Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров открыл в Минске свою выставку 18+
01.12.2017 12:41:17
Человек-оркестр Сергей Шнуров продолжает играть в искусство. Минск стал третьим городом на пути больших арт-гастролей, в котором питерский музыкант, поэт и хулиган представил свою «Ретроспективу брендреализма» – выставку работ им же провозглашенного в 2007 году нового направления в искусстве. На вернисаж в Национальный центр современных искусств Шнуров пожаловал лично. Компанию ему составил художник Владимир Цеслер – «друг и учитель», как кратко охарактеризовал Владимира Яковлевича сам Шнур.
Формальным поводом перевезти на время свои работы в Минск и тем самым дать белорусам возможность разглядеть наделавшие шума в Москве и Петербурге экспонаты стал 10-летний юбилей существования самого направления. Согласно придуманным Шнуровым постулатам, брендреализм – это отражение феномена существования современного человека: в погоне за статусом и брендами он в конце концов становится их заложником и возводит лейбл в культ. При этом само название направления, по словам музыканта, довольно условное, ему просто понравилось слово «бренд».
– Манифест брендреализма я написал в 2005-2006 годах. И воплощать его в жизнь сначала начал с помощью песен «Ленинграда». Все эти большие бренды типа «Прада», «Луи Виттон» были связаны с тем, что вначале я подвел их под определенную программу и начал ее реализовывать. Эта выставка, собственно, и объясняет мою стратегию.
Сравнений с классиком поп-арта Энди Уорхолом – и явно не в пользу Шнурова – музыкант не боится, а на все обвинения во вторичности открыто заявляет:
– Уорхол был настоящим художником. А я играю. У меня такая ролевая модель. Уорхол — большой классик поп-арта, но у него тоже было много игры. Он долгое время был никем, бренд «Энди Уорхол» рос одновременно с произведениями. Я же сам являюсь брендом. Я как тот волшебник, который дотрагивается до какой-нибудь ерунды, и она превращается в произведение искусства.
На деле же лидер «Ленинграда» хлестко бичует социальные язвы, тонко выстебанные им в последних клипах группировки. Произведения искусства в исполнении Шнура – это все те же эпатаж, стеб, пародии на гламур и массовую культуру. Правда, руками сам возмутитель спокойствия не работает. Его дело – придумать идею, которую затем воплощают в жизнь неизвестные широкой публике художники и дизайнеры. Правда, иногда Шнуров все же берет в руки кисть: так, диптих, написанный рукой рок-хулигана и настоящего питерского художника Дмитрия Шорина, сопровождает гостей города на Неве в одном из терминалов аэропорта Пулково. Еще одна работа Шнурова занимает стену Музея современного искусства «Эрарта» в том же Санкт-Петербурге. Сам музыкант за перемещениями своих холстов не следит: спокойно дарит и раздает всем желающим. Но о коммерческой выгоде все же не забывает:
- Никогда не делаю того, что не может стать коммерческим, потому что это бесполезное занятие. Первые работы были проданы очень удачно. Что с ними стало, я не знаю. Не буду же я тормошить хозяев и интересоваться их судьбой. Самый дорогой экспонат? Наблюдая за динамикой спроса и небольшого предложения, потому что у нас ограниченное количество времени, я понимаю, что сейчас концерт «Ленинграда» – это самый дорогой перформанс в России.
Среди арт-объектов и инсталляций, высмеивающих те или иные бренды и социальные явления, много посвящений и коллегам по музыкальному цеху. Так, например, в деталях и подробностях все желающие могут рассмотреть вязаный портрет Земфиры – это работа уфимских бабушек-рукодельниц. Экс-балерину Анастасию Волочкову Шнуров видит со сложенными пуантами и нимбом над головой. Скандальное полотно получило название «Багиня» – именно так, с буквой «а» и фрикативным «гэ». Представлен здесь и Григорий Лепс. Точнее, его знаменитые круглые очки с фиолетовыми стеклами и рюмка (правда, без водки) на столе. Хит предыдущих выставок – портрет Стаса Михайлова в позолоченном шкафу под стеклом – тоже здесь. Работу Шнур назвал коротко и емко – «Иконостас».
– Обижаются ли? Понятия не имею. Стаса Михайлова ни разу в жизни не видел. Земфиру в последний раз видел в 2003 году. А вот Лепс однажды даже подарил мне свои очки. Но не те, которые на выставке. Настоящие лежат дома.
Шнуров признается, что по выставкам он не особо ходок. Музеи посещает скорее из любопытства. Да и то, не на условного Шишкина посмотреть, а на тех, кто его полотна разглядывает и вдохновляется. Дома у музыканта есть немного русского авангарда. Белорусского, кстати, тоже: как-то Шнуров купил работу нашего художника Руслана Вашкевича.
– Купил, потому что понравилась. Какой трепет? Для того чтобы купить картину, нужны деньги. Трепет не нужен.
Кстати, в отличие от многих художников Шнуров не посвящает свои работы – как живописные, так и музыкальные – супруге Матильде.
– Эпоха романтизма давно закончилась. Все эти посвящения – это все драматика начала XIX века. Я подарил Матильде всю свою жизнь. Что я еще ей должен?..
Попытаться понять, где шутка, а где философия в работах и словах музыканта, можно вплоть до 14 января. Вход на экспозицию платный: 20 рублей. Но с билетом на любой из концертов «Ленинграда» этого года (за 19 марта или 1 декабря) на входе сделают существенную скидку и впустят в обитель современного искусства за 10 рублей.
Формальным поводом перевезти на время свои работы в Минск и тем самым дать белорусам возможность разглядеть наделавшие шума в Москве и Петербурге экспонаты стал 10-летний юбилей существования самого направления. Согласно придуманным Шнуровым постулатам, брендреализм – это отражение феномена существования современного человека: в погоне за статусом и брендами он в конце концов становится их заложником и возводит лейбл в культ. При этом само название направления, по словам музыканта, довольно условное, ему просто понравилось слово «бренд».
– Манифест брендреализма я написал в 2005-2006 годах. И воплощать его в жизнь сначала начал с помощью песен «Ленинграда». Все эти большие бренды типа «Прада», «Луи Виттон» были связаны с тем, что вначале я подвел их под определенную программу и начал ее реализовывать. Эта выставка, собственно, и объясняет мою стратегию.
Сравнений с классиком поп-арта Энди Уорхолом – и явно не в пользу Шнурова – музыкант не боится, а на все обвинения во вторичности открыто заявляет:
– Уорхол был настоящим художником. А я играю. У меня такая ролевая модель. Уорхол — большой классик поп-арта, но у него тоже было много игры. Он долгое время был никем, бренд «Энди Уорхол» рос одновременно с произведениями. Я же сам являюсь брендом. Я как тот волшебник, который дотрагивается до какой-нибудь ерунды, и она превращается в произведение искусства.
На деле же лидер «Ленинграда» хлестко бичует социальные язвы, тонко выстебанные им в последних клипах группировки. Произведения искусства в исполнении Шнура – это все те же эпатаж, стеб, пародии на гламур и массовую культуру. Правда, руками сам возмутитель спокойствия не работает. Его дело – придумать идею, которую затем воплощают в жизнь неизвестные широкой публике художники и дизайнеры. Правда, иногда Шнуров все же берет в руки кисть: так, диптих, написанный рукой рок-хулигана и настоящего питерского художника Дмитрия Шорина, сопровождает гостей города на Неве в одном из терминалов аэропорта Пулково. Еще одна работа Шнурова занимает стену Музея современного искусства «Эрарта» в том же Санкт-Петербурге. Сам музыкант за перемещениями своих холстов не следит: спокойно дарит и раздает всем желающим. Но о коммерческой выгоде все же не забывает:
- Никогда не делаю того, что не может стать коммерческим, потому что это бесполезное занятие. Первые работы были проданы очень удачно. Что с ними стало, я не знаю. Не буду же я тормошить хозяев и интересоваться их судьбой. Самый дорогой экспонат? Наблюдая за динамикой спроса и небольшого предложения, потому что у нас ограниченное количество времени, я понимаю, что сейчас концерт «Ленинграда» – это самый дорогой перформанс в России.
Среди арт-объектов и инсталляций, высмеивающих те или иные бренды и социальные явления, много посвящений и коллегам по музыкальному цеху. Так, например, в деталях и подробностях все желающие могут рассмотреть вязаный портрет Земфиры – это работа уфимских бабушек-рукодельниц. Экс-балерину Анастасию Волочкову Шнуров видит со сложенными пуантами и нимбом над головой. Скандальное полотно получило название «Багиня» – именно так, с буквой «а» и фрикативным «гэ». Представлен здесь и Григорий Лепс. Точнее, его знаменитые круглые очки с фиолетовыми стеклами и рюмка (правда, без водки) на столе. Хит предыдущих выставок – портрет Стаса Михайлова в позолоченном шкафу под стеклом – тоже здесь. Работу Шнур назвал коротко и емко – «Иконостас».
– Обижаются ли? Понятия не имею. Стаса Михайлова ни разу в жизни не видел. Земфиру в последний раз видел в 2003 году. А вот Лепс однажды даже подарил мне свои очки. Но не те, которые на выставке. Настоящие лежат дома.
Шнуров признается, что по выставкам он не особо ходок. Музеи посещает скорее из любопытства. Да и то, не на условного Шишкина посмотреть, а на тех, кто его полотна разглядывает и вдохновляется. Дома у музыканта есть немного русского авангарда. Белорусского, кстати, тоже: как-то Шнуров купил работу нашего художника Руслана Вашкевича.
– Купил, потому что понравилась. Какой трепет? Для того чтобы купить картину, нужны деньги. Трепет не нужен.
Кстати, в отличие от многих художников Шнуров не посвящает свои работы – как живописные, так и музыкальные – супруге Матильде.
– Эпоха романтизма давно закончилась. Все эти посвящения – это все драматика начала XIX века. Я подарил Матильде всю свою жизнь. Что я еще ей должен?..
Попытаться понять, где шутка, а где философия в работах и словах музыканта, можно вплоть до 14 января. Вход на экспозицию платный: 20 рублей. Но с билетом на любой из концертов «Ленинграда» этого года (за 19 марта или 1 декабря) на входе сделают существенную скидку и впустят в обитель современного искусства за 10 рублей.