В поисках утраченного. На почтовых открытках и фотографиях начала ХХ века - дворец и парк князей Паскевичей в Гомеле
21.03.2020 10:44:00
Галина УЛИТЕНОК
Владимир ЛИХОДЕДОВ
«Гомель — самый торговый и лучший из уездных городов Могилевской губернии. Лучшим украшением города служит каменный дворец князя Паскевича, находящийся на высоком берегу Сожа», — писали Д.Шендрик и А.Сапунов, авторы раздела «Замечательные населенные места и местности» в книге «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» в 1905 году.
Гомель. Государственный музей во дворце Паскевичей. 1920-е годы.
7 ноября 1919 года в Гомеле открылся Художественно-исторический музей. Основой для нового центра рабоче-крестьянской культуры послужили бывшие княжеские владения Паскевичей — национализированный дворец на высоком берегу Сожа, утопающий в зелени роскошного парка, вместе со всем своим убранством, мебелью и замечательной коллекцией художественных и исторических раритетов, собранных прежними владельцами.
Одним из главных строений Гомеля стала соборная церковь во имя святых Петра и Павла, снаружи украшенная четырьмя портиками с дорическими колоннами. Возвел ее сын фельдмаршала Петра Румянцева, канцлер Николай Румянцев, около 1819 года. Позже подле собора поднялась замечательная часовня — усыпальница князей Паскевичей. Всех поражала искусная декоративная отделка храма из цветной керамики, выполненная местными мастерами. Усыпальницу построил также сын, но уже Ивана Паскевича. В 1889 году Федор Иванович Паскевич перезахоронил здесь останки своих родителей, а в 1903-м нашел упокоение и сам. Федор Паскевич вместе с женой Ириной Ивановной участвовали практически во всех крупных благотворительных проектах Гомеля и его окрестностей.
Гомель. Княжеская часовня в парке (нач. ХХ в.).
Гомель. Вид на дворец и парк. 1920-е годы.
Конечно, такой богатый и влиятельный род мог позволить себе многое, в частности, обустраивать дворец и парк, быть благотворителем. По-настоящему успешным бизнес-проектом того времени стала Добрушская фабрика Паскевичей, приносившая «миллионный» доход. Предприятие считалось — и не зря! — одним из лидеров писчебумажной промышленности своего времени. Д.Шендрик и А.Сапунов писали: «Эта писчебумажная фабрика по достоинству своему, по своим размерам и обширному производству, а также по своему техническому устройству не уступает первоклассным фабрично-заводским учреждениям не только в России, но и в Западной Европе. …Выделываются самые разнообразные сорта писчебумажных изделий: бумага почтовая, писчая, книжная, печатная и проч., а также альбомная, бюварная и пр. Все аппараты и механизмы приводятся в действие силой пара и воды; для производства имеется 4 паровых машины, а кроме того, фабрика пользуется и громадной силою реки Ипути. Управление фабрики находится в руках опытных специалистов из технологов-химиков, а также из опытных мастеров и механиков; всех рабочих числилось к 1 января 1900 года 835 человек. Сбыт изделий фабрики весьма обширен благодаря близости станции железной дороги. Торговля изделиями ведется с Москвою, Одессою, Варшавой, Киевом, Харьковом, Кишиневом, Бердичевом, Вильною, Минском, Могилевом, Гомелем… Производительность фабрики возрастает: так, в 1890 году сумма производительности равнялась 900 тыс. рублей, в 1893 г. она доходила до полутора миллионов, в 1900 г. — свыше 1.600 тысяч рублей».
Гомель. Один из залов музея. 1920-е годы.
Деньги тратились и на формирование уникальных коллекций и собраний, описи которых публиковались в специальных журналах и каталогах. Только посмотрите на гигантскую вазу на снимке! Она, должно быть, из уникальной коллекции ваз, подаренных князю Ивану Паскевичу императором Николаем I и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV. Упоминалось в свое время и о том, что неподалеку, на правом берегу Сожа, в русле реки «находят массу костей ископаемых животных, составивших целый музей у князя Паскевича и у многих местных любителей». Археолог, исследователь литовских и белорусских древностей Адам Киркор писал в 1882 году в третьем томе издания «Живописная Россия»: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрание редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают Гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем». А советский нарком просвещения А.Луначарский просил товарищей из Гомельского Совета «сделать все зависящее, чтобы художественные ценности, которые находятся теперь под вашим опекунством, сохранились безо всякого для них вреда». Товарищи и сами понимали: дворец представляет собой «общегосударственную ценность вместе со всем содержимым, требует особых работ со стороны государства, и должны быть отпущены средства на его охрану и содержание». К сожалению, дворцу не удалось избежать революционных катаклизмов, многие ценности оказались утрачены. Тем не менее, несмотря ни на что, он выстоял, не сгинул в разрушениях. Поэтому сегодня, как и сто лет назад, по праву считается лучшим украшением Гомеля.
Гомель. Пруд в парке Паскевичей (нач. ХХ в.).
Князь Иван Федорович Паскевич (1782 — 1856) — один из наиболее титулованных и обласканных самими императорами вельмож в Российской империи. Человек военный, генерал-фельдмаршал. Участвовал во множестве сражений, в том числе в русско-турецких войнах, войне 1812 года с Наполеоном, во взятии Парижа в 1814 году. Его отец — помещик Полтавской губернии, мать владела в Могилевской губернии родовым имением — селом Щеглицы. Жена князя состояла в родстве с А.Грибоедовым, В.Одоевским, А.Пушкиным.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Гомель. Государственный музей во дворце Паскевичей. 1920-е годы.
7 ноября 1919 года в Гомеле открылся Художественно-исторический музей. Основой для нового центра рабоче-крестьянской культуры послужили бывшие княжеские владения Паскевичей — национализированный дворец на высоком берегу Сожа, утопающий в зелени роскошного парка, вместе со всем своим убранством, мебелью и замечательной коллекцией художественных и исторических раритетов, собранных прежними владельцами.
На месте, где вырос дворец Румянцевых — Паскевичей, ранее стоял деревянный замок, принадлежавший канцлеру ВКЛ Михаилу Чарторыйскому.В 1772 году Гомель, как тогда выражались, «в качестве местечка» был присоединен к России и пожалован фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому за победы в войне с Турцией, у наследников которого позже «выкуплен казной», а непосредственно само имение в 1834 году приобрел Иван Паскевич. С 1838 года «и самый город Гомель поступил в беспереоброчное владение князя Паскевича» («беспереоброчное» — «бессрочное»). Дворец в стиле классицизма, который мы сегодня видим на старинных почтовых открытках и фотографиях, изначально возводил еще Петр Румянцев. Но Паскевич, в свою очередь, расширил строение и украсил. По описанию 1905 года в результате получилось «в нем 64 комнаты; окружен он прекрасным парком и фруктовым садом с богатой оранжереей...». В XIX веке в роскошных залах гомельского дворца устраивались пышные балы с участием членов императорской семьи. А по Ипути тянулись обширные леса Паскевичей, в которых водились лоси, кабаны, косули…
Одним из главных строений Гомеля стала соборная церковь во имя святых Петра и Павла, снаружи украшенная четырьмя портиками с дорическими колоннами. Возвел ее сын фельдмаршала Петра Румянцева, канцлер Николай Румянцев, около 1819 года. Позже подле собора поднялась замечательная часовня — усыпальница князей Паскевичей. Всех поражала искусная декоративная отделка храма из цветной керамики, выполненная местными мастерами. Усыпальницу построил также сын, но уже Ивана Паскевича. В 1889 году Федор Иванович Паскевич перезахоронил здесь останки своих родителей, а в 1903-м нашел упокоение и сам. Федор Паскевич вместе с женой Ириной Ивановной участвовали практически во всех крупных благотворительных проектах Гомеля и его окрестностей.
Гомель. Княжеская часовня в парке (нач. ХХ в.).
Гомель. Вид на дворец и парк. 1920-е годы.
Конечно, такой богатый и влиятельный род мог позволить себе многое, в частности, обустраивать дворец и парк, быть благотворителем. По-настоящему успешным бизнес-проектом того времени стала Добрушская фабрика Паскевичей, приносившая «миллионный» доход. Предприятие считалось — и не зря! — одним из лидеров писчебумажной промышленности своего времени. Д.Шендрик и А.Сапунов писали: «Эта писчебумажная фабрика по достоинству своему, по своим размерам и обширному производству, а также по своему техническому устройству не уступает первоклассным фабрично-заводским учреждениям не только в России, но и в Западной Европе. …Выделываются самые разнообразные сорта писчебумажных изделий: бумага почтовая, писчая, книжная, печатная и проч., а также альбомная, бюварная и пр. Все аппараты и механизмы приводятся в действие силой пара и воды; для производства имеется 4 паровых машины, а кроме того, фабрика пользуется и громадной силою реки Ипути. Управление фабрики находится в руках опытных специалистов из технологов-химиков, а также из опытных мастеров и механиков; всех рабочих числилось к 1 января 1900 года 835 человек. Сбыт изделий фабрики весьма обширен благодаря близости станции железной дороги. Торговля изделиями ведется с Москвою, Одессою, Варшавой, Киевом, Харьковом, Кишиневом, Бердичевом, Вильною, Минском, Могилевом, Гомелем… Производительность фабрики возрастает: так, в 1890 году сумма производительности равнялась 900 тыс. рублей, в 1893 г. она доходила до полутора миллионов, в 1900 г. — свыше 1.600 тысяч рублей».
Гомель. Один из залов музея. 1920-е годы.
Деньги тратились и на формирование уникальных коллекций и собраний, описи которых публиковались в специальных журналах и каталогах. Только посмотрите на гигантскую вазу на снимке! Она, должно быть, из уникальной коллекции ваз, подаренных князю Ивану Паскевичу императором Николаем I и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV. Упоминалось в свое время и о том, что неподалеку, на правом берегу Сожа, в русле реки «находят массу костей ископаемых животных, составивших целый музей у князя Паскевича и у многих местных любителей». Археолог, исследователь литовских и белорусских древностей Адам Киркор писал в 1882 году в третьем томе издания «Живописная Россия»: «Разные трофеи двух фельдмаршалов, собрание редких достопримечательностей, дорогие подарки царствующих лиц, богатое собрание разных предметов изящных искусств делают Гомельский замок настоящим историко-археологическим музеем». А советский нарком просвещения А.Луначарский просил товарищей из Гомельского Совета «сделать все зависящее, чтобы художественные ценности, которые находятся теперь под вашим опекунством, сохранились безо всякого для них вреда». Товарищи и сами понимали: дворец представляет собой «общегосударственную ценность вместе со всем содержимым, требует особых работ со стороны государства, и должны быть отпущены средства на его охрану и содержание». К сожалению, дворцу не удалось избежать революционных катаклизмов, многие ценности оказались утрачены. Тем не менее, несмотря ни на что, он выстоял, не сгинул в разрушениях. Поэтому сегодня, как и сто лет назад, по праву считается лучшим украшением Гомеля.
Гомель. Пруд в парке Паскевичей (нач. ХХ в.).
Последняя владелица гомельского дворца — благотворительница и меценат, хозяйка литературного салона и переводчица жена Федора Паскевича княгиня Ирина Паскевич. Добрая память о ней сохраняется по сей день.ИСТОРИЧЕСКАЯ ВИЗИТКА
Князь Иван Федорович Паскевич (1782 — 1856) — один из наиболее титулованных и обласканных самими императорами вельмож в Российской империи. Человек военный, генерал-фельдмаршал. Участвовал во множестве сражений, в том числе в русско-турецких войнах, войне 1812 года с Наполеоном, во взятии Парижа в 1814 году. Его отец — помещик Полтавской губернии, мать владела в Могилевской губернии родовым имением — селом Щеглицы. Жена князя состояла в родстве с А.Грибоедовым, В.Одоевским, А.Пушкиным.
likchodedov@mail.ru
ulitenok@sb.by
Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.