Система премирования медработников стала зависеть от мнения пациентов
14.11.2016 20:57:17
Программу для гаджета написали специалисты отделения автоматизированных систем управления центра. Установлен он возле регистратуры. Здесь же — объявление, напоминающее пациентам, что они могут оставить свой отзыв. Вот направляется к планшету Ирина из кабинета, где помогают избавиться от заболеваний, связанных с нарушением пигментации кожи:
— Я была на приеме у доктора Евгения Либартовича. Он — настоящий профессионал. Поэтому мне хочется поставить ему хорошую оценку.
Девушка в несколько кликов выбирает на экране фамилию, нажимает кнопку «хорошо» и конкретизирует свой выбор — «за профессионализм».
Идея налаживания обратной связи с пациентами не нова. Уже давно, например, появились бумажные анкеты, которые просят заполнить посетителей больниц и поликлиник. Не диковинка и компьютеризированные рабочие места, завязанные в локальную сеть. По словам главврача Витебского областного клинического центра дерматовенерологии и косметологии Виктора Спиридонова, телекоммуникационную медицину здесь практикуют уже около 10 лет. Консультации на сайте центра, консилиумы с помощью скайпа между докторами из отдаленных районов и их областными коллегами. Нынешний способ оценки врачей, говорит заведующая амбулаторно–поликлиническим отделением Евгения Федорович, — очередной шаг во внедрении компьютерных технологий, а также удобный дополнительный индикатор качества оказания медицинской помощи:
— Индикаторы — это цифровое выражение наших профессиональных показателей. Информация, собранная с помощью планшета, позволяет увидеть, как доктор оценивается с точки зрения профессионализма, отношения к пациенту и результата лечения. В итоге индикаторы качества обрабатываются определенным образом и выливаются в премиальные надбавки. Новая система оценки работает у нас второй месяц, и мы видим, что с ее помощью, к примеру, зарплату можно увеличить на 10%. Это хороший стимул.
Еженедельно Евгения Ивановна информирует подчиненных о результатах опроса. Например, у врача–дерматовенеролога Евгения Либартовича за 7 дней набралось 168 оценок. Конечно, такая система прежде всего дисциплинирует доктора, заставляет его искать общий язык с пациентами. Хотя, по словам Евгения Владимировича, после внедрения новшества его коллеги и не стремятся устраивать гонку за цифрами, появление отрицательных оценок всегда вызывает бурное обсуждение. Сначала из этических соображений фамилии тех, кто заработал «плохо», не называли. Но сами врачи настояли, чтобы информация озвучивалась в полном объеме. Говорят, это помогает анализировать ошибки и не повторять их впредь. Сейчас система работает в экспериментальном режиме. Рядом с ней, чтобы исключить необъективные оценки, установлена видеокамера...
Прием ведет Евгений Либартович.
Прием ведет Евгений Либартович.
Пока решить судьбу премиальных для доктора могут только посетители этого центра, однако минские медики не исключают возможности, что переймут новшество. У них, кстати, тоже есть любопытный пилотный проект: к концу года будет готов рейтинг взрослых и детских больниц столицы исключительно на основе оценок посетителей.
— Мы разработали анкету удовлетворенности медицинским обслуживанием, ответить на вопросы которой выборочно предлагаем пациентам при выписке из стационара, — рассказывает председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома Игорь Юркевич. — В частности, можно оценить работу врачей, медсестер, младшего медперсонала, высказаться, есть ли коррупционные предпосылки при оказании помощи. Оценку можно дать и в электронном варианте на нашем сайте. Поликлинический вариант такого анкетирования также уже разработан.
Игорь Юркевич.
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО.
Все это тоже поможет решить существующие проблемы и исправить недоработки. Да и стационарам получить звание «народная больница» будет приятно.
Факт
Сервисов, где пациент может выказать свое недовольство, с каждым разом становится больше. Наряду с традиционными «горячими линиями» и официальными обращениями появляются все более современные варианты. Скажем, уже больше года претензии к работе врачей в Минске можно выразить через СМС–сообщение на номер (+375 29) 119–62–32. В комитете по здравоохранению уверяют: ни один сигнал не остается без внимания, все направляются главным врачам на реагирование. Но главное — такой способ помогает решать возникшие проблемы намного оперативнее.
Справка «СБ»
Система премирования медиков совершенствуется. В медицинских учреждениях активно разрабатывают и внедряют индикаторы качества, которые потом и позволяют распределять дополнительные надбавки. Так сказать, каждому по заслугам и по результатам. Например, если раньше врачи–терапевты получали одинаковые премиальные (должность–то одна и та же), то теперь учитывается ряд показателей: принимается во внимание и профилактическая работа, и состояние здоровья пациентов, и результаты лечения и реабилитации, а также другие критерии. Не остаются без внимания жалобы пациентов и соблюдение врачебной этики.
— Такая система позволяет сформировать в учреждениях здравоохранения максимально прозрачную, понятную и доступную систему материального стимулирования, — считает начальник управления экономического анализа и развития здравоохранения Министерства здравоохранения Елена Ткачева. — Это гарантирует справедливое вознаграждение по результатам труда, а не за отработанное время, а также увеличивает размер премии работникам с высокими показателями качества работы.
Прямая речь
Юрий Деркач, начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома:
— На протяжении последних трех лет Минздрав требует активнее налаживать обратную связь с пациентами. И форма здесь не важна. Например, наши реабилитационные центры «Железняки», «Жемчужина», «Крупенино» предлагают выставлять оценки пациентам на своих интернет–сайтах. Им это необходимо для участия в конкурсах по продаже путевок. Применение всевозможных умных гаджетов полезно также с точки зрения развития информатизации в здравоохранении. В середине декабря вся Витебская область должна перейти на использование электронных рецептов. Если экспериментальный проект Витебского областного клинического центра дерматовенерологии и косметологии хорошо себя зарекомендует, мы сделаем его составной частью электронной амбулаторной карты, переход на которую в регионе запланирован в начале 2017–го.
Кстати
В российских регионах выбирать лучших, «народных» медиков — добрая традиция. Пациенты могут не только оставить свой голос за любимого терапевта, врача скорой помощи, медсестру, но и высказать пожелания по улучшению работы и качеству обслуживания. Формат у каждого свой. Где–то популярно СМС–голосование, где–то — онлайн–опросы на сайте, часто встречаются и анкеты, которые после консультации у врача любой желающий может бросить в специальные урны для голосования.
savitskaya@sb.by
svg–vt@mail.ru
Советская Белоруссия № 219 (25101). Вторник, 15 ноября 2016