Производство бытовой техники, машиностроение, космос — что необходимо для развития этих направлений
05.07.2022 08:35:00
Развитие микроэлектронной промышленности в нашей стране на фоне гибридного противостояния актуально как никогда. Об этом не так давно на совещании говорил Президент. «Даже наши ученые, продвинутые практики, убедились в том, что так называемая рыночная свобода — это пустой звук. Никакой свободы рыночной и никакого рынка нет. Все продвигают свои интересы, защищают свои интересы, насколько это возможно, — отметил Глава государства. — Политическое давление и торговые войны переросли в гибридное противостояние. Нам ежедневно приходится бороться за суверенитет и безопасность страны. И параллельно наращивать компетенции. Рассчитывать в полной мере мы можем только на себя и дружественные страны, такие как Россия. На этом фоне придание нового импульса развитию микроэлектронной промышленности актуально как никогда». Предприятий, которые в нашей стране работают в сфере микроэлектроники, немного, но они есть. Причем удельный вес экспорта в выручке холдингов «Интеграл» и «Планар» составляет до 90 (!) процентов. И эти цифры растут. О состоянии и перспективах развития микроэлектронной промышленности в нашей стране корреспондент «Р» узнавала у генерального директора ГНПО «Оптика, оптоэлектроника и лазерная техника» академика Николая Казака.
Немаловажно, что в Беларуси удалось сохранить микроэлектронику.
— Считаю, что нам в Беларуси удалось сохранить микроэлектронику. И даже если она не на передовых позициях, то занимает место в золотой середине. А это тоже хорошо. Как и в обществе, где средний класс — самый крепкий. В стране три ведущих предприятия в этой сфере — это «Интеграл», «Планар», ОАО «Минский НИИ радиоматериалов». При этом у каждого — своя ниша. «Интеграл» занимается интегральной микроэлектроникой, в том числе силовой электроникой, автоэлектроникой. Минский НИИ радиоматериалов — СВЧ-электроникой. Это малошумящие усилители, монолитные интегральные схемы для СВЧ-диапазона, преобразователи, переключатели и другие устройства. Они рассчитаны на использование в системах радиолокации — на частотах от 2 до 20 гигагерц. «Планар» работает в области точного электронного машиностроения. Это означает, что он производит технологическое (для микросхем), сборочное (которое позволяет осуществлять сборку микросхем, размещать микросхемы в корпуса, получать какие-то законченные изделия) и контрольно-измерительное оборудование.
Микроэлектроника включает в себя ряд направлений: собственно микроэлектроника в чистом виде, СВЧ-, оптоэлектроника и датчики различного типа. «Интеграл» сегодня производит свыше 5 тысяч различных наименований продукции в области микроэлектроники. Большая часть экспортируется в Россию, Китай, Юго-Восточную Азию, Индию, Сингапур и Южную Корею. По прогнозам, объем экспорта «Интеграла» в этом году почти вдвое превысит объем экспорта 2021 года. Основная география поставок — Россия. Китай сегодня активно сам развивается в сфере микроэлектроники. Там создано около 150 заводов. То есть крупные ниши в мире в области микроэлектроники, где производятся компьютеры, процессоры и память к ним, заняты. Это ниши первого эшелона. Но есть еще второй и третий эшелоны. Наш «Интеграл» относится к третьему эшелону, в рамках которого производится микроэлектроника для бытовой техники, автомобилестроения, даже для космоса и военной тематики. Минский НИИ радиоматериалов также относится к третьему эшелону. За последние два года здесь произошли существенные изменения как в плане создания новых технологических возможностей, так и в области разработки новых изделий. У института либо ведутся переговоры, либо уже заключены контракты приблизительно с 40 организациями Российской Федерации, которые заинтересованы в производимой здесь продукции.
— Какие акценты в развитии сферы микроэлектроники Беларуси предстоит сделать?
— Возможно, ситуация в части развития микроэлектроники в соседней России несколько лучше, чем у нас. Поскольку страна вкладывает значительные средства в это направление, для своих разработчиков действуют льготы. Там принято около 20 нормативных актов в области микроэлектроники и еще столько же в стадии подготовки. Нам еще многое из этого предстоит, и данному вопросу уделяется большое внимание.
В нашей стране разработана концепция развития микроэлектроники. Документ согласован всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. При его подготовке мы рассмотрели мировой опыт, проанализировали, как действуют ведущие страны, на что направляют свои усилия, как финансируют это направление и завоевывают рынки, какие у них планы. Это нужно знать, чтобы понимать, куда нам двигаться дальше. Потому что можно потратить много денег, построить любой завод, но в отрыве от рыночной и политической ситуации это деньги на ветер.
Кроме того, мы рассмотрели, как работают наши предприятия, в каких направлениях им нужно двигаться, чтобы был опережающий задел. В рамках кластера созданы восемь рабочих групп, которые работают над перспективными направлениями. Мы предлагаем задания, проекты, мероприятия для включения в различные госпрограммы, чтобы идеи получили финансирование. Например, очень перспективное направление — фотоприемники. Сегодня мировой лидер по их производству — одна из японских фирм. Вместе с «Интегралом» разработаны лавинные кремниевые фотоприемники. На этой основе ведется разработка линеек фотоприемников, матричных фотоприемников, кремниевых фотоумножителей. Последние позволяют усилить электрический сигнал в миллион раз. Это делает их применимыми в целом перечне областей, например в сфере ядерной физики. Оптическое приборостроение не может обходиться без фотоприемников. К слову, это тема импортозамещения.
Сейчас все микросхемы работают порой в экстремальных условиях, они подвергаются воздействию электромагнитного поля, которое зашкаливает — от телефонов, электротранспорта и других источников. А у нас в НПЦ по материаловедению выполнены хорошие работы по защитным материалам и устройствам от такого воздействия. Эти материалы хорошо зарекомендовали себя в космосе, на борту российско-японского спутника. По вопросам интегральной оптики есть хорошие наработки в БГУИР. Планируется, что эти разработки будут использоваться в микроэлектронике для передачи сигналов, скажем, от одной части микросхем к другой. А это увеличивает скорость работы микросхемы.
«В стране три ведущих предприятия в сфере микроэлектроники — «Интеграл», «Планар», ОАО «Минский НИИ радиоматериалов». При этом у каждого — своя ниша».
— Сегодня в мире многие ведущие организации движутся по пути использования в создании изделий микроэлектроники искусственных материалов. И это решает сразу ряд проблем. С одной стороны, уход от полезных ископаемых, с другой — дополнительные важные свойства. Например, как в случае с нитридом галлия, который в сто раз более стойкий к радиоактивному облучению, чем кремний, и в десять раз, чем арсенид галлия. А еще он работает при температурах до 800 градусов, в то время как кремний — до 400.
Вопрос материалов для микроэлектроники не так давно обсуждался на заседании в Москве. И российские партнеры заверили нас, что этот вопрос практически решен. А значит, мы получим доступ к недостающему сырью на российском рынке. Для этого там разработана специальная государственная программа. Но и нам нужно в этом направлении работать.
— Важный вопрос, который в том числе поднимался на совещании у Главы государства, — это необходимость создания собственных микрочипов для автомобилестроения. Насколько Беларусь готова к решению этого вопроса?
— Микрочип — это мозг любого автомобиля. Без него не будет работать ни одна машина. Температура работы, герметичность, уровень вибраций двигателя, состав выхлопных газов и т.д. — на все это есть специальные датчики, которыми управляют микрочипы. Да, сегодня многие наши автомобильные предприятия отрезаны от импорта микросхем. Так что это направление приобрело особую актуальность. Многое из этой продукции производит «Интеграл». Нужно лишь расширять линейку и наращивать объемы производства.
Невзирая на то, что я лазерщик, могу сказать: микроэлектроника сегодня во главе всего. Не будет ее — не заработает ни один лазер, ни один чайник, ни одна стиральная машина. Это касается и банковской системы, сферы машиностроения и т.д. — все остановится. Именно поэтому после совещания мы получили задание от Президента — работать над созданием нашей национальной программы развития микроэлектроники. Работа предстоит большая. Но это означает, что отечественная отрасль микроэлектроники получит существенную поддержку. А значит, сможет выйти на новый качественный уровень.
arteaga@sb.by
Немаловажно, что в Беларуси удалось сохранить микроэлектронику.
Золотая середина
— Николай Станиславович, как вы оцениваете состояние микроэлектронной отрасли в Беларуси?— Считаю, что нам в Беларуси удалось сохранить микроэлектронику. И даже если она не на передовых позициях, то занимает место в золотой середине. А это тоже хорошо. Как и в обществе, где средний класс — самый крепкий. В стране три ведущих предприятия в этой сфере — это «Интеграл», «Планар», ОАО «Минский НИИ радиоматериалов». При этом у каждого — своя ниша. «Интеграл» занимается интегральной микроэлектроникой, в том числе силовой электроникой, автоэлектроникой. Минский НИИ радиоматериалов — СВЧ-электроникой. Это малошумящие усилители, монолитные интегральные схемы для СВЧ-диапазона, преобразователи, переключатели и другие устройства. Они рассчитаны на использование в системах радиолокации — на частотах от 2 до 20 гигагерц. «Планар» работает в области точного электронного машиностроения. Это означает, что он производит технологическое (для микросхем), сборочное (которое позволяет осуществлять сборку микросхем, размещать микросхемы в корпуса, получать какие-то законченные изделия) и контрольно-измерительное оборудование.
Микроэлектроника включает в себя ряд направлений: собственно микроэлектроника в чистом виде, СВЧ-, оптоэлектроника и датчики различного типа. «Интеграл» сегодня производит свыше 5 тысяч различных наименований продукции в области микроэлектроники. Большая часть экспортируется в Россию, Китай, Юго-Восточную Азию, Индию, Сингапур и Южную Корею. По прогнозам, объем экспорта «Интеграла» в этом году почти вдвое превысит объем экспорта 2021 года. Основная география поставок — Россия. Китай сегодня активно сам развивается в сфере микроэлектроники. Там создано около 150 заводов. То есть крупные ниши в мире в области микроэлектроники, где производятся компьютеры, процессоры и память к ним, заняты. Это ниши первого эшелона. Но есть еще второй и третий эшелоны. Наш «Интеграл» относится к третьему эшелону, в рамках которого производится микроэлектроника для бытовой техники, автомобилестроения, даже для космоса и военной тематики. Минский НИИ радиоматериалов также относится к третьему эшелону. За последние два года здесь произошли существенные изменения как в плане создания новых технологических возможностей, так и в области разработки новых изделий. У института либо ведутся переговоры, либо уже заключены контракты приблизительно с 40 организациями Российской Федерации, которые заинтересованы в производимой здесь продукции.
— Какие акценты в развитии сферы микроэлектроники Беларуси предстоит сделать?
— Возможно, ситуация в части развития микроэлектроники в соседней России несколько лучше, чем у нас. Поскольку страна вкладывает значительные средства в это направление, для своих разработчиков действуют льготы. Там принято около 20 нормативных актов в области микроэлектроники и еще столько же в стадии подготовки. Нам еще многое из этого предстоит, и данному вопросу уделяется большое внимание.
В нашей стране разработана концепция развития микроэлектроники. Документ согласован всеми заинтересованными министерствами и ведомствами. При его подготовке мы рассмотрели мировой опыт, проанализировали, как действуют ведущие страны, на что направляют свои усилия, как финансируют это направление и завоевывают рынки, какие у них планы. Это нужно знать, чтобы понимать, куда нам двигаться дальше. Потому что можно потратить много денег, построить любой завод, но в отрыве от рыночной и политической ситуации это деньги на ветер.
Кроме того, мы рассмотрели, как работают наши предприятия, в каких направлениях им нужно двигаться, чтобы был опережающий задел. В рамках кластера созданы восемь рабочих групп, которые работают над перспективными направлениями. Мы предлагаем задания, проекты, мероприятия для включения в различные госпрограммы, чтобы идеи получили финансирование. Например, очень перспективное направление — фотоприемники. Сегодня мировой лидер по их производству — одна из японских фирм. Вместе с «Интегралом» разработаны лавинные кремниевые фотоприемники. На этой основе ведется разработка линеек фотоприемников, матричных фотоприемников, кремниевых фотоумножителей. Последние позволяют усилить электрический сигнал в миллион раз. Это делает их применимыми в целом перечне областей, например в сфере ядерной физики. Оптическое приборостроение не может обходиться без фотоприемников. К слову, это тема импортозамещения.
Сейчас все микросхемы работают порой в экстремальных условиях, они подвергаются воздействию электромагнитного поля, которое зашкаливает — от телефонов, электротранспорта и других источников. А у нас в НПЦ по материаловедению выполнены хорошие работы по защитным материалам и устройствам от такого воздействия. Эти материалы хорошо зарекомендовали себя в космосе, на борту российско-японского спутника. По вопросам интегральной оптики есть хорошие наработки в БГУИР. Планируется, что эти разработки будут использоваться в микроэлектронике для передачи сигналов, скажем, от одной части микросхем к другой. А это увеличивает скорость работы микросхемы.
«В стране три ведущих предприятия в сфере микроэлектроники — «Интеграл», «Планар», ОАО «Минский НИИ радиоматериалов». При этом у каждого — своя ниша».
Материалы решают все
— Знаю, что, когда вы возглавляли Институт физики, было приобретено оборудование по изготовлению так называемых нитридных гетероструктур — замены кремнию. Как в целом решается в отрасли проблема с сырьем?— Сегодня в мире многие ведущие организации движутся по пути использования в создании изделий микроэлектроники искусственных материалов. И это решает сразу ряд проблем. С одной стороны, уход от полезных ископаемых, с другой — дополнительные важные свойства. Например, как в случае с нитридом галлия, который в сто раз более стойкий к радиоактивному облучению, чем кремний, и в десять раз, чем арсенид галлия. А еще он работает при температурах до 800 градусов, в то время как кремний — до 400.
Вопрос материалов для микроэлектроники не так давно обсуждался на заседании в Москве. И российские партнеры заверили нас, что этот вопрос практически решен. А значит, мы получим доступ к недостающему сырью на российском рынке. Для этого там разработана специальная государственная программа. Но и нам нужно в этом направлении работать.
— Важный вопрос, который в том числе поднимался на совещании у Главы государства, — это необходимость создания собственных микрочипов для автомобилестроения. Насколько Беларусь готова к решению этого вопроса?
— Микрочип — это мозг любого автомобиля. Без него не будет работать ни одна машина. Температура работы, герметичность, уровень вибраций двигателя, состав выхлопных газов и т.д. — на все это есть специальные датчики, которыми управляют микрочипы. Да, сегодня многие наши автомобильные предприятия отрезаны от импорта микросхем. Так что это направление приобрело особую актуальность. Многое из этой продукции производит «Интеграл». Нужно лишь расширять линейку и наращивать объемы производства.
Невзирая на то, что я лазерщик, могу сказать: микроэлектроника сегодня во главе всего. Не будет ее — не заработает ни один лазер, ни один чайник, ни одна стиральная машина. Это касается и банковской системы, сферы машиностроения и т.д. — все остановится. Именно поэтому после совещания мы получили задание от Президента — работать над созданием нашей национальной программы развития микроэлектроники. Работа предстоит большая. Но это означает, что отечественная отрасль микроэлектроники получит существенную поддержку. А значит, сможет выйти на новый качественный уровень.
arteaga@sb.by