Лучше быть площадкой переговоров, чем местом столкновений
20.02.2018 08:39:05
Внешнеэкономическая тематика давно является приоритетом в работе МИД. А вот мирные и объединительные инициативы Минск стал активно выдвигать именно в последние годы. Периодически и внутри страны, и от зарубежных дипломатов можно услышать вопрос: а зачем это Беларуси? Зачем тратить усилия и ставить на это политический капитал? Тем более что идеи взаимопонимания сегодня не особенно популярны в мире, скорее, мы видим гораздо больше линий размежеваний...
Если бы дело было лишь в стремлении Минска улучшить собственный имидж и красиво выглядеть в глазах зарубежных партнеров, то такие инициативы, вероятно, и не стоили бы прилагаемых усилий. Однако причины здесь куда более глубокие.
Система международных отношений накопила за последние 10 — 15 лет многочисленные противоречия и уязвимости. Согласия по поводу сути и источников проблем у различных стран нет. Например, Запад обвиняет Россию в нарушении норм международного права и принципов Хельсинкских договоренностей, которые еще в 1970–е годы помогли ослабить конфронтацию в мире. В качестве примеров таких нарушений называются события в Грузии в 2008 году и Украине с начала 2014 года, особенно включение Крыма в состав Российской Федерации. Москва же высказывает аналогичные обвинения, но уже в адрес Запада. И в этом случае приводятся примеры Косово, Ирака, Ливии.
Небольшие государства, к которым относится и Беларусь, жизненно заинтересованы в стабильных правилах международных отношений. Здесь можно провести аналогию с игрой в шахматы. Когда шахматные фигуры ходят по правилам, все игроки вне зависимости от их статуса находятся в равных условиях. Когда же вместо фигур в руках у игроков оказывается шахматная доска, то интеллектуальная борьба превращается в физическую драку. И тут уже кто крепче и больше, тот и прав. Тот и победитель.
Что в условиях, когда игра по правилам превращается в драку без правил, может делать небольшое государство, которое географически находится между центрами противостояния? По сути, оно может придерживаться лишь двух стратегий.
Смысл первой в том, чтобы занять место по одну из сторон геополитических баррикад и полагаться на защиту со стороны более крупного государства или группы государств. Для Беларуси такая линия сегодня несла бы больше рисков, чем преимуществ. Она автоматически делала бы нашу территорию мишенью для всего комплекса противостоящих военных и гибридных арсеналов. Из собственной истории мы, к сожалению, знаем, чем это заканчивается. Кроме того, односторонняя стратегия серьезно усложняла бы наше экономическое сотрудничество с Европейским союзом и Украиной, с которыми мы традиционно имеем положительное торговое сальдо. Наконец, эта стратегия — прямой путь к эрозии суверенитета Беларуси. По мере усиления военно–политического напряжения между крупными державами суверенитет небольшого государства неизбежно кладется на алтарь их противостояния.
Поиск нейтральной ниши и примирительные инициативы также не являются панацеей для безопасности небольшого государства. Однако это, пожалуй, единственная стратегия, которая в существующих условиях способствует расширению поля для внешнеполитического маневра Беларуси.
Что делать, когда у ведущих игроков нет политической воли садиться за стол переговоров?
Как подчеркивается в опубликованном в конце 2015 года докладе созванной под эгидой ОБСЕ «группы мудрецов», кто–то должен взять на себя смелость выдвигать мирные инициативы, пока остальные занимаются наращиванием военных потенциалов. В случае Беларуси такая смелость не роскошь, а базовая потребность в собственной безопасности. Чем и обусловлена активность белорусской дипломатии в данном направлении.
За эти три года нами проведено уже 11 международных конференций, а также множество тематических дискуссий и сессий ситуационного анализа. В этом году мы намерены не просто продолжить работу, но и поднять ее на еще более высокий уровень. Усиление позиций Минска как площадки для обсуждения международных проблем требует качественного роста потенциала белорусского экспертного сообщества, повышения его авторитета и голоса в мире.
К слову, укрепление статуса Минска как нейтральной площадки для мирных переговоров будет благоприятно сказываться и на достижении внешнеэкономических задач. Так как главное условие для экономического развития и привлечения инвестиций — спокойствие и стабильность внутри и вокруг страны.
Евгений ПРЕЙГЕРМАН, руководитель экспертной инициативы «Минский диалог».