понимать, что, вкладывая в экономику Беларуси, у него будут минимальные риски и прогнозируемые издержки. Что он сможет просчитывать свои бизнес-планы на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Естественно, запуск инвестиционного цикла потребует соответствующей работы госорганов. Государство должно дать импульсы инвестору, в каких направлениях и отраслях мы будем поддерживать инвестиции при создании новых производств и какие условия для этого будут создаваться.
Но ключевым является реальный сектор экономики, рост которого будет обеспечиваться за счет увеличения продаж на внешних рынках, основанного на повышении качества и снижении себестоимости выпускаемой продукции, улучшении системы менеджмента и мотивации труда. Все это повлияет на конкурентоспособность и рост производительности труда.
Кроме этого, цифровизация технологических процессов на предприятиях потребует оптимизации численности занятых. Этот процесс будет сопровождаться высвобождением работников. Наша задача — сделать его управляемым. Для этого планируется формирование новых производств. На них будут создаваться рабочие места для перетока рабочей силы. Именно этот подход позволяет получить дополнительный прирост ВВП без потери занятых в экономике.
Что касается инвестиций. Мы вырабатываем два направления для инвестиционных вложений. Первое связано с вложением в инфраструктуру. Для этого мы формируем национальный инфраструктурный план. Это новация в планировании на будущую пятилетку. План включает потребность страны по всем направлениям развития инфраструктуры — социальную, инженерную, транспортную. Перечень выстраивается по приоритетности для финансирования.
Вторая часть — это коммерческие проекты. В общей сложности за пятилетку намерены направить около 208 миллиардов рублей инвестиций. Из них 70 процентов — в реальный сектор экономики, а оставшиеся 30 процентов — в инфраструктурные проекты и жилье.
Что касается комфортного проживания, то здесь продуман ряд мер по стимулированию строительства арендного и индивидуального жилья в сельской местности. Это снизит нагрузку на крупные города и областные центры.
— Если говорить о росте зарплат. За счет чего можно добиться поставленной задачи?
— Рост зарплаты будет обеспечен в первую очередь ростом производительности труда и продажами на внутреннем и внешнем рынках.
Экспортное направление будет приоритетным. Оно является драйвером для нашей открытой экономики. Конечно, есть определенные риски, в частности новых ограничений в связи с пандемией. И мы это учитываем. Но существуют и возможности в рамках Союзного государства и ЕАЭС для развития, импортозамещения, и этот потенциал нужно использовать.
Второе направление связано со снижением затрат. Оно тоже будет влиять на рост добавленной стоимости и производительности труда.
Третий момент — оптимизация численности занятых на производстве и модернизация производств. Это позволит выпускать то же количество продукции, но с меньшим числом занятых.
В новой пятилетке будут поддерживаться проекты, которые имеют кумулятивный и мультипликативный эффект.
Драйверы пятилетки
— А какие точки роста определены драйверами предстоящей пятилетки?— Во-первых, речь идет о развитии и поддержке комплексных и межотраслевых проектов. В этой пятилетке будем содействовать проектам, которые имеют кумулятивный и мультипликативный эффект. Они тянут за собой не только одну отрасль, но и смежные. На примере производства электромобилей и развития электроиндустрии можно показать, что в этом проекте будут задействованы не только машиностроители, но и химики, создающие новые композиционные материалы, ученые, принимающие участие в создании этих материалов, программисты, разрабатывающие соответствующие программы управления узлами машины, и так далее.
Второе направление связано с развитием медицины и фарминдустрии. У нас есть серьезный задел в отношении производства препаратов. Есть компетенции и производственный потенциал. Будут формироваться два кластера в Минске и Витебске.
Ставка делается на развитие биотехнологий. |
Еще одно направление связано с развитием авиакосмической отрасли. Сегодня в стране разрабатываются спутники, материалы для космической отрасли. Есть база, чтобы формировать эту новую отрасль. И это направление в новой пятилетке также будет активно расширяться.
Общесистемное направление, которое охватывает все сферы деятельности и получит серьезный импульс, — это вопросы, связанные с цифровизацией экономики. Она будет пронизывать все сферы деятельности и даст базовый толчок всем отраслям с точки зрения роста производительности труда, упрощения и ускорения взаимодействия между госорганами, субъектами хозяйствования и населением.
А в целом экономическая модель следующей пятилетки выстроена на запуске нового инвестиционного цикла для восстановления экономики, росте производительности труда в традиционных отраслях в результате цифровизации и технологическом перевооружении и создании нового высокотехнологичного сектора.
— Что касается регионального развития. На том же заседании Правительства Премьер-министр отметил, что отстающих регионов к концу следующей пятилетки быть не должно. На чем будет сделан упор в развитии регионов?
— Если говорить о региональной политике, то ключевым здесь является равномерное распределение и размещение производительных сил. В первую очередь речь идет о размещении новых производств. Отрабатывая вопрос с регионами, мы внимательно смотрим, где эти производства лучше располагать. Сегодня стоит задача — разместить по одному крупному проекту в каждой области, по одному-двум проектам в городах с численностью населения от 80 000 человек и как минимум по одному-двум проектам в районах, отстающих по социально-экономическому развитию. Такое распределение позволит также снивелировать различия в развитии регионов.
Кроме того, мы формируем территориальные инновационно-промышленные кластеры. Их сегодня около 10. И кластерный подход позволяет вовлекать в производственные цепочки предприятия, которые находятся также в отстающих в социально-экономическом развитии районах.
Но ключевым здесь будет разрабатываемый Министерством экономики с госорганами проект указа по стимулированию развития регионов. Он аккумулирует в себе наиболее действенные меры. Это и оршанский указ, и указы по развитию юго-восточного региона Могилевской области, Припятского Полесья, а также Декрет № 6 по предпринимательству. Основной принцип: чем меньше потенциал у района, тем больший пакет стимулов.
sichevich@sb.by