Мастер-класс по оригами в центре японской культуры и традиций в Минске: как складывание бумаги защищает от Альцгеймера
12.11.2017 18:53:25
Мастер-класс по оригами стал частью большого фестиваля культуры «Японская осень в Беларуси 2017», организованного при поддержке посольства Японии в нашей стране в честь 25-летия установления дипломатических отношений.
Япония все еще остается неизвестной и весьма экзотичной для большинства белорусов страной. Но представление о ее культуре, пусть и поверхностное, есть у каждого: кимоно, самураи и, конечно, оригами – явная тройка фаворитов.
Причем об искусстве фигурного складывания из обыкновенного листа бумаги, как правило, знают больше обычного благодаря трогательной истории еще из школьной программы о Садако Сасаки. Тяжело заболевшая после атомной бомбардировки Хиросимы девочка услышала древнюю историю о том, что тысячи сделанных бумажных журавликов могут исцелить человека, и начала их мастерить. Сделать тысячу оригами Садако не успела, но именно белый журавлик стал самым знаменитым образом этого искусство, равно как и символом борьбы за мир.
Узнать о том, что оригами отнюдь не ограничивается фигурками журавлей, а в родной стране давно рассматривается не только в качестве прикладного искусство, но и как серьезная научная область, предложил центр японской культуры и традиций «Хагакурэ».
На то, что оригами в культуре Японии оставили след, далеко выходящий за границы причудливо изломанных, насупившиеся острыми углами фигурок, указывает хотя бы происхождение слова. Формально «оригами» предсказуемо переводится как «складывание бумаги», но «бумага» и «божество» по-японски созвучны, что добавляет древнему искусству мистическое и религиозное звучание. Неудивительно, что зародившееся почти 1500 лет назад искусство большую часть своей истории было исключительно элитарным: в изящно сложенную бумагу, которая изготавливалась вручную, заворачивали подарки для знати. Еще бумага использовалась в религиозных ритуалах и церемониях, и лишь с началом ее массового производства – примерно в XVII веке - техника оригами становится по-настоящему народной. Этим искусством в Японии действительно занимаются и стар, и млад, причем во всех возрастах оно полезно для человека, поделилась подробностями педагог дополнительного образования, мастер оригами и бумагопластики Ирина Иовлева:
- Японцы считают, что оригами человек должен заняться трижды в жизни: в детстве, когда только постигает азы складывания из бумаги, во взрослом возрасте, когда учит этому искусству детей, и уже в зрелом возрасте, в 60-80 лет. И японские бабушки и дедушки действительно собираются группами и мастерят фигурки, и это не только хобби, но и полноценная профилактика болезни Альцгеймера. По исследованиям Токийского института физиологии мозга, выполнение оригами увеличивает поток крови, проходящий через префронтальную кору мозга и улучшает его работу, активизируют мыслительные процессы. Недаром японцы говорят: руки – второй мозг. А в более юном возрасте оригами тренирует усидчивость, концентрацию, мелкую моторику рук, логическое и математическое мышление, служит своеобразной медитацией. Кстати, в процессе создания оригами одинаково задействованы оба полушария мозга, так что оно так же полезно, как занятия музыкой.
Оригами в Японии исследовали не только с точки зрения влияния на физиологию, но и, как ни удивительно, в качестве самодостаточной дисциплины. Именно вековые традиции оригами помогают разрабатывать безопасные и прочные, удобно собираемые из одного листа картона упаковки для множества хрупких вещей – от бутылок вина до объективов фотоаппаратов. Некоторые туристические карты, складываемые по особому шаблону, которые можно развернуть одним движением руки – тоже наследие оригами. Самое удивительное, оригами помогает человечеству даже в космосе – на основе этого древнего искусства в 70-х годах японский астрофизик разработал алгоритм разворачивания солнечных батарей спутников, используемый до сих пор.
Пришедшая на мастер-класс Татьяна тоже решила изучить оригами из практических соображений, но более приземленных:
- Прошлой весной я была в Японии и привезла большую упаковку бумаги для оригами, и хотя с нею идут довольно подробные инструкции по сбору моделей, фигурки у меня не выходят. Лишь на первый взгляд кажется, что все просто: согни, поверни, повтори пару раз – и готово. На деле все сложнее и, надеюсь, после мастер-класса я уж разберусь с этой стопкой бумаги.