Как людям с инвалидностью получить водительские права
19.12.2022 08:55:00
Александра ЯНКОВИЧ
У Дмитрия Побудеева с рождения нет части левой руки. Зато есть огромное желание водить машину. На учебу он ездит за 260 километров — именно такое расстояние из его родного Волковыска до столичной автошколы.
Преподаватель автошколы Андрей Гештовт и курсантка Ирина.
— Конечно, если делать калькуляцию, то расходы на обучение инвалидов будут выше. Тем не менее мы стараемся своими силами покрывать затраты.
В среднем в год автошкола выпускает около 50—60 курсантов с физическими особенностями. Недавно права получила первая группа глухонемых. Их было 9 человек. И все успешно прошли контрольные испытания в ГАИ. Инструктор по вождению Юрий Чернобров рассказывает:
— Не всегда ведь надо знать тот же английский язык, чтобы объяснить иностранцу, в какую сторону идти. Похожий принцип и здесь. Жесты. Все можно показать ими. Когда мы приехали в ГАИ сдавать вождение в городе, принимающий экзамен инспектор удивленно спросил: «А как мне им говорить, куда ехать?» Я ответил: «Просто показывайте жестами. Они все поймут».
— Занятия в Zoom все изменили. Учащиеся стали полностью проходить программу у нас.
Несмотря на то что теория дается дистанционно, зачеты все равно проходят в классах. Однако и здесь преподаватели идут навстречу курсантам, которые чаще всего могут приехать лишь на выходные или на месяц остановиться в Минске, чтобы откатать вождение и заодно сдать все хвосты.
Директор автошколы Иван Костюк.
— Самое интересное, что в то время как здоровые не могут справиться с одним зачетом, инвалиды это делают легко, — отмечает преподаватель Юрий Чернобров. — Все благодаря высокой мотивации.
Экзамен в ГАИ люди с особыми потребностями в 90 % случаев сдают с первой попытки.
—Они знают, зачем сюда пришли и что хотят получить. Для колясочников ведь машина — это, по сути, ноги. Она дает им столько возможностей, — говорит Юрий Чернобров. — У нас для них одна машина — Toyota Yaris с автоматической коробкой передач. Все инвалиды, скажем так, со своими особенностями. И машину мы можем подстроить под каждого из них. К примеру, колясочник приходит — значит, тормоз и газ наверху, есть специальные съемные рычаги.
— Осталось еще полтора месяца отучиться, и ГАИ ждет, — говорит Ирина. — А там куплю машину и буду ездить на ней на работу, а летом на дачу. Жизнь станет немного проще.
Директор «Спецавтомастер» Иван Костюк рассказывает, что их курсанты в основном сдают экзамен в ГАИ в Минске:
— Однако был случай, когда мы гнали машину в районный центр. Девушка-инвалид очень просила сдавать дома. Людям с нарушением опорно-двигательного аппарата важно знать, что они могут получить права. По сути, это не просто возможность управлять транспортным средством — это открытие целого мира.
Василий Лукашевич, председатель ЦП ОО «Белорусское общество инвалидов»:
— Автомобиль для человека с ограниченными возможностями — это не роскошь, а жизненная необходимость. Если инвалид хочет жить, а не существовать в четырех стенах, он должен иметь возможность передвигаться. А машина тому помощник. Даже среди инвалидов I и II групп есть те, кто способен и себя содержать, и на машину заработать.
Нам часто звонят родственники человека, получившего инвалидность, спрашивают, где можно купить автомобиль, скажем, с ручным управлением, где можно отучиться на права. Видя в этом единственный способ зацепиться за жизнь. Как правило, инвалиды покупают подержанные автомобили, по необходимости переоборудуют. К слову, есть льгота при растаможке машины: 50 % таможенной пошлины возвращается инвалиду I или II группы.
В 2015-м в нашей стране вступил в силу новый технический регламент, который предусматривает, что инвалидам можно переоборудовать, а значит, и управлять транспортным средством лишь с автоматической коробкой передач. Сейчас мы ведем переговоры с Госстандартом, чтобы таким водителям разрешали ездить не только на «автомате». Почему? Представьте ситуацию: человек попадает в аварию, лишается ноги. Чтобы ездить, он может переоборудовать свою машину с «механикой», а не покупать новую, что в большинстве случаев финансово неподъемно.
Что касается обучения вождению, то не каждый областной центр может похвастаться наличием машины с ручным управлением. В прошлом году Брестская городская организационная структура ДОСААФ приобрела и переоборудовала Volkswagen Polo с ручным управлением и автоматической коробкой передач. Также в Молодечно есть возможность учиться водить на базе техникума. И конечно же, минская автошкола, которая находится в СУ «Инвацентр» Белорусского общества инвалидов. Раньше ситуация была иная. Мест, где инвалид мог обучаться водить, было больше. Сейчас мы работаем в этом направлении.
Ольга Калечиц, врач-терапевт отделения по освидетельствованию водителей УП «24-я городская поликлиника спецмедосмотров»:
— Что касается людей с нарушениями двигательного аппарата, то в этом году мы допустили 111 человек к вождению с ручным управлением. В 2018-м таких людей было гораздо больше — 202. Но уменьшение связано с тем, что за четыре года дважды менялся перечень противопоказаний к управлению транспортом. И сейчас при многих заболеваниях опорно-двигательного аппарата и нервной системы, сопровождающихся двигательными нарушениями, водительские комиссии принимают решение о допуске к вождению без переоборудования транспортного средства (ручного управления) благодаря возможности использования автоматической трансмиссии.
Хочется отметить, что с 22.09.2022 вступил в силу новый перечень заболеваний и медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденный постановлением Минздрава Республики Беларусь от 05.09.2022 (№ 94). К радости многих число ограничений к вождению транспорта уменьшилось. Уже с 2019 года возможность управлять транспортом категории «В» без ограничения по сроку получили инвалиды по слуху (срок действия выдаваемой справки не два, как было ранее, а пять лет). Также инвалиды по слуху могут работать водителями категории «В» в организациях, в том числе в такси. Значительно вырос перечень показаний к управлению транспортом категории «В» с использованием автоматической трансмиссии для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в то время как раньше во многих ситуациях при заболеваниях опорно-двигательного аппарата или из-за последствий травм требовалось переоборудование транспортного средства для так называемого ручного управления.
yankovich@sb.by
Преподаватель автошколы Андрей Гештовт и курсантка Ирина.
На языке жестов
География курсантов школы «Спецавтомастер» впечатляет. Сюда приезжают не только со всей Беларуси, но и из-за рубежа. К примеру, сейчас здесь есть парень из Сербии. Были ребята из Израиля. Увольнялись с работы и 3,5 месяца жили в Минске. А все потому, что у них на родине получить водительские права людям с ограниченными возможностями очень трудно и дорого. У нас же ситуация несколько иная. Директор автошколы Иван Костюк говорит, что несправедливо поднимать стоимость обучения для таких граждан:— Конечно, если делать калькуляцию, то расходы на обучение инвалидов будут выше. Тем не менее мы стараемся своими силами покрывать затраты.
В среднем в год автошкола выпускает около 50—60 курсантов с физическими особенностями. Недавно права получила первая группа глухонемых. Их было 9 человек. И все успешно прошли контрольные испытания в ГАИ. Инструктор по вождению Юрий Чернобров рассказывает:
— Не всегда ведь надо знать тот же английский язык, чтобы объяснить иностранцу, в какую сторону идти. Похожий принцип и здесь. Жесты. Все можно показать ими. Когда мы приехали в ГАИ сдавать вождение в городе, принимающий экзамен инспектор удивленно спросил: «А как мне им говорить, куда ехать?» Я ответил: «Просто показывайте жестами. Они все поймут».
Сдают зачеты с первой попытки
В 2020 году ковид открыл новые возможности. Речь идет о теоретических занятиях через интернет-платформу Zoom. Преподаватель автошколы Андрей Гештовт говорит, что раньше иногородние изучали теорию у себя в районах, а на вождение ездили в Минск, что предполагало, по сути, двойную оплату:— Занятия в Zoom все изменили. Учащиеся стали полностью проходить программу у нас.
Несмотря на то что теория дается дистанционно, зачеты все равно проходят в классах. Однако и здесь преподаватели идут навстречу курсантам, которые чаще всего могут приехать лишь на выходные или на месяц остановиться в Минске, чтобы откатать вождение и заодно сдать все хвосты.
Директор автошколы Иван Костюк.
— Самое интересное, что в то время как здоровые не могут справиться с одним зачетом, инвалиды это делают легко, — отмечает преподаватель Юрий Чернобров. — Все благодаря высокой мотивации.
Экзамен в ГАИ люди с особыми потребностями в 90 % случаев сдают с первой попытки.
—Они знают, зачем сюда пришли и что хотят получить. Для колясочников ведь машина — это, по сути, ноги. Она дает им столько возможностей, — говорит Юрий Чернобров. — У нас для них одна машина — Toyota Yaris с автоматической коробкой передач. Все инвалиды, скажем так, со своими особенностями. И машину мы можем подстроить под каждого из них. К примеру, колясочник приходит — значит, тормоз и газ наверху, есть специальные съемные рычаги.
Дорога мечты
У минчанки Ирины своя беда. В результате страшной аварии женщине ампутировали ногу. Тем не менее она каждый день из пригорода ездит на работу на общественном транспорте. Тяжело. Дорога занимает по полтора часа. Желание получить права было у женщины давно. Теперь она лихо сдает все зачеты и смело держит руль. К слову, ей не надо какое-то специальное переоборудование машины: газовать и тормозить может левой ногой.— Осталось еще полтора месяца отучиться, и ГАИ ждет, — говорит Ирина. — А там куплю машину и буду ездить на ней на работу, а летом на дачу. Жизнь станет немного проще.
Директор «Спецавтомастер» Иван Костюк рассказывает, что их курсанты в основном сдают экзамен в ГАИ в Минске:
— Однако был случай, когда мы гнали машину в районный центр. Девушка-инвалид очень просила сдавать дома. Людям с нарушением опорно-двигательного аппарата важно знать, что они могут получить права. По сути, это не просто возможность управлять транспортным средством — это открытие целого мира.
Василий Лукашевич, председатель ЦП ОО «Белорусское общество инвалидов»:
— Автомобиль для человека с ограниченными возможностями — это не роскошь, а жизненная необходимость. Если инвалид хочет жить, а не существовать в четырех стенах, он должен иметь возможность передвигаться. А машина тому помощник. Даже среди инвалидов I и II групп есть те, кто способен и себя содержать, и на машину заработать.
Нам часто звонят родственники человека, получившего инвалидность, спрашивают, где можно купить автомобиль, скажем, с ручным управлением, где можно отучиться на права. Видя в этом единственный способ зацепиться за жизнь. Как правило, инвалиды покупают подержанные автомобили, по необходимости переоборудуют. К слову, есть льгота при растаможке машины: 50 % таможенной пошлины возвращается инвалиду I или II группы.
В 2015-м в нашей стране вступил в силу новый технический регламент, который предусматривает, что инвалидам можно переоборудовать, а значит, и управлять транспортным средством лишь с автоматической коробкой передач. Сейчас мы ведем переговоры с Госстандартом, чтобы таким водителям разрешали ездить не только на «автомате». Почему? Представьте ситуацию: человек попадает в аварию, лишается ноги. Чтобы ездить, он может переоборудовать свою машину с «механикой», а не покупать новую, что в большинстве случаев финансово неподъемно.
Что касается обучения вождению, то не каждый областной центр может похвастаться наличием машины с ручным управлением. В прошлом году Брестская городская организационная структура ДОСААФ приобрела и переоборудовала Volkswagen Polo с ручным управлением и автоматической коробкой передач. Также в Молодечно есть возможность учиться водить на базе техникума. И конечно же, минская автошкола, которая находится в СУ «Инвацентр» Белорусского общества инвалидов. Раньше ситуация была иная. Мест, где инвалид мог обучаться водить, было больше. Сейчас мы работаем в этом направлении.
Ольга Калечиц, врач-терапевт отделения по освидетельствованию водителей УП «24-я городская поликлиника спецмедосмотров»:
— Что касается людей с нарушениями двигательного аппарата, то в этом году мы допустили 111 человек к вождению с ручным управлением. В 2018-м таких людей было гораздо больше — 202. Но уменьшение связано с тем, что за четыре года дважды менялся перечень противопоказаний к управлению транспортом. И сейчас при многих заболеваниях опорно-двигательного аппарата и нервной системы, сопровождающихся двигательными нарушениями, водительские комиссии принимают решение о допуске к вождению без переоборудования транспортного средства (ручного управления) благодаря возможности использования автоматической трансмиссии.
Хочется отметить, что с 22.09.2022 вступил в силу новый перечень заболеваний и медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, утвержденный постановлением Минздрава Республики Беларусь от 05.09.2022 (№ 94). К радости многих число ограничений к вождению транспорта уменьшилось. Уже с 2019 года возможность управлять транспортом категории «В» без ограничения по сроку получили инвалиды по слуху (срок действия выдаваемой справки не два, как было ранее, а пять лет). Также инвалиды по слуху могут работать водителями категории «В» в организациях, в том числе в такси. Значительно вырос перечень показаний к управлению транспортом категории «В» с использованием автоматической трансмиссии для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, в то время как раньше во многих ситуациях при заболеваниях опорно-двигательного аппарата или из-за последствий травм требовалось переоборудование транспортного средства для так называемого ручного управления.
yankovich@sb.by