Чему учат предвногодние мастер-класы по хенд-мейду
26.12.2014 20:31:13
В канун Рождества и Нового года самый популярный вопрос: что подарить? Ведь хочется не просто порадовать, а удивить, добавить к презенту какую–то изюминку. Тут–то на выручку и приходит старый добрый совет, мол, лучший подарок — сделанный своими руками. За эту идею, к слову, активно выступают и многочисленные противники традиционного празднования зимних торжеств, которые призывают прекратить обогащать дельцов от «рождественской индустрии». В итоге уже за два месяца до Рождества в Европе и США вяжут, шьют, вышивают, выпиливают, варят душистое мыло. Популярны и предновогодние курсы ювелиров, граверов, переплетчиков и стеклодувов. Мода на предновогодний хенд мейд добралась и до нас. И уже в последних числах ноября было немало желающих записаться на рождественские курсы по самым разным направлениям — от новогодних открыток в китайском стиле до стильных снежинок для интерьера. Как и чему учат на таких занятиях? За несколько дней до Нового года на мастер–классы отправились и корреспонденты «СБ».
Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Воскресный вечер. Желающие научиться делать украшения и подарки из фетра подтягиваются в новогоднюю мастерскую «Все Малевичи». Многие пришли с детьми, кто–то просто для себя, а кто–то, как моя собеседница Виктория, получил в подарок сертификат на такой мастер–класс. Тут, кстати, приятный момент: на такие занятия ты приходишь в буквальном смысле с пустыми руками — все материалы для творчества тебе предоставляют уже на месте, и это входит в стоимость мастер–класса. Организаторы усмотрели еще и выгоду для учеников, ведь новичку в этом деле трудно подобрать в магазине подходящую кисточку или ткань. Да и такая подготовка наверняка ударит по карману, а здесь все материалы закупают в разы дешевле у оптовиков.
Тема сегодняшнего занятия — «Рождественские игрушки из фетра». Делаем белую новогоднюю елку и бежевый рождественский веночек. Вика волнуется: «У меня руки совершенно не заточены под творчество. Боюсь, что ничего не получится». Наш педагог, художник Алена Сергеева, настроена куда оптимистичнее: получится у всех, главное — правильно объяснить. Итак, перед нами бумага, куски фетра, ленточки, бусины и колокольчики, несколько тюбиков клея, ножницы и нитки с иголками. Собственно, все. Через пару часов из этого нехитрого набора должны появиться праздничные предметы интерьера. Пока взрослые заготавливают формы, дети с головой ушли в работу над аксессуарами: Алена поручила им вырезать из бумаги звездочки и елочки.
«Хорошее мне тетя дала задание», — делает вывод одна из маленьких участниц мастер–класса.
Группа у нас небольшая — всего восемь человек. Но для такой кропотливой работы —– в самый раз. Тем более педагогу приходится разрываться между учениками, ведь у каждого то и дело что–то не получается. Кто–то не может освоить, как при помощи обычной вилки превратить ленту в аккуратный бантик, кто–то никак не закрепит полоски с фетром, а у меня колокольчики наотрез отказывались крепиться к рождественскому венку.
До финиша дошли не все. В конце второго часа одни радостно упаковывали свои поделки, планируя дополнить ими домашний интерьер или преподнести друзьям столь необычный подарок. Другие сдались, так и не доделав рождественский венок, — не хватило времени, поэтому пообещали закончить работу дома. Елки, кстати, у всех получились отличные, похожие на воздушный тортик!
На занятия по новогодней флористике мы опоздали. Уже в середине декабря курсы закончились. Желающих было много, и группы набирали по 10 человек. За четыре занятия по четыре часа здесь предлагали освоить рождественские композиции для стола, дверей и стен, научить оформлять свечи и делать новогодние елки из цветов, разбираться в ароматных праздничных композициях и создавать новогодние формы из... сена. Но позже мы натолкнулись на блестящую альтернативу — роспись имбирных пряников.
На занятие в семейный центр Катерины Ковровой приехали к 18.30. Уже на месте стало ясно: обстановка здесь по–домашнему уютная, напоминает дружескую встречу на кухне, а уж никак не строгий урок. Правда, есть несколько правил. Первое — уличную обувь, как дома, оставляем у входа. Второе — каждый участник мастер–класса не просто слушатель, а действующее лицо. Третье — каждому полагаются передник и перчатки. Четвертое правило мы вывели для себя чуть позже: сначала сделай дело — только потом можешь попить чайку с пряниками.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ
Итак, наша группа — 7 учеников, среди них и взрослые, и дети. У каждого по 5 имбирных пряников. Это как раз тот случай, когда важен не только результат, но и сам процесс. Прежде чем перейти к практике, начинаем с теории. Наш педагог Вероника Черник рассказывает, как и из чего сделать глазурь для пряников. Следующий шаг — приступаем к приготовлению. Та еще хитрость — отделить в яйцах желтки от белков, а потом взбить полученную массу с сахарной пудрой! Вероника, ловко удерживая внимание ребят, замечает: «Запоминайте! Будете потом маме дома подсказывать». Мальчик Ваня тут же парирует: «Зачем? Родители могут и в интернете посмотреть». И вот глазурь готова, теперь каждый добавляет в нее пищевой краситель понравившегося цвета. Главное — удержаться и не съесть аппетитную сладкую массу. Иначе чем будешь красить пряник?
— А серого нет? — расстраивается маленький Тимур.
— Зачем нам серый? — улыбается в ответ Вероника. — Только рождественские яркие цвета — синий, зеленый, красный, желтый, оранжевый. Давай помогу тебе красивый узор сделать.
Все оставшееся занятие — это полет фантазии, кто во что горазд украшает свой пряник. Ну а кульминация занятия — веселое чаепитие. С такими подарками оно еще не раз повторится.
Кстати
Обычай дарить подарки на Новый год родом из Древнего Рима, где «на счастье» подносили плоды, сладости, благовония или золотые монеты. А первыми рождественскими подарками принято считать дары, которые трое волхвов принесли новорожденному младенцу Христу в знак признания его Царем Мира. В эпоху Средневековья подарки стали делом общественным — их в складчину делали церковные общины для бедных. В семьях в те времена дарили одежду и сладкие десерты вроде марципанов, пряников, пирогов с сухофруктами. Окончательное разделение на новогодние и рождественские подарки случилось в эпоху Возрождения. Рождественские стали чем–то вроде обязательной благотворительной акции для детей, а новогодние — соревнования тщеславия среди взрослых... В советские времена под домашнюю елку детям долгое время ничего не клали, главной радостью были самодельные игрушки и свечи. А вот в домах культуры, где Дед Мороз одаривал воспитанников детских домов, ребятишкам раздавали матерчатые мешочки, в которых были пряники, леденцы, конфеты–подушечки и орехи. Разнообразнее подарки стали с 1950–х. Сначала это были нарядные жестяные сундучки с россыпью конфет, потом появились другие сладкие наборы, самыми дефицитными считались ярко–красные пластмассовые «спасские башни» с часами. Родители со своей стороны стремились исполнять детские заветные желания — дарили машинки, конструкторы, футбольные мячи для мальчиков, для девочек — куклы с закрывающимися глазами и плюшевые зверушки. Подросткам дарили вещи поосновательнее: коньки, фотоаппараты и даже железную дорогу. В это же время вернулась и традиция взрослых подарков — обычно это были какие–то дефицитные вещи вроде электробритвы.
pasiyak@sb.by
Советская Белоруссия № 246 (24627). Суббота, 27 декабря 2014.
Советская Белоруссия № 246 (24627). Суббота, 27 декабря 2014.