Если член профессионального сообщества окончательно потерял даже понятие о корпоративной этике, не пора ли ему сдать лицензию адвоката?
17.03.2021 16:27:36
Есть в нашей стране такое профессиональное сообщество: Белорусская республиканская коллегия адвокатов. Со своей разветвленной структурой региональных коллегий. Со своим представительством в Совете Республики. Со своей сплоченностью и корпоративностью – лично имел возможность в этом убедиться, поучаствовав в двухчасовой zoom-конференции. Очень взрослое, достаточно замкнутое и вполне влиятельное объединение профессионалов, институт белорусской адвокатуры.
В этой бочке меда, как во всем нашем обществе, с весны проявили себя отдельные ложки дегтя. И Министерство юстиции лишало таких лицензии, и мы о таких писали не раз (12.11.20. www.sb.by/articles/pismo-v-proshloe.html, 08.12.20. www.sb.by/articles/o-parshivykh-ovtsakh.html). Некоторые фамилии даже совпадали. Это означает, что мнение регулятора и впечатление общественности независимо друг от друга оказались одинаковыми: негодны.
Как, например, адвокат С.Зикрацкий. Который не стесняется писать «похищена днем в центре Минска». Утверждать «заключен произвольно и по беспочвенному обвинению». Говорить «на сайте Совмина опубликовали какой-то сырой текст заявления». Заявлять про «абсурдность уголовного дела» и квалифицировать вынесенное судебное решение так: «Приговор абсолютно незаконный». Наместник Решающего и Справедливейшего в центре Европы, господи, как же нам повезло-то.
А еще публиковать «8 советов о том, как вести себя на допросе». Помните методичку Е.Желтоноги «Несколько важных правил для тех, кто сегодня гуляет» – как готовиться и вести себя, отправляясь сознательно нарушать действующее законодательство? Прямо летучий юридический университет у них складывается. Вы все еще гуляете по дворам? Тогда мы идем к вам…
Так вот: сейчас Минюст решает, не жмет ли Зикрацкому в его «публично-плеваковской» деятельности лицензия. И не одному ему, думаю.
Одна из сложностей и одно из искушений уважаемой (sic!) мною профессии адвоката вот в чем. Безусловно право каждого гражданина на юридическую помощь и защиту. Но вот я выхожу вечерком с работы и буквально утыкаюсь в надпись на заборе крупными кровавыми буквами: «СБ – с… бойтесь!» А на суде слышу, что «на самом деле» гражданин хотел вежливо призвать к порядку других сограждан, мусорящих у него на крыльце. Потому и написал (не на крыльце, не на своей двери, не на лбу у себя, а на заборе рядом) сей призыв к достойному поведению. И только-только, наляпав восклицательный знак, хотел вернуться к началу и перед тире дописать к «СБ» слово «СБрод», как… краска закончилась (01.03.21. www.sb.by/articles/neveroyatnye-nervy.html).
И вотэтовот поддерживается адвокатом. А может, даже им же и придумано. Или совместно. В любом случае – не оспаривается. Ни до суда, ни в процессе. Уважать такого адвоката, извините, я лично отказываюсь. Всем ли понятна разница между «подленький адвокат» и «уважаемая профессия»? Есть, как говорится, нюанс.
Это простой частный лично виденный и пережитый пример. А таких по стране хватает. И председатель Белорусской республиканской коллегии выступает на отчетно-выборной конференции Минской городской коллегии адвокатов: «Претензий сейчас со стороны государства к адвокатам очень много, – отмечает Виктор Чайчиц и добавляет. – Но у нас еще есть время для того, чтобы доказать, что мы все вопросы настроены решать исключительно в правовом поле, что мы не полезем в политику, что те случаи, что были, единичные». Затем встречается со студентами Белорусского института правоведения, пишет письма коллегам – человек пытается внутри института адвокатуры решить очевидные проблемы.
И тут снова лезут маленькие ложки дегтя. «В редакцию «Нашай Нiвы» попал текст письма члена Совета Республики, адресованного советам территориальных коллегий». «Правозащитники «Вясны» опубликовали аудиозапись человека с голосом, очень похожим на Виктора Чайчица». Вот такие немедленно пошли сливы профессионального разговора, совещания закрытого сообщества, доверительной беседы со студентами.
Избранный адвокатами же лидер прямо просит: «Я с вами говорю откровенно и прошу не выбрасывать это в интернет», – выбрасывают сразу же. То есть не проблемы решать нацелены отдельные будущие и действующие адвокаты, а сливать информацию, ловить хайп, работать на соцсети, поставлять материалы экстремистским телеграм-каналам и, позволю себе обобщить, обеспечивать с правовой стороны деятельность по подрыву устоев государства. Как это делал уже лишенный лицензии член какого-то там совета М.Кирилюк.
Знаете, у меня после той zoom-конференции, где юристы меня пытались немножечко проработать, тоже было искушение отдельные цитаты некоторых адвокатов использовать, но ведь есть же профессиональная этика! Честное слово. Собственное достоинство, в конце концов.
Такие адвокаты пользуются ба-альшой уважухой в среде бчб. Бчб-интеллигенцию и не удивляет, и совсем не тревожит, что именно в ее рядах оказались люди без совести. Без чести. Без профессиональной этики. Без понятий о корпоративности. Вернее, с весьма извращенными понятиями: свои интересы они требуют защищать любыми средствами. Требуют ото всех подряд. Получается, интересы эти, к сожалению, – шкурные.
А шкурные – это свойство полицаев. Которые под бчб-то и выступали. Вот вам простая понятийная связка, почему больных бчб мы уже уверенно называем потомками полицаев. Прямыми или духовными. И относимся к ним соответственно. И поступаем так же.
Адвокатскую ниву, как уже всем видно, нужно от сорняков чистить. От пустоцветов типа «желтонога зикрацкая» или как там правильно будет на латыни? Ну, «белые халаты» подскажут, их ведь тоже потихоньку выпалывают.
Здесь опять же прав Чайчиц: «Для адвоката недопустимо ставить политические амбиции выше адвокатской деятельности. Хотите заниматься политикой, уйдите и занимайтесь отдельно от адвокатуры». Так надо помочь нормальному профессиональному сообществу отделить «желтоногов зикрацких» от адвокатуры.
Тут и готовящиеся изменения в закон помогут. И непрерывная системная деятельность Министерства юстиции. Ну, и журналисты подставят плечо и укажут на еще незамеченных. Забившихся под плинтус. И заболевших бчб.
Что гораздо опаснее коронавируса, не устаю повторять, и потому бороться надо упорно, системно, всем обществом и каждому гражданину Беларуси.
t.me/nakipelo_by