Воспитание патриотизма — совместный «проект» родителей, детей и педагогов
04.04.2022 23:19:11
Дети предпочитают современные танцы народным, осознала Людмила Кабаева, руководитель заслуженного любительского коллектива Беларуси ансамбля танца «Мiлавiца», в начале трудового пути. И тут же решила кардинально изменить ситуацию. Спойлер: у нее это вышло с блеском! Вслед за любовью к белорусскому танцу хореограф из Буда-Кошелевского района воспитывает в детях уважение к малой родине и бережное отношение к культурным традициям.
Едет в глубинку
Ансамблем танца «Мiлавiца» Уваровичского центра детского творчества Буда-Кошелевского района Людмила Кабаева руководит почти 20 лет. О себе говорит:— Где родился, там и пригодился. Я патриот своей Родины, в том числе малой. Для меня сменить место жительства и переехать из Уваровичей немыслимо. Да и зачем? Здесь все самое необходимое: мои родные, любимое дело.
Людмила всегда смеялась над теми, кто считал, что в деревне успеха ни за что не добиться. С детства влюбленная в народные танцы, которыми занималась в местном Доме пионеров, она ни секунды не раздумывала над выбором профессии. И в колледже искусств в Гомеле, и в педагогическом университете в Минске среди ее сокурсников были солисты всевозможных республиканских ансамблей, и тут — девочка из деревни, вот только в мастерстве Кабаева никогда им не уступала. Ее приглашали покорять столичные подмостки, но для таланта было принципиально важно вернуться на родину, чтобы учить танцевать подрастающих жителей Уваровичей.
— С первых дней работы с болью поняла: дети стесняются исполнять народные танцы на конкурсах, им даже общаться неудобно с ребятами из коллективов с современными танцевальными направлениями. Потому решила изучать народно-бытовую хореографию нашего края, сохранять национальные традиции и передавать все это будущим поколениям. А иначе какими мы будем без своей истории?!
Обращается к истокам
Молодой хореограф поставила цель научить детей любить. Любить свою Родину, культуру, дело. Вместе с коллегами, а потом и с воспитанниками вели серьезную исследовательскую работу. Объезжали бабушек и дедушек, которые помнили аутентичные буда-кошелевские танцы. Слушали местные мелодии и записывали вместе с аккомпаниатором в нотную тетрадь, ставшую потом полноценным сборником.— У одной из местных жительниц остался передник ее матери с традиционной вышивкой. Мы воссоздали орнамент и перенесли на наши костюмы. Да, мы добавляем детали, но в основе буда-кошелевский ромб. А главное — все это делаем сообща. Сценические наряды создает не только костюмер, но и дети. Когда они вручную вышивают орнамент, то становятся ближе к своей культуре и друг к другу.
Следующим шагом стала работа с родителями, многие из которых пренебрежительно отмахивались: «Что важного в этих танцульках? Можно и пропустить». И тогда Людмила создала с нуля взрослый коллектив при местном Доме культуры, через пять лет он получил звание народного.— Удалось сплотить всех. На фестивалях родители переживают за детей на сцене, дети — за выступающих родителей. Сейчас понимаю, что добилась желаемого: вижу горящие глаза ребят, которые исполняют танцы наших бабушек с гордостью и любовью, и у меня слезы на глазах от этого.
Людмила уверена: чтобы добиться успеха в работе с подрастающим поколением, надо быть с ним на одной волне. Так не бывает, что закончился урок — и до свиданья! Нет. Педагог и дети сообща делают все — от празднования дней рождения до реализации проектов. В прошлом году хореограф организовала велопоход протяженностью 35 километров. Вместе наслаждались природой, заодно убирали берега водоемов, ухаживали за военными памятниками, минутами молчания чтили память погибших.
Выводит на международный уровень
Болгария, Россия, Япония… 11 концертов в Германии, бесчисленные награды с республиканских и международных конкурсов — уровень подготовки в «Мiлавiце», где сейчас занимаются 80 ребят, далеко не любительский.— На открытые занятия танцоров-мужчин стараюсь приглашать пап. Они говорят: «Такого даже в армии не делают!» Прелесть народных танцев в трюках и вращениях. Мы поставили недавно танец «Юла», где три минуты нужно вращаться по кругу, по диагонали, на месте. Показывали областным хореографам, они все ждали, когда исполнительницу занесет, но она выстояла. Я часто ловлю взгляды, в которых читается: «Неужели в деревне так могут?» Могут!
Воспитанники ансамбля уже успели засветиться на ТВ, вручить подарок Президенту, принять участие в инновационном проекте по коммуникациям, но для Людмилы главное — тот трепет, с которым ребята относятся к своей культуре и истории. Кстати, ее дочери тоже исполняют народные танцы.
Хореограф с радостью встретила новость об объявлении 2022-го Годом исторической памяти и приветствует изменения в Основном Законе страны:
— Меня порадовало, что в Конституции закрепилась идея сохранения нашей истории и культуры и то, что большую роль в строительстве будущего страны отводят молодежи. Это именно те глобальные вещи, которым я посвятила жизнь.
— Без одной из этих трех составляющих невозможно сделать так, чтобы любовь к Родине не угасала в будущих поколениях. Я всегда учила своих дочерей уважать историю и современность своего народа. Мы изучали белорусские костюмы, песни и танцы, чтобы знать об истоках культуры. Девочки общались со своими прабабушками, участницами Великой Отечественной войны, знали о подвигах воевавших прадедушек, возлагали цветы к мемориалам, участвовали в шествиях на 9 Мая. В таких же шествиях мы идем, чтобы почтить память героев, с моими учениками и их родителями.
Без любви к настоящему и уважения к прошлому своей страны невозможно построить будущее.valchenko@sb.by