Беларусь нарастила перевозки грузов через транспортные коридоры России: как выстроена логистика экспорта
17.05.2024 07:15:00
Владислав СЫЧЕВИЧ
Только в прошлом году наша страна почти в два раза нарастила перевозки грузов через транспортные коридоры России: как выстроена логистика экспорта белорусских товаров
Несмотря на непрекращающееся внешнее давление на Беларусь, экономика страны продолжает динамично развиваться. Об этом говорят и данные статистики. Например, в январе — марте 2024 года внешнеторговый оборот товаров и услуг увеличился на 1,1 процента — до 23,374 млрд долларов. При этом экспорт товаров и услуг составил 11,6 млрд долларов. Существенно выросли продажи в страны Азии и Африки. Эксперты отмечают: все это — результат грамотных шагов руководства страны и оперативного перестроения логистики.
В последнее время мы стали свидетелями масштабной трансформации рынка транспортно-логистических услуг. Геополитические процессы, санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики, став для Беларуси и России новой точкой роста.
Сегодня происходит диверсификация торговых и транспортно-логистических потоков в направлении дружественных стран — на Восток и Юго-Восток, а также по международному транспортному коридору «Север — Юг», который задействует инфраструктуру каспийских портов, Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Этот транспортный коридор позволяет логистическим компаниям организовывать перевозки грузов в страны Юго-Восточной Азии, Аравийского полуострова и Африканского континента.
Наряду с задействованием основных морских маршрутов в проработке находится освоение новых логистических решений, таких как Северный морской путь. С учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь Китая, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. По воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тысяч морских миль, а через Гибралтар и Суэцкий пролив — 12,5 тысячи.
— В настоящее время республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» как национальный логистический оператор активно прорабатывает технические возможности доставки грузов с использованием Северного морского пути в КНР и имеет компетенции для организации перевозок, используя данный интермодальный коридор, — сообщил первый заместитель генерального директора РУП «Белтаможсервис» Александр Скачковский.
Учитывая, что Россия активно занимается развитием Северного морского пути, создавая из него настоящую альтернативу традиционным морским маршрутам из Азии в Европу, Беларусь имеет возможность стать одним из ключевых участников процесса освоения этого маршрута.
— В будущем экспортеры смогут не только беспрепятственно торговать с Азиатским регионом, но и обеспечивать эффективную организацию доставки для всех товаров от производителя до потребителя, в том числе применяя современные национальные программные продукты, интегрированные в глобальные цифровые платформы, — добавил Александр Скачковский.
Сейчас страны активно работают над созданием единой транспортной системы. Это один из результатов реализации 28 интеграционных программ Союзного государства. Система предполагает отсутствие барьеров в части разрешительных систем, равный доступ к услугам, в том числе аэронавигационного обслуживания. К слову, в прошлом году подписано соответствующее соглашение в области авиации.
Сегодня белорусская экспортная продукция успешно поставляется на внешние рынки через 20 российских портов. Наиболее востребованные — порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Там переваливается около 80 процентов грузов. Напомним, вопрос создания портовых мощностей неоднократно обсуждался у Главы государства. Наличие собственной портовой инфраструктуры позволит самостоятельно осуществлять ценовое регулирование и, соответственно, повышать конкурентность отечественной продукции на мировых рынках. Уже начата подготовка к реализации проекта строительства мультимодального порта в Мурманской области.
Новые точки на карте
Что касается дальнейшего развития логистического комплекса, то эксперты рассматривают несколько сценариев. В НИЭИ Минэкономики отмечают, что выбор перспективных транспортных маршрутов зависит от складывающейся внешнеполитической ситуации, а также от направлений внешней торговли страны. В настоящее время для доставки грузов в контейнерах в страны Азии наиболее перспективен действующий с июня 2023 года интермодальный контейнерный маршрут из Беларуси в Китай, Индию и Вьетнам. Он позволяет использовать инфраструктуру нескольких международных транспортных коридоров. В свою очередь, задействование небольшого железнодорожного плеча, минуя загруженный Восточный полигон, способствует сокращению времени доставки грузов.
— В случае сохранения всех введенных ранее и действующих сейчас ограничений без значительного изменения в любую из сторон основу развития транспортного комплекса составят направления, стимулирующие тесное взаимодействие в рамках Союзного государства, ЕАЭС и обеспечивающие минимизацию последствий применяемых санкций. Фактически развитие транспортного комплекса будет осуществляться в рамках установленных на данный момент приоритетов с постепенным восстановлением объемов оказания услуг, — рассказывает заведующая отделом транспортной инфраструктуры и ИКТ НИЭИ Минэкономики Дарья Квасова. — Для железнодорожного транспорта акцент будет сделан на увеличение количества пассажирских поездов, курсирующих в рамках стран Союзного государства и ЕАЭС, а также повышение эффективности внутренних перевозок. Грузовые перевозки будут направлены на обеспечение сокращения времени перевозки при дальнейшем использовании варианта погрузки в страны дальней дуги, нацеленные на открытие новых направлений следования составов с развитием двусторонних отношений с операторами дружественных стран.
Эксперт уверена, что работа грузового автомобильного транспорта будет направлена на перевозки в рамках стран ЕАЭС, Средней Азии и Закавказья. Получат развитие каботажные перевозки по территории России.
— Планируемая к внедрению организация безразрешительной системы перевозок с рядом стран позволит увеличить объемы транспортной работы. Продолжится деятельность по расширению сети представительств крупных белорусских транспортных компаний в Казахстане, Грузии, Армении, Турции. Увеличение объема пассажирских автомобильных перевозок будет обеспечено за счет роста внутриреспубликанского пассажиропотока, развития маршрутной сети в сообщении с Российской Федерацией и странами ЕАЭС, наращивания числа посетивших нашу страну иностранных туристов, — добавила Дарья Квасова.
Специалисты отмечают, что хорошие перспективы есть у грузового воздушного транспорта.
— С учетом предусматриваемого расширения парка грузовых воздушных судов в Беларуси наращивание транспортной работы будет осуществляться за счет выполнения чартерных перевозок. Поскольку в России в течение 2023 года принят ряд мер по поддержке авиастроительной отрасли, для Беларуси это потенциально расширяет возможности приобретения воздушных судов, запасных частей, совместного их производства, технического обслуживания и ремонта. В соответствии с подписанным между правительствами Беларуси и России Соглашением о взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов с 1 января 2025 года будут обеспечены равные тарифные условия при оказании услуг аэропортов и аэронавигационных услуг эксплуатантам воздушных судов обоих государств. Это позволит снизить тарифы на грузовые и пассажирские перевозки, — резюмировала заведующая отделом транспортной инфраструктуры и ИКТ НИЭИ Минэкономики.
sichevich@sb.by
Несмотря на непрекращающееся внешнее давление на Беларусь, экономика страны продолжает динамично развиваться. Об этом говорят и данные статистики. Например, в январе — марте 2024 года внешнеторговый оборот товаров и услуг увеличился на 1,1 процента — до 23,374 млрд долларов. При этом экспорт товаров и услуг составил 11,6 млрд долларов. Существенно выросли продажи в страны Азии и Африки. Эксперты отмечают: все это — результат грамотных шагов руководства страны и оперативного перестроения логистики.
СКАЗАНО
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Несмотря на всякие внешние вызовы, мы работаем на международных рынках, достаточно уверенно работаем. Но расслабляться нельзя. Слишком много препонов, барьеров, которые нам приходится преодолевать.
Во время совещания по вопросам экспорта белорусских товаров, 3 октября 2023 года
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Несмотря на всякие внешние вызовы, мы работаем на международных рынках, достаточно уверенно работаем. Но расслабляться нельзя. Слишком много препонов, барьеров, которые нам приходится преодолевать.
Во время совещания по вопросам экспорта белорусских товаров, 3 октября 2023 года
Курс на Восток
В последнее время мы стали свидетелями масштабной трансформации рынка транспортно-логистических услуг. Геополитические процессы, санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики, став для Беларуси и России новой точкой роста.Сегодня происходит диверсификация торговых и транспортно-логистических потоков в направлении дружественных стран — на Восток и Юго-Восток, а также по международному транспортному коридору «Север — Юг», который задействует инфраструктуру каспийских портов, Российской Федерации и Исламской Республики Иран. Этот транспортный коридор позволяет логистическим компаниям организовывать перевозки грузов в страны Юго-Восточной Азии, Аравийского полуострова и Африканского континента.
Наряду с задействованием основных морских маршрутов в проработке находится освоение новых логистических решений, таких как Северный морской путь. С учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь Китая, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. По воде Европу и Азию связывают только два пути: через Суэцкий канал и по северным морям. Расстояние от Мурманска до Шанхая составляет 7 тысяч морских миль, а через Гибралтар и Суэцкий пролив — 12,5 тысячи.
— В настоящее время республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» как национальный логистический оператор активно прорабатывает технические возможности доставки грузов с использованием Северного морского пути в КНР и имеет компетенции для организации перевозок, используя данный интермодальный коридор, — сообщил первый заместитель генерального директора РУП «Белтаможсервис» Александр Скачковский.
Учитывая, что Россия активно занимается развитием Северного морского пути, создавая из него настоящую альтернативу традиционным морским маршрутам из Азии в Европу, Беларусь имеет возможность стать одним из ключевых участников процесса освоения этого маршрута.
— В будущем экспортеры смогут не только беспрепятственно торговать с Азиатским регионом, но и обеспечивать эффективную организацию доставки для всех товаров от производителя до потребителя, в том числе применяя современные национальные программные продукты, интегрированные в глобальные цифровые платформы, — добавил Александр Скачковский.
Александр Скачковский.
Союзное звено
В сложившихся геополитических и геоэкономических условиях ключевым партнером Беларуси в логистике и не только стала Россия. Проделана значительная работа по созданию новой логистики с применением транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Выстроены схемы доставки продукции с использованием российских портов Северо-Западного региона. Задействуем маршруты международного транспортного коридора «Север — Юг». Только в прошлом году наша страна почти в два раза нарастила перевозки грузов через транспортные коридоры России. На реализацию новых совместных проектов направлена резолюция Высшего госсовета Союзного государства о модернизации железнодорожной инфраструктуры железной дороги северо-запада России. Идет речь об увеличении объемов грузов через порты Российской Федерации.Сейчас страны активно работают над созданием единой транспортной системы. Это один из результатов реализации 28 интеграционных программ Союзного государства. Система предполагает отсутствие барьеров в части разрешительных систем, равный доступ к услугам, в том числе аэронавигационного обслуживания. К слову, в прошлом году подписано соответствующее соглашение в области авиации.
Сегодня белорусская экспортная продукция успешно поставляется на внешние рынки через 20 российских портов. Наиболее востребованные — порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Там переваливается около 80 процентов грузов. Напомним, вопрос создания портовых мощностей неоднократно обсуждался у Главы государства. Наличие собственной портовой инфраструктуры позволит самостоятельно осуществлять ценовое регулирование и, соответственно, повышать конкурентность отечественной продукции на мировых рынках. Уже начата подготовка к реализации проекта строительства мультимодального порта в Мурманской области.
Новые точки на карте
Что касается дальнейшего развития логистического комплекса, то эксперты рассматривают несколько сценариев. В НИЭИ Минэкономики отмечают, что выбор перспективных транспортных маршрутов зависит от складывающейся внешнеполитической ситуации, а также от направлений внешней торговли страны. В настоящее время для доставки грузов в контейнерах в страны Азии наиболее перспективен действующий с июня 2023 года интермодальный контейнерный маршрут из Беларуси в Китай, Индию и Вьетнам. Он позволяет использовать инфраструктуру нескольких международных транспортных коридоров. В свою очередь, задействование небольшого железнодорожного плеча, минуя загруженный Восточный полигон, способствует сокращению времени доставки грузов. — В случае сохранения всех введенных ранее и действующих сейчас ограничений без значительного изменения в любую из сторон основу развития транспортного комплекса составят направления, стимулирующие тесное взаимодействие в рамках Союзного государства, ЕАЭС и обеспечивающие минимизацию последствий применяемых санкций. Фактически развитие транспортного комплекса будет осуществляться в рамках установленных на данный момент приоритетов с постепенным восстановлением объемов оказания услуг, — рассказывает заведующая отделом транспортной инфраструктуры и ИКТ НИЭИ Минэкономики Дарья Квасова. — Для железнодорожного транспорта акцент будет сделан на увеличение количества пассажирских поездов, курсирующих в рамках стран Союзного государства и ЕАЭС, а также повышение эффективности внутренних перевозок. Грузовые перевозки будут направлены на обеспечение сокращения времени перевозки при дальнейшем использовании варианта погрузки в страны дальней дуги, нацеленные на открытие новых направлений следования составов с развитием двусторонних отношений с операторами дружественных стран.
Эксперт уверена, что работа грузового автомобильного транспорта будет направлена на перевозки в рамках стран ЕАЭС, Средней Азии и Закавказья. Получат развитие каботажные перевозки по территории России.
— Планируемая к внедрению организация безразрешительной системы перевозок с рядом стран позволит увеличить объемы транспортной работы. Продолжится деятельность по расширению сети представительств крупных белорусских транспортных компаний в Казахстане, Грузии, Армении, Турции. Увеличение объема пассажирских автомобильных перевозок будет обеспечено за счет роста внутриреспубликанского пассажиропотока, развития маршрутной сети в сообщении с Российской Федерацией и странами ЕАЭС, наращивания числа посетивших нашу страну иностранных туристов, — добавила Дарья Квасова.
Специалисты отмечают, что хорошие перспективы есть у грузового воздушного транспорта.
— С учетом предусматриваемого расширения парка грузовых воздушных судов в Беларуси наращивание транспортной работы будет осуществляться за счет выполнения чартерных перевозок. Поскольку в России в течение 2023 года принят ряд мер по поддержке авиастроительной отрасли, для Беларуси это потенциально расширяет возможности приобретения воздушных судов, запасных частей, совместного их производства, технического обслуживания и ремонта. В соответствии с подписанным между правительствами Беларуси и России Соглашением о взимании аэронавигационных и аэропортовых сборов и тарифов с 1 января 2025 года будут обеспечены равные тарифные условия при оказании услуг аэропортов и аэронавигационных услуг эксплуатантам воздушных судов обоих государств. Это позволит снизить тарифы на грузовые и пассажирские перевозки, — резюмировала заведующая отделом транспортной инфраструктуры и ИКТ НИЭИ Минэкономики.
sichevich@sb.by