Как живут воспитанники уникального детского дома семейного типа, где сразу 12 семейств
19.10.2019 01:25:33
Ольга САВИЦКАЯ
Первые дома семейного типа и детские городки начали появляться у нас еще в начале 1990-х. И эта форма заботы о детях, оставшихся без родителей, хорошо себя зарекомендовала: уклад жизни здесь очень отличается от детского дома и больше походит на воспитание в настоящей большой семье. Чаще всего родители-воспитатели и их подопечные живут в квартирах или же коттеджах. На 1 сентября таких домов по стране 283. А вот детский городок в Ленинском районе Минска — единственный в своем роде на всю Беларусь — устроен не совсем обычно: похож на многоквартирный дом, где под одной крышей расположились сразу 12 семейств.
Тепло родного дома
Быть мамой — тяжелый труд. А для кого-то это еще и работа в прямом смысле слова: в трудовой книжке Елены Кокор так и записано — «родитель-воспитатель». Для нее детский городок уже почти 8 лет как является родным домом, где сегодня она растит и воспитывает 8 ребятишек. Свои давно выросли, теперь женщина решила посвятить себя тем, кому не повезло жить в собственном уютном доме вместе с родными мамой и папой. 26 лет Елена Федоровна проработала в интернате для детей с особенностями психофизического развития в Бегомле, прошла путь от воспитателя до заместителя директора. И когда предложили попробовать такую новую форму, согласилась.
— Когда 24 часа в сутки находишься здесь, живешь с этими ребятишками, такую работу уже и работой не назовешь, — считает. — Это мой дом, за детей, за каждого, переживаешь как за своего.
Такие семейные городки начали появляться как альтернатива обычным детдомам. После долгих лет пребывания в них дети были, мягко говоря, не совсем приспособлены к самостоятельной взрослой жизни. Походы в магазин, готовка, уборка и стирка, распоряжение финансами — в обычном детском доме все эти рутинные обязанности лежали на плечах работников, в столовой всегда был готовый обед, а комната чистой. Здесь же все по-другому. Вместо детдома — уютная квартира и воспитатель, который по-настоящему заменяет родителей. Живут коллективом от 5 до 10 детей, как большая многодетная семья. Дети воспитываются в домашних условиях, получают те внимание, ласку и заботу, которых так не хватает в детдомах. А в остальном все, как в обычной жизни.
…Дети потихоньку начинают собираться на большой кухне: кто-то возвращается из школы, кто-то — из кружков и секций. Обязательный пункт: поделиться впечатлениями о прошедшем дне. Тетя Лена — воспитанники называют ее именно так, а не по имени-отчеству — накрывает на стол, старшие дети помогают. За общей веселой беседой все то и дело вспоминают о двух младших девочках — Насте и Дусе. Обе сейчас в больнице. 7-летняя Настя имеет инвалидность, и ей часто приходится ездить на реабилитации. А маленькая 3-летняя Дуся заболела, и чувствуется, как всем домашним ее сейчас не хватает.
В семейном городке дольше всех, почти 8 лет, живут Никита и Майя — брат и сестра. Ульяна — их старшая сестра — недавно покинула учреждение и уже учится на первом курсе БНТУ. Часто возвращается в дом, где прошло практически все ее детство. В разговоре Никита часто называет всех своей семьей, а про тетю Лену говорит: она ему как мама. Впрочем, почти все ребята общаются и с биологическими родителями, педагоги стараются помочь им преодолеть возможные обиды и злость на мам и пап за то, что они по различным причинам не присутствуют в их жизни. Кстати, когда брали Дусю, решили, что это пойдет на пользу страшим — ведь всем им когда-то предстоит быть родителями, и нельзя, чтобы они повторили ошибки родных. Малышка сразу влюбила в себя всех, называет тетю Лену мамой, а остальных ребят — братиками и сестричками…
Аня тоже знает тетю Лену уже 8 лет. В феврале девочке предстоит покинуть свой дом — исполнится 18 лет, надо жить дальше взрослой жизнью. Это ее немного пугает, но, когда за спиной такая опора, все становится немного легче. 12-летняя Юля через пару месяцев тоже уезжает — ее удочеряют. А вот новенькому, Владу, который попал в «семейный дом» в июне после закрытия одного из детских домов, пока сложновато: скучает по старым друзьям, непривычно жить по-новому и без привычного детдомовского распорядка. Большинство детей вместе здесь уже много лет и стали как родные. Двое выросли и покинули «городок», еще одну девочку удочерили, но связь со своим домом все поддерживают.
Жизнь здесь течет, как в обычной семье. Дети делают несложную работу по дому: убрать в своей комнате, пропылесосить, помочь с генеральной уборкой и готовкой, вынести мусор, помыть за собой тарелку. Здесь точно так же ведут совместный быт: родитель-воспитатель планирует бюджет, покупает по необходимости нужные вещи и школьные принадлежности, продукты. Ребята учатся элементарному, до чего просто не было дела в детском доме. Например, как сходить в магазин и выбрать нужное, где-то прицениться и сэкономить, не ошибиться со сроком годности…
Квартира разделена на несколько комнат, в которых проживают по двое. Есть большая гостиная, где вечерами собираются полным составом. Особенно весело здесь по праздникам, а в большом коллективе их мало не бывает. Вот и недавно свой день рождения отмечала тетя Лена — в комнате еще стоят цветы, подаренные детьми. На Новый год все вместе готовят, с ребятами из соседних квартир устраивают большой концерт. На выходных — походы в цирк, театры, парк, по пути можно забежать в пиццерию — обычные семейные вылазки. Воспитатель на то еще и родитель, чтобы брать на себя заботу обо всех подопечных в такой же мере, как бы это сделала мама. Ходить по поликлиникам в случае необходимости, на школьные собрания, по-родительски пожурить или по-матерински выслушать и дать совет — обязанностями это не назовешь, когда все идет от сердца.
Сейчас в детском городке проживает 75 воспитанников.
— К детям привязываешься, конечно, — говорит тетя Лена. — Переживаешь, когда им плохо, когда не получается устроить ребенка в постоянную семью или возникают проблемы в школе, радуешься, когда счастливы они. Наша задача — не заменить родителей, а помочь им стать хорошими людьми. Вот было у меня двое детей, а теперь стало на 11 больше.
savitskaya@sb.by
Тепло родного дома
Быть мамой — тяжелый труд. А для кого-то это еще и работа в прямом смысле слова: в трудовой книжке Елены Кокор так и записано — «родитель-воспитатель». Для нее детский городок уже почти 8 лет как является родным домом, где сегодня она растит и воспитывает 8 ребятишек. Свои давно выросли, теперь женщина решила посвятить себя тем, кому не повезло жить в собственном уютном доме вместе с родными мамой и папой. 26 лет Елена Федоровна проработала в интернате для детей с особенностями психофизического развития в Бегомле, прошла путь от воспитателя до заместителя директора. И когда предложили попробовать такую новую форму, согласилась.
— Когда 24 часа в сутки находишься здесь, живешь с этими ребятишками, такую работу уже и работой не назовешь, — считает. — Это мой дом, за детей, за каждого, переживаешь как за своего.
Такие семейные городки начали появляться как альтернатива обычным детдомам. После долгих лет пребывания в них дети были, мягко говоря, не совсем приспособлены к самостоятельной взрослой жизни. Походы в магазин, готовка, уборка и стирка, распоряжение финансами — в обычном детском доме все эти рутинные обязанности лежали на плечах работников, в столовой всегда был готовый обед, а комната чистой. Здесь же все по-другому. Вместо детдома — уютная квартира и воспитатель, который по-настоящему заменяет родителей. Живут коллективом от 5 до 10 детей, как большая многодетная семья. Дети воспитываются в домашних условиях, получают те внимание, ласку и заботу, которых так не хватает в детдомах. А в остальном все, как в обычной жизни.
Детский городок — здание бывшего детского сада, которое превратилось в 12 уютных квартир. В таком формате он работает уже 21 год. Кое-кто из ребят живет с тетей Леной, сколько себя помнит.Все за одного
…Дети потихоньку начинают собираться на большой кухне: кто-то возвращается из школы, кто-то — из кружков и секций. Обязательный пункт: поделиться впечатлениями о прошедшем дне. Тетя Лена — воспитанники называют ее именно так, а не по имени-отчеству — накрывает на стол, старшие дети помогают. За общей веселой беседой все то и дело вспоминают о двух младших девочках — Насте и Дусе. Обе сейчас в больнице. 7-летняя Настя имеет инвалидность, и ей часто приходится ездить на реабилитации. А маленькая 3-летняя Дуся заболела, и чувствуется, как всем домашним ее сейчас не хватает.
В семейном городке дольше всех, почти 8 лет, живут Никита и Майя — брат и сестра. Ульяна — их старшая сестра — недавно покинула учреждение и уже учится на первом курсе БНТУ. Часто возвращается в дом, где прошло практически все ее детство. В разговоре Никита часто называет всех своей семьей, а про тетю Лену говорит: она ему как мама. Впрочем, почти все ребята общаются и с биологическими родителями, педагоги стараются помочь им преодолеть возможные обиды и злость на мам и пап за то, что они по различным причинам не присутствуют в их жизни. Кстати, когда брали Дусю, решили, что это пойдет на пользу страшим — ведь всем им когда-то предстоит быть родителями, и нельзя, чтобы они повторили ошибки родных. Малышка сразу влюбила в себя всех, называет тетю Лену мамой, а остальных ребят — братиками и сестричками…
Аня тоже знает тетю Лену уже 8 лет. В феврале девочке предстоит покинуть свой дом — исполнится 18 лет, надо жить дальше взрослой жизнью. Это ее немного пугает, но, когда за спиной такая опора, все становится немного легче. 12-летняя Юля через пару месяцев тоже уезжает — ее удочеряют. А вот новенькому, Владу, который попал в «семейный дом» в июне после закрытия одного из детских домов, пока сложновато: скучает по старым друзьям, непривычно жить по-новому и без привычного детдомовского распорядка. Большинство детей вместе здесь уже много лет и стали как родные. Двое выросли и покинули «городок», еще одну девочку удочерили, но связь со своим домом все поддерживают.
Жизнь здесь течет, как в обычной семье. Дети делают несложную работу по дому: убрать в своей комнате, пропылесосить, помочь с генеральной уборкой и готовкой, вынести мусор, помыть за собой тарелку. Здесь точно так же ведут совместный быт: родитель-воспитатель планирует бюджет, покупает по необходимости нужные вещи и школьные принадлежности, продукты. Ребята учатся элементарному, до чего просто не было дела в детском доме. Например, как сходить в магазин и выбрать нужное, где-то прицениться и сэкономить, не ошибиться со сроком годности…
Квартира разделена на несколько комнат, в которых проживают по двое. Есть большая гостиная, где вечерами собираются полным составом. Особенно весело здесь по праздникам, а в большом коллективе их мало не бывает. Вот и недавно свой день рождения отмечала тетя Лена — в комнате еще стоят цветы, подаренные детьми. На Новый год все вместе готовят, с ребятами из соседних квартир устраивают большой концерт. На выходных — походы в цирк, театры, парк, по пути можно забежать в пиццерию — обычные семейные вылазки. Воспитатель на то еще и родитель, чтобы брать на себя заботу обо всех подопечных в такой же мере, как бы это сделала мама. Ходить по поликлиникам в случае необходимости, на школьные собрания, по-родительски пожурить или по-матерински выслушать и дать совет — обязанностями это не назовешь, когда все идет от сердца.
Сейчас в детском городке проживает 75 воспитанников.
— К детям привязываешься, конечно, — говорит тетя Лена. — Переживаешь, когда им плохо, когда не получается устроить ребенка в постоянную семью или возникают проблемы в школе, радуешься, когда счастливы они. Наша задача — не заменить родителей, а помочь им стать хорошими людьми. Вот было у меня двое детей, а теперь стало на 11 больше.
savitskaya@sb.by