Белорусские предприниматели могут остаться без российских госзакупок
04.05.2018 07:33:35
С 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в российское законодательство о госзакупках, которые были приняты в декабре прошлого года. По мнению участников рынка, некоторые положения новых законов создают серьезные барьеры для участия белорусских компаний в электронных торгах по обеспечению государственных и муниципальных нужд, а также закупках компаний с государственным участием и естественных монополий на российских электронных площадках.
Национальный центр маркетинга и конъюнктурных цен Республики Беларусь совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России, проанализировав новшества, представили в Постоянный Комитет Союзного государства информацию о проблемах, которые могут возникнуть у белорусских компаний в закупках на российских электронных площадках. В чем заключаются риски для белорусских предпринимателей, мы попросили рассказать заместителя начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Олега Леснова.
Олег Леснов: Работа на площадке Постоянного Комитета по теме госзакупок будет продолжена
— Олег Владимирович, в сентябре прошлого года мы с вами говорили о возможных рисках в случае принятия Госдумой РФ поправок в законодательство о закупках. Поправки были приняты без изменений. Риски остались?
— В конце декабря Госдумой России были приняты Федеральные законы N 504–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и N 505–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки, которые обязывали участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, остались без изменений. Они вступают в силу с 1 июля 2018 года. Именно они, по мнению экспертов, ставят под угрозу участие иностранных юридических и физических лиц, в том числе и из Беларуси, в электронных торгах по обеспечению государственных и муниципальных нужд, а также в закупках компаний с государственным участием и естественных монополий на российских электронных площадках.
Постоянный Комитет, проанализировав ситуацию, считает, что опасения белорусских и российских экспертов имеют место быть и риски действительно могут возникнуть.
— В чем конкретно заключается проблема?
— Сегодня для того, чтобы принять участие в электронных торгах, необходимо и достаточно иметь усиленные неквалифицированные электронные подписи. Выдаются они удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона N63–ФЗ «Об электронной подписи».
При российских операторах электронных площадок аккредитованы несколько белорусских удостоверяющих центров, которые и выдают белорусским компаниям соответствующие электронные подписи. То есть работает механизм, который позволяет белорусским предпринимателям получить доступ к российским электронным площадкам. Новые поправки закрепляют в нормативной правовой базе обязанности участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Здесь и возникает проблема. Белорусские аккредитованные центры не смогут выдавать подобную электронную подпись.
В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа по признанию электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства — члена ЕАЭС, другим государством–членом. Но до конца она еще не завершена.
— А кто должен разработать соответствующий механизм, пока вопрос не решен в рамках ЕАЭС?
— Мы считаем, что проработать механизм необходимо на уровне профильных ведомств России и Беларуси. На площадке Постоянного Комитета уже было проведено совещание с представителями Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ФАС России, Минэкономразвития России, АО «Аналитический центр», Ассоциации электронных торговых площадок, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси и Ассоциации белорусских торговых площадок. Кроме того, подготовленная Национальным центром маркетинга и конъюнктурных цен Республики Беларусь совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России информация о проблемах, которые могут возникнуть у белорусских компаний в закупках на российских электронных площадках, была отправлена нами в Министерство финансов РФ, которое сейчас является официальным органом, отвечающим за государственные закупки в России, чтобы получить разъяснения по конкретному алгоритму действий.
Работа на площадке Посткома будет продолжена.
Юлия Васильева
julia@rg.ru
Национальный центр маркетинга и конъюнктурных цен Республики Беларусь совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России, проанализировав новшества, представили в Постоянный Комитет Союзного государства информацию о проблемах, которые могут возникнуть у белорусских компаний в закупках на российских электронных площадках. В чем заключаются риски для белорусских предпринимателей, мы попросили рассказать заместителя начальника Департамента экономики и отраслевых программ Постоянного Комитета Союзного государства Олега Леснова.
Олег Леснов: Работа на площадке Постоянного Комитета по теме госзакупок будет продолжена
— Олег Владимирович, в сентябре прошлого года мы с вами говорили о возможных рисках в случае принятия Госдумой РФ поправок в законодательство о закупках. Поправки были приняты без изменений. Риски остались?
— В конце декабря Госдумой России были приняты Федеральные законы N 504–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и N 505–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки, которые обязывали участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, остались без изменений. Они вступают в силу с 1 июля 2018 года. Именно они, по мнению экспертов, ставят под угрозу участие иностранных юридических и физических лиц, в том числе и из Беларуси, в электронных торгах по обеспечению государственных и муниципальных нужд, а также в закупках компаний с государственным участием и естественных монополий на российских электронных площадках.
— В чем конкретно заключается проблема?
— Сегодня для того, чтобы принять участие в электронных торгах, необходимо и достаточно иметь усиленные неквалифицированные электронные подписи. Выдаются они удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона N63–ФЗ «Об электронной подписи».
При российских операторах электронных площадок аккредитованы несколько белорусских удостоверяющих центров, которые и выдают белорусским компаниям соответствующие электронные подписи. То есть работает механизм, который позволяет белорусским предпринимателям получить доступ к российским электронным площадкам. Новые поправки закрепляют в нормативной правовой базе обязанности участников конкурентных закупок и заказчиков использовать усиленную квалифицированную электронную подпись. Здесь и возникает проблема. Белорусские аккредитованные центры не смогут выдавать подобную электронную подпись.
В настоящее время на площадке Евразийской экономической комиссии ведется работа по признанию электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства — члена ЕАЭС, другим государством–членом. Но до конца она еще не завершена.
— Мы считаем, что проработать механизм необходимо на уровне профильных ведомств России и Беларуси. На площадке Постоянного Комитета уже было проведено совещание с представителями Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ФАС России, Минэкономразвития России, АО «Аналитический центр», Ассоциации электронных торговых площадок, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси и Ассоциации белорусских торговых площадок. Кроме того, подготовленная Национальным центром маркетинга и конъюнктурных цен Республики Беларусь совместно с Ассоциацией электронных торговых площадок России информация о проблемах, которые могут возникнуть у белорусских компаний в закупках на российских электронных площадках, была отправлена нами в Министерство финансов РФ, которое сейчас является официальным органом, отвечающим за государственные закупки в России, чтобы получить разъяснения по конкретному алгоритму действий.
Работа на площадке Посткома будет продолжена.
Юлия Васильева
julia@rg.ru