В рамках пресс-конференции по «Подведению итогов XXIX Минского международного кинофестиваля «Лістапад» начальник отдела по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь Ирина Дрига поделилась своими выводами насчет настоящего и перспектив белорусского кинематографа, а также рассказала, над чем следует поработать оргкомитету фестиваля.
Иллюстративное фото
По словам Ирины Дриги, итоги XXIX Минского международного кинофестиваля «Лістапад» – это определенные выводы для белорусских кинематографистов. Потому что фестиваль показал, как отечественный кинематограф выглядит на фоне других стран, и дал понять, куда двигаться в будущем и как развиваться.
– Есть определенный поколенческий провал, потому что мэтры уже не работают, а молодежь пока еще пробует и пытается. Но это тоже определенный вектор, ведь, к сожалению, поколение режиссеров и сценаристов просто так не появляется. Как бы ни говорили, что сегодня главенствует не литературно-центричный кинематограф, а эмоциональный, впечатлительный, клиповый, но в основе хорошей картины все равно должен быть хороший сценарий, – считает Ирина Дрига. – Те фильмы, которые завоевали больше всего зрительских симпатий – это кинофильмы с интересной историей. Если есть хороший литературный сценарий, то история привлечет зрителя. А дальше уже дело режиссера, как красиво и современно преподнести саму историю.
На ее взгляд, две ключевые темы, которые всегда будут находить отклик в сердцах зрителей: тема любви и тема смерти. Но в настоящее время актуальна и тематика патриотического кино, которая присутствует в российских фильмах, при том что такие картины люди любят и смотрят.
– Такие кинофильмы собирают миллионные и миллиардные бюджеты в прокате – это тоже показатель того, к чему нужно стремиться, – уверена Ирина Дрига.
Особого внимание оргкомитета, по мнению начальника отдела по кинематографии Министерства культуры Республики Беларусь, заслуживает дальнейший «вектор развития» кинофорума.
– Наверное, дирекция кинофестиваля должна работать на постоянной основе. Программные директора тоже должны быть постоянно привязаны к фестивалю. И заниматься программой не только по заявительному принципу: к нам пришли заявки – и мы посмотрели, но и проводить отбор фильмов, и приглашать хорошие картины и авторов на фестиваль, – предложила Ирина Дрига. – Прекрасное поле для развития нашего кинофестиваля – это Российская Федерация. Если наши отборщики обратят свой взор на фильмы, представленные на различных российских фестивалях, то уже там есть что посмотреть и что взять, потому что некоторые фильмы, которые отлично прозвучали в России, были бы интересны и нашему зрителю.
К сожалению, минский «Лiстапад» не всегда фестиваль премьер, но задача кинофорума «показать сливки кинематографа» остается по-прежнему неизменной, убеждена Ирина Дрига:
– Радует, что наш кинофестиваль вернулся после ковидного периода и набрал тот вектор, который задавался. Здесь представлено современное кино стран СНГ, стран пост-социалистического лагеря и стран Востока. У нас были представлены кинематограф Казахстана, Узбекистана и Туркменистана, которые мы раньше мало знали, и других государств. Сейчас благодаря фестивалю, благодаря тому, что люди заявляются, мы будем отбирать новые яркие картины. Это новая волна, новая генерация, новый этап нашего кинофорума.
Когда речь зашла про киноиндустрию стран Востока, Ирина Дрига озвучила афоризм, что «на Западе кризис, а на Востоке восходит солнце, как это и предполагается по природе». Тем самым подразумевая, какие тенденции в киноиндустрии могут главенствовать в скором времени.
– Отличное открытие 29-го «Лiстапада» – это кинематограф Китайской Народной Республики. Очень нравится принцип, что в фильмах, которые производятся в Китае, о стране говорят хорошо и народ показывают с лучшей стороны. Прекрасный фильм смотрела «Влюбленные бабочки», там была такая фраза, которую следует взять на вооружение и белорусскому кино: «нужно заставлять прошлое служить настоящему, а то, что есть за пределами страны, нужно ставить на службу Китаю». Только ради этой фразы и стоило снять этот фильм, не говоря уже о том, что это очень красивая, очень зрелищная с точки зрения операторской работы кинокартина, показывающая, как традиции прошлого работают на настоящее. Это тот пример, на котором нужно учиться, – поделилась впечатлениями Ирина Дрига.
Она считает, что китайская киноиндустрия на подъеме и является мировым кинолидером.
– Сотрудничество, которое наша Национальная киностудия планирует развивать с КНР, будет обоюдно полезно не только в плане продвижения и продаж фильмов на один из крупнейших мировых рынков, судя по сборам, которые есть в Китайской Народной Республике, но и в плане творчества. Потому что и технологии, и идеология, и мастерство в КНР на высоком уровне. И спасибо, что это показано на «Лiстападзе», потому что в коммерческом прокате китайские фильмы у нас не очень часто появляются. Поэтому идея с днями кино, внеконкурсными показами кинокартин стран СНГ, стран Востока тоже должна присутствовать в рамках фестиваля. Думаю, что такая программа будет интересна как специалистам, так и обычным зрителям, – уточнила Ирина Дрига.
В качестве примера она привела статистику по количеству зрителей, которые посещали конкурсные просмотры. Согласно этим данным, даже раскрученные фильмы, которые имели награды различных фестивалей, пользовались меньшим вниманием аудитории, чем «Кино молодых» и картины кинематографистов из стран Востока.
– Значит, наши зрители находят в восточном кинематографе что-то такое, что цепляет весь мир, – резюмировала Ирина Дрига.
Также она предложила на рассмотрение несколько идей относительно 30-го юбилейного кинофорума.
– Юбилейный «Лiстапад» должен стать воплощением всего то, что есть. Мы видели 29 фильмов, которые за все годы существования кинофестиваля взяли золото «Лicтапада». Наверное, одно из мероприятий будет связано с показом такой ретроспективы, и хотелось бы, насколько у нас хватит сил и ресурсов, чтобы в ней поучаствовали лица, которые принимали участие в создании этих фильмов. Я думаю, это мероприятие сможет отразить масштаб фестиваля и станет предметом нашей гордости. А еще возможностью продемонстрировать объединяющую роль нашего фестиваля именно как фестиваля, отражающего кинематограф стран СНГ. То есть роль, которая отводилась фестивалю в фестивальном движении изначально, должна быть возрождена, – надеется Ирина Дрига.
В списке вопросов, которые следует доработать к юбилейному кинофоруму, был вопрос о фестивальных площадках.
– Будем думать над расширением фестивальных площадок. Где-то были очень удачно выбраны площадки, например, для неигрового кино: там залы были хорошо заполнены. Где-то взяли, может быть, слишком большие залы, и зрителям для каких-то камерных обсуждений было в них не очень уютно, – рассказала Ирина Дрига.
А еще, по ее мнению, следует проводить больше встреч и развивать внекинематографические мероприятия в рамках кинофорума:
– Когда-то были питчинги и отборы для наших молодых кинематографистов, нужно подумать в какой форме это можно возродить, дабы наш фестиваль стал не только творческой площадкой, но и площадкой для деловых контактов. Фестивалю есть куда развиваться. Большой плюс, что есть команда, которая возвращается на фестиваль каждый год, которая над ним работает. И самое главное, что к нашему фестивалю есть интерес и членов жюри, и гостей, которые представляли свои фильмы. Поэтому мы завершим наш кинофестиваль также достойно, как начали, и сразу начнем подготовку к следующему.