Как Беларусь и Россия развивают единый рынок логистических услуг
30.06.2023 10:49:00
Светлана ИСАЕНОК
Находить наиболее короткие и безопасные способы доставки продукции для обеспечения экономии времени и ресурсов — задача, которую должна решать логистика. Этому вопросу президенты Беларуси и России в последнее время уделяют особое внимание. В нынешних условиях движение товаров претерпело сильные изменения. Но в Союзном государстве на санкционные вызовы есть свои ответы. Какие? Об этом «СОЮЗу» рассказала доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой инновационного развития АПК Белорусского государственного аграрного технического университета, член Консультативного комитета по агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Наталья Киреенко.
— Как известно, взаимодействие в рамках Союзного государства нивелирует эффект от западных санкций. Как происходит этот процесс в сфере логистики?
Наталья Киреенко: Беларусь изучает возможности строительства собственного порта в России.
— В настоящее время белорусскими и российскими компаниями совместно оптимизируются товарные потоки, рассматриваются наиболее привлекательные и экономически выгодные направления. Выросли инвестиции в логистическую инфраструктуру, сократилось время пересечения границ и количество документов при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Еще одна тенденция — рост спроса на сборные грузы. Это обусловлено тем, что субъекты внешнеэкономической деятельности переходят к более мелким по объему и частым заказам товаров. Рынок сегодня насыщен логистическими предложениями. В этой связи заказчики начали более взвешенно относиться к планированию закупок и перестали использовать нестандартные решения транспортировки грузов. Идет работа по повышению эффективности биржевой логистики. Здесь активно действует Белорусская универсальная товарная биржа.
Результативность проводимой работы подтверждает опубликованный Всемирным банком в 2023 году индекс эффективности логистики (LPI). Данный индекс не публиковался с 2018‑го из-за пандемии. В 2023 году Беларусь заняла 79‑е место и по сравнению с 2018‑м улучшила положение на 24 позиции. У Казахстана — 79‑е место, России — 88‑е, Армении — 97‑е, Кыргызстана — 123‑е.
Наиболее высокие места Беларусь имеет по развитию инфраструктуры, связанной с логистикой и транспортом, эффективности процедур пересечения таможенных границ и соблюдении сроков доставки. Достаточно весомые показатели также в организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам, качестве и компетентности логистических услуг и возможности отслеживания товара на протяжении всей цепочки поставок.
— Какие новые маршруты поставок продукции открыли для себя Беларусь и Россия в последнее время?
— На сегодня белорусским и российским партнерам удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных стран. Крупнейшим международным логистическим узлом для Беларуси и России стала Турция.
Как в прошлом, так и в текущем году, появились и будут появляться новые маршруты и направления. Для экспорта своей продукции на внешние рынки Беларусь много лет использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Через них же в страну попадала значительная часть импорта. Теперь фокус сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в Россию и через нее в Китай. Наиболее популярными стали маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. При этом растет спрос на перевозки и в обратном направлении.
Специалисты отмечают устойчивый рост перевозок по всем маршрутам коридора «Север — Юг»: по западному — через Азербайджан, по восточному — через Казахстан и Туркменистан и по транскаспийскому. В рамках западного коридора «Север — Юг» сегодня активно рекламируется еще один маршрут — из порта Санкт-Петербурга в индийский порт Нава-Шева.
— У Беларуси есть большой интерес к российским портам. Какие возможности они открывают?
— Сфера морских грузоперевозок в России сегодня — самая крупная и наименее адаптивная к изменяющимся условиям. На данный момент грузы из портов Китая могут доставляться в Россию через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Новороссийска. В свою очередь, в порт Новороссийска, помимо товаров из Китая, удобно доставлять грузы из Турции, стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Средиземноморья.
В то же время для устойчивого развития своей экономики и эффективности внешнеэкономической деятельности Беларуси необходимо строить и расширять собственные терминалы. Известно, что большое внимание Президент Александр Лукашенко уделяет строительству порта. Действительно, в современных условиях Беларусь остро нуждается в собственном порте, через который можно было бы экспортировать как удобрения, так и перегружать контейнеры. Сейчас изучается возможность его строительства в России. В настоящее время ведется работа по оценке эффективности реализации такого проекта. Здесь анализируются не только непосредственно затраты на строительство, но и на доставку продукции из Беларуси разными видами транспорта.
— На сегодняшний день логистическая сфера Республики Беларусь имеет достаточный производственно-технический потенциал для стабильного ее функционирования и эффективного использования при совместной работе с российскими субъектами. В стране сформирован комплекс правовых, организационных, экономических, информационных элементов государственного управления и регулирования, активно развивается государственно-частное партнерство, расширяется рынок логистических услуг. При этом Россия остается главным направлением для белорусских перевозчиков. Она лидер по объемам как в одну, так и в другую сторону. Причем демонстрирует постоянный рост спроса. В настоящее время многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка», входящий в «Большой порт Санкт-Петербург», является базовым для перевалки грузов из Беларуси в России. Сторонами прорабатывается вопрос о передаче данного терминала в собственность Беларуси. Также белорусское правительство ведет переговоры с Россией об участии субъектов хозяйствования нашей страны в каботажных автоперевозках. Принципиальные договоренности достигнуты, сейчас стороны обсуждают сроки вступления решения в силу.
Дальнейшее развитие логистической системы требует принципиально новых подходов, базирующихся на производственно-сбытовой кооперации, торгово-экономическом сотрудничестве и предусматривающих внедрение информационных и цифровых технологий по продвижению товаров на рынок. Все это будет способствовать укреплению национальной безопасности наших стран.
isaenok@sb.by
— Как известно, взаимодействие в рамках Союзного государства нивелирует эффект от западных санкций. Как происходит этот процесс в сфере логистики?
![](/upload/iblock/283/6aodnj1ixifschas6am11afa09l1g78v.jpg)
Результативность проводимой работы подтверждает опубликованный Всемирным банком в 2023 году индекс эффективности логистики (LPI). Данный индекс не публиковался с 2018‑го из-за пандемии. В 2023 году Беларусь заняла 79‑е место и по сравнению с 2018‑м улучшила положение на 24 позиции. У Казахстана — 79‑е место, России — 88‑е, Армении — 97‑е, Кыргызстана — 123‑е.
Наиболее высокие места Беларусь имеет по развитию инфраструктуры, связанной с логистикой и транспортом, эффективности процедур пересечения таможенных границ и соблюдении сроков доставки. Достаточно весомые показатели также в организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам, качестве и компетентности логистических услуг и возможности отслеживания товара на протяжении всей цепочки поставок.
— Какие новые маршруты поставок продукции открыли для себя Беларусь и Россия в последнее время?
— На сегодня белорусским и российским партнерам удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных стран. Крупнейшим международным логистическим узлом для Беларуси и России стала Турция.
Как в прошлом, так и в текущем году, появились и будут появляться новые маршруты и направления. Для экспорта своей продукции на внешние рынки Беларусь много лет использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Через них же в страну попадала значительная часть импорта. Теперь фокус сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в Россию и через нее в Китай. Наиболее популярными стали маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. При этом растет спрос на перевозки и в обратном направлении.
Специалисты отмечают устойчивый рост перевозок по всем маршрутам коридора «Север — Юг»: по западному — через Азербайджан, по восточному — через Казахстан и Туркменистан и по транскаспийскому. В рамках западного коридора «Север — Юг» сегодня активно рекламируется еще один маршрут — из порта Санкт-Петербурга в индийский порт Нава-Шева.
— У Беларуси есть большой интерес к российским портам. Какие возможности они открывают?
— Сфера морских грузоперевозок в России сегодня — самая крупная и наименее адаптивная к изменяющимся условиям. На данный момент грузы из портов Китая могут доставляться в Россию через порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Новороссийска. В свою очередь, в порт Новороссийска, помимо товаров из Китая, удобно доставлять грузы из Турции, стран Юго-Восточной и Центральной Азии, Ближнего Востока, Африки и Средиземноморья.
В то же время для устойчивого развития своей экономики и эффективности внешнеэкономической деятельности Беларуси необходимо строить и расширять собственные терминалы. Известно, что большое внимание Президент Александр Лукашенко уделяет строительству порта. Действительно, в современных условиях Беларусь остро нуждается в собственном порте, через который можно было бы экспортировать как удобрения, так и перегружать контейнеры. Сейчас изучается возможность его строительства в России. В настоящее время ведется работа по оценке эффективности реализации такого проекта. Здесь анализируются не только непосредственно затраты на строительство, но и на доставку продукции из Беларуси разными видами транспорта.
На сегодня удалось переориентировать цепочки поставок в сторону дружественных нам стран— Исходя из сложившейся на сегодня системы белорусской и союзной логистики, как, на ваш взгляд, она должна совершенствоваться в ближайшей перспективе?
— На сегодняшний день логистическая сфера Республики Беларусь имеет достаточный производственно-технический потенциал для стабильного ее функционирования и эффективного использования при совместной работе с российскими субъектами. В стране сформирован комплекс правовых, организационных, экономических, информационных элементов государственного управления и регулирования, активно развивается государственно-частное партнерство, расширяется рынок логистических услуг. При этом Россия остается главным направлением для белорусских перевозчиков. Она лидер по объемам как в одну, так и в другую сторону. Причем демонстрирует постоянный рост спроса. В настоящее время многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка», входящий в «Большой порт Санкт-Петербург», является базовым для перевалки грузов из Беларуси в России. Сторонами прорабатывается вопрос о передаче данного терминала в собственность Беларуси. Также белорусское правительство ведет переговоры с Россией об участии субъектов хозяйствования нашей страны в каботажных автоперевозках. Принципиальные договоренности достигнуты, сейчас стороны обсуждают сроки вступления решения в силу.
Дальнейшее развитие логистической системы требует принципиально новых подходов, базирующихся на производственно-сбытовой кооперации, торгово-экономическом сотрудничестве и предусматривающих внедрение информационных и цифровых технологий по продвижению товаров на рынок. Все это будет способствовать укреплению национальной безопасности наших стран.
isaenok@sb.by