Вода ошибок не прощает — в Гомельской области утонули три нарушителя запрета на использование маломерных судов
13.04.2023 07:13:00
Марина СЕВЕРЬЯНОВА
Гомельский участок Государственной инспекции по маломерным судам самый крупный в регионе. Он контролирует использование плавучих средств почти в десятке районов, а это треть акватории области. Около административного здания — машины с надувными лодками на крышах, владельцы привезли их для технического освидетельствования. Но на реку пока нельзя: до 18 мая в Беларуси объявлен запрет — с 20 марта начался нерест. Хотя закон писан не всем.
Николай Захаренко.
— Знаете, как многие считают? Раз запрет, то и контроля не будет, — отмечает инспектор Гомельского участка ГИМС Николай Захаренко, с которым едем к лодочной станции. — Но некоторые рискуют, что и приводит к беде.
Первая трагедия произошла в конце марта в Ветковском районе: мужчина ушел проверять новое весло и не вернулся домой. Вечером того же дня в пойме реки Беседь в районе деревни Казацкие Болсуны местный житель обнаружил перевернутую лодку, вызвал службу спасения — под кормой водолазы и нашли погибшего.
Вторая случилась вблизи поселка Отор Чечерского района. Семья, отдыхавшая на берегу Сожа, услышала крики о помощи. Оказалось, из лодки выпали два человека. Прибывшие на место ЧП спасатели достали из воды мужчин. Одного с переохлаждением бригада скорой отправила в больницу (ему, к слову, придется выплатить серьезные штрафы за многочисленные нарушения), второго реанимировать не удалось.
— Всему виной пренебрежение элементарными правилами безопасности, игнорирование запрета на использование лодок, выход на воду без жилета, — говорит Николай Захаренко.
Инспектор отметил, что во время паводка даже на знакомых водоемах могут подстерегать неожиданности: появляются ключи, новые течения, уровень воды серьезно поднимается.
— Человек, оказавшийся в воде, может погибнуть не от утопления, а от переохлаждения, что часто и случается, — напомнил Захаренко. — Пик трагедий приходится на закрытие сезона, когда многие спешат воспользоваться шансом выйти на воду, и на период действия запрета.
И до введения запрета на реке произошел несчастный случай.
— Мужчина плыл на зарегистрированной исправной моторной лодке, был в жилете, но налетел на топляк — затонувшую древесину. От удара его выбросило в воду, по нему проехало маломерное судно, нанеся несовместимые с жизнью травмы, — делится инспектор. — Спасти его могла бы глушилка — специальная система защиты, которая пристегивается к индикатору и к руке. На современных двигателях есть такое приспособление. Если судно по каким-то причинам удаляется от хозяина далее чем на метр, мотор глохнет.
Еще одна беда случилась в Жлобинском районе: погиб рыбак-браконьер. Мужчина упал в воду с лодки, когда ставил сети. В судне лежали бутылки из-под алкоголя, орудие лова. Утонувший был без спасательного жилета.
Кстати, апгрейд лодки, когда люди удаляют из нее лишние, по их мнению, детали, тоже опасен. Делать этого ни в коем случае нельзя, предупреждает инспектор:
— Например, могут убрать отсек запаса плавучести, чтобы освободившееся место использовать для хранения чего-либо. Но ведь производитель не зря предусмотрел такой элемент в конструкции судна. Недавно был случай: ГИМС не зарегистрировала лодку, в носовой части которой был вырезан люк, — владельцам пришлось судно восстанавливать. Именно благодаря этому удалось избежать трагедии: на воду вышел неопытный человек, еще и без жилета, каким-то образом лодка перевернулась. Не пошла ко дну только потому, что ей вернули изъятую часть.
Иногда от трагедии людей уберегают штрафы: раз заплатил, во второй нарушать уже не захочется.
— За управление маломерным судном в незастегнутом жилете или без него придется заплатить до 3 базовых величин, — подчеркивает Николай Захаренко. — Столько же предусмотрено за отсутствие его технического освидетельствования и за нарушение правил эксплуатации: нахождение на судовом ходу, неправильное маневрирование. Если в лодке стоит двигатель свыше пяти лошадиных сил, но у владельца нет удостоверения на право управления, то штраф от 5 до 10 базовых. За выход на воду в нетрезвом виде или под воздействием психотропных веществ придется заплатить от 10 до 50 базовых величин.
В Гомельской области зарегистрировано почти 32 тысячи маломерных судов — примерно треть от всех, которые используются людьми. Кстати, сотрудники Гомельского участка ГИМС проедут по районам, чтобы провести административные процедуры по регистрации, техническому освидетельствованию маломерных судов. Николай Захаренко рассказывает:
ВАЖНО
Маломерные суда сейчас используются в одном случае — если аварийно-спасательным службам необходимо спасать или эвакуировать людей, доставить продукты.
severyanova@sb.by
Николай Захаренко.
— Знаете, как многие считают? Раз запрет, то и контроля не будет, — отмечает инспектор Гомельского участка ГИМС Николай Захаренко, с которым едем к лодочной станции. — Но некоторые рискуют, что и приводит к беде.
Первая трагедия произошла в конце марта в Ветковском районе: мужчина ушел проверять новое весло и не вернулся домой. Вечером того же дня в пойме реки Беседь в районе деревни Казацкие Болсуны местный житель обнаружил перевернутую лодку, вызвал службу спасения — под кормой водолазы и нашли погибшего.
Вторая случилась вблизи поселка Отор Чечерского района. Семья, отдыхавшая на берегу Сожа, услышала крики о помощи. Оказалось, из лодки выпали два человека. Прибывшие на место ЧП спасатели достали из воды мужчин. Одного с переохлаждением бригада скорой отправила в больницу (ему, к слову, придется выплатить серьезные штрафы за многочисленные нарушения), второго реанимировать не удалось.
— Всему виной пренебрежение элементарными правилами безопасности, игнорирование запрета на использование лодок, выход на воду без жилета, — говорит Николай Захаренко.
Инспектор отметил, что во время паводка даже на знакомых водоемах могут подстерегать неожиданности: появляются ключи, новые течения, уровень воды серьезно поднимается.
— Человек, оказавшийся в воде, может погибнуть не от утопления, а от переохлаждения, что часто и случается, — напомнил Захаренко. — Пик трагедий приходится на закрытие сезона, когда многие спешат воспользоваться шансом выйти на воду, и на период действия запрета.
И до введения запрета на реке произошел несчастный случай.
— Мужчина плыл на зарегистрированной исправной моторной лодке, был в жилете, но налетел на топляк — затонувшую древесину. От удара его выбросило в воду, по нему проехало маломерное судно, нанеся несовместимые с жизнью травмы, — делится инспектор. — Спасти его могла бы глушилка — специальная система защиты, которая пристегивается к индикатору и к руке. На современных двигателях есть такое приспособление. Если судно по каким-то причинам удаляется от хозяина далее чем на метр, мотор глохнет.
Еще одна беда случилась в Жлобинском районе: погиб рыбак-браконьер. Мужчина упал в воду с лодки, когда ставил сети. В судне лежали бутылки из-под алкоголя, орудие лова. Утонувший был без спасательного жилета.
Кстати, апгрейд лодки, когда люди удаляют из нее лишние, по их мнению, детали, тоже опасен. Делать этого ни в коем случае нельзя, предупреждает инспектор:
— Например, могут убрать отсек запаса плавучести, чтобы освободившееся место использовать для хранения чего-либо. Но ведь производитель не зря предусмотрел такой элемент в конструкции судна. Недавно был случай: ГИМС не зарегистрировала лодку, в носовой части которой был вырезан люк, — владельцам пришлось судно восстанавливать. Именно благодаря этому удалось избежать трагедии: на воду вышел неопытный человек, еще и без жилета, каким-то образом лодка перевернулась. Не пошла ко дну только потому, что ей вернули изъятую часть.
Иногда от трагедии людей уберегают штрафы: раз заплатил, во второй нарушать уже не захочется.
— За управление маломерным судном в незастегнутом жилете или без него придется заплатить до 3 базовых величин, — подчеркивает Николай Захаренко. — Столько же предусмотрено за отсутствие его технического освидетельствования и за нарушение правил эксплуатации: нахождение на судовом ходу, неправильное маневрирование. Если в лодке стоит двигатель свыше пяти лошадиных сил, но у владельца нет удостоверения на право управления, то штраф от 5 до 10 базовых. За выход на воду в нетрезвом виде или под воздействием психотропных веществ придется заплатить от 10 до 50 базовых величин.
В Гомельской области зарегистрировано почти 32 тысячи маломерных судов — примерно треть от всех, которые используются людьми. Кстати, сотрудники Гомельского участка ГИМС проедут по районам, чтобы провести административные процедуры по регистрации, техническому освидетельствованию маломерных судов. Николай Захаренко рассказывает:
— Хотим упростить жизнь людям, чтобы не тратили время, деньги и сами не везли лодки в Гомель. В апреле планируем побывать в Буда-Кошелево, Чечерске, Корме, Ветке, Добруше. Регистрировать гребные лодки, байдарки и надувные гребные суда грузоподъемностью до 225 килограммов не нужно.
Маломерные суда сейчас используются в одном случае — если аварийно-спасательным службам необходимо спасать или эвакуировать людей, доставить продукты.
severyanova@sb.by