Беларусь предпринимает адекватные действия на угрозы извне
22.02.2024 07:50:00
Вадим ГИГИН
Выступление Президента Беларуси на расширенном совещании с руководящим составом госорганов системы обеспечения нацбезопасности уже разлетелось на цитаты. Александр Лукашенко говорил, как всегда, прямо и откровенно. Угрозы были названы вполне конкретно. Это сразу три направления: из Польши, Литвы и Украины.
История историей, а современные интересы США потребовали создания в нашем регионе своего ударного форпоста. Именно такую функцию выполняет этот самый треугольник. Здесь можно привести еще одну историческую аналогию. После Первой мировой войны Англия и Франция, составлявшие классическую Антанту, поощряли образование дочерних геополитических союзов под своим контролем. Так появилась Малая Антанта, а затем и ее балканский аналог.
Наиболее амбициозные планы, как всегда, у Польши. К 2035 году Варшава планирует развернуть вооруженные силы в 300 тысяч военнослужащих, то есть увеличить их, по сути, в два раза. В том числе профессиональные военные будут составлять 180 тысяч, еще 50 тысяч — добровольцы теробороны, 50 тысяч наберут фактически по призыву сроком на один год. В дополнение к имеющимся четырем дивизиям непосредственно у белорусской границы, в Подляском воеводстве, разворачивается новая 1‑я пехотная дивизия.
На самом деле это лишь набросок тех военных усилий, которые предпринимает Запад для создания мощной группировки на белорусском направлении. Для полного описания не хватило бы всего объема газеты. Но и по наброску виден масштаб угрозы. Мы предпринимаем адекватные действия. Наиболее решительным и своевременным шагом стало размещение на нашей территории тактического ядерного оружия. В случае провокации его применение позволит уничтожить все перечисленные группировки потенциального противника. Будем надеяться, что до этого не дойдет. Ведь главное искусство в военном деле — не довести до начала самой войны.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.
Антанта нового времени
Польские политики и идеологи традиционно любят громкие формулы: Веймарский треугольник, Вышеградская четверка… Сейчас наиболее актуален Люблинский треугольник, который объединяет как раз Польшу, Литву и Украину. Это образование, появившееся на свет в июле 2020 года, с исторической точки зрения довольно парадоксально. Во многом оно создано в память о той самой Речи Посполитой образца XVI-XVIII веков. Но в том государстве предки и литовцев, и украинцев не были равноправны, осуществлялась тотальная полонизация. Она же проводилась и в отношении белорусов. Тем не менее беглые стоят в очередь в Люблинский треугольник, чтобы хоть на птичьих правах присоединиться к этой проамериканской платформе.История историей, а современные интересы США потребовали создания в нашем регионе своего ударного форпоста. Именно такую функцию выполняет этот самый треугольник. Здесь можно привести еще одну историческую аналогию. После Первой мировой войны Англия и Франция, составлявшие классическую Антанту, поощряли образование дочерних геополитических союзов под своим контролем. Так появилась Малая Антанта, а затем и ее балканский аналог.
В нынешней конфигурации Люблинский треугольник позволяет организовать взаимодействие двух членов НАТО (Польша и Литва) и Украины, которая формально не состоит в Североатлантическом альянсе. В том же Люблине, еще до формального появления геополитического треугольника, появилась польско-литовско-украинская бригада (LITPOLUKRBRIG). Официально она имеет миротворческий статус, но фактически является вполне боевым соединением.В последнее время в названных трех странах осуществляется ускоренная милитаризация. Со стороны НАТО координаторами этого процесса выступают США и Германия. На подхвате действуют Великобритания, Дания, Норвегия и некоторые другие. Не осталась в стороне и Швеция, которая до недавнего времени провозглашала себя нейтральной страной.
Амбиции Варшаву питают
Наращивание военного потенциала в Украине началось с 2014 года. Именно тогда ВСУ стали развертывать крупную армию, рассчитанную далеко не только на оборону. Сейчас ВСУ, вовлеченные в вооруженный конфликт с Россией, представляют собой крупнейшую по численности армию Европы. Несмотря на боевые действия на Юге и Востоке, киевский режим продолжает держать вдоль белорусской границы достаточно крупную группировку войск, которую возглавляет так называемый командующий объединенных сил ВСУ. До последнего времени это был генерал-лейтенант Сергей Наев, а сейчас — генерал-лейтенант Юрий Содоль.Наиболее амбициозные планы, как всегда, у Польши. К 2035 году Варшава планирует развернуть вооруженные силы в 300 тысяч военнослужащих, то есть увеличить их, по сути, в два раза. В том числе профессиональные военные будут составлять 180 тысяч, еще 50 тысяч — добровольцы теробороны, 50 тысяч наберут фактически по призыву сроком на один год. В дополнение к имеющимся четырем дивизиям непосредственно у белорусской границы, в Подляском воеводстве, разворачивается новая 1‑я пехотная дивизия.
Кроме того, к нашей границе переброшено не менее двух бригад из состава дивизий, дислоцирующихся в Щецине и Поморье. В текущем году Войско польское получит первую партию новейших американских истребителей-бомбардировщиков F-35. Всего их будет поставлено 32 штуки.Ожидается также прибытие 250 танков Abrams. Уже поступают южнокорейские танки К2 «Черная пантера» (всего должно быть до 180 единиц), а еще в планах 200 новейших артиллерийских установок, 48 учебно-боевых самолетов, 218 реактивных систем залпового огня. Польша готовится к получению 486 установок M142 HIMARS. Есть у наших западных соседей и собственные неплохие разработки, скажем, 155‑мм самоходная гаубица Krab, ПЗРК Piorun и многофункциональная боевая машина Rosomak. Все они активно применяются в Украине. Все это требует больших финансовых затрат. Варшава планирует в течение года увеличить свои расходы на оборону с 2,42 до 4 процентов ВВП. Хотя какая тут оборона? Можно с уверенностью констатировать, что речь идет о развертывании масштабной ударной наступательной группировки.
Работать корпусом
У Литвы армия значительно меньше, но военные расходы в процентном соотношении весьма велики. В 2023 году они составили 2,5 процента ВВП, в текущем увеличатся до 2,75, а в следующем — до 3 процентов. В ноябре прошлого года государственный совет обороны утвердил «Всеобщий план обороны Литвы». Он составлен, по словам советника президента республики Кестутиса Будриса, так, чтобы в стране не было ни одного гражданина, предприятия или организации, которые бы не знали, что им делать в случае военных действий.Но в целом все военные планы Литвы основаны на внешней поддержке. Это предполагает и соответствующее соглашение с Вашингтоном. Уже сейчас в стране действует Балтийская воздушная миссия НАТО. В Рукле и Руднинкае в ближайшее время развернется тяжелая бригада бундесвера, имеющая на вооружении танки. Фактически речь идет о размещении оккупационного корпуса НАТО.Не брезгует прямым иностранным военным присутствием на своей территории и Польша. Более того, упрашивает своих заокеанских «партнеров». Всем памятна фотография президента Польши Анджея Дуды, склонившегося перед Дональдом Трампом, когда тот был хозяином Белого дома. Тогда поляки уговаривали американцев разместить на своей территории «Форт-Трамп». Их просьбы были услышаны, но уже при Джо Байдене. На саммите НАТО, проходившем в Мадриде в июне 2022 года, решено было развернуть в Польше штаб 5‑го армейского корпуса армии США. Сейчас он уже находится в Кэмп-Костюшко в Познани. В его подчинении две дивизии, две бригады и один полк, размещенные на базах в Польше, Германии и Румынии.
На самом деле это лишь набросок тех военных усилий, которые предпринимает Запад для создания мощной группировки на белорусском направлении. Для полного описания не хватило бы всего объема газеты. Но и по наброску виден масштаб угрозы. Мы предпринимаем адекватные действия. Наиболее решительным и своевременным шагом стало размещение на нашей территории тактического ядерного оружия. В случае провокации его применение позволит уничтожить все перечисленные группировки потенциального противника. Будем надеяться, что до этого не дойдет. Ведь главное искусство в военном деле — не довести до начала самой войны.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.