В Белорусском государственном академическом музыкальном театре премьера оперетты Штрауса «Король вальса» прошла с аншлагом
03.10.2020 12:44:00
Елена БАСИКИРСКАЯ
Два дня кряду в Белорусском государственном академическом музыкальном театре был аншлаг, здесь показывали оперетту Иоганна Штрауса «Король вальса». Этот австрийский композитор в самом деле король вальсов, на его счету 168 подобных произведений, а также 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша и 15 оперетт. Кстати, оперетта — один из сложных, дорогих жанров, требует множества исполнителей (задействованы хор, балет, солисты), музыкальных инструментов, плюс ко всему костюмы и декорации.
– В «Короле вальса» выступают две балетные труппы — классическая и исполняющая мюзиклы, — делится режиссер-постановщик Зинаида Вержбицкая. — Сколько участвует актеров? В одном составе — восемь плюс 15 артистов ансамбля, больше 20 танцовщиков, весь оркестр. Если говорить об особенностях представления, то это классика, а ее всегда ставить непросто — нужно осовременить для восприятия, адаптировать к нашему дню. Очень большая ответственность перед зрителем и историей. При построении сюжета отталкиваться пришлось от пьесы, которую каждый видит по-разному. Либретто немного сократили, поубавили детективную линию, дополнив юмором, балетным дивертисментом в сочетании с несколькими вальсами. В одном из героев угадывается композитор Иоганн Штраус.
В театре немало поющих артистов, и когда режиссер читает пьесу — предугадывает, будет ли предполагаемый актер соответствовать определенной роли или нет. Сведущие говорят: в этой постановке стопроцентное попадание. К примеру, Артем Хомичёнок так вжился в образ Штайна, или Штрауса, что даже в жизни чем-то напоминает своего героя. Его напарник — лауреат международного конкурса Сергей Сутько.
— Великолепная Наталья Дементьева, не менее хороша Маргарита Александрович, которая играет Эльзу Вирт, харАктерная Виктория Жбанкова-Стриганкова. Партии в оперетте сложные, звучат высоко, даже в оперном театре их не все осиливают. Например, «Сказки Венского леса» в исполнении Маргариты Александрович, — добавляет режиссер-постановщик.
В репертуаре музыкального театра и другие постановки Иоганна Штрауса, в фаворе — «Цыганский барон» и «Летучая мышь». Что касается «Короля вальсов» — это попурри из полек, маршей, вальсов с общей сюжетной линией, пусть не очень замысловатой, но явной. На самом деле чем проще постановка и менее ярко выписаны роли, тем сложнее их играть. Чем удивит этот спектакль зрителя подготовленного и нового? Он подойдет любому, Штраус есть Штраус, его знают все, во всяком случае те, кто хоть немного интересуется культурой и музыкой. На слуху его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В Австрии Моцарт и Штраус — две полярные звезды, оба веселые, мелодичные, только из разных эпох.
— Из этой оперетты постарались сделать зрелище, праздник, чтобы зрители отдохнули. Заодно хотим привлечь к себе новую публику. Из-за коронавируса случались перерывы в нашей работе, а певцы, артисты балета должны постоянно быть в форме, — отмечают участники постановки.
Зинаида Вержбицкая уточняет: билеты разлетелись как горячие пирожки. Это ее первый спектакль на музыку Иоганна Штрауса и второй в жизни, до этого работала актрисой, пять лет преподавала вокал студентам. А в прошлом году Адам Мурзич, художественный руководитель музыкального театра, предложил поставить «Милого друга» Мопассана. Главное, по ее мнению, даже не режиссерские сноровка и замысел, а хорошие актеры.
ДИРИЖЕР-постановщик Николай Макаревич в свободное время иногда снимается в массовке, играл эпизодическую роль в сериале «Мухтар. Новый след», но больше всего предан дирижированию. И «Король вальса» стал для него своеобразным возвращением к долгожданному творчеству:
— Для меня в этой оперетте много интересного и исключительного. Дело в том, что из моего репертуара давно исчезла классика, и у окружающих сложилось мнение, что я дирижер мюзиклов. Считаю, для любого моего коллеги (неважно, где он работает — в музыкальном или оперном театре) большое счастье — прикоснуться к музыке Штрауса. Если Моцарт — икона стиля, то Штраус — икона стиля оперетты, хоть и не основоположник жанра, но один из его новаторов и подвижников. В нашем спектакле 80 процентов музыки — моя оркестровка. И дело не в том, что австрийский маэстро плохо оркестровал. Музыкальный материал, который мы взяли, в основном симфоническая музыка, не предназначенная для вокального исполнения. Моей задачей было, максимально не нарушая канву и авторский замысел Штрауса, просветлить его партитуры, сделав голос в приоритете, ведь это закон любого музыкального театра.
В подтверждение — второй акт, ария герцога на балу. Вальс взят из оперетты «Симплициус», нот и партитуры нигде не нашли, и, прежде чем его реставрировать, дирижер от корки до корки проштудировал произведения Штрауса:
— Безумно интересная работа. Повезло с хорошими учителями. В театре оперетты дирижер обязан уметь оркестровать: иногда тяжело достать нотный материал некоторых произведений. Что-то приходится снимать на слух и воспроизводить на партитурной бумаге, что-то переделывать, потому что состав оркестра не подходит под оригинал.
На премьеру «Короля вальса» пришло много музыкантов, но вряд ли кто-то из них догадался, что оркестровки в постановке сделал их коллега-современник, а не австрийский классик. Все штрихи выверялись и оттачивались на репетициях с солистами. Как любит говорить народный артист Беларуси Константин Кузнецов: «Маэстро, сделайте, чтобы было красиво!» И маэстро сделал. В оригинале остались полька «Гром и молния», потому что симфоническая и в спектакле звучит как увертюра, а также «Марш Радецкого» и балетный дивертисмент. К другим произведениям, которые исполняются с голосом, приложил руку Николай Макаревич. В постановке есть несколько фрагментов из «Летучей мыши», но их сложно узнать, настолько мастерски вкраплены.
КСТАТИ
В 19 лет начинающий композитор Иоганн Штраус преподал урок своему отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой в завершение концерта сыграл один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не оставило без комментариев подобную выходку, и все газеты наутро писали: пора бы старому поколению композиторов уступить место молодым дарованиям. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Иоганна Штрауса. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В «Короле вальса» узнаем самого композитора, хотя все персонажи, да и история, вымышленные. Единственная правда в ней — музыка истинного короля вальса Иоганна Штрауса. Действие спектакля происходит в Вене, музыкальной столице Европы. Новая звезда — певица Эльза Вирт, невеста талантливого композитора Густава Штайна (прообраз Иоганна Штрауса). Ее среди прочих выделяет и герцог Карл Вестфальский. Прежняя фаворитка герцога Эдит Флавон решает устранить соперницу. Впрочем, интригу в этой истории раскрывайте сами.
basikirskaya@sb.by
– В «Короле вальса» выступают две балетные труппы — классическая и исполняющая мюзиклы, — делится режиссер-постановщик Зинаида Вержбицкая. — Сколько участвует актеров? В одном составе — восемь плюс 15 артистов ансамбля, больше 20 танцовщиков, весь оркестр. Если говорить об особенностях представления, то это классика, а ее всегда ставить непросто — нужно осовременить для восприятия, адаптировать к нашему дню. Очень большая ответственность перед зрителем и историей. При построении сюжета отталкиваться пришлось от пьесы, которую каждый видит по-разному. Либретто немного сократили, поубавили детективную линию, дополнив юмором, балетным дивертисментом в сочетании с несколькими вальсами. В одном из героев угадывается композитор Иоганн Штраус.
В театре немало поющих артистов, и когда режиссер читает пьесу — предугадывает, будет ли предполагаемый актер соответствовать определенной роли или нет. Сведущие говорят: в этой постановке стопроцентное попадание. К примеру, Артем Хомичёнок так вжился в образ Штайна, или Штрауса, что даже в жизни чем-то напоминает своего героя. Его напарник — лауреат международного конкурса Сергей Сутько.
— Великолепная Наталья Дементьева, не менее хороша Маргарита Александрович, которая играет Эльзу Вирт, харАктерная Виктория Жбанкова-Стриганкова. Партии в оперетте сложные, звучат высоко, даже в оперном театре их не все осиливают. Например, «Сказки Венского леса» в исполнении Маргариты Александрович, — добавляет режиссер-постановщик.
В репертуаре музыкального театра и другие постановки Иоганна Штрауса, в фаворе — «Цыганский барон» и «Летучая мышь». Что касается «Короля вальсов» — это попурри из полек, маршей, вальсов с общей сюжетной линией, пусть не очень замысловатой, но явной. На самом деле чем проще постановка и менее ярко выписаны роли, тем сложнее их играть. Чем удивит этот спектакль зрителя подготовленного и нового? Он подойдет любому, Штраус есть Штраус, его знают все, во всяком случае те, кто хоть немного интересуется культурой и музыкой. На слуху его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Весенние голоса». В Австрии Моцарт и Штраус — две полярные звезды, оба веселые, мелодичные, только из разных эпох.
— Из этой оперетты постарались сделать зрелище, праздник, чтобы зрители отдохнули. Заодно хотим привлечь к себе новую публику. Из-за коронавируса случались перерывы в нашей работе, а певцы, артисты балета должны постоянно быть в форме, — отмечают участники постановки.
Зинаида Вержбицкая уточняет: билеты разлетелись как горячие пирожки. Это ее первый спектакль на музыку Иоганна Штрауса и второй в жизни, до этого работала актрисой, пять лет преподавала вокал студентам. А в прошлом году Адам Мурзич, художественный руководитель музыкального театра, предложил поставить «Милого друга» Мопассана. Главное, по ее мнению, даже не режиссерские сноровка и замысел, а хорошие актеры.
ДИРИЖЕР-постановщик Николай Макаревич в свободное время иногда снимается в массовке, играл эпизодическую роль в сериале «Мухтар. Новый след», но больше всего предан дирижированию. И «Король вальса» стал для него своеобразным возвращением к долгожданному творчеству:
— Для меня в этой оперетте много интересного и исключительного. Дело в том, что из моего репертуара давно исчезла классика, и у окружающих сложилось мнение, что я дирижер мюзиклов. Считаю, для любого моего коллеги (неважно, где он работает — в музыкальном или оперном театре) большое счастье — прикоснуться к музыке Штрауса. Если Моцарт — икона стиля, то Штраус — икона стиля оперетты, хоть и не основоположник жанра, но один из его новаторов и подвижников. В нашем спектакле 80 процентов музыки — моя оркестровка. И дело не в том, что австрийский маэстро плохо оркестровал. Музыкальный материал, который мы взяли, в основном симфоническая музыка, не предназначенная для вокального исполнения. Моей задачей было, максимально не нарушая канву и авторский замысел Штрауса, просветлить его партитуры, сделав голос в приоритете, ведь это закон любого музыкального театра.
В подтверждение — второй акт, ария герцога на балу. Вальс взят из оперетты «Симплициус», нот и партитуры нигде не нашли, и, прежде чем его реставрировать, дирижер от корки до корки проштудировал произведения Штрауса:
— Безумно интересная работа. Повезло с хорошими учителями. В театре оперетты дирижер обязан уметь оркестровать: иногда тяжело достать нотный материал некоторых произведений. Что-то приходится снимать на слух и воспроизводить на партитурной бумаге, что-то переделывать, потому что состав оркестра не подходит под оригинал.
На премьеру «Короля вальса» пришло много музыкантов, но вряд ли кто-то из них догадался, что оркестровки в постановке сделал их коллега-современник, а не австрийский классик. Все штрихи выверялись и оттачивались на репетициях с солистами. Как любит говорить народный артист Беларуси Константин Кузнецов: «Маэстро, сделайте, чтобы было красиво!» И маэстро сделал. В оригинале остались полька «Гром и молния», потому что симфоническая и в спектакле звучит как увертюра, а также «Марш Радецкого» и балетный дивертисмент. К другим произведениям, которые исполняются с голосом, приложил руку Николай Макаревич. В постановке есть несколько фрагментов из «Летучей мыши», но их сложно узнать, настолько мастерски вкраплены.
КСТАТИ
В 19 лет начинающий композитор Иоганн Штраус преподал урок своему отцу. Совместно с оркестром он исполнил собственные сочинения, главным из которых был вальс. В качестве сладкой мести за запрет заниматься музыкой в завершение концерта сыграл один из знаменитейших вальсов отца. Разумеется, общество не оставило без комментариев подобную выходку, и все газеты наутро писали: пора бы старому поколению композиторов уступить место молодым дарованиям. Ни один из вечеров в высшем кругу не проходил без исполнения вальсов Иоганна Штрауса. Маэстро вел себя непринужденно, заставляя оркестр играть с одного взгляда.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В «Короле вальса» узнаем самого композитора, хотя все персонажи, да и история, вымышленные. Единственная правда в ней — музыка истинного короля вальса Иоганна Штрауса. Действие спектакля происходит в Вене, музыкальной столице Европы. Новая звезда — певица Эльза Вирт, невеста талантливого композитора Густава Штайна (прообраз Иоганна Штрауса). Ее среди прочих выделяет и герцог Карл Вестфальский. Прежняя фаворитка герцога Эдит Флавон решает устранить соперницу. Впрочем, интригу в этой истории раскрывайте сами.
basikirskaya@sb.by