История одной фотографии композитора Игоря Лученка
24.11.2018 07:35:00
Владимир СТЕПАН
И поэты, и певцы, и композиторы знают, что самые лучшие и благодарные слушатели — женщины. Они умеют понимать искусство, сопереживать и сочувствовать лучше мужчин. Тронет музыка — вздохнут, слезу смахнут, улыбнутся, подхватят мелодию и станут негромко подпевать...
На этой черно–белой фотографии Евгения Коктыша запечатлена одна из многочисленных встреч композитора Игоря Лученка с почитателями его таланта. Композитор играет на аккордеоне свои песни, а благодарные слушательницы внимают и подпевают. А исполняет в этот момент Игорь Михайлович (фотограф это запомнил) свой знаменитый «Майский вальс». Песню, без которой уже больше трех десятилетий не обходится ни один праздник Победы. Наверняка же знаете и слова, и кружащую мелодию:
Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай
Тот цветущий и поющий яркий май...
Когда слышу этот вальс, то обычно вспоминаю черно–белую военную хронику. Изможденных солдат, толкающих машину, разбитые дороги, разрушенные города, реки с искореженными мостами, горящие самолеты и танки... Убитых и раненых бойцов в длинных шинелях и коротких телогрейках. Уставшие от бесконечной войны глаза, видевшие ужасы и тысячи смертей.
На фотографии Евгения Коктыша именно такие женщины войны. Они подпевают Игорю Лученку и, это видно по лицам, вспоминают свою тяжкую молодость, свои лучшие годы, припавшие на войну. И радуются вместе с песней, что все мучения закончились, что больше не надо одевать тяжелую шинель и гимнастерку. Много чего вспоминают, не стесняясь слез. А пальцы композитора бегут по клавишам, а меха разворачиваются в такт дыханию, словно набирают воздух, чтобы закружить женщин в радостном и грустном вальсе. И они повторяют слова поэта Михаила Ясеня про израненную гармонь, про Дунай и Волгу, маленькую площадь и цветы:
Над Веной седой и прекрасной
Плыл вальс, полон грез и огня,
Звучал он то нежно, то страстно,
И всех опьяняла весна...
Композитор не раз рассказывал, как однажды на Полесье к нему подошел немолодой мужчина–ветеран, сыграл на аккордеоне «Майский вальс», а потом сказал, что услышал эту песню весной 1945–го в освобожденной Праге... Композитор попытался уточнить, что эта песня написана им, в 1985–м, через тридцать лет после окончания войны. Но ветеран продолжал настаивать и утверждать, что песня — народная!
Не бывает для автора похвалы выше...
Без сомнения, есть в этой пусть и слегка постановочной фотографии суровая правда жизни и точный рассказ о композиторе, песне и людях, слушающих и поющих.