Жизнь ради селфи: как остановить поток трагедий?
15.09.2017 11:36:10
В мире из-за опасных селфи погибает гораздо больше людей, чем от нападений акул. Психологи уже назвали чрезмерную увлеченность самолюбованием разновидностью наркомании, от которой можно вылечиться только в том случае, если нарциссизм уйдет из тренда. Но пока этого не произойдет, молодежь и дальше будет рисковать жизнью ради опасного снимка и многочисленных “лайков” в соцсетях. Что победит в итоге — современный индивидуализм, приказывающий нам стать хозяевами собственной жизни, или стремление к обществу с нулевой степенью риска?
Достаточно задать в поисковой строке любой социальной сети слово “селфи”, и перед вами возникнет список из сотни, если не тысячи групп, созданных современными нарциссами. Такие сообщества есть в Минске, Дзержинске, Гомеле и других белорусских городах. В то же время огромное количество наших юношей и девушек “сидят” в так называемых международных “клубах по интересам”. Блогеры, у которых по 5—10 тысяч подписчиков, ежедневно выкладывают в ленту новые снимки и делятся с “френдами” искусством выбора лучшего ракурса. А лента Ютуб пестрит призывами: “Топ-25 самых страшных и опасных селфи! Поделись с друзьями и присоединяйся к нам!”
Судя по тому, что еще два года назад увлечение экстремальной фотосъемкой себя любимого было признано самым опасным хобби среди молодежи, последователи селфи-драйва находятся регулярно. Вот только самые известные случаи гибели людей во время съемки на мобильный телефон за последние несколько лет. 18-летняя Анна из Румынии и ее подруга решили сделать селфи на крыше поезда. Но когда Анна подняла ногу к кабелям, сильный электрический разряд скинул ее с вагона. Девушка умерла в больнице, поскольку половину ее тела составляли ожоги.
Новая разновидность селфи Olympics представляет собой самые нелепые фотографии с участием автора снимка. 18-летний Оскар сначала сфотографировался в костюме губки Боба, и его фото набрало более 200 “лайков”. После чего юноша решил сделать аналогичный снимок на двери ванной комнаты. Однако сорвался и разбил голову об унитаз. Он умер от сильного кровотечения.
Известный рэпер Рамон Гонсалес решил сделать селфи за рулем мотоцикла. В одной руке был телефон, а в другой — руль. Не справившись с управлением, он вылетел на встречную полосу и попал под машину. Через пару часов Рамон скончался в госпитале.
17-летняя Ксюша Игнатьева обожала делать селфи в интересных местах. В последний день своей жизни девушка находилась на железнодорожном мосту в Санкт-Петербурге. Пытаясь сфотографироваться на фоне убегающих за горизонт рельс, она поскользнулась на десятиметровой высоте и инстинктивно ухватилась за кабель. Ее убил мощный удар током.
Супруги из Польши делали селфи со своими детьми у края обрыва в Португалии. Они сорвались с мыса Кабо да Рока на глазах малышей, которым понадобилась серьезная психологическая помощь после произошедшего.
Три месяца назад на железнодорожных путях в Приморье под поезд угодили сразу трое ребят, еще один с травмами был госпитализирован. Трагедия случилась на участке между станциями Амурский Залив и Надеждинская. По версии следствия, школьники вышли на пути, чтобы сфотографироваться на фоне приближающегося состава.
Только в этом году в Беларуси зарегистрировано уже шесть случаев, когда за неудачные “себяшки” фотографам пришлось заплатить слишком высокую цену.
15-летняя школьница в Орше выпала с 11-го этажа. Подросток из Петриковского района хотел сфотографироваться на трансформаторной подстанции — в результате попал в больницу, где у него диагностировали поражение электротоком второй степени тяжести, ожоги теменной области головы и кистей рук, судорожный синдром. Оказывается, парень попросил приятеля снять его на фоне электрических устройств и, пока друг включал камеру, подпрыгнул и ухватился за металлическую арматуру обеими руками. При подтягивании произошло короткое замыкание.
В Речицком районе 17-летняя девушка выпала из окна заброшенного заводского здания. Сидя в оконном проеме второго этажа, студентка выбрала удачный, на ее взгляд, ракурс, но не удержала равновесие. Приземление с шестиметровой высоты на кучу мусора закончилось переломом голени и травмой позвоночника.
В Минске мужчина упал с пешеходного моста через МКАД на дорогу между развязками в районе улиц Мазурова и Шаранговича. Как позже выяснилось, он был в компании с друзьями и находился в состоянии алкогольного опьянения. Падение произошло в результате съемки селфи.
В середине лета вблизи станции Жлобин местные жители обнаружили труп — верхняя часть туловища погибшего была полностью обуглена. Следствие установило, что студент Жлобинского профессионально-технического колледжа был смертельно травмирован разрядом тока, когда влезал на прожекторную мачту ради селфи.
В конце августа молодой человек погиб от поражения током и падения с опоры ЛЭП высокого напряжения. Трагедия произошла на берегу Западной Двины, где отдыхали трое приятелей. В какой-то момент один из них отлучился, а вскоре двое других увидели вспышку и горящего товарища, падающего на землю. Одна из версий случившегося — парень решил сделать экстремальное селфи: при осмотре тела было отмечено, что в руке он сжимал телефон.
У 22-летней минчанки Елены, гордо именующей себя то блогером, то фрилансером, то фотографом, в социальных сетях более тысячи подписчиков. Девушка еще со школы увлекается экстремальными селфи: свои первые снимки делала на крышах многоэтажных домов, меловых карьерах и железнодорожных путях (разумеется, перед приближающимся составом). Ради приобретения смартфона с хорошей камерой пять лет назад пожертвовала платьем для выпускного вечера. Признается: родители о ее “драйвовых” снимках ничего не знают, иначе ей влетело бы не по-детски. Зато в кругу сверстников-единомышленников Елена — большой авторитет. Тем более теперь, когда имеет возможность колесить по миру и делать “себяшки” на краю водопадов и на фоне взлетающих самолетов.
— Я даже не знаю, как объяснить, почему мне это нравится, — говорит девушка. — Если разобраться, у большинства моих друзей очень скучная жизнь. Учеба или работа, у кого-то уже семья. Однообразное существование. А меня заводят драйв, опасность, признание. Люблю выставлять снимки в сети и читать комментарии к ним. Большинство людей мне завидуют: им в 30 лет и вспомнить-то будет нечего, а у меня, как у Лары Крофт, сплошные приключения.
С точки зрения психолога Анны Горленко, в этом и кроется суть невероятной популярности селфи: незаметно выросло поколение девяностых и нулевых, для которого определяющую роль в принятии собственной личности играет одобрение окружающих:
— Есть понятие так называемой зеркальной я-концепции. Это когда человек не может оценить себя, свое место в жизни, поэтому просто верит тому, что о нем говорят другие. Селфи — очень удобный способ такого восприятия. Не надо анализировать свое поведение, свои просчеты. Посмотри, сколько ты собрал “лайков” в соцсетях или на Ютубе, и почувствуй себя крутым. Увы, именно по такому принципу живет большинство современных подростков. Каждый хочет сделать что-то такое, пусть и сверхглупое, что позволит переплюнуть популярность виртуального “коллеги”. Отсюда — попытки воспроизвести на камеру мобильного телефона рискованные трюки из компьютерных игр, смертельно опасные фотографии на большой высоте. Однако в этом случае желание выделиться из толпы, как правило, заканчивается тем, что юноши и девушки становятся толпой, состоящей из желающих выделиться.
Научный сотрудник Центра изучения социальных движений при Высшей школе социальных наук Натали Надо-Альбертини в интервью сайту InoСМИ.ru приводила и такой аргумент: опасное селфи представляет собой своеобразную сцену с приключенческим и юмористическим оттенком. Если внимательно присмотреться к таким снимкам, становится ясно, что на многих из них фотографирующие себя люди стоят с нарочито расслабленным видом, пытаясь тем самым скрыть страх и сказать: “Да, это опасно, но я выше этого, для меня это игра”. На селфи не похоже, что авторам снимков по-настоящему страшно. Они пытаются создать впечатление, что заигрывают с ужасом, на самом деле его не испытывая. Они не верят, что действительно находятся в опасности.
— И это еще одна большая проблема современной молодежи, — говорит Анна Горленко. — В силу недостатка образования дети просто не задумываются над тем, к чему может привести контакт ноги с высоковольтным проводом. Или что тормозной путь поезда составляет несколько сотен метров. Что невозможно сохранять баланс, фотографируясь на краю обрыва, если пытаешься словить нужный ракурс, поскольку вынужден постоянно совершать движения головы и туловища. Об этом должны рассказывать детям родители и школьные учителя. Это нужно показывать в сети. Хороший пример — ролики МЧС, и именно такого плана картинки должны быть перед глазами каждого подростка.
Психологи уверены: чтобы мода на опасные селфи осталась в прошлом, нужно повернуть сознание общества к негативному восприятию героизма, граничащего с идиотизмом. Сделать так, чтобы большинство комментариев под снимками или видеороликами с головами, помещенными в пасть крокодила, начинались словами: “Автор, ты совсем дебил?”
— Сделать это на самом деле не так уж сложно, достаточно привлечь к такой кампании молодежных лидеров, пользующихся у ребят авторитетом, — подытоживает Анна Горленко. — Нам ведь удалось продвинуть идею здорового образа жизни: сегодня среди подростков, умеющих думать, “быть крутым” или “зачетным” означает не пить, не курить, следить за фигурой. Да, для этого понадобился не один год, однако социальные ролики, реклама, работа со школьниками педагогов, врачей и родителей дала хороший результат. Может, не такой глобальный, как хотелось бы, но начало положено. То же самое нужно предпринять в отношении опасных селфи. Дети (да и взрослые вместе с ними) должны осознать, что рисковать жизнью ради удачного кадра — глупость и отстой.
konopelko@sb.by
Достаточно задать в поисковой строке любой социальной сети слово “селфи”, и перед вами возникнет список из сотни, если не тысячи групп, созданных современными нарциссами. Такие сообщества есть в Минске, Дзержинске, Гомеле и других белорусских городах. В то же время огромное количество наших юношей и девушек “сидят” в так называемых международных “клубах по интересам”. Блогеры, у которых по 5—10 тысяч подписчиков, ежедневно выкладывают в ленту новые снимки и делятся с “френдами” искусством выбора лучшего ракурса. А лента Ютуб пестрит призывами: “Топ-25 самых страшных и опасных селфи! Поделись с друзьями и присоединяйся к нам!”
Судя по тому, что еще два года назад увлечение экстремальной фотосъемкой себя любимого было признано самым опасным хобби среди молодежи, последователи селфи-драйва находятся регулярно. Вот только самые известные случаи гибели людей во время съемки на мобильный телефон за последние несколько лет. 18-летняя Анна из Румынии и ее подруга решили сделать селфи на крыше поезда. Но когда Анна подняла ногу к кабелям, сильный электрический разряд скинул ее с вагона. Девушка умерла в больнице, поскольку половину ее тела составляли ожоги.
Новая разновидность селфи Olympics представляет собой самые нелепые фотографии с участием автора снимка. 18-летний Оскар сначала сфотографировался в костюме губки Боба, и его фото набрало более 200 “лайков”. После чего юноша решил сделать аналогичный снимок на двери ванной комнаты. Однако сорвался и разбил голову об унитаз. Он умер от сильного кровотечения.
Известный рэпер Рамон Гонсалес решил сделать селфи за рулем мотоцикла. В одной руке был телефон, а в другой — руль. Не справившись с управлением, он вылетел на встречную полосу и попал под машину. Через пару часов Рамон скончался в госпитале.
17-летняя Ксюша Игнатьева обожала делать селфи в интересных местах. В последний день своей жизни девушка находилась на железнодорожном мосту в Санкт-Петербурге. Пытаясь сфотографироваться на фоне убегающих за горизонт рельс, она поскользнулась на десятиметровой высоте и инстинктивно ухватилась за кабель. Ее убил мощный удар током.
Супруги из Польши делали селфи со своими детьми у края обрыва в Португалии. Они сорвались с мыса Кабо да Рока на глазах малышей, которым понадобилась серьезная психологическая помощь после произошедшего.
Три месяца назад на железнодорожных путях в Приморье под поезд угодили сразу трое ребят, еще один с травмами был госпитализирован. Трагедия случилась на участке между станциями Амурский Залив и Надеждинская. По версии следствия, школьники вышли на пути, чтобы сфотографироваться на фоне приближающегося состава.
Только в этом году в Беларуси зарегистрировано уже шесть случаев, когда за неудачные “себяшки” фотографам пришлось заплатить слишком высокую цену.
15-летняя школьница в Орше выпала с 11-го этажа. Подросток из Петриковского района хотел сфотографироваться на трансформаторной подстанции — в результате попал в больницу, где у него диагностировали поражение электротоком второй степени тяжести, ожоги теменной области головы и кистей рук, судорожный синдром. Оказывается, парень попросил приятеля снять его на фоне электрических устройств и, пока друг включал камеру, подпрыгнул и ухватился за металлическую арматуру обеими руками. При подтягивании произошло короткое замыкание.
В Речицком районе 17-летняя девушка выпала из окна заброшенного заводского здания. Сидя в оконном проеме второго этажа, студентка выбрала удачный, на ее взгляд, ракурс, но не удержала равновесие. Приземление с шестиметровой высоты на кучу мусора закончилось переломом голени и травмой позвоночника.
В Минске мужчина упал с пешеходного моста через МКАД на дорогу между развязками в районе улиц Мазурова и Шаранговича. Как позже выяснилось, он был в компании с друзьями и находился в состоянии алкогольного опьянения. Падение произошло в результате съемки селфи.
В середине лета вблизи станции Жлобин местные жители обнаружили труп — верхняя часть туловища погибшего была полностью обуглена. Следствие установило, что студент Жлобинского профессионально-технического колледжа был смертельно травмирован разрядом тока, когда влезал на прожекторную мачту ради селфи.
В конце августа молодой человек погиб от поражения током и падения с опоры ЛЭП высокого напряжения. Трагедия произошла на берегу Западной Двины, где отдыхали трое приятелей. В какой-то момент один из них отлучился, а вскоре двое других увидели вспышку и горящего товарища, падающего на землю. Одна из версий случившегося — парень решил сделать экстремальное селфи: при осмотре тела было отмечено, что в руке он сжимал телефон.
У 22-летней минчанки Елены, гордо именующей себя то блогером, то фрилансером, то фотографом, в социальных сетях более тысячи подписчиков. Девушка еще со школы увлекается экстремальными селфи: свои первые снимки делала на крышах многоэтажных домов, меловых карьерах и железнодорожных путях (разумеется, перед приближающимся составом). Ради приобретения смартфона с хорошей камерой пять лет назад пожертвовала платьем для выпускного вечера. Признается: родители о ее “драйвовых” снимках ничего не знают, иначе ей влетело бы не по-детски. Зато в кругу сверстников-единомышленников Елена — большой авторитет. Тем более теперь, когда имеет возможность колесить по миру и делать “себяшки” на краю водопадов и на фоне взлетающих самолетов.
— Я даже не знаю, как объяснить, почему мне это нравится, — говорит девушка. — Если разобраться, у большинства моих друзей очень скучная жизнь. Учеба или работа, у кого-то уже семья. Однообразное существование. А меня заводят драйв, опасность, признание. Люблю выставлять снимки в сети и читать комментарии к ним. Большинство людей мне завидуют: им в 30 лет и вспомнить-то будет нечего, а у меня, как у Лары Крофт, сплошные приключения.
С точки зрения психолога Анны Горленко, в этом и кроется суть невероятной популярности селфи: незаметно выросло поколение девяностых и нулевых, для которого определяющую роль в принятии собственной личности играет одобрение окружающих:
— Есть понятие так называемой зеркальной я-концепции. Это когда человек не может оценить себя, свое место в жизни, поэтому просто верит тому, что о нем говорят другие. Селфи — очень удобный способ такого восприятия. Не надо анализировать свое поведение, свои просчеты. Посмотри, сколько ты собрал “лайков” в соцсетях или на Ютубе, и почувствуй себя крутым. Увы, именно по такому принципу живет большинство современных подростков. Каждый хочет сделать что-то такое, пусть и сверхглупое, что позволит переплюнуть популярность виртуального “коллеги”. Отсюда — попытки воспроизвести на камеру мобильного телефона рискованные трюки из компьютерных игр, смертельно опасные фотографии на большой высоте. Однако в этом случае желание выделиться из толпы, как правило, заканчивается тем, что юноши и девушки становятся толпой, состоящей из желающих выделиться.
Научный сотрудник Центра изучения социальных движений при Высшей школе социальных наук Натали Надо-Альбертини в интервью сайту InoСМИ.ru приводила и такой аргумент: опасное селфи представляет собой своеобразную сцену с приключенческим и юмористическим оттенком. Если внимательно присмотреться к таким снимкам, становится ясно, что на многих из них фотографирующие себя люди стоят с нарочито расслабленным видом, пытаясь тем самым скрыть страх и сказать: “Да, это опасно, но я выше этого, для меня это игра”. На селфи не похоже, что авторам снимков по-настоящему страшно. Они пытаются создать впечатление, что заигрывают с ужасом, на самом деле его не испытывая. Они не верят, что действительно находятся в опасности.
— И это еще одна большая проблема современной молодежи, — говорит Анна Горленко. — В силу недостатка образования дети просто не задумываются над тем, к чему может привести контакт ноги с высоковольтным проводом. Или что тормозной путь поезда составляет несколько сотен метров. Что невозможно сохранять баланс, фотографируясь на краю обрыва, если пытаешься словить нужный ракурс, поскольку вынужден постоянно совершать движения головы и туловища. Об этом должны рассказывать детям родители и школьные учителя. Это нужно показывать в сети. Хороший пример — ролики МЧС, и именно такого плана картинки должны быть перед глазами каждого подростка.
Психологи уверены: чтобы мода на опасные селфи осталась в прошлом, нужно повернуть сознание общества к негативному восприятию героизма, граничащего с идиотизмом. Сделать так, чтобы большинство комментариев под снимками или видеороликами с головами, помещенными в пасть крокодила, начинались словами: “Автор, ты совсем дебил?”
— Сделать это на самом деле не так уж сложно, достаточно привлечь к такой кампании молодежных лидеров, пользующихся у ребят авторитетом, — подытоживает Анна Горленко. — Нам ведь удалось продвинуть идею здорового образа жизни: сегодня среди подростков, умеющих думать, “быть крутым” или “зачетным” означает не пить, не курить, следить за фигурой. Да, для этого понадобился не один год, однако социальные ролики, реклама, работа со школьниками педагогов, врачей и родителей дала хороший результат. Может, не такой глобальный, как хотелось бы, но начало положено. То же самое нужно предпринять в отношении опасных селфи. Дети (да и взрослые вместе с ними) должны осознать, что рисковать жизнью ради удачного кадра — глупость и отстой.
konopelko@sb.by