Как связаны белорусская оппозиция и криминал
22.07.2022 17:44:17
В Могилеве сотрудниками ГУБОПиК задержан неоднократно судимый 49-летний местный житель. По словам оперативников, «задержанный на протяжении нескольких лет активно выдавал себя за белорусского криминального авторитета и даже пытался собирать компромат на своих знакомых по криминальным кругам, якобы они совершали некие проступки, несовместимые с так называемыми «воровскими законами». Кроме того, задержанный занимался вымогательством и распространением клеветы».
За скупыми словами официального заявления скрыто много неожиданного. Например, оперативники не рассказали, что одним из объектов вымогательства со стороны задержанного был ярый бчбэшник и оппозиционный певец Виктор Калина. И это далеко не все сюрпризы. Приподнимем же завесу тайны и расскажем что за птицу задержали сотрудники ГУБОПиК в Могилеве.
Кто же задержан в Могилеве?
Зовут персонажа Артуром Баханьковым и не стоил бы он особого внимания, кроме внимания профессионалов из ГУБОПиК, если бы не наличие у него прочных связей в среде … белорусской оппозиции.
Впервые Баханьков всплыл в медиапространстве, когда оказался причастным к делу «черных риэлтеров» из Могилева. И тут ему несказанно повезло - прошел по касательной и даже не оказался за решеткой, тогда как двое фигурантов дела были расстреляны. В процессе «черных риэлтеров» наш персонаж всего лишь давал показания, что уже странно для человека, представляющего себя «криминальным авторитетом». И именно в этом процессе лицо Баханькова впервые попало в объектив камеры в зале суда.
После дела «черных риэлторов» персонаж развил бурную деятельность – принялся изображать из себя криминального авторитета … в соцсетях. А потом, когда осмелел, и в реальной жизни. Причем «криминальный авторитет» сразу же наладил плотные контакты с родственниками наркобарыг, которые в тот период активничали в Беларуси. Получившим сроки за распространение наркотиков очень часто требовалась квалифицированная помощь «авторитета», не безвозмездно, конечно. И именно наркоманские родственники привели Баханькова к белорусским правозащитникам и оппозиционерам, которые были с ними настолько дружны, что еще бы немного и наркобарыг в Беларуси начали бы признавать политзаключенными.
Криминальный, но совсем не авторитетный
Что же на самом деле представляет из себя Баханьков, если забыть про мифы и легенды, которыми он сам себя окружил за последние годы? Наш персонаж из очень интересной семьи. Мама персонажа, Натэлла, в свое время была «мамкой» могилевских проституток и снабжала ими весь криминальный мир Могилева и его окрестностей. Неоднократно судима. Любящий почти пятидесятилетний сын всю жизнь живет с мамой. Всегда помогал ей в ее «бизнесе» - в криминальных кругах Могилева Баханькова знали исключительно как сына Натэллы, который развозит проституток по заказам.
Сам Баханьков как-то с гордостью рассказывал, что вся его семья отсидела уже лет сто. Есть чем гордиться, конечно. Да и врет, наверняка, чтобы из образа «авторитета» ненароком не выпасть.
После армии, а служил Баханьков во внутренних войсках, он начал свою собственную карьеру в сфере преступлений и криминала. На момент задержания в 2022 году в багаже у персонажа уже имеются три судимости.
Первая в 1994 году за кражу, грабежи и умышленное уничтожение имущества граждан. Срок - шесть лет, попал под амнистию, поэтому освободился через пять.
Вторая в 2005 году за вымогательство и похищение человека. Срок – семь лет. В 2006-м статья за похищение человека было снята, а срок снижен на один год. И две амнистии не прошли мимо Баханькова, поэтому отсидел он только четыре года. Последний год по замене режима провел на исправительных работах.
И последний срок в 2015 году за подделку, изготовление, использование, сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков группой лиц. Срок два года лишения свободы, сокращен по амнистии на один год и уже в 2016-м Баханьков оказывается дома. И принимается изображать из себя великого криминального авторитета, налаживать нужные контакты.
Обратите внимание на такие «мелочи» как служба в армии, свидетельские показания в суде, амнистии и исправработы, которые мелькают в личном деле «криминального авторитета» Баханькова. Именно эти мелочи исключают какой-либо «криминальный авторитет» персонажа. Ни один человек, имеющий положение в криминальном мире, никогда не служит в армии, не сотрудничает с правоохранительными органами, не попадает под амнистию или на исправработы. Именно потому, что он криминальный авторитет. Тем более, что заработать исправработы и столько раз попасть под амнистию – надо еще постараться и вести себя просто тише воды, ниже травы. Что совсем не вяжется с «криминальным авторитетом». А ведь Баханьков пошел еще дальше и даже умудрился отправить за решетку некоторое количество людей, пытавшихся выяснить с чего вдруг он стал «авторитетом». Сильно обижали персонажа такие вопросы. То, что криминальный авторитет и потерпевший в суде понятия взаимоисключающие Баханькова ничуть не смущало. Он прекрасно понимал, что не все разбираются в нюансах криминальной иерархии, и, при наличии некоторого артистизма и наглости, он сможет довольно долго продержаться в избранном им амплуа.
Спаситель политзэков. За деньги, конечно
Плотное сотрудничество Баханькова с белорусской оппозицией началось практически сразу после освобождения персонажа в 2016 году и продолжалось до момента его задержания в 2022-м. То, что наши «политические» почему-то считают себя выше любых законов, ни для кого не секрет. Соответственно они себя всегда и ведут. И, пока они окончательно не обнаглели в 2020 году, к ним действительно относились довольно мягко, даже несмотря на то, что их неоднократно заносило. Но в местах лишения свободы, куда «политические» до 2020-го изредка попадали ненадолго, такая позиция была наказуема. «Злые» сокамерники почему-то не считали, что «политическим» можно все. И, хотя сами «политзэки» и их подпевалы постоянно рассказывают как «политических» поддерживают в заключении другие осужденные, это очередные больные фантазии.
Поэтому то один, то другой «политзэк» начинает рыдает из-за решетки на тему «другие осужденные на меня давят по указанию администрации». Это значит, что очередной «политический» где-то сильно накосячил и ему заслуженно предлагают заняться тем, что у него лучше всего получится – поддержанием чистоты и порядка в местах общественного пользования колонии. Но «политические» почему-то с таким поворотом своей жизни всегда не согласны. И вот тут уже в дело вступает незаменимый «авторитет» Баханьков, который за определенную плату где-то что-то решает для проштрафившегося змагара.
Не исключено, что именно через Баханькова решалась судьба «правозащитника» Андрея Бондаренко, умудрившегося попасть в категорию осужденных с низким статусом буквально с первых часов своего появления в колонии. Неудобный статус Бондаренко подправили именно в Могилевской тюрьме, однако это не пошло в прок «правозащитнику», так и не научившемуся вести себя ни на свободе, ни в заключении. Буквально через полторы недели после «чудесного» возвращения в ряды порядочных людей Бондаренко позволил себе поведение, о недопустимости которого его предупреждали сокамерники. После этого, получивший очередной обидный статус, «правозащитник» так и досидел с ним свой срок.
Поговаривают, что поправка статуса «правозащитника» стоила родственникам Бондаренко десять тысяч евро. Сколько тысяч из этой суммы осели в карманах Баханькова можно только догадываться, но пару тысяч он себе гарантированно заработал. Такой вот простенький и прибыльный бизнес.
И таких бондаренок в белорусской оппозиции всегда хватало. Как и других вопросов, по которым можно было обратиться к человеку, вроде бы имеющему некоторые неофициальные связи в пенитенциарных учреждениях страны.
Жыве криминальная Беларусь
Со временем Баханьков стал незаменим для оппозиции и его даже попытались представить широкой общественности. Представить ни много, ни мало, консультантом по пенитенциарной системе. Например, в ПЦ «Весна» даже ток-шоу специально под консультанта придумали. Попытались совместить политику и блатную романтику. Афиша мероприятия, как вы можете сами убедиться, выглядела дико. Само мероприятие тоже. Но когда наших «правозащитников» это останавливало.
Итак, Могилеве, март 2019-го, ток-шоу «Жыве Беларусь: па паняццях, ці па законах? Чаму беларусы шануюць крымінальную культуру?». Помимо «главного консультанта» в мероприятии приняли участие бывший политзаключенный Женя Васькович и «главный правозащитник Беларуси» Алесь Беляцкий, тоже, конечно, бывший политзэк.
Трое взрослых мужчин на протяжении почти двух часов несли чудовищную чушь на тему своего тюремного опыта. Вся троица пыталась изобразить из себя эдаких бывалых арестантов. Особенно старался, конечно, «главный консультант» Баханьков. Причем старался не только словом, но и делом.
На мероприятие он пришел в прикиде сутенера из второсортной американской комедии и с колодой карт, которую в ходе ток-шоу нервно тасовал и всячески поражал окружающих своими способностями фокусника. Все это сопровождалось словоизвержением из глубин баханьковского сознания, в котором святое писание соседствовало с сексуальными извращениями, а блатные понятия были названы светлыми, чистыми и вечными. А Женя Васькович даже обосновал почему понятия несут людям исключительно доброе и хорошее. Оказывается, если бы понятия не были такими чистыми, добрыми и светлыми их бы просто не существовало. Ведь приживается только хорошее …
Последнее «выступление» могилевского «авторитета»
После 2020 года Баханьков вновь публично засветился в «шедевре» от мутной организации Байпол из Польши. В роли консультанта, конечно. Поскольку в Польшу «авторитет» не выезжал, то консультировал по телефону. Но для людей, которые с интересом наблюдают за деятельностью Баханькова не один год, узнать его голос труда не составило.
Если кратко, то суть его «выступления» сводилась к следующему: к Баханькову, как к авторитетному человеку, обратились сотрудники ГУБОПиК с просьбой найти для них бывших осужденных, которые могут физически устранять белорусских оппозиционеров, уехавших за границу. Причем обратились к нему сотрудники уже не работающие в ГУБОПиКе. И это совершенно никого не смутило. Как и тот факт, что к «криминальному авторитету» кто-то вообще мог обратиться с таким вопросом.
Баханьков, по его словам, сотрудников, конечно, послал, что для такого «авторитетного» деятеля обычное дело. Не понятно только что помешало «авторитету» повторить «подвиг», когда к нему заглянули действующие сотрудники ГУБОПиК, да еще и с ОМОНом. Послал бы всех, да и дело с концом. Но в реале у «авторитетного пацана» почти пятидесяти лет от роду почему-то вообще мало что получается. И теперь ему, судя по всему, посылать никого не придется, особенно сотрудников правоохранительных органов. Лет до пятнадцати, возможно. А ведь там еще и другие авторитетные ребята спросят за все.