Минимум 100 проектов и 3,5 тысячи рабочих мест: что ждет города 80+ в ближайшие два с половиной года
06.06.2023 08:55:00
Любовь СОЛОВЬЕВА
В январе 2022 года в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент заострил внимание на том, что инвестиции — один из факторов экономического роста. Нужно запустить новый инвестцикл и совершить прорыв в регионах: «Преодоление межрегиональных отличий останется приоритетом госполитики. В каждом районном центре надо продумать и создать производство, ориентированное не только на внутреннее потребление, но и экспорт. Ключевое значение в этом направлении будут иметь Концепция регионального развития и принятая в сентябре Программа инноваций. Отправным уровнем региональной политики должны стать 11 городов по 80 тысяч человек и более. Это будущие лидеры роста».
Ожидается, что до конца 2025-го на этих территориях будет реализовано минимум 100 проектов и создано около 3,5 тысячи рабочих мест.
Заведующий центром инвестиционной и инновационной политики НИЭИ Николай Драгун отметил:
— Как показывает практика, чтобы регионы эффективно развивались, должны выполняться три фактора: часовая транспортная доступность крупного экономического центра, высокая численность населения и масштаб экономической деятельности (объем производства на душу населения). Самым результативным и быстрым способом достижения этой цели является развитие крупных индустриальных экономических центров, поэтому в текущей Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы города 80+ выделены в качестве приоритетных. Сама по себе программа определяет три основных направления развития территорий: создание индустриальных площадок, необходимых для организации двух-трех новых предприятий для производства не имеющей аналогов в стране продукции, затем собственно создание этих производств и выпуск продукции.
Конференция собрала руководителей регионов 80+, а также представителей Министерства экономики.
Чтобы все эти положения конкретизировать, Минэкономики разработало проект концепции государственной политики регионального развития Беларуси, где определены более конкретные направления:
— Первое — это проведение модернизации предприятий на основе цифровых технологий. Техническое переоснащение — основа, без этого невозможно обеспечить необходимую конкурентоспособность. Затем в каждом городе 80+ нужно создать не менее одного промышленного предприятия с численностью 100–150 человек. Пока это положение только в начальной стадии реализации.
Еще один важнейший фактор — организация промышленных парков с площадками, необремененными обязательствами, подготовленными транспортной и энергетической инфраструктурами и управляемыми администрациями СЭЗ. Николай Драгун рассказывает:
— Инфраструктурное развитие территорий до последнего времени словно оставалось за скобками, упор больше делался на налоговых льготах, финансовых вещах. А оказалось, что для инвесторов гораздо важнее наличие инфраструктуры, чем возможные льготы. Поэтому сейчас развитию индустриальных площадок уделяют особое внимание. В частности, за 2021–2023 годы предусмотрена реализация 15 инфраструктурных проектов, девять крупных — в энергетической сфере. В четырех городах 80+ — Барановичах, Бобруйске, Молодечно и Орше — создадут технопарки. И последнее из важнейших направлений работы — кластерное развитие.
— Преференции и льготы у нас на 90 процентов сопоставимы с «Великим камнем», но, как показала практика, этого недостаточно, если нет необходимой инфраструктуры. Вот вам пример: один инвестор хотел трудиться у нас, перерабатывая рыбу, но предложенных нами энергетических мощностей оказалось недостаточно, и бизнесмен ушел в СЭЗ «Витебск». За пять лет особая экономическая зона «Бремино-Орша» приросла только тремя резидентами, а ведь это точка роста, заложенная в указе.
Численность населения в Оршанском районе — 142,3 тысячи человек, в экономике занято 59,6 тысячи.
— Испытываем кадровый дефицит, даже с учетом особого отношения к Орше: закрепление кадров, создание новых рабочих мест, — обрисовывает проблему руководитель. — Провели большую аналитическую работу и выяснили, что много кто выехал за пределы региона. Преимущественно миграция была в Российскую Федерацию, где, по нашим оценкам, трудится примерно 6–7 тысяч человек из Оршанского района. Такой пример: на одном из совместных с иностранным бизнесом предприятии средняя зарплата 2,6 тысячи рублей, но это не помешало бригаде работников уехать в Россию, где им пообещали платить в два раза больше.
Ряд льгот, конечно, сработал. К примеру, малый бизнес заинтересовала ставка по упрощенной системе налогообложения: 1 процент от выручки продукции собственного производства и 2 — от оказания услуг. Доходы у них выросли почти в четыре раза.
За пять лет Оршанский район в 3,5 раза прирос по инвестициям. Выполнит два ключевых показателя — по собственным доходам и по увязке производительности труда с заработной платой. Также провели серьезную инвентаризацию неиспользуемого имущества и навели в этом вопросе порядок: 672 из 780 объектов вовлекли в хозоборот или снесли.
— Возможно, льготные режимы не могли себя полностью проявить из-за внешних факторов. Из 353 мероприятий программы за четыре года реализовали 155, некоторые заморожены в связи с пандемией и внешними ограничениями. Планировали создать с китайскими инвесторами торговый городок на наших площадях, уже отвели земельный участок в 60 гектаров. Но случился ковид — и они вышли из резидентства. Однако скажу так: в Беларуси налоговая нагрузка не самая высокая, нужно больше внимания уделить условиям для организации и развития бизнеса. Выделение земельных участков, стоимость энергетики, подключение к сетям и коммуникациям, наличие площадей — не нужно замыкаться только на налоговых льготах, — заключил Сергей Пац.
— Не нужно воспринимать данные оценки как расстановку сил в турнирной таблице. В большей степени это руководство к действию в дальнейшей работе.
КСТАТИ
Ведется разработка нормативного правового акта, предусматривающего создание условий окупаемости инвестиций для частных инвесторов, которые они направляют на создание и развитие индустриальных парков. В качестве пилотных сейчас реализуются проекты по созданию подобных территорий в Барановичах и Пинске, идет строительство необходимой для этого инфраструктуры.
soloveva@sb.by
Ожидается, что до конца 2025-го на этих территориях будет реализовано минимум 100 проектов и создано около 3,5 тысячи рабочих мест.
От индустриальных площадок до кластеров
Обсуждение вопросов развития данных территорий, включая темы внешней торговли, привлечения инвестиций, создания индустриальных парков, совершенствования инфраструктуры, выполнения показателей социально-экономического развития, стало значимой темой Белорусского инвестиционного форума, который недавно принимал Бобруйск. Конференция собрала руководителей регионов 80+, а также представителей Министерства экономики.Заведующий центром инвестиционной и инновационной политики НИЭИ Николай Драгун отметил:
— Как показывает практика, чтобы регионы эффективно развивались, должны выполняться три фактора: часовая транспортная доступность крупного экономического центра, высокая численность населения и масштаб экономической деятельности (объем производства на душу населения). Самым результативным и быстрым способом достижения этой цели является развитие крупных индустриальных экономических центров, поэтому в текущей Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы города 80+ выделены в качестве приоритетных. Сама по себе программа определяет три основных направления развития территорий: создание индустриальных площадок, необходимых для организации двух-трех новых предприятий для производства не имеющей аналогов в стране продукции, затем собственно создание этих производств и выпуск продукции.
Конференция собрала руководителей регионов 80+, а также представителей Министерства экономики.
Чтобы все эти положения конкретизировать, Минэкономики разработало проект концепции государственной политики регионального развития Беларуси, где определены более конкретные направления:
— Первое — это проведение модернизации предприятий на основе цифровых технологий. Техническое переоснащение — основа, без этого невозможно обеспечить необходимую конкурентоспособность. Затем в каждом городе 80+ нужно создать не менее одного промышленного предприятия с численностью 100–150 человек. Пока это положение только в начальной стадии реализации.
Еще один важнейший фактор — организация промышленных парков с площадками, необремененными обязательствами, подготовленными транспортной и энергетической инфраструктурами и управляемыми администрациями СЭЗ. Николай Драгун рассказывает:
— Инфраструктурное развитие территорий до последнего времени словно оставалось за скобками, упор больше делался на налоговых льготах, финансовых вещах. А оказалось, что для инвесторов гораздо важнее наличие инфраструктуры, чем возможные льготы. Поэтому сейчас развитию индустриальных площадок уделяют особое внимание. В частности, за 2021–2023 годы предусмотрена реализация 15 инфраструктурных проектов, девять крупных — в энергетической сфере. В четырех городах 80+ — Барановичах, Бобруйске, Молодечно и Орше — создадут технопарки. И последнее из важнейших направлений работы — кластерное развитие.
Слово первопроходцам
Первый проект опережающего развития города 80+ в стране создали на примере Орши Указом Президента № 506 от 31 декабря 2018 года. Первый заместитель председателя Оршанского райисполкома Сергей Пац поясняет:— Преференции и льготы у нас на 90 процентов сопоставимы с «Великим камнем», но, как показала практика, этого недостаточно, если нет необходимой инфраструктуры. Вот вам пример: один инвестор хотел трудиться у нас, перерабатывая рыбу, но предложенных нами энергетических мощностей оказалось недостаточно, и бизнесмен ушел в СЭЗ «Витебск». За пять лет особая экономическая зона «Бремино-Орша» приросла только тремя резидентами, а ведь это точка роста, заложенная в указе.
Численность населения в Оршанском районе — 142,3 тысячи человек, в экономике занято 59,6 тысячи.
— Испытываем кадровый дефицит, даже с учетом особого отношения к Орше: закрепление кадров, создание новых рабочих мест, — обрисовывает проблему руководитель. — Провели большую аналитическую работу и выяснили, что много кто выехал за пределы региона. Преимущественно миграция была в Российскую Федерацию, где, по нашим оценкам, трудится примерно 6–7 тысяч человек из Оршанского района. Такой пример: на одном из совместных с иностранным бизнесом предприятии средняя зарплата 2,6 тысячи рублей, но это не помешало бригаде работников уехать в Россию, где им пообещали платить в два раза больше.
Ряд льгот, конечно, сработал. К примеру, малый бизнес заинтересовала ставка по упрощенной системе налогообложения: 1 процент от выручки продукции собственного производства и 2 — от оказания услуг. Доходы у них выросли почти в четыре раза.
За пять лет Оршанский район в 3,5 раза прирос по инвестициям. Выполнит два ключевых показателя — по собственным доходам и по увязке производительности труда с заработной платой. Также провели серьезную инвентаризацию неиспользуемого имущества и навели в этом вопросе порядок: 672 из 780 объектов вовлекли в хозоборот или снесли.
— Возможно, льготные режимы не могли себя полностью проявить из-за внешних факторов. Из 353 мероприятий программы за четыре года реализовали 155, некоторые заморожены в связи с пандемией и внешними ограничениями. Планировали создать с китайскими инвесторами торговый городок на наших площадях, уже отвели земельный участок в 60 гектаров. Но случился ковид — и они вышли из резидентства. Однако скажу так: в Беларуси налоговая нагрузка не самая высокая, нужно больше внимания уделить условиям для организации и развития бизнеса. Выделение земельных участков, стоимость энергетики, подключение к сетям и коммуникациям, наличие площадей — не нужно замыкаться только на налоговых льготах, — заключил Сергей Пац.
Руководство к действию
Каждому городу 80+ по итогам работы в 2022-м Министерство экономики выставило оценки. Тем, кто получил «неуд», нужно предпринять шаги для более интенсивного развития, тем более резервы для этого есть. Но и другим не стоит самоуспокаиваться: разбивка по направлениям показывает, где стоит прибавить. Для Бобруйска, к примеру, это экономическая активность, финансово-экономические показатели, инвестиции в основной капитал, численность занятых в экономике, отметил Николай Драгун:— Не нужно воспринимать данные оценки как расстановку сил в турнирной таблице. В большей степени это руководство к действию в дальнейшей работе.
КСТАТИ
Ведется разработка нормативного правового акта, предусматривающего создание условий окупаемости инвестиций для частных инвесторов, которые они направляют на создание и развитие индустриальных парков. В качестве пилотных сейчас реализуются проекты по созданию подобных территорий в Барановичах и Пинске, идет строительство необходимой для этого инфраструктуры.
soloveva@sb.by