Лукашенко: учитель — центральная фигура в нашем обществе
26.08.2019 13:35:27
Дмитрий КРЯТ
Президент обращает внимание на необходимость поступательного повышения зарплаты учителям, особенно низкооплачиваемым категориям работников бюджетной сферы в целом. Во время рабочей встречи с министром образования Игорем Карпенко Александр Лукашенко подчеркнул:
Фото: архив БЕЛТА
— Не забывайте, мы договорились, что учитель должен как минимум получать среднюю зарплату (по стране. — Прим. ред.), а низшее звено — в детском саду, в других учреждениях, в здравоохранении, нянечки и прочие — мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая. Особенно в детском садике. Естественно, пусть они там покушают, еще что-то. Но это все равно не оплачивает тот объем работы, ее качество и ту ответственность, которой они занимаются. Надо зарплату их подтягивать. Конечно, надо загружать. Я не спорю. Но надо платить достойную заработную плату.
Говоря о необходимости проведения в скором будущем комплексного совещания на тему развития системы образования, Президент отметил, что к обсуждению будет предложен широкий перечень вопросов:
— Я обращал внимание Премьер-министра на эти вопросы. Комплекс этих вопросов, которыми я живу сейчас, в начале учебного года, которыми мне как отцу приходится сейчас заниматься постоянно. И я имею возможность, слава богу, наблюдать за тем, что происходит в школе, в вузах. В этой большой семье моей, моих детей есть студенты, у которых я интересуюсь, как дела идут. Притом я не подвергаю сомнению и какой-то критике сейчас систему в целом. Слава богу, у нас хоть и небольшая динамика, но есть в положительную сторону. Но мы не должны не видеть недостатки, которые существуют. В противном случае потом нам труднее их будет преодолевать. Я хочу, чтобы вы обратили внимание в сегодняшнем докладе именно на недостатки. На чем надо сосредоточить наше внимание.
Глава государства отметил, что много критики сегодня звучит по отношению к учебникам. Особенно к новым:
— Я понимаю, что кто-то критикует, кто-то поддерживает. Но и к этому совещанию мы должны подойти так, чтобы дать нормальную, объективную оценку — как у нас здесь.
По мнению Президента, надлежит уделить особое внимание и школьным нагрузкам:
— Я уже говорил, нам надо делать так, чтобы детишки, особенно в школах, получали знания на уроках. А дошлифовывали при выполнении домашних заданий. В вузах — совсем другое дело. Потому что там человек пришел на свой профиль: гуманитарий, искусствовед, точные науки, математика, физика и так далее. Он к этому склонен. Ему легче будет учиться. А здесь у ученика все: математика, гуманитарные, естественные, технические, еще какие-то (науки. — Прим. ред.). Нет таких детей, которые во всех этих науках одинаково разбираются. Поэтому да, они обращают внимание там, где у них лучше получается. Допустим, я гуманитарий. Вы — математик и так далее. Вы больше этим занимались, вас родители, учителя ориентировали. Поэтому вы и будете на это внимание обращать. Остальные как-то в стороне были немного от науки. На это тоже надо обращать внимание и не перегружать детей, особенно дома. Не надо, чтобы они шесть часов или пять отработали в школе и еще столько же дома. Это ненормально. Мы калечим детей. Они сидят, сгорбившись, над этими уроками. Особенно лучшие дети, которые хотят потом учиться, поступить и так далее. К выпуску на кого они похожи? Да и не у всех родителей хватает времени, чтобы заниматься детьми как положено. Поэтому и эта проблема наряду с учебниками, нагрузкой и так далее.
Глава государства обратил внимание на возобновившиеся жалобы учителей, на излишнюю, непрофильную нагрузку на них. Отчасти справедливо. Но учитель все же должен более широко видеть круг своих обязанностей:
— Там, где надо убрать лишнее от учителей — всякие отчеты, самоотчеты — это факт. Но учитель не должен забывать, что его призвание таково, что место работы его не только в школе. Он вообще центральная фигура в нашем обществе. Это обладающий знаниями человек. И он вместе с врачом, особенно в средних, малых городах, в селах, агрогородках — главные звезды и светила. Они должны нести знания людям. Они воспитывают людей. Поэтому сегодня стонать в том плане, что ах, нам тяжело, не надо. Мы — государство, и я в том числе, — очень рассчитываем на учителей. Без учителя мы ничто вообще. Потому что не на кого опереться в это рыночное время, кроме учителя. Особенно в селах, деревнях, малых городах и так далее.
Президент еще раз сориентировал министра:
— Куча проблем, и мы их должны на совещании оговорить. Давайте определимся, но в этом году обязательно. Спланируем после парламентских выборов и проведем такое серьезное мероприятие — мозговой штурм, атаку на наше образование, чтобы его еще больше улучшить.
Фото: архив БЕЛТА
— Не забывайте, мы договорились, что учитель должен как минимум получать среднюю зарплату (по стране. — Прим. ред.), а низшее звено — в детском саду, в других учреждениях, в здравоохранении, нянечки и прочие — мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая. Особенно в детском садике. Естественно, пусть они там покушают, еще что-то. Но это все равно не оплачивает тот объем работы, ее качество и ту ответственность, которой они занимаются. Надо зарплату их подтягивать. Конечно, надо загружать. Я не спорю. Но надо платить достойную заработную плату.
Говоря о необходимости проведения в скором будущем комплексного совещания на тему развития системы образования, Президент отметил, что к обсуждению будет предложен широкий перечень вопросов:
— Я обращал внимание Премьер-министра на эти вопросы. Комплекс этих вопросов, которыми я живу сейчас, в начале учебного года, которыми мне как отцу приходится сейчас заниматься постоянно. И я имею возможность, слава богу, наблюдать за тем, что происходит в школе, в вузах. В этой большой семье моей, моих детей есть студенты, у которых я интересуюсь, как дела идут. Притом я не подвергаю сомнению и какой-то критике сейчас систему в целом. Слава богу, у нас хоть и небольшая динамика, но есть в положительную сторону. Но мы не должны не видеть недостатки, которые существуют. В противном случае потом нам труднее их будет преодолевать. Я хочу, чтобы вы обратили внимание в сегодняшнем докладе именно на недостатки. На чем надо сосредоточить наше внимание.
Глава государства отметил, что много критики сегодня звучит по отношению к учебникам. Особенно к новым:
— Я понимаю, что кто-то критикует, кто-то поддерживает. Но и к этому совещанию мы должны подойти так, чтобы дать нормальную, объективную оценку — как у нас здесь.
По мнению Президента, надлежит уделить особое внимание и школьным нагрузкам:
— Я уже говорил, нам надо делать так, чтобы детишки, особенно в школах, получали знания на уроках. А дошлифовывали при выполнении домашних заданий. В вузах — совсем другое дело. Потому что там человек пришел на свой профиль: гуманитарий, искусствовед, точные науки, математика, физика и так далее. Он к этому склонен. Ему легче будет учиться. А здесь у ученика все: математика, гуманитарные, естественные, технические, еще какие-то (науки. — Прим. ред.). Нет таких детей, которые во всех этих науках одинаково разбираются. Поэтому да, они обращают внимание там, где у них лучше получается. Допустим, я гуманитарий. Вы — математик и так далее. Вы больше этим занимались, вас родители, учителя ориентировали. Поэтому вы и будете на это внимание обращать. Остальные как-то в стороне были немного от науки. На это тоже надо обращать внимание и не перегружать детей, особенно дома. Не надо, чтобы они шесть часов или пять отработали в школе и еще столько же дома. Это ненормально. Мы калечим детей. Они сидят, сгорбившись, над этими уроками. Особенно лучшие дети, которые хотят потом учиться, поступить и так далее. К выпуску на кого они похожи? Да и не у всех родителей хватает времени, чтобы заниматься детьми как положено. Поэтому и эта проблема наряду с учебниками, нагрузкой и так далее.
Глава государства обратил внимание на возобновившиеся жалобы учителей, на излишнюю, непрофильную нагрузку на них. Отчасти справедливо. Но учитель все же должен более широко видеть круг своих обязанностей:
— Там, где надо убрать лишнее от учителей — всякие отчеты, самоотчеты — это факт. Но учитель не должен забывать, что его призвание таково, что место работы его не только в школе. Он вообще центральная фигура в нашем обществе. Это обладающий знаниями человек. И он вместе с врачом, особенно в средних, малых городах, в селах, агрогородках — главные звезды и светила. Они должны нести знания людям. Они воспитывают людей. Поэтому сегодня стонать в том плане, что ах, нам тяжело, не надо. Мы — государство, и я в том числе, — очень рассчитываем на учителей. Без учителя мы ничто вообще. Потому что не на кого опереться в это рыночное время, кроме учителя. Особенно в селах, деревнях, малых городах и так далее.
Президент еще раз сориентировал министра:
— Куча проблем, и мы их должны на совещании оговорить. Давайте определимся, но в этом году обязательно. Спланируем после парламентских выборов и проведем такое серьезное мероприятие — мозговой штурм, атаку на наше образование, чтобы его еще больше улучшить.